Военно-морские силы Израиля

 

Военно-морские силы Израиля являются самостоятельным видом вооруженых сил — главного средства осуществления агрессивной политики сионистских кругов страны.

Во главе их стоит командующий, который подчиняется главнокомандующему вооруженными силами (начальнику генерального штаба) и отвечает за их боевую готовность и развитие, организует боевую подготовку и материально-техническое обеспечение. Повседневное руководство командующий осуществляет через штаб ВМС (г. Тель-Авив).

Как сообщается в зарубежной печати, военно-морские силы Израиля предназначены для решения следующих основных задач: охрана его морских коммуникации в восточной части Средиземного моря; оборона израильского побережья, ВМБ и пор- тов страны; ведение как самостоятельно, так и во взаимодействии с ВВС активных боевых действий против кораблей ВМС противника; нарушение его морских коммуни- каций; оказание поддержки сухопутным войскам, действующим на приморском на- правлении; высадка тактических десантов и диверсионно-разведывательных групп; ведение разведки; осуществление блокадных действий.

Общая численность личного состава ВМС Израиля, по данным справочника «Джейн», 9000 человек, в том числе 1000 офицеров. Примерно 15 проц. общего числа военнослужащих ВМС составляют женщины, проходящие службу в береговых частях и подразделениях. Почти все офицеры и старшие унтер-офицеры кадровые военнослужащие и принадлежат к лицам еврейского происхождения.

К началу 1989 года корабельный состав израильских ВМС насчитывал около 80 боевых кораблей и катеров: три дизельные подводные лодки, 29 ракетных катеров (по типам: «Алия» — четыре, «Решеф» — восемь, «Саар-2 и -3» — 12, «Двора» — два, «Флэгстаф-2» — три), 40 сторожевых катеров, три малых десантных корабля и шесть десантных катеров, а также несколько вспомогательных судов.

Подводные лодки типа «Гал» («Гал», «Танин» и «Рахав») построены в 1973 — 1974 годах в Великобритании по западногерманскому проекту 20G и переданы Израилю в 1977-м. Их надводное водоизмещение 420 т, подводное 600 т, длина 45 м, ширина 4,7 м, осадка 3,7 м, скорость хода надводная 11 уз, под водой 17 уз; вооружение — восемь 533-мм носовых торпедных аппаратов, используемых в том числе и для стрельбы противокорабельными ракетами (ПКР) «Гарпун». Экипаж 22 человека.

Ракетные катера (РКА) составляют основу флота. Наиболее современными из них являются РКА типа «Алия» («Алия», «Геула», «Ромат», «Кешст»), спроектированные и построенные в Израиле. Они были переданы флоту в 1980 — 1982 годах. Катера имеют стандартное водоизмещение 450 т (полное 488 т), длину 61,7 м, ширину 7,6 м, осадку 2,5 м. Мощность четырехвальной дизельной энергетической установки 14 000 л. с, наибольшая скорость хода 31 уз, дальность плавания 4000 миль при скорости 17 уз или 1500 миль при 30 уз. Первые два катера имеют на вооружении четыре пусковые установки (ПУ) для ПКР «Гарпун» и четыре ПУ для ПКР «Габриэль», две 20-мм одноствольные артустановки, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс (ЗАК) «Вулкан-Фаланкс», два или четыре 12,7-мм пулемета. В корме оборудован ангар для вертолета AB.20G. Экипаж 53 человека. На ракетных катерах «Ромат» и «Кешет» на месте ангара и вертолетной площадки дополнительно установлены четырехконтейнерная ПУ для ПЕР «Гарпун» и четыре однокон-тейнерные ПУ для ПКР «Габриэль», а также 76-мм артустановка «ОТО Мелара». ЗАК «Вулкан-Фаланкс», артустановки и 12,7-мм пулеметы — как на РКА «Алия» и «Геу-ла». Экипаж 45 человек.

Катера типа «Решеф» («Решеф», «Кидон», «Таршиш», «Яффо», «Ницахон», «Комемиут», «Ацмаут», «Моледет») израильского производства были приняты на вооружение в 1973 — 1980 годах. Их стандартное водоизмещение 415 т (полное 450 т), длина 58 м, ширина 7,8 м, осадка 2,4 м. Энергетическая установка такая же, как и у РКА типа «Алия», но двухвальная, наибольшая скорость хода 32 уз, дальность плавания 1650 миль при скорости 30 уз и 4000 миль при 17,5 уз. Вооружение: до восьми ПУ для ПКР «Гарпун» и четыре — шесть для «Габриэль-Мк2 или -МкЗ», 76-мм артустановка «ОТО Мелара», ¦ 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс», две 20-мм артустановки «Эрликон» и два 12,7-мм пулемета. На катере «Таршиш» вместо 76-мм артустановки оборудована вертолетная площадка.

В Израиле было построено еще десять катеров этого типа, восемь из которых проданы ЮАР, а два — Чили.

РКА типов «Саар-2» («Мивтах», «Мицнаг», «Мисгав», «Эйлат», «Хайфа», «Акко») и «Саар-3» («Саар», «Соуфа», «Гааш», «Херев», «Ханит», «Хец»), построенные во Франции, введены в боевой состав флота в 1968 — 1969 годах. Их стандартное водоизмещение 220 т (полное 250 т), длина 45 м, ширина 7 м, осадка 2,5 м. Общая мощность четырех дизельных двигателей 13 500>л. с, наибольшая скорость хода 40 уз, дальность плавания 2500 миль при скорости 15 уз или 1000 миль при 30 уз. Экипаж 35 — 40 человек. На вооружении РКА состоят противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) «Гарпун» и «Габриэль», 76- и 40-мм артустановки, 324-мм торпедные аппараты. Варианты вооружения: две пусковые установки для ИКР «Гарпун», три НУ для «Габризль-Мк2» и 76-мм артустановка («Саар-3»); шесть ПУ для ПКР «Габриэль-Мк2» и 40-мм артустановка («Саар-2»). Одним из вариантов вооружения катеров класса «Саар-2» может быть следующий: три 40-мм артустановки и два 324-мм двухтрубных торпедных аппарата. РКА этого типа участвовали в боевых действиях во время арабо-израильской войны 1973 года.

Ракетные катера типа «Двора» построены в Израиле и поступили на вооружение в 1979 году. Полное водоизмещение 47 т, длина 21,6 м, ширина 5,5 м, осадка 1,8 м, наибольшая скорость хода 36 уз. Вооружение представлено двумя ПУ для ПКР «Габриэль» и двумя 20-мм артустановками. Общая мощность двух дизельных двигателей 5440 л. с, дальность плавания 700 миль при скорости 32 уз. Экипаж десять человек.

Ракетные катера на подводных крыльях типа «Флэгстаф-2» — «Шимрит» и «Ливнит» поставлены в ВМС Израиля американской фирмой «Грумман» в 1981—1982 годах, а «Шнапирит» построен в Израиле в 1985-м при технической помощи США. Водоизмещение 105 т, длина 25,6 м, ширина 7,3 м, осадка при движении на крыльях 1,7 м. Вооружение включает четыре пусковые установки для ПКР «Гарпун» и две — «Габриэль», 30-мм спаренную артустановку. Газотурбинная энергетическая установка мощностью 5400 л. с. обеспечивает скорость полного хода на крыльях около 50 уз, дальность плавания 2600 миль в водоизмеща-ющем режиме при скорости 8 уз. Экипаж 15 человек. Эти катера используются для охраны морского побережья и перехвата скоростных судов.

Сторожевые катера типа «Дабур» (31 единица), построенные в Израиле в 1974 — 1977 годах, предназначаются для несения патрульной службы в прибрежной зоне. Полное водоизмещение 35 т, длина 19,8 м, ширина 5,5 м, осадка 1.8 м; вооружение: две 20-мм артустановки, два 12,7-мм пулемета и два 324-мм однотрубных торпедных аппарата (торпеды Мк4С). Общая мощность двух дизельных двигателей 1920 л. с, наибольшая скорость хода 22 уз, дальность плавания 1200 миль при скорости 17 уз. Экипаж шесть — девять человек.

Кроме того, в ВМС Израиля имеется девять небольших катеров типа «Ятуш» (бывшие американские типа PBR, поставленные в 1974 году).

Группа десантных кораблей включает: три малых десантных корабля типа «Ашдод», построенных в Израиле в 1966 — 1967 годах (стандартное водоизмещение 400 т, полное 730 т), три десантных катера типа LCT также израильского производства 1965 года (полное водоизмещение 230 т) и три переданных из США катера типа LCM полным водоизмещением 60 т. С 1967 года на вооружении ВМС состоит десантный транспорт «Бат-Шева», построенный в Нидерландах (полное водоизмещение 1150 т). Во время израильской агрессии в Ливане в 1982 году он активно использовался для переброски личного состава, боевой техники и транспортных средств сухопутным войскам, действовавшим на приморском направлении.

Резервом корабельного состава являются суда торгового флота, часть которых в военное время предполагается передать в распоряжение командования ВМС и использовать главным образом для переброски войск и грузов и обеспечения боевых действий на море. Израильский торговый флот, по данным справочника «Джейн», насчитывает 62 судна валовой вместимостью 514 815 per. т.

Авиация ВМС представлена отрядом базовых патрульных самолетов «Си Скэн» (четыре единицы, по другим источникам зарубежной печати, семь). Основные тактико-технические характеристики самолета: крейсерская скорость 870 км/ч на высоте 5900 м, скорость патрулирования на высоте 900 м 440 км/ч, время патрулирования свыше 6,5 ч. Экипаж четыре человека. Самолет оснащен американской РЛС AN/AP5-504, позволяющей вести разведку на море. Для поиска и обнаружения подводных лодок имеются магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи.

Прикрытие кораблей с воздуха и нанесение ударов по морским целям и береговым объектам противника возложены на авиацию ВВС. В этой связи в ее боевой подготовке важное место занимает отработка взаимодействия с кораблями и катерами ВМС.

Морская пехота (около 600 человек) подразделяется на группы охраны побережья и разведывательно-диверсионную (последняя состоит из отрядов «командос» и боевых пловцов).

Разведывательно-диверсионные-подразделения используются для выполнения различных террористических акций против соседних арабских государств.

Основным вооружением ракетных катеров ВМС Израиля являются противокорабельные ракеты израильского производства «Габриэль-Мк1» (дальность стрельбы 18 км), «Габриэль-Мк2» (36 км), «Габриэль-МкЗ» (до 40 км) и американская «Гарпун» (120 км). Разрабатывается ПКР «Габриэль-Мк4» с дальностью стрельбы до 200 км. На базе «Габриэль-МкЗ» создан ее самолетный вариант, который может применяться со всех тактических истребителей, состоящих на вооружении ВВС страны. После пуска на начальном участке траектории высота полета 100 м, на маршевом участке ракета летит на высоте 20 м и после захвата цели головкой самонаведения переходит на высоту несколько метров.

Противовоздушная оборона ракетных катеров типов «Решеф» и «Алия» обеспечивается главным образом 20-мм шестиствольными зенитными артиллерийскими комплексами ближнего действия «Вулкан-Фаланкс» Мк15 американского производства (дальность стрельбы до 1,5 км) и переносными зенитными ракетными комплексами «Ред Аи» (максимальная высота перехвата 2,5 км, дальность стрельбы 0,5—3,6 км).

По свидетельству израильской прессы, в Израиле проведеьо испытание нового корабельного зенитного ракетного комплекса ближнего действия «Барак-1» с дальностью стрельбы до 10 км, который предназначен для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и управляемыми ракетами, а также для стрельбы по кораблям и береговым целям.

Командование ВМС Израиля намечает установить такие ЗРК на ракетные катера типа «Решеф» и новые корветы (проект «Саар-5»).

Программа модернизации военно-морских сил на 9О-е годы предусматривает закупку трех новых дизельных подводных лодок и четырех корветов на общую сумму 1,3 — 1,5 млрд. американских долларов.

Как сообщает иностранная печать, в настоящее время ведутся переговоры с США о строительстве корветов по проекту «Саар-5». Их проектные тактико-технические характеристики: полное водоизмещение 985 т, длина 77,2 м, ширина 8,2 м, осадка 4,2 м; наибольшая скорость хода 42 уз; вооружение: восемь ПУ для ракет «Гарпун», четыре пусковые установки для ПКР «Габриэль-Мк2», две 76-мм одноствольные и четыре 30-мм спаренные артустановки, 375-мм бомбомет «Бофорс», два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата. На корвете предусматривается иметь вертолетную площадку. Суммарная мощность комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установки 28 000 л. с. (турбина LM 2500 — 24 000 л. с. и два дизеля по 2000 л. с). Дальность хода под дизелями 4500 миль при скорости 22 уз, автономность 20 сут. Экипаж 45 человек.

Новые подводные лодки будут строиться по западногерманскому проекту 209. Предусматривается возможность непосредственного вовлечения израильских фирм в процесс строительства. Одну-две лодки планируется строить на верфях в Израиле с поставкой корпусных секций, вооружения и оборудования из ФРГ. Сделка в значительной мере будет оплачиваться Соединенными Штатами за счет сумм, ежегодно выделяемых Израилю на военные цели.

Первоначально планом развития ВМС предусматривалось принятие на вооружение 12 ракетных катеров на подводных крыльях типа «Флэгстаф-2», однако из-за финансовых затруднений реализация этой части плана замедлилзсь.

В 1987 году в Израиле проведены испытания нового боевого катера «Супер-Двора», который предполагается выпускать в варианте как ракетного, так и сторожевого катера с артиллерийским вооружением. Водоизмещение 51 т в варианте ракетного катера и 46 т — сторожевого. Максимальная скорость от 25 до 40 уз в зависимости от целевого предназначения. В перспективе не исключается приобретение в Соединенных Штатах катеров на воздушной подушке, которые могут быть использованы для высадки небольших десантов.

По данным западной прессы, ВМС Израиля получили из Соединенных Штатов для оценочных испытаний два вертолета НН-65 «Дофин», которые производятся в США по французской лицензии. В последующем планируется закупить партию таких вертолетов и использовать их на ракетных катерах.

Для обеспечения базирования и повседневной деятельности ВМС в Израиле созданы три военно-морские базы: Хайфа (главная), Ашдод на Средиземном море и Эйлат — на Красном. До 70 проц. корабельного состава флота базируется на главную ВМБ Хайфа. Военно-морские базы одновременно являются и основными портами страны.

Судостроительная промышленность Израиля представлена фирмой «Исраэль шипъярдс», которой принадлежат судостроительный и судоремонтный заводы в г. Хайфа. Производственные мощности судостроительного завода позволяют строить корветы, десантные корабли, ракетные и десантные катера, торговые суда водоизмещением до 9000 т. Судоремонтный завод располагает плавучим доком грузоподъемностью 20 тыс. т.

Значительная доля в военном кораблестроении принадлежит дочерней фирме «Исраэль эркрафт индастриз» — «Рамта стракчерз энд системз», осуществляющей постройку сторожевых катеров типа «Дабур» и ракетных типа «Двора». Небольшие размеры катеров позволяют перебрасывать их автомобильным транспортом на специальных платформах к побережьям Средиземного и Красного морей.

При планировании оперативной и боевой подготовки израильское командование учитывает возможность совместных боевых действий с ВМС США в рамках соглашения о «стратегическом сотрудничестве», подписанном 30 ноября 1981 года. В этой связи израильские ВМС тесно взаимодействуют с 6-м флотом США. Так, в июне 1984 года было проведено первое совместное военно-морское учение, на котором отрабатывалась эвакуация на вертолетах раненых с американских кораблей в израильские госпитали. В декабре того же года в восточной части Средиземного моря военно-морские силы Израиля и США провели учение по борьбе с подводными лодками.

В 1986 году отряд ракетных катеров ВМС Израиля принял участие в совместных с США маневрах, проводившихся в непосредственной близости от побережья Ливии. Израильские морские офицеры неоднократно приглашались на учения ВМС США. Корабли 6-го флота США, включая атомные авианосцы, активно используют военно-морские базы Хайфа и Ашдод для проведения мелкого профилактического ремонта, пополнения запасов МТО и отдыха личного состава.

Боевая подготовка израильских ВМС сочетается с выполнением боевых задач, которые, в частности, включают патрулирование, нанесение ракетно-артиллерийских ударов по базам и лагерям палестинских беженцев. Под предлогом борьбы с терроризмом израильские сторожевые и ракетные катера занимаются в международных водах пиратскими действиями — по своему усмотрению останавливают и досматривают «подозрительные» суда, следующие в южноливанские порты.

Капитан 1 ранга В. Худяков.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1989.

Последнее обновление 31.10.2010 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.