Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Дорожная сеть Саудовской Аравии

 

Дорожная сеть Саудовской Аравии

 

Саудовская Аравия — одно из наиболее крупных арабских государств на Ближнем Востоке — занимает 2/3 территории Аравийского п-ова. Недра страны чрезвычайно богаты нефтью, запасы которой составляют около 1/5 всех разведанных запасов нефти капиталистических и развивающихся стран. Добыча нефти осуществляется в основном иностранными нефтяными компаниями, главным образом американской компанией АРАМКО («Арабиен Американ ойл компани»).

Империалистические крути Запада рассматривают территорию Саудовской Аравии как основной плацдарм для «зашиты своих интересов» в зоне Персидского залива, т. е. для установления контроля над огромными нефтяными месторождениями в странах Персидского залива и всего Ближнего и Среднего Востока, как плацдарм для борьбы против национально-освободительного движения народов этого региона.

До последнего времени основными путями сообщения между отдельными районами Саудовской Аравии, разделенных значительными расстояниями, оставались главным образом древние караванные пути и тропы. Строительство автомобильных дорог велось преимущественно в местах добычи нефти (в северо-восточных районах) в интересах нефтяных компаний.

Наряду с технической отсталостью сдерживающее влияние на развитие сухопутных путей сообщения оказывают крайне неблагоприятные природные условия. Территория Саудовской Аравии представляет собой пустынное плато, расположенное иа высоте от 500 до 1300 м над уровнем моря, над которым возвышаются отдельные горные хребты и массивы. Огромные пространства занимают пустыни, поверхность на значительном части которых покрыта сыпучими песками. Наиболее обширной является пустыня Руб-эль-Хали, занимающая всю юго-восточную часть территории страны. Вдоль побережья Красного моря протянулась цепь гор, в том числе самые высокие в стране горы Джибаль-Хиджас. В примыкающих к побережью Красного моря районах большие пространства покрыты затвердевшей магмой — так называемыми лавовыми полями. Саудовская Аравия относится к странам с сухим и жарким климатом (на значительной части территории страны выпадает менее 100 мм осадков в год), здесь полностью отсутствуют поверхностные источники пресной воды и насчитывается ограниченное количество колодцев и артезианских скважин. Отсутствие хороших путей сообщения стало в современных условиях серьезным тормозом для развития экономии! страны, ее внутрихозяйственных и межгосударственных связей, отрицательно сказываясь на обеспечении развития вооруженных сил Саудовской Аравии, оснащаемых с помощью западных держав, в первую очередь США и Великобритании, современным вооружением и боевой техникой. Создавшееся положение вынудило правящие круги страны и стоящие за ними империалистические силы Запада ускорить проведение мероприятий по развитию сухопутных путей сообщения, и прежде всего автомобильных дорог.

Основным видом транспорта считается автомобильный, как наиболее отвечающий природным условиям страны.

Автомобильные дороги. В 1950 году была принята первая программа строительства и реконструкции автомобильных дорог. До 1963 года было построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог. Вторая программа осуществлялась с 1963 по 1970 год с помощью иностранных фирм. За это время сооружено и реконструировано около 5,2 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием. В 1973 году в Саудовской Аравии, по официальным данным, насчитывалось 8 тыс. км современных автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В настоящее время в стадии строительства находится около 2 тыс. км и предполагается проложить еще около 3,5 тыс. км новых магистралей. В 1975 году, в соответствии с третьей программой строительства и реконструкции основных автомобильных дорог, протяженность автомобильной дорожной сети превысила 15 тыс. км, в том числе около 10 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием.

На развитие сети основных автомобильных дорог в Саудовской Аравии выделяются значительные средства. По сообщениям иностранной печати, на осуществление только второй программы по бюджету министерства коммуникаций было выделено более 3100 млн. риалов. В период с 1970/71 по 1974/75 финансовые годы (начинается 1 августа) общая сумма расходов по третьей программе была определена в 3919 млн. риалов, в том числе 1946,9 млн. на строительство основных автомобильных дорог.

К сооружаемым в стране автомобильным дорогам предъявляются довольно высокие технические требования. По сведениям иностранной печать, расчетная скорость движения на них, за исключением горных участков, составляет 100 км/ч. Это обеспечивается устройством поворотов с большими радиусами кривых и плавным сопряжением продольных уклонов, а также созданием условий хорошего обзора для водителей. Ширина проезжей части дорог 7 м с двухметровыми обочинами с каждой стороны. На наиболее важных направлениях дороги сооружаются с двумя раздельными полосами движения, обеспечивающими движение транспорта в два ряда в каждом направлении. В качестве дорожного покрытия применяется высокопрочный жаростойкий асфальтобетон, который готовится на подвижных асфальтобетонных заводах. Такое покрытие укладывается на щебеночное основание, подготовленное из асфальтобетона с заполнителем из более крупных фракций. Через сухие русла (вади), которые большую часть года остаются без воды и лишь в период дождей на короткие промежутки времени превращаются в бурные труднопреодолимые потоки, сооружаются железобетонные мосты большой грузоподъемности, обеспечивающие движение самых тяжелых транспортных средств.

Для осуществления программ строительства и реконструкции дорожной сети привлекаются значительные силы и средства. Так, по официальным данным министерства коммуникации, в 1969 году общее число занятых в изысканиях, проектировании и строительстве дорог и дорожных сооружений составляло 7070 человек, в том числе 108 инженеров, 117 изыскателей и специалистов по определению объемов работ, 42 техника-лаборанта, 11 чертежников, 1658 техников и мастеров, 364 механика, 47 электротехников и электромонтеров, 164 плотника и слесаря, 3029 рабочих-дорожников, 1192 водителя автомобилей и оператора дорожных машин и механизмов, 338 человек административного и управленческого персонала.

К началу 1975 года в стране была в основном создана сеть автомобильных дорог, связывающих между собой важные районы; продолжается строительство дорог в сельских районах. Основными автомобильными дорогами Саудовской Аравии являются:
— Даммам — Эр-Рияд — Эт-Таиф — Мекка — Джидда протяженностью 1528 км. Эта трансарабская автомобильная дорога была сооружена в 1967 году. С вводом ее в эксплуатацию обеспечено сухопутное сообщение между стилицей Саудовской Аравии Эр-Рияд и г. Джидда (важным портом на побережье Красного моря) и нефтеэкспортными портами на побережье Персидского залива. Намечено спрямить трассу этой дороги примерно на 140 км за счет строительства новой дороги на участке Эль Музахимия — Залим протяженностью 457 км. Работы по ее строительству уже ведутся на участке Эль-Музахимия — Эль-Куваиня.
— Эль Мадина (Медина) — Табук — Эль Мудаввара, где она соединяется с дорожной сетью Иордании. Трасса дороги протяженностью 785 км проходит по древнему караванному пути «в Мекку и Медину». Строительство ее на всем протяжении было закончено до 1963 года. После оккупации Израилем Синайского п-ова, от нее было построено ответвление протяженностью 240 км до мыса Рас-Шейх-Хумаид у входа в залип Акаба н 55-километровый участок до Хакль. Oт Акаба до Хакль на иорданской территории по берегу залива Акаба проходит дорога, обеспечившая связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании в этом районе.
— Эль-Арлина (Медина) — Джидда протяженностью 424 км полностью реконструирована в соответствии с принятыми в стране техническими требованиями к оснивныч автомобильным дорогам.
— Абу-Хадрия — Рас-эль-Мишаб — Аз-Заркани (на границе с Ку-вейтом) протяженностью 14(> км. Эта дорога через территорию Кувейта обеспечивает связь дорожных сетей Саудовской Аравии к Ирака непосредственно вдоль побережья Персидского залива.
— Даммам — Абу-Хадрия — Эн-Нуайрня — Тураиф протяженностью 1272 км. Трасса этой дороги проходит вдоль трансарабского нефтепровода «Таплайн» и далее по территории Иордании. В настоящее время завершены работы по строительству участка между Эн-Нуайрня и Тураиф. Ведутся работы по строительству дороги от Тураиф до Эль- Хлдитха на границе с Иорданией протяженностью более 170 км. В дальнейшем ее предполагается продлить по территории Иордании до Азрак-Шешан, что обеспечит соединение дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании еще на одном участке границы.
— Эль-Хуфуф — Сальва протяженностью 150 км. Эта сравнительно небольшая по протяженности дорога построена через пустыню Эль-Джафура до границы с Катаром. На территории Катара дорога доведена до Доха (длина участка 100 км), в результате чего была обеспечена связь дорожных сетей этих двух стран.
— Эт-Таиф — Бнльджурши — Абха — Джизан протяженностью 726 км. Трасса дороги проложена высоко в горах Джибаль-Хиджас, и в летние, наиболее жаркие месяцы, движение по ней будет осуществляться лишь при благоприятных температурных условиях. Строительные работы на этой важной автомобильной дороге, предназначенной для обеспечения связи с южными, приграничными с Йеменской Арабской Республикой районами страны, ведутся на последних участках трассы: Бильджурши — Абха и Абха — Эд-Дарб. Стоимость строительства составит, как предполагается. 1200 млн. риалов.
— Абха — Хамис-Мушайт — Нейджран протяженностью 282 км Эта дорога, строительство которой осуществлялось в трудных горных условиях, обеспечивает выход непосредственно к границе с Йеменской Арабской Республикой севернее Саад.
— Эр-Рияд — Эс-Сайх — Эс-Сулейиль — Эль Хамаоин протяженностью 640 км. Дорога проходит в центральной части страны восточнее горного хребта Джебель-Тувайк и предназначена для связи столицы Эр-Рияд с южными районами страны. В будущем предполагается проложить от нее дополнительные выходы к границам с Йеменской Арабской Республикой в районы Нейджран и Хамис-Мушайт.

В программе дальнейшего развития сети основных автомобильных дорог Саудовской Аравии предусматривается строительство ряда важных автомобильных дорог, в том числе: Шакра—Эль-Маджмаа — Эль-Артавия — Хафар-эль-Батин, Тайма — Эль-Джауф, Эс-Сайх — Эль-Удейлия, Эль-Бад — Умм-Ладдж, Эль Мадина (Медина) — Тувваль, Мекка — Эль-Кунфида — Эд-Дарб, Нейджран — Шарура.

По сообщениям иностранной печати, в последнее время наряду с мероприятиями по дальнейшему развитию дорожной сети большое внимание стало уделяться также организации эксплуатации имеющихся автомобильных дорог и дорожных сооружений, так как значительная часть ранее построенных дорог вследствие износа, влияния климатических факторов, а главное отсутствия надлежащего эксплуатационного обслуживания нуждается в ремонте.

По сообщениям иностранной печати, в 1975 году в Саудовский Аравии имелось около 180 тыс. автомобилей и других транспорт них средств (без учета находящихся в вооруженных силах), в том числе 100 тыс. грузовых автомобилей различных типов.

Железные дороги. Железнодорожный транспорт играет незначительную роль в транспортных перевозках страны. Государственному управлению железных дорог принадлежит единственная действующая в стране железная дорога Даимам — Эр-Рияд протяженностью 562 км. Строительство ее было начато в 1947 году нефтяной компанией АРАМКО. Движение по ней было открыто в 1951 году. Дорога однопутная, со стандартной европейской колеей шириной 1435 мм. Общая длина железнодорожного пути с учетом веток местного значения составляет 692 км. Промежуточные станции построены в Абкаик, Эль-Хуфуф, Харад и Эль-Хардж. В Даммам оборудованы ремонтные железнодорожные мастерские. По сообщениям иностранной печати, максимальная допустимая скорость движения пассажирских поездов 100 км/ч, грузовых— 70 км/ч. По сообщению центрального статистического бюро, в 1972 году подвижный состав дороги состоял из 25 тепловозов, более 1100 грузовых вагонов различного назначения, 85 вагонов-цистерн, 25 пассажирских и багажных вагонов.

По территории Саудовской Аравии проходит часть недействующей Хиджазскои железной дороги, построенной турецкими войсками в период 1900—1908 годов. Трасса этой узкоколейной (ширина колен 1050 мм) однопутной железной дороги проходит от Дамаска (Сирия) через Амман и Маан (Иордания) до Эль-Мадина (Медина) — главного города Хиджазской провинции (Саудовская Аравия). Общая протяженность ее 1303 км

Во время первой мировой войны железной дороге при отходе турецких войск были нанесены серьезные повреждения. Большая часть ее между Маан (Иордания) и Эль-Мадина (Медина) — протяженностью 843 км — с тех пор не восстанавливалась и под воздействием атмосферных факторов и коррозии еще более разрушилась.

Как сообщалось в иностранной печати, сейчас начато строительство железнодорожной линии вдоль побережья Персидского залива через территорию Кувейта до г. Басра в Ираке. Имеются также проекты строительства железной дороги от Эр-Рияд до Джидда.

Созданная на территории Саудовской Арашш дорожная сеть, по мнению зарубежных специалистов, уже в настоящее время в основном обеспечивает потребности страны в различных перевозках.

Полковник-инженер Д. Федоров

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1976.

Последнее обновление 16.04.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com