Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Саудовская Аравия
(физико-географические условия, экономика, элементы инфраструктуры, вооруженные силы)

 

Монархический режим Саудовской Аравии занимает значительное место в политических, экономических и военностратегических планах империалистических государств, и прежде всего США, стремящихся использовать его как орудие борьбы против прогрессивных государств и национально-освободительных движений на Ближнем Востоке и в Африке. Особый интерес для Вашингтона представляют огромные нефтяные богатства и финансовая мощь Саудовской Аравии — крупнейшего производителя и экспортера «черного золота» в страны капиталистического мира.

Физико-географические условия. Саудовская Аравия занимает большую часть Аравийского п-ова, а также мелкие острова, разбросанные вдоль побережья в Красном море и Персидском заливе. Ее площадь свыше 2 млн. км2. Эта цифра в какой-то степени условна, так как границы с рядом государств никогда окончательно не демаркировались.

На юге Саудовская Аравия граничит с ЙАР, НДРЙ и султанатом Оман, на востоке — с Катаром и ОАЭ, на севере — с Иорданией, Ираком и Кувейтом (рис. 1). Вся территория административно делится на четыре провинции: Хиджаз и Асир расположены в районах Красноморского побережья. Неджд охватывает всю внутреннюю Аравию, Восточная выходит к Персидскому заливу.

Рельеф. Значительная часть страны покрыта песками (пустыни и полупустыни) и скалистыми горами. Почти вся поверхность представляет собой плоскогорье, отдельные высоты которого в центральных районах достигают 1300 м. Края его на западе и юго-востоке приподняты. Вдоль побережья Красного моря широкой полосой протянулись горы Джебель-Хиджаз, оставляя узкую прибрежную полосу. В северной и центральной частях плоскогорье постепенно понижается с запада на восток и в районе Персидского залива образует широкую низменность Эль-Хаса. Большая часть внутренней области плоскогорья занята песчаными грядами, круто обрывающимися за пределами Саудовской Аравии к Аденскому заливу. Берега преимущественно низкие, песчаные, слабо изрезанные.

Климат сухой тропический. Лето очень жаркое (средняя температура июля + 30° С), зима теплая (января +7° С), на севере иногда бывают заморозки до — 10°С. Количество осадков на большей части территории менее 100 мм в год. В стране нет ни одной постоянно текущей реки, временные потоки образуются только после дождей. Основную роль в водоснабжении играют грунтовые воды.

Население. В Саудовской Аравии никогда не публиковались официальные данные о переписи населения. По оценкам статистических ежегодников ООН, его численность примерно 7730 тыс. человек. Сюда входит около 2 млн. иностранных рабочих и служащих разных национальностей (из ЙАР, Египта, Судана, Индии, Пакистана и т. д.). В стране проживает до 30 тыс. американцев, 12 тыс. англичан и 18 тыс. человек из других европейских стран. Саудовские власти заинтересованы в привлечении иностранной рабочей силы вследствие малочисленности и отсталости коренных жителей. Подавляющее большинство населения — арабы, около 2/з из них — кочевники и полукочевники.

Государственный строй. Саудовская Аравия — абсолютная теократическая монархия. Конституции нет, формально ее заменяет Коран — священная книга мусульман. Официальные круги проповедуют исламскую идеологию ваххабитского толка. Большинство жителей по вероисповеданию — мусульмане-сунниты, в восточных районах проживают в основном мусульмане-шииты. Страна является центром исламизма на Ближнем Востоке, на ее территории расположены «святые места» для всех мусульман мира (Мекка и Медина).

В руках короля сосредоточена законодательная, исполнительная и духовная власть (в настоящее время у власти находится король Халед). Он — глава государства, премьер-министр, верховный главнокомандующий и имам (высшее религиозное лицо в стране).

Официальный наследник — принц Фахд, который в настоящее время от имени короля практически управляет Саудовской Аравией. По существу, всю общественно-политическую жизнь и внешнюю политику страны контролирует правящий клан, включающий более 5 тыс. принцев.

Основой экономики является нефтедобыча, которая превышает 450 млн. т в год и приносит доход 40 млрд. долларов. Страна занимает второе место в капиталистическом мире (после США) по производству и первое по экспорту этого сырья. Так, 25 проц. импортируемой Соединенными Штатами нефти вывозится в настоящее время из Саудовской Аравии

Полагают, что в 1985 году эта цифра может достигнуть 50 проц. Па долю нефти приходится более 95 проц экспорта, свыше 90 проц. государственных доходов и 70 проц. валового национального продукта. Разведанные здесь запасы «черного золота» оцениваются в 23 млрд. т (примерно четверть всех мировых запасов).

После того как в феврале 1979 года саудовское правительство национализировало американскую компанию АРАМКО, вся нефтедобыча в стране ведется государственной компанией ПЕТРОМИН. Основные месторождения находятся на востоке и в районе шельфа Персидского залива (Гавар, Абкайк, Саффания, Барри, Абу-Хадрия, Абу-Сафа, Эль-Катиф, Фадили, Манифа, Хирсания, Даммам, Марджан, Зулюф, Хурайс). В настоящее время здесь имеется 26 действующих разведывательных бурильных установок. Из 37 месторождений добыча ведется лишь на 15. В 1985 году для удовлетворения растущих потребностей Запада, по оценке иностранных специалистов, в стране планируется добыть около 800 млн. т нефти. Главные импортеры — Япония, США, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания.

Основными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. В соответствии со вторым пятилетним планом развития экономики на 1976 — 1980 годы (общие капиталовложения 142 млрд. долларов) предполагается создать новые отрасли: нефтехимическую и металлообрабатываю-щую промышленность, а также черную и цветную металлургию.

Планом предусматривается проведение работ по сооружению двух главных индустриальных центров — в городах Эль- Джубайль и Янбо. Крупнейший в стране промышленный комплекс в Эль-Джубайле, строительство которого планируется завершить в 1992 году, будет включать неф-теперерабатывающие и нефтехимические предприятия, заводы по выпуску стали и алюминия, морской порт, аэропорт, город с населением 200 тыс. человек. Зарубежные специалисты считают, что Эль-Джубайль станет базой для развития военной промышленности страны.

Сельское хозяйство (занято около 70 проц. населения) развито слабо. В нем господствует крупное землевладение, сохранились пережитки феодальных отношений. Из 32,5 млн. га пригодных для обработки земель возделывается лишь 500 тыс. га, что связано с недостатком воды. Около половины потребности в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.

В результате выполнения второго пятилетнего плана, по которому на развитие сельского хозяйства выделено 10,8 млрд. долларов (в три раза больше, чем в 1971 — 1975 годах), площадь поливных земель должна быть увеличена до 1,2 млн. га, производство пшеницы возрасти в два раза (250 тыс. т). Значительный рост производства продуктов питания ожидается в середине 80-х годов, когда намечается построить крупные ирригационные сооружения в районах Джизан, Наджран, Абха, Эль-Ахса, Хуфуф, а также на северо-востоке страны.

Пути сообщения. Транспортные коммуникации Саудовской Аравии, по оценке иностранной прессы, развиты недостаточно.

Железнодорожная сеть связывает столицу Эр-Рияд с портом Даммам и центром нефтепромыслов Дахран. Ее длина (с учетом веток местного значения) 692 км. Линия одноколейная. Ширина колеи 1435 мм. Существует проект продолжения этой магистрали от Эр-Рияда до Медины и Джидды. Принято решение о восстановлении недействующей однопутной Хиджазской железной дороги (ширина колеи 1050 мм), соединяющей г. Медина со столицами Сирии (Дамаск) и Иордании (Амман).

Шоссейные дороги связывают нефтепромыслы между собой и с портами в Персидском заливе — Даммам, Рас-Таннура, Эль-Хубар. Шоссе проложены также в другие страны: одно в Кувейт и Ирак и другое в Иорданию, Сирию и Ливан.

В последние годы на развитие транспортной сети отпускается около половины бюджетных ассигнований на нужды экономики. В результате протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием с начала выполнения первого пятилетнего плана увеличилась почти в два раза и достигла, по данным зарубежной печати, 16 тыс. км.

За период 1975—1980 годов предусматривается завершить проектирование 5700 км асфальтированных и 17 000 км грунтовых дорог, построить 1300 км асфальтированных и 10 250 км грунтовых (на схеме показана сеть дорог по плану на 1980 год).

Трубопроводы. Для доставки нефти к портам создана сеть нефтепроводов. По территории страны проходит нефтепровод американской компании «Таплайн», соединяющий Абкайк с ливанским портом Сайда. Его длина 1720 км, диаметр труб 762 мм, пропускная способность 30 млн. т в год. Проложены нефтепроводы из Дахрана в порты Эль-Хубар и Рас-Таннура, а также в Бахрейн (подводный) и другие.

В 1981 году планируется завершить строительство подземного нефтепровода, который свяжет Гавар и Абкайк с портом Янбо на Красном море. Он сократит на 5000 км путь доставки саудовской нефти в Европу и уменьшит зависимость ее экспорта от транспортных магистралей в Персидском заливе.

Морской транспорт. Связь Саудовской Аравии с внешним миром осуществляется главным образом морским путем. Джидда — крупнейший порт на побережье Красного моря. Он хорошо защищен с севера и юга коралловыми рифами, зани мает площадь 154 га и может принимать одновременно 22 судна грузоподъемностью до 30 тыс. т. Общий грузооборот порта 8 млн. т в год. Программой его модернизации предусматривается увеличить к 1981 году количество причалов до 45 и пропускную способность до 17 млн. т в год. Он сможет обслуживать суда водоизмещением 80 тыс. т. Ведется строительство судоремонтного предприятия с двумя плавающими доками. По сообщениям зарубежной печати, здесь начато также сооружение военно-морской базы.

Порт Даммам — основной на побережье Персидского залива — обеспечивает обработку сухогрузных судов. В дополнение к существующим в настоящее время 30 причалам к 1981 году предусматривается построить десять новых. В результате ежегодная пропускная способность должна возрасти до 12 млн. т.

Для вывоза нефти и нефтепродуктов ис-пользуется специализированный порт Рас-Таннура, через который осуществляется 70 проц. экспорта всего жидкого топлива. Здесь построены два пирса, 20 причалов, четыре терминала, нефтехранилища. В районе порта сооружены три специальные платформы для швартовки супертанкеров грузоподъемностью 250 — 400 тыс. т.

В порту Янбо (девять причалов, годовой грузооборот 2,4 млн. т) проходят обработку сухогрузные суда. После окончания строительства нефтепровода Аб- кайк—Янбо и реконструкции порта (предполагается число причалов довести до 14, грузооборот — до 3,6 млн. т) через него будет вывозиться 25 проц. добываемой в стране нефти.

Порт Эль-Джубайль рассматривается в качестве будущей ВМБ, где планируется построить 28 причалов. В настоящее время это база рыболовецкого флота. В дальнейшем здесь предусматривается иметь два терминала. Намечается также строительство доков для ремонта судов.

Порт Джизан — единственный, обеспечивающий доступ в южные районы страны. Основная часть крупнотоннажных судов обрабатывается на рейде с помощью барж. Имеет четыре причала. В настоящее время в дополнение к имеющемуся 420-м волнолому строятся еще два.

Как сообщает зарубежная пресса, в Саудовской Аравии пока нет специально оборудованных ВМБ. Патрульные катера в основном базируются в Красном море в портах Джидда и Янбо, в Персидском заливе — Рас-Таннура, Даммам, Эль-Джубайль.

Аэродромная сеть. Согласно данным иностранной печати. Саудовская Аравия с помощью США создает современные военно-воздушные базы, в том числе в районах Дахран, Эль-Батан, Табук, Хамис-Мушайт. Кроме того, ВВС используют аэродромы в городах Эр-Рияд, Джидда, Эт-Таиф, Наджран. Все они имеют ВПП длиной 3000 м, современные средства навигационного оборудования и службы аэродромного обеспечения.

Аэропорт Дахран

Определяя значение каждой из этих баз, зарубежная пресса указывает, что Дахран является важным связующим пунктом в цепи американских баз между Азией и Атлантикой. Базы Хамис-Мушайт и Наджран предназначены для использования в случае обострения отношений с НДРЙ, а Табук и Эль-Батан — для контроля за северными границами.

При необходимости авиация может быть рассредоточена на аэродромах, которые в настоящее время обслуживают гражданскую авиацию (Турайф, Бадана, Сакака, Хаиль, Хуфуф, Эль-Мишъаб, Эль- Убанла, Бурайба. Эр-Расс, Эль-Маджмаа, Эль-Ямама, Эль-Ваджх, Медина, Тураба, Биша, Джизан, Тамра).

Вооруженные силы. В Саудовской Аравии существуют регулярные вооруженные силы, национальная гвардия и береговая охрана.

Вооруженные силы комплектуются на добровольной основе. Их общая численность, согласно сообщениям иностранной прессы, 58,5 тыс. человек, в том числе в сухопутных войсках — 45 тыс., ВВС — 12 тыс., ВМС — 1,5 тыс. человек.

Сухопутные войска включают одну бронетанковую бригаду, пять пехотных бригад и 11 артиллерийских дивизионов. На вооружении находятся более 300 французских танков АМХ-30 и свыше 250 американских М60.

ВВС имеют в общей сложности 162 боевых и учебно-боевых самолета. Наиболее современными считаются 70 американских истребителей-бомбардировщиков F-5E, базирующихся на аэродромы в Эт-Таиф и Хамис-Мушайт, 42 английских «Лайтнинг» (аэродромы в Табук и Хамис-Мушайт). В начале 80-х годов саудовские ВВС получат из США 60 самолетов F-15 (стоимость контракта 2,5 млрд. долларов), соглашение о поставках которых было достигнуто в рамках комплексной сделки, предусматривающей также продажу 50 машин F-5E Египту и 90 (F-15 и F-16) Израилю.

Корабельный состав ВМС включает трн торпедных, девять сторожевых и около 80 устаревших патрульных катеров береговой охраны.

Опорой режима является национальная гвардия (50 тыс. человек), которая набирается из представителей племен, поддерживающих короля. В ее обязанности входит также охрана нефтяных месторождений и подавление народных выступлений.

Численность береговой охраны 6,5 тыс. человек.

Переоснащение и укрепление саудовской армии осуществляется при активной помощи США, которые в 1978 году продали Эр-Рияду оружие и военную технику на сумму 4,1 млрд. долларов. В стране находится более 6 тыс. американцев, оказы вающих помощь в подготовке вооруженных сил и обслуживании военной техники.

Оказываемая западными странами, и прежде всего США, широкая помощь в развитии инфраструктуры и вооруженных сил Саудовской Аравии преследует цель обеспечить бесперебойное поступление нефти на капиталистический рынок и надежность морских коммуникаций в Персидском заливе и Красном море. Наличие на ее территории крупных портов и современных аэродромов создает, по оценке зарубежных специалистов, благоприятные условия для базирования авиации и ВМС империалистических государств при про-ведении военно-политических акций против прогрессивных сил в регионе. Усиленно вооружая Саудовскую Аравию, Вашингтон стремится использовать ее для сколачивания под своей эгидой военных блоков в Персидском заливе и Красном море, поддержки самых реакционных режимов и консервативных сил на Арабском Востоке и Африканском континенте.

Подполковник Ю. Седов.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №6 1979.

Последнее обновление 06.01.2016 год

Автор - , 2001 - 2017.

  Рейтинг@Mail.ru