Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Объединенные Арабские Эмираты

 

Объединенные Арабские Эмираты
(физико-географические условия, экономика, элементы инфраструктуры, вооруженные силы)

 

В последние годы район Персидского залива, где сосредоточено около 2/3 нефтяных запасов капиталистического мира и более 1/2 ее ежегодной добычи, стал зоной особого внимания империалистических государств, и прежде всего США. Объявив этот регион сферой своих «жизненно важных» интересов, Вашингтон стянул сюда значительный контингент военно-морских сил и прилагает огромные усилия для поиска здесь баз и опорных пунктов.

Определенное место в экспансионистских замыслах США занимают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). По оценке специалистов из Пентагона, они имеют выгодное географическое положение вследствие близости к крупнейшим нефтедобывающим странам региона и основным путям транспортировки ближневосточной нефти, в первую очередь к Ормузскому проливу, через который проходит более половины потребляемой Западом нефти. Так, в свое время в печати появились сообщения о том, что Пентагон намеревается построить на территории эмирата Рас-эль-Хайма военно-воздушную и военно-морскую базы. В эмирате Дубай, как пишет арабская пресса, американцы разместили станцию радиоэлектронной разведки, вывезенную из Ирана. Кроме того, США планируют создать здесь к 1983 году крупнейшую военно-морскую базу (в районе строящегося порта Джебель-Али). Немаловажную роль в разжигании аппетитов Вашингтона в отношении к ОАЭ играют и их значительные нефтяные богатства, поскольку они входят в первую десятку капиталистических государств — производителей нефти.

Рельеф. Большая часть страны представляет собой песчаную и солончаковую равнину, на востоке находятся отроги Оманских гор (средняя высота 1000—1500 м). В пустынных районах, являющихся частью огромной пустыни Руб-эль-Хали, довольно много мелких оазисов. Протяженность береговой линии превышает 700 км, берега преимущественно низкие, изрезаны неглубокими бухтами.

Климат сухой тропический. Температура воздуха в январе около +20°С, в июле до +45°С. Осадков на равнинах выпадает 100—150 мм, в в горах — 300— 400 мм в год. Постоянных рек нет, растительность скудная.

Население в последние годы быстро растет за счет иммиграции, в настоящее время оно составляет более 900 тыс. человек (из них лишь 25 проц. коренных жителей). 70 проц. общей численности населения — арабы, остальные — выходцы из Индии, Ирана и Пакистана. Примерно 10 проц. жителей являются полукочевниками и кочевниками. Европейцы (в основном англичане) и американцы проживают в городах.

Государственный язык ОАЭ — арабский, господствующая религия — ислам (преимущественно суннитского толка).

Государственный строй. ОАЭ — федеральное независимое государство, включающее семь княжеств (эмиратов) бывшего Договорного Омана: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Рас-эль-Хайма, Эль-Фуджайра. Абу-Даби — самое крупное из них (свыше 85 проц. территории страны). Столица ОАЭ — Абу-Даби находится на одноименном острове, связанном с материком мостом длиной 453 м (имеет четыре полосы движения по 3,7 м). До настоящего времени между княжествами сохраняются разногласия по пограничным вопросам.

Все эмираты, объединившиеся в конце 1971 года после ухода из района Персидского залива английской администрации, являются монархиями. Глава ОАЭ — президент. Высший законодательный орган — высший совет эмиров, исполнительный — правительство.

Внутренняя политика монархических режимов княжеств характеризуется консерватизмом, деятельность политических партий и общественных организаций запрещена, жизнь населения подчинена догмам корана. Во внешнеполитической области ОАЭ ориентируются на империалистические государства, хотя по ряду региональных проблем, в частности по урегулированию арабо-израильского конфликта, занимают реалистические позиции, осуждая сепаратную египетско-израильскую сделку.

Основу энономики страны составляет нефть, по добыче которой (свыше 100 млн. т в год) она занимает десятое место в капиталистическом мире. На 1978 год общие разведанные запасы нефти ОАЭ оценивались почти в 4,3 млрд. т (около 6 проц. общих запасов капиталистических государств). Они находятся главным образом в Абу-Даби (95,5 проц.) и частично в Дубай и Шарджа (примерно 4 проц. и 0,5 проц. соответственно).

Добыча нефти в эмиратах контролируется западными нефтяными монополиями. Она вывозится в Японию (27 проц.), США (16), Францию (13), Нидерланды (8), Великобританию (6 проц.). Доходы от ее продажи в 1979 году превысили 14 млрд. долларов.

Основными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Первый нефтеперерабатывающий завод в ОАЭ был построен в 1976 году на о. Умм-эль-Наср (вблизи г. Абу-Даби). Его мощность 0,8 млн. т нефти в год. Планируется в течение ближайших трех — пяти лет построить в новом индустриальном центре Рувейс (в районе Джебель-Дханна) завод, перерабатывающий ежегодно более 12 млн. т нефти.

В эмирате Дубай идет строительство индустриального центра Джебель-Али (30 км юго-западнее г. Дубай), одновременно он будет одним из крупнейших портов в Персидском заливе. Здесь сооружаются современные предприятия по производству алюминия (135 тыс. т в год), углерода (180 тыс. т), а также нефтеперерабатывающий комплекс (7,5 млн. т), сталеплавильным и прокатный заводы. В 1978 году вступил в строй крупнейший цементный завод в районе Персидского залива мощностью 550 тыс. т в год (14 км юго-западнее г. Дубай). Все предприятия строятся смешанными компаниями при участии английских, западногерманских, американских, японских и других фирм.

Кроме нефти, ОАЭ имеют значительные запасы природного газа, превышающие, по оценке иностранной прессы, 2,5 трлн. м3. На о. Дас действует крупнейший на Ближнем и Среднем Востоке завод по сжижению газа (2,2 млн. т в год), его продукция идет главным образом в Японию. Сооружается еще один комплекс по добыче, переработке и сжижению газа в г. Рувейс, сдача в эксплуатацию намечена на 1981 год. Завод по сжижению газа строится также в г. Джебель-Али.

Сельское хозяйство развито слабо (в нем занято около 20 проц. самодеятельного населения). Земледелие оазисного типа. Площадь обрабатываемых земель около 17 тыс. га (примерно 90 проц. — орошаемые) из 40 — 50 тыс. га, пригодных для сельскохозяйственного использования. 1/4 населения ОАЭ занимается животноводством. Основным сельскохозяйственным районом является эмират Рас-эль-Хайма. Потребности населения в продуктах питания более чем на 90 проц. покрываются за счет ввоза, на который ежегодно расходуется около 1/4 стоимости импорта.

Пути сообщения. Транспортные коммуникации ОАЭ, по оценке зарубежных специалистов, развиты недостаточно. Железных дорог нет, и их строительство пока не планируется. Основное наземное средство сообщения — автомобильный транспорт. Общая протяженность дорог с твердым покрытием более 1000 км. Все эмираты связаны между собой, а также с Оманом и Катаром шоссе, проходящим вдоль берега Персидского залива (ширина проезжей части 7,5 м).

Морской транспорт. Увеличение объема вывозимой нефти и газа и необходимость ввоза большого количества потребительских товаров обусловили значительное расширение существующих и строительство новых портов. Основным из них, через который проходит большая часть импорта и экспорта страны (без учета экспорта нефти и сжиженного газа), является порт Рашид в Дубай (рис. 2). Он играет также важную роль как перевалочный центр реэкспортной торговли для других стран Персидского залива. Его грузооборот достигает 6 млн. т в год. Порт имеет 16 причалов, 15 из них служат для погрузки и выгрузки сухогрузов, 16-й — пефтяных танкеров (общая длина причалов около 3 км). Последний может принимать танкеры грузоподъемностью до 70 тыс. т с осадкой до 11 м. К нему от нефтехранилища подведен трубопровод диаметром 30 см. Скорость погрузки нефти 500 т в час. Внутренняя акватория порта образована двумя волноломами длиной 2200 и 2290 м. В настоящее время осуществляется модернизация порта, после окончания которой (ориентировочно 1980 год) он сможет обрабатывать 13 млн. т грузов в год.

Вторым по значению является порт Зайед в Абу-Даби. В настоящее время он имеет 19 причалов, строятся еще десять. В связи с его чрезмерной загрузкой рядом сооружается новый порт (34 причала) с глубинами у причалов 11,5 м, это позволит принимать крупные океанские суда.

Важное место в системе морских перевозок ОАЭ занимает порт Халид в Шарджа. Как и Дубай, он расположен в естественной и хорошо защищенной бухте. В настоящее время здесь ведутся работы, предусматривающие увеличение количества причалов до 16 (общей протяженностью более 3 км), грузооборот доведен до 2,4 млн. т.

В Оманском заливе на восточном побережье Шарджа сооружен порт Хор-Факкан с контейнерным терминалом, пропускная способность которого 15 тыс. единиц в год. Его использование позволяет, минуя перегруженный Ормузский пролив, переправлять грузы в контейнерах через порт воздушным транспортом.

В Джебель-Али с помощью американцев ведется строительство порта с 74 причалами. Он сможет обрабатывать суда грузоподъемностью до 150 тыс. т. Продолжается сооружение крупных портов в Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджайра, планируется построить глубоководный порт в Рувейс.

Крупнейшими нефтяными портами ОАЭ являются Джебель-Дханна, порт на о. Дас (в Абу-Даби) и в Дубай (плавучий). Первый располагает четырьмя морскими причалами на расстоянии 5,6 км от берега для приема танкеров грузоподъемностью свыше 100 тыс. т. Он соединен с нефтепромыслами трубопроводами общей протяженностью 200 км. Второй, принимающий танкеры грузоподъемностью свыше 300 тыс. т, связан с нефтяными месторождениями подводными нефтепроводами длиной 33 и 100 км. Порт способен также одновременно обслуживать два танкера для перевозки сжиженного газа. Плавучий нефтяной порт в Дубай в состоянии обрабатывать одновременно два танкера грузоподъемностью по 250 тыс. т. В Дубай построен крупнейший в мире сухой док для ремонта супертанкеров.

Воздушный транспорт. В ОАЭ четыре международных аэропорта, способных принимать современные самолеты, намечается строительство еще пяти. Крупнейшим является аэропорт в Дубай — важный транзитный центр между Европой, Америкой, Юго-Восточной Азией и Австралией. Длина ВИИ 3400 м, ширина 50 м. Он оснащен современным радиотехническим оборудованием. В Джебель-Али строится новый международный аэропорт, рассчитанный на одновременное обслуживание 22 самолетов. Здесь будут две ВПП и контейнерный терминал. Пропускная способность 19 млн. пассажиров в год.

Международный аэропорт Абу-Даби располагает ВПП длиной 3500 м и шириной 50 м, пропускная способность более 1 млн. пассажиров в год. В 40 км от него на материке ведется строительство еще одного международного аэропорта, который будет ежегодно обслуживать свыше 6 млн. пассажиров.

Аэропорт в Шарджа главным образом используется как перевалочная база для грузов в контейнерах, он обслуживает контейнерные морские порты в Шарджа и Хор-Факкан, способен обработать до 250 тыс. т грузов в контейнерах в год.

Бронеавтомобиль Шорленд.

Вооруженные силы ОАЭ состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Их общая численность, по данным иностранной прессы, 25,2 тыс. человек.

Сухопутные войска (23,5 тыс. человек) включают:
- бригаду королевской гвардии,
- танковый батальон,
- три батальона бронеавтомобилей,
- около десяти пехотных батальонов,
- три артиллерийских дивизиона и другие подразделения.

Имеют на вооружении около 40 танков «Скорпион», орудия полевой артиллерии, ПТУР «Виджилент», БТР «Сарацин», бронеавтомобили «Саладин», «Феррет», «Шорленд».

ВВС (800 человек) состоят из четырех эскадрилий (32 боевых самолета «Мираж» и «Хантер» и 11 транспортных). Базируются в основном на авиабазы в Абу-Даби и Дубай.

В ВМС (900 человек) насчитывается 17 сторожевых катеров различных типов.

Активное участие западных государств в развитии инфраструктуры ОАЭ расценивается зарубежными специалистами как их стремление создать здесь на случай возникновения кризисных ситуаций благоприятные условия для базирования авиации и ВМС, а также обеспечить бесперебойное поступление нефти на капиталистический рынок.

Подполковник Ю. Седов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1980.

Последнее обновление 08.01.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru