(физико-географические условия, экономика, элементы инфраструктуры, вооруженные силы) |
В последние годы район Персидского залива, где сосредоточено около 2/3 нефтяных запасов капиталистического мира и более 1/2 ее ежегодной добычи, стал зоной особого внимания империалистических государств, и прежде всего США. Объявив этот регион сферой своих «жизненно важных» интересов, Вашингтон стянул сюда значительный контингент военно-морских сил и прилагает огромные усилия для поиска здесь баз и опорных пунктов.
Определенное место в экспансионистских замыслах США занимают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). По оценке специалистов из Пентагона, они имеют выгодное географическое положение вследствие близости к крупнейшим нефтедобывающим странам региона и основным путям транспортировки ближневосточной нефти, в первую очередь к Ормузскому проливу, через который проходит более половины потребляемой Западом нефти. Так, в свое время в печати появились сообщения о том, что Пентагон намеревается построить на территории эмирата Рас-эль-Хайма военно-воздушную и военно-морскую базы. В эмирате Дубай, как пишет арабская пресса, американцы разместили станцию радиоэлектронной разведки, вывезенную из Ирана. Кроме того, США планируют создать здесь к 1983 году крупнейшую военно-морскую базу (в районе строящегося порта Джебель-Али). Немаловажную роль в разжигании аппетитов Вашингтона в отношении к ОАЭ играют и их значительные нефтяные богатства, поскольку они входят в первую десятку капиталистических государств — производителей нефти. Рельеф. Большая часть страны представляет собой песчаную и солончаковую равнину, на востоке находятся отроги Оманских гор (средняя высота 1000—1500 м). В пустынных районах, являющихся частью огромной пустыни Руб-эль-Хали, довольно много мелких оазисов. Протяженность береговой линии превышает 700 км, берега преимущественно низкие, изрезаны неглубокими бухтами. Климат сухой тропический. Температура воздуха в январе около +20°С, в июле до +45°С. Осадков на равнинах выпадает 100—150 мм, в в горах — 300— 400 мм в год. Постоянных рек нет, растительность скудная. Население в последние годы быстро растет за счет иммиграции, в настоящее время оно составляет более 900 тыс. человек (из них лишь 25 проц. коренных жителей). 70 проц. общей численности населения — арабы, остальные — выходцы из Индии, Ирана и Пакистана. Примерно 10 проц. жителей являются полукочевниками и кочевниками. Европейцы (в основном англичане) и американцы проживают в городах. Государственный язык ОАЭ — арабский, господствующая религия — ислам (преимущественно суннитского толка). Государственный строй. ОАЭ — федеральное независимое государство, включающее семь княжеств (эмиратов) бывшего Договорного Омана: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Рас-эль-Хайма, Эль-Фуджайра. Абу-Даби — самое крупное из них (свыше 85 проц. территории страны). Столица ОАЭ — Абу-Даби находится на одноименном острове, связанном с материком мостом длиной 453 м (имеет четыре полосы движения по 3,7 м). До настоящего времени между княжествами сохраняются разногласия по пограничным вопросам. Все эмираты, объединившиеся в конце 1971 года после ухода из района Персидского залива английской администрации, являются монархиями. Глава ОАЭ — президент. Высший законодательный орган — высший совет эмиров, исполнительный — правительство. Внутренняя политика монархических режимов княжеств характеризуется консерватизмом, деятельность политических партий и общественных организаций запрещена, жизнь населения подчинена догмам корана. Во внешнеполитической области ОАЭ ориентируются на империалистические государства, хотя по ряду региональных проблем, в частности по урегулированию арабо-израильского конфликта, занимают реалистические позиции, осуждая сепаратную египетско-израильскую сделку. Основу энономики страны составляет нефть, по добыче которой (свыше 100 млн. т в год) она занимает десятое место в капиталистическом мире. На 1978 год общие разведанные запасы нефти ОАЭ оценивались почти в 4,3 млрд. т (около 6 проц. общих запасов капиталистических государств). Они находятся главным образом в Абу-Даби (95,5 проц.) и частично в Дубай и Шарджа (примерно 4 проц. и 0,5 проц. соответственно). Добыча нефти в эмиратах контролируется западными нефтяными монополиями. Она вывозится в Японию (27 проц.), США (16), Францию (13), Нидерланды (8), Великобританию (6 проц.). Доходы от ее продажи в 1979 году превысили 14 млрд. долларов. Основными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. Первый нефтеперерабатывающий завод в ОАЭ был построен в 1976 году на о. Умм-эль-Наср (вблизи г. Абу-Даби). Его мощность 0,8 млн. т нефти в год. Планируется в течение ближайших трех — пяти лет построить в новом индустриальном центре Рувейс (в районе Джебель-Дханна) завод, перерабатывающий ежегодно более 12 млн. т нефти. В эмирате Дубай идет строительство индустриального центра Джебель-Али (30 км юго-западнее г. Дубай), одновременно он будет одним из крупнейших портов в Персидском заливе. Здесь сооружаются современные предприятия по производству алюминия (135 тыс. т в год), углерода (180 тыс. т), а также нефтеперерабатывающий комплекс (7,5 млн. т), сталеплавильным и прокатный заводы. В 1978 году вступил в строй крупнейший цементный завод в районе Персидского залива мощностью 550 тыс. т в год (14 км юго-западнее г. Дубай). Все предприятия строятся смешанными компаниями при участии английских, западногерманских, американских, японских и других фирм. Кроме нефти, ОАЭ имеют значительные запасы природного газа, превышающие, по оценке иностранной прессы, 2,5 трлн. м3. На о. Дас действует крупнейший на Ближнем и Среднем Востоке завод по сжижению газа (2,2 млн. т в год), его продукция идет главным образом в Японию. Сооружается еще один комплекс по добыче, переработке и сжижению газа в г. Рувейс, сдача в эксплуатацию намечена на 1981 год. Завод по сжижению газа строится также в г. Джебель-Али. Сельское хозяйство развито слабо (в нем занято около 20 проц. самодеятельного населения). Земледелие оазисного типа. Площадь обрабатываемых земель около 17 тыс. га (примерно 90 проц. — орошаемые) из 40 — 50 тыс. га, пригодных для сельскохозяйственного использования. 1/4 населения ОАЭ занимается животноводством. Основным сельскохозяйственным районом является эмират Рас-эль-Хайма. Потребности населения в продуктах питания более чем на 90 проц. покрываются за счет ввоза, на который ежегодно расходуется около 1/4 стоимости импорта. Пути сообщения. Транспортные коммуникации ОАЭ, по оценке зарубежных специалистов, развиты недостаточно. Железных дорог нет, и их строительство пока не планируется. Основное наземное средство сообщения — автомобильный транспорт. Общая протяженность дорог с твердым покрытием более 1000 км. Все эмираты связаны между собой, а также с Оманом и Катаром шоссе, проходящим вдоль берега Персидского залива (ширина проезжей части 7,5 м). Морской транспорт. Увеличение объема вывозимой нефти и газа и необходимость ввоза большого количества потребительских товаров обусловили значительное расширение существующих и строительство новых портов. Основным из них, через который проходит большая часть импорта и экспорта страны (без учета экспорта нефти и сжиженного газа), является порт Рашид в Дубай (рис. 2). Он играет также важную роль как перевалочный центр реэкспортной торговли для других стран Персидского залива. Его грузооборот достигает 6 млн. т в год. Порт имеет 16 причалов, 15 из них служат для погрузки и выгрузки сухогрузов, 16-й — пефтяных танкеров (общая длина причалов около 3 км). Последний может принимать танкеры грузоподъемностью до 70 тыс. т с осадкой до 11 м. К нему от нефтехранилища подведен трубопровод диаметром 30 см. Скорость погрузки нефти 500 т в час. Внутренняя акватория порта образована двумя волноломами длиной 2200 и 2290 м. В настоящее время осуществляется модернизация порта, после окончания которой (ориентировочно 1980 год) он сможет обрабатывать 13 млн. т грузов в год. Вторым по значению является порт Зайед в Абу-Даби. В настоящее время он имеет 19 причалов, строятся еще десять. В связи с его чрезмерной загрузкой рядом сооружается новый порт (34 причала) с глубинами у причалов 11,5 м, это позволит принимать крупные океанские суда. Важное место в системе морских перевозок ОАЭ занимает порт Халид в Шарджа. Как и Дубай, он расположен в естественной и хорошо защищенной бухте. В настоящее время здесь ведутся работы, предусматривающие увеличение количества причалов до 16 (общей протяженностью более 3 км), грузооборот доведен до 2,4 млн. т. В Оманском заливе на восточном побережье Шарджа сооружен порт Хор-Факкан с контейнерным терминалом, пропускная способность которого 15 тыс. единиц в год. Его использование позволяет, минуя перегруженный Ормузский пролив, переправлять грузы в контейнерах через порт воздушным транспортом. В Джебель-Али с помощью американцев ведется строительство порта с 74 причалами. Он сможет обрабатывать суда грузоподъемностью до 150 тыс. т. Продолжается сооружение крупных портов в Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджайра, планируется построить глубоководный порт в Рувейс. Крупнейшими нефтяными портами ОАЭ являются Джебель-Дханна, порт на о. Дас (в Абу-Даби) и в Дубай (плавучий). Первый располагает четырьмя морскими причалами на расстоянии 5,6 км от берега для приема танкеров грузоподъемностью свыше 100 тыс. т. Он соединен с нефтепромыслами трубопроводами общей протяженностью 200 км. Второй, принимающий танкеры грузоподъемностью свыше 300 тыс. т, связан с нефтяными месторождениями подводными нефтепроводами длиной 33 и 100 км. Порт способен также одновременно обслуживать два танкера для перевозки сжиженного газа. Плавучий нефтяной порт в Дубай в состоянии обрабатывать одновременно два танкера грузоподъемностью по 250 тыс. т. В Дубай построен крупнейший в мире сухой док для ремонта супертанкеров. Воздушный транспорт. В ОАЭ четыре международных аэропорта, способных принимать современные самолеты, намечается строительство еще пяти. Крупнейшим является аэропорт в Дубай — важный транзитный центр между Европой, Америкой, Юго-Восточной Азией и Австралией. Длина ВИИ 3400 м, ширина 50 м. Он оснащен современным радиотехническим оборудованием. В Джебель-Али строится новый международный аэропорт, рассчитанный на одновременное обслуживание 22 самолетов. Здесь будут две ВПП и контейнерный терминал. Пропускная способность 19 млн. пассажиров в год. Международный аэропорт Абу-Даби располагает ВПП длиной 3500 м и шириной 50 м, пропускная способность более 1 млн. пассажиров в год. В 40 км от него на материке ведется строительство еще одного международного аэропорта, который будет ежегодно обслуживать свыше 6 млн. пассажиров. Аэропорт в Шарджа главным образом используется как перевалочная база для грузов в контейнерах, он обслуживает контейнерные морские порты в Шарджа и Хор-Факкан, способен обработать до 250 тыс. т грузов в контейнерах в год. Бронеавтомобиль Шорленд.
Вооруженные силы ОАЭ состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Их общая численность, по данным иностранной прессы, 25,2 тыс. человек. Сухопутные войска (23,5 тыс. человек) включают:
Имеют на вооружении около 40 танков «Скорпион», орудия полевой артиллерии, ПТУР «Виджилент», БТР «Сарацин», бронеавтомобили «Саладин», «Феррет», «Шорленд». ВВС (800 человек) состоят из четырех эскадрилий (32 боевых самолета «Мираж» и «Хантер» и 11 транспортных). Базируются в основном на авиабазы в Абу-Даби и Дубай. В ВМС (900 человек) насчитывается 17 сторожевых катеров различных типов. Активное участие западных государств в развитии инфраструктуры ОАЭ расценивается зарубежными специалистами как их стремление создать здесь на случай возникновения кризисных ситуаций благоприятные условия для базирования авиации и ВМС, а также обеспечить бесперебойное поступление нефти на капиталистический рынок. Подполковник Ю. Седов Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1980. Последнее обновление 08.01.2016 год |
Автор - , 2001 - 2017.