Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука ВМС Австралии

 

ВМС Австралии

 

ВМС Австралии - новые стратегические горизонты

В течение двух последних десятилетий командование ВМС Австралии разрабатывало и претворяло в жизнь планы закупок вооружений и военной техники с целью поддержания существующих и наращивания новых, дополнительных боевых возможностей флота (используя преимущества прогрессивных технологий) в условиях меняющейся обстановки в регионе. На протяжении всего этого периода австралийские вооруженные (оборонительные) силы (АОС) строились по принципу сбалансированного развития всех их видов, обеспечивающего подготовку к проведению военных операций различного уровня в зоне непосредственных стратегических интересов страны (в южной части Тихого и Индийского океанов). Благодаря эффективности такой политики в области строительства армии, ВВС и ВМС удалось избежать значительных трудностей при участии Австралии в миротворческих операциях последнего времени в районах Бугенвиль (Папуа - Новая Гвинея), Сомали и Восточный Тимор. При определяющей роли в этих операциях австралийских сухопутных войск существенное значение, как отмечалось в зарубежной военной печати, имела их поддержка со стороны ВМС и ВВС.

Зарождающаяся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) система многополюсной коллективной безопасности снижает угрозу развязывания крупных региональных конфликтов, однако ввиду наличия политических и экономических противоречий и нерешенных территориальных проблем опасность возникновения локальных конфликтов остается. Австралия как член военно-политических блоков АНЗЮК (с участием Великобритании, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура) и АНЗЮС (США, Австралия, Новая Зеландия) и «гарант безопасности» островных государств в Океании может быть вовлечена в такие конфликты.

Основной задачей австралийских вооруженных сил является обеспечение в случае необходимости предотвращения любой агрессии, направленной против территориальной целостности и стратегических интересов страны. Решение этой задачи предусматривает, в соответствии с концепцией «передовой обороны», своевременное обнаружение и поражение противника на подходах к воздушному и морскому пространству Австралийского континента силами главным образом ВМС во взаимодействии с ВВС. При этом возможными источниками угрозы в зоне стратегических интересов страны (до 1000 миль к северу и западу от континента) считаются Индонезия, Индия и Китай.

Другими важными задачами флота являются: оборона прибрежных вод, защита судоходства, патрулирование исключительной экономической зоны, поддержание регионального оборонительного кооперирования, участие в миротворческих акциях и ликвидации последствий стихийных бедствий как в стране, так и за ее пределами.

Большое значение для выбора направлений развития военно-морских сил имеет, по мнению австралийского командования, надлежащая оценка и учет особенностей обстановки. Формирование региональных ВМС возможно преимущественно на базе флотов таких стран, как Новая Зеландия, Малайзия, Сингапур и Таиланд, обладающих не самыми широкими оперативными возможностями. Поэтому военное руководство Австралии стремится поддерживать собственные ВМС на достаточно высоком уровне, обеспечивающем возможности ведения боевых действий как в прибрежных водах и экономической зоне, так и за их пределами. Так как главный акцент делается на оборону морского и воздушного пространства страны, то большая доля затрат на новые вооружения распределена в основном между ВВС и ВМС. Курс на строительство профессионального и современного флота и ВВС проводится зачастую в ущерб интересам австралийской армии, хотя участие в недавней миротворческой операции в Восточном Тиморе выявило необходимость увеличения ассигнований и на ее нужды.

Стабильно урезаемый (с 1983 года) объем средств на оборону страны (в настоящее время до 2 проц. от ВНП) приводит к периодическим отсрочкам в исполнении новых проектов для ВМС. В ряде случаев, как отмечается в зарубежной прессе, приходится ограничиваться программами модернизации и продления сроков службы кораблей отдельных классов и боевой техники в ущерб критериям рациональности и ценовой эффективности. Постоянные проблемы с исполнением текущих бюджетов ставят флот перед фактом устаревания корабельного состава уже к 2010 году.

Организация и боевой состав ВМС. Военно-морские силы как самостоятельный вид вооруженных сил Австралии возглавляет командующий (начальник штаба) ВМС (Chief of Navy), который непосредственно подчинен командующему вооруженными силами (Chief of Defence Force) и входит в состав комитета начальников штабов. Штаб расположен в г. Канберра.

В подчинении начальника штаба ВМС находятся: заместитель НШ, стратегический командный центр, начальники управлений закупки вооружений, подготовки и обучения личного состава, а также командующий флотом (Maritime Commander), командования материально-технического обеспечения и боевой подготовки ВМС.

Основным оперативным объединением ВМС является флот, организационно состоящий из флотилий (эскадр): подводных лодок, эскадренных миноносцев, фрегатов, миннотральных сил, патрульных катеров, десантных кораблей и катеров, вспомогательных и учебных судов. В состав военно-морского флота входит также морская авиация: палубная (три эскадрильи противолодочных и вспомогательных вертолетов) и базовая (самолеты РЭБ и транспортные). Кроме того, в интересах ВМС используются самолеты тактической (истребительно-штурмовой) и базовой патрульной авиации из состава ВВС.

По данным зарубежной печати, в настоящее время ВМС Австралии насчитывают в составе флота более 60 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе: пять подводных лодок (ПЛ), один эсминец УРО, девять фрегатов (из них шесть ракетных), девять минно-тральных кораблей, три десантных корабля, 15 патрульных и девять десантных катеров. (Тактико-технические характеристики кораблей и катеров приведены в таблице).

Морская авиация включает до 40 вертолетов и два самолета (125 боевых самолетов привлекаются из ВВС). Противолодочные вертолеты S-70B-2 «Сихок» (16 машин) из состава авиаэскадрильи HS-816 базируются на ФР УРО типа «Аделаида» и на фрегатах типа «Анзак» (для них закупаются также 11 вертолетов SH-2G(A) «Супер Сиспрайт»). Семь вертолетов MK - 50А/В «Си Кинг», шесть AS 350B «Скваррель» и три 206В «Кайова» из состава эскадрилий HS-817 и HC-723 используются в качестве вспомогательных, а два самолета HS 748 - в целях РЭБ и учебных. Для прикрытия сил флота с воздуха привлекаются 71 истребитель-штурмовик F/A-18 «Хорнет», 17 истребителей F-111C, 15 F-111G с ПКР «Гарпун» и четыре RF-111C (разведки и РЭБ), а также 18 патрульных самолетов ПЛО P-3C «Орион II» из состава ВВС.

Общая численность личного состава ВМС - более 20 тыс. человек (из них 6 тыс. резервистов первой и второй очереди, активно привлекающихся к службе в регулярных формированиях флота).

Система базирования и тылового обеспечения флота хорошо развита и развернута на всем побережье Австралии. Она включает два военно-морских района: Восточный с ГВМБ Сидней (штаб флота, базирование подводных лодок, надводных кораблей и вспомогательных судов, штабной колледж, учебный центр, судоремонтные и кораблестроительные предприятия), ВМБ Джервис-Бей (авиабаза Альбатросс, военно-морской колледж, органы МТО) и Канберра (штаб ВМС, узел связи); Западный с ВМБ Кокбёрн-саунд (базирование подводных лодок и надводных кораблей), Вестернпорт (учебный центр) и главным узлом связи Норт-Вест кейп (Гарольд Е. Холт), а также отдельные ВМБ Дарвин (на северном побережье, узел связи, базирование патрульных и десантных катеров) и Кэрнс (на северо-восточном, базирование катеров и гидрографических судов). Пункты базирования в Брисбен, Аделаида и Хобарт были закрыты в 1994 году.

Перспективы модернизации и строительства ВМС увязываются с сохранением устоявшейся структуры флота и осуществлением проектов по сбалансированному совершенствованию и развитию всех его основных компонентов: подводных лодок, боевых надводных кораблей, минно-тральных, амфибийных и патрульных сил, гидрографических и вспомогательных судов, включая закупку для них новых систем вооружения и военной техники. Решения по тем или иным проектам принимаются на заседаниях ряда комитетов в рамках штаба ВС и министерства обороны, главным из которых является комитет по оборонным возможностям, возглавляемый начальником штаба и заместителем министра по стратегии. В качестве членов этого комитета выступают помощник министра по закупкам, начальники штабов ВМС, армии и ВВС. (Номера рассматриваемых проектов обозначаются четырехзначными цифрами с добавлением слова «Sea», если они разрабатываются непосредственно в интересах ВМС, или «Joint» («Defence»), когда они создаются для других видов вооруженных сил.)

Подводные лодки. В настоящее время в составе ВМС осталась одна дизельная ПЛ типа «Оберон» - «Отама» - английской постройки 1978 года. Она прошла модернизацию в период с 1985 по 1986 год (в частности, в соответствии с проектом «Joint 1» была оснащена ПКР «Саб Гарпун»), но приближается к завершению своего эксплуатационного цикла и подлежит выводу из боевого состава флота (три предыдущие лодки этого проекта сняты с учета ВМС в 1995, 1996 и 1999 годах). Решение о проектировании и строительстве новых ПЛ было принято в 1987 году, когда министерство обороны заключило контракт со шведской фирмой «Кокумс». Готовых проектов, удовлетворяющих потребности австралийских ВМС (из-за большой удаленности операционных районов развертывания ПЛ от основных баз требовались достаточно крупные дизельные лодки водоизмещением свыше 3 000 т), в то время не нашлось, поэтому был выбран оригинальный проект, предусматривающий использование новейших технологий и установку самых совершенных боевых систем.

Строительство шести ПЛ типа «Коллинз» (рис. 1) осуществляется с 1989 года (по проекту «Sea 1114») на судоверфи австралийской компании «Сабмарин корпорэйшн» (ВМБ Аделаида) в партнерстве с фирмой «Кокумс». К настоящему времени четыре ПЛ переданы флоту, хотя и требуют существенной доводки как по боевым системам, так и по энергетическим установкам и корпусам. Две последние («Шиан» и «Рэнкин») проходят морские испытания и должны войти в состав ВМС в августе 2000 года и в июне 2001-го соответственно. Поскольку недостатки, выявленные на первых ПЛ (в частности высокий уровень шумности из-за повышенной вибрации дизельной установки и кавитации винтов), успешно устраняются (по проекту «Sea 1446»), отсрочек в строительстве последних лодок не ожидается. Все ПЛ оснащаются гидроакустическими станциями (ГАС) с буксируемыми антенными решетками (в соответствии с проектом «Defence 7003»), ПКР «Саб Гарпун» (проект «Joint 1»), минами и системами доставки мобильных мин (проект «Joint 2045») и торпедами Mk 48 мод. 4, которые в дальнейшем должны быть заменены новыми (по проекту «Sea 1429»). Решается проблема выбора автоматизированной системы боевого управления (по типу АСБУ американских ПЛА или европейских - концерна «Бритиш аэроспейс - STN Атлас»). В дальнейшем предусматривается проведение работ (в три этапа) по усовершенствованию боевых возможностей новых ПЛ (в соответствии с проектом «Sea 1439»). В частности, намечено придать им способность участвовать в специальных операциях; провести модернизацию с целью продления сроков их службы и исследования на предмет возможного строительства еще нескольких ПЛ нового типа. К настоящему времени, по сообщениям зарубежной прессы, одобрен только первый этап проекта.

Боевые надводные корабли. Программам совершенствования боевых возможностей этой категории корабельного состава ВМС уделяется самое пристальное внимание. Имевшиеся в составе флота три эскадренных миноносца (ЭМ) УРО типа «Перт» (американского Рис. 1. ПЛ «Фарнкомб» типа «Коллинз» проекта «Чарлз Ф. Адамс», постройки 1965 - 1967 годов) прошли два этапа модернизации (1974 - 1979 годы и 1987 - 1991), в ходе которых была обновлена значительная часть их электронного и радиотехнического оборудования (АСБУ, РЛС обнаружения и управления огнем), а ракетные пусковые установки (ПУ) Mk 13 ЗУР SM-1MR «Стандарт» адаптированы для запуска также и ПКР «Гарпун». Дополнительно они были оснащены зенитными артиллерийскими комплексами (ЗАК) «Вулкан - Фаланкс» (в соответствии с проектом «Sea 1292») и ракетными ловушками типа «Нулка». В настоящее время в строю остался только один эсминец этого типа - D41 «Брисбен».

Командование ВМС выражает беспокойство по поводу того, что с выводом ЭМ УРО из боевого состава флот лишится таких возможностей, как применение универсальной РЛС обнаружения SPS-52C (в трех измерениях), некоторых важных функций в сфере боевого управления и связи. К тому же остающиеся только на ФР УРО типа «Аделаида» ЗУР средней дальности SM-1 «Стандарт» также устаревают и требуют замены. С учетом этих обстоятельств сначала (в 1996 году) было решено оснастить строящиеся фрегаты типа «Анзак» РЛС с фазированной антенной решеткой, ЗУР SM-2 блок IIIA и другим оборудованием (проект «Sea 1443»), но через три года, после детальной оценки возможных технических рисков, от этого пришлось отказаться. Рассматривался также проект («Sea 1400») строительства восьми новых эсминцев на замену ФР УРО типа «Аделаида» начиная с 2013 года (проектирование должно было начаться в 2002 - 2003 годах), но и от него ВМС отказались в 1999-м.

В настоящее время рассматривается альтернативный проект («Sea 4000») - закупки в США трех или четырех ЭМ УРО типа «Кидд» или срочного строительства новых кораблей этого класса. Преимущества первого варианта заключаются в экономии времени: после вооружения двух американских кораблей ЗУР SM-2 блок IIIA дальнего действия они сразу же могли войти в состав австралийского флота, а еще один (или два) были бы поставлены в док для установки на них ВПУ Mk 41 и дооборудования другими системами. В ближайшей и среднесрочной перспективе эти корабли восполнили бы противовоздушные возможности флота, однако их возраст (20 лет) и относительно скорое устаревание системы ПВО значительно снижают достоинства варианта. Строительство на местных судоверфях новых современных кораблей (немецкого проекта F-124, голландского LCF или испанского F-100) всячески поддерживается представителями национальной кораблестроительной индустрии и обещает более выгодное долгосрочное вложение финансовых средств, хотя и увеличивает сроки выполнения проекта. Не исключено, что может возникнуть промежуточный вариант в комбинации первых двух.

Строительство восьми фрегатов (ФР) типа «Анзак» (рис. 2) по модифицированному немецкому проекту МЕКО 200 («Sea 1348») ведется с 1993 года. Три корабля переданы флоту в 1996 - 1999 годах, еще два спущены на воду, строительство которых должно завершиться в 2000-м и 2001-м, а всю серию планируется построить к 2004-му. Последние четыре ФР в дополнение к штатному вооружению планируется оснастить комплектом из восьми ЗУР «Си Спарроу усовершенствованный» ближнего действия для борьбы с про-тивокорабельными ракетами (проект «Sea 1448»), гидроакустической станцией обнаружения мин и подводных препятствий и более современной АСБУ Все корабли должны быть вооружены ПКР «Гарпун» и вертолетами SH-2G(A) «Супер Сиспрайт» с ПКР «Пингвин» (11 машин закупаются по проекту «Sea 1411»).

Первые три ФР УРО типа «Аделаида» прошли модернизацию в 1989 - 1991 годах, в ходе которой были дооборудованы площадкой для вертолетов «Сихок» (остальные были оснащены вертолетами в процессе строительства). В дальнейшем (по проекту «Sea 1292») все корабли этого типа были вооружены ЗАК «Вулкан - Фаланкс», а к 2006 году на них должны быть установлены ВПУ Mk 41, позволяющие осуществлять запуск ЗУР «Си Спарроу усовершенствованный» (проект «Sea 1390»), а также ракетные ловушки «Нулка» (проект «Sea 1397») и новые ГАС, в том числе с буксируемыми антенными решетками (проект «Sea 1100»).

Фрегат «Торренс» типа «Ривер», построенный в 1971 году по британскому проекту «Ле- андер», прошел модернизацию в 1985-м, а в 1999-м выведен из боевого состава флота.

Другие проекты предусматривают, в частности, замену к 2004 - 2005 годам легких противолодочных торпед Mk 46 мод. 5 новыми на всех боевых надводных кораблях, вертолетах S-70B2 «Сихок» и самолетах БПА Р-3С «Орион» («Joint 2070»), а также модернизацию учебного центра ВМС с целью интеграции всех учебных сил и средств в единый комплекс для обеспечения оперативной и боевой подготовки надводных сил флота («Sea 1412»).

Минно-тральные силы. Близится к завершению обширная программа совершенствования сил и средств борьбы с минной опасностью, которая осуществляется по четырем основным направлениям.

Первое из них - это развитие вспомогательных минно-тральных возможностей на базе разработанной в Австралии буксируемой системы AMASS (проект «Sea 1182») для обнаружения и траления якорных, акустических и магнитных мин. Оборудование хранится на складах, а в случае военной угрозы устанавливается на зафрахтованных судах. Пять таких судов (из них два бывших буксира) постоянно содержатся в составе флота в качестве вспомогательных тральщиков для отработки учебного траления. Фирма «ADI лимитед» - производитель системы AMASS - продолжает ее совершенствовать. Предполагается также закупить несколько судов специальной постройки, которые и должны составить ядро вспомогательных минно-тральных сил.

Второе направление связано со строительством тральщиков - искателей мин (ТЩИМ). Два рейдовых ТЩИМ типа «Бэй» с катамаранной конструкцией корпуса (полным водоизмещением 178 т) были переданы флоту в 1986 - 1987 годах и после продолжительных испытаний вошли в боевой состав в 1994-м. К этому времени установленная на них поисковая противоминная система MWS 80 была заменена системой «Атлас MWS 80-5». В качестве гидроакустических средств на них применяется ГАС DCQ S-11M, которая работает на трех частотах (40, 100 и 200 кГц).

В соответствии с проектом «Sea 1444» с 1994 года на судоверфи ADI (г. Ньюкасл) с помощью итальянской фирмы «Интермарин» идет строительство серии из шести базовых ТЩИМ типа «Хуон» (вариант итальянского «Гаэта», рис. 3). Два корабля были переданы флоту в 1998 - 1999 годах, остальные должны завершить строительство к 2002-му. Все они оснащаются ГАС переменной глубины типа 2093, системой автоматизированного сбора и обработки данных по минной обстановке NAUTIS M, двумя аппаратами- ликвидаторами мин SUTEC «Дабл Игл» Mk 2, механическим и акустическим тралами.

Третий элемент программы включает создание центра противоминных систем в ГВМБ Сидней для координации минно-тральных операций (проект «Sea 1297»). В настоящее время проект находится в заключительной стадии: осуществляется интеграция центра с боевыми противоминными системами ТЩИМ типа «Хуон».

И последним направлением является закупка многоцелевых морских мин для постановки минных заграждений с подводных лодок, патрульных самолетов и надводных кораблей (проект «Joint 2045»). Первая фаза проекта - поставка мобильных систем доставки мин для ПЛ типа «Коллинз» должна завершиться в 2001 году.

Амфибийные силы. Развернутая в интересах АОС программа совершенствования амфибийных сил также находится на стадии завершения. В соответствии с ней в 1994 году в США были приобретены два танко-десантных корабля (ТДК) постройки 1971 года. Оба корабля были переоборудованы (по проекту «Joint 2027») в десантные вертолетные корабли (LPA) с возможностью базирования на них четырех транспортно-десантных вертолетов «Блэк Хок» или трех «Си Кинг», транспортировки до 450 десантников, 250 т авиационного топлива и десантно-высадочных средств (два ДКА типа LCM-8).

Один из них - «Манура» - завершил ходовые испытания в конце 1999 года, другой - «Канимбла» (рис. 4) - должен быть передан флоту в середине 2000-го. Оба корабля вместе с третьим десантным кораблем «Тобрук» (LSL, модифицированный британский «Сэр Ланселот», рис. 5) способны обеспечить переброску и высадку на побережье батальонной десантной группы.

Другим проектом («Joint 2048») предусмотрена модернизация с продлением сроков службы до 35 лет шести больших десантных катеров типа «Баликпапан» (LCH/LSM), а также замена ДКА типа LCM-8 (15 катеров находятся в оперативном подчинении транспортной службы австралийской армии) новыми - с водометным движителем.

Программой предусмотрены также всесторонние испытания новых амфибийно-десантных средств с целью оптимизации их использования в десантных операциях и определения дальнейших направлений совершенствования. Так, в 1999 году АОС зафрахтовали на год (за 25 млн долларов) у судостроительной фирмы Тасмании «Интернэшнл катамаранс» (INCAT) судно катамаранного типа - «Джервис Бэй» (рис. 6) дедвейтом 350 т, с дизельной ГЭУ и водометным движителем, способное перевозить до 500 человек, бронированную гусеничную и колесную технику со скоростью хода около 43 уз, а затем успешно провели его испытания в июле 1999 года в ходе операции в Восточном Тиморе.

Патрульные силы представлены в ВМС Австралии 15 большими ПКА типа «Фримантл» (РС) постройки 1980 - 1984 годов. Головной катер был построен фирмой-проектировщиком «Брук марин» (г. Лоувстофт), остальные - на судоверфи NQEA (ВМБ Кэрнс). Поскольку эксплуатационный цикл катеров в настоящее время заканчивается, было принято решение (проект «Sea 1389») о продлении сроков их службы в составе флота (в мае 1999 года даже объявили тендер на проведение работ). Однако в дальнейшем было признано более эффективным (в стоимостном выражении) строить прибрежные патрульные суда (OPV) нового типа по коммерческим стандартам (проект «Sea 1444») и заменить ими действующие ПКА. Они будут иметь повышенную мореходность (рассматривается проект катамаранного типа SWATH), более современное вооружение (хотя и не будут числиться военными кораблями) и оснащаться надувными резиновыми лодками для спасательных партий.

В соответствии с проектом «Sea 1363» предусмотрено также строительство маломерных патрульных катеров типа «Пасифик» для ВМС и береговой охраны стран региона.

Вспомогательные суда. В соответствии с международными соглашениями об охране окружающей среды танкер-заправщик «Вестралия» (AOR/AOT) типа «Лиф» (полное водоизмещение 40 870 т) постройки 1979 года, предназначенный для обеспечения и заправки боевых кораблей в море, к 2008 году должен быть заменен новым (проект «Sea 1654»). Второе судно этого назначения - «Сэксесс» (AOR) более поздней постройки (1986) по французскому проекту «Дьюранс» (водоизмещением 17 933 т), способное перевозить до 10 200 т топлива, воды и боеприпасов, пока удовлетворяет потребности ВМС, но в перспективе также подлежит замене (рис. 7). В качестве потенциальных рассматривается ряд европейских проектов судов подобного класса, в том числе немецкий типа «Берлин» и голландский «Амстердам», предлагаемый фирмой «Шельд» и представляющий наибольший интерес для ВМС Австралии. В соответствии с проектом «Sea 1401» завершается строительство на судоверфи NQEA двух новых гидрографических (исследовательских) судов типа «Пасифик» (специальное оборудование поставляется фирмой «STN Атлас»). Первый из них - «Лиувин» - передан флоту в феврале, а строительство второго - «Мелвилл» - должно было завершиться, по сообщениям зарубежной печати, в апреле 2000 года.

В целом осуществление перспективных проектов в рамках долгосрочной военной программы «Армия XXI века», направленных на сбалансированное развитие всех родов ВМС, повышение боеспособности и ударных возможностей флота, играет, по мнению военного руководства страны, важную роль в поддержании национальной безопасности, обеспечивает выполнение задач по защите государственных интересов в локальных конфликтах и охране экономических зон. В комплексе с такими мерами, как создание системы раннего предупреждения о ракетно-космическом нападении, совершенствование сил и средств управления и разведки (развертывание загоризонтных РЛС, стационарной системы гидроакустического наблюдения, организация контроля за надводной и подводной обстановкой в океанской акватории между Индонезией и Австралией), это существенно повысит обороноспособность страны.

Вместе с тем в своей внешней _ политике Канберра ориентируется на сохранение тесного сотрудничества и стратегического союза с США, а присутствие американского флота в зоне Тихого океана рассматривает в качестве главного условия поддержания региональной стабильности. Она предоставляет США базы, порты и другие военные объекты на территории страны, регулярно участвует в совместной отработке меропри-ятий оперативной и боевой подготовки и не исключает возможности использования мобильных компонентов своих вооруженных сил вместе с ВС США и стран - участниц блока АНЗЮК в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Капитан 1 ранга В.Чертанов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1985.

Последнее обновление 17.11.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru