Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы Греции

 

Военно-воздушные силы Греции

 

Греция, занимающая важное стратегическое положение на Южно-Европейском ТВД, рассматривается военно-политическим руководством Североатлантического союза в качестве одного из основных плацдармов для организации военного контроля над Балканским п-овом, Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком. Исходя из зтого, командование ОВС НАТО уделяет большое внимание развитию инфраструктуры страны и наращиванию боевой мощи ее вооруженных сил, в том числе и ВВС, которые входят в состав 6-го объединенного тактического командования (ОТАК) объединенных ВВС НАТО на данном ТВД.

Как самостоятельный вид вооруженных сил ВВС Греции были созданы в 1931 году путем объединения авиационных частей и подразделений Сухопутных войск и ВМС. Бурное их развитие началось после вступления страны в НАТО в 1952 году, и, судя по материалам зарубежной печати, в настоящее время они насчитывают около 600 самолетов и вертолетов (в том числе более 300 боевых). Численность личного состава достигает почти 35 тыс. человек, из них 5,5 тыс. офицеров. Кроме того, имеется около 20 тыс. подготовленных резервистов различных специальностей, например опытных летчиков и других членов летных экипажей.

В соответствии со взглядами командования вооруженных сил страны и принятыми в НАТО основными положениями о боевом применении тактической авиации на ВВС Греции возлагаются следующие задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе (в районе ответственности); авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС; прикрытие важных административно-промышленных центров, группировок войск и сил флота от ударов противника с воздуха; осуществление перебросок личного состава, боевой техники и средств материально-технического обеспечения в интересах частей и подразделений всех видов вооруженных сил страны и ее союзников по блоку НАТО.

Ниже, на основе сообщений западной прессы, приводятся организация, состав, базирование, система ПВО, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Греции.

Организация и боевой состав. Руководство военно-воздушными силами Греции осуществляет начальник главного штаба ВВС (в соответствии с конституцией страны одновременно он является командующим ВВС), который по административным вопросам подчиняется министру обороны, а по оперативным — начальнику генерального штаба вооруженных сил. Он несет личную ответственность за постоянную боевую готовность ВВС, организует их оперативную и боевую подготовку, подбор, обучение и расстановку кадров, руководит деятельностью центральных органов и служб.

При начальнике главного штаба ВВС имеется консультативный орган — специальный совет, состоящий из высших офицеров ВВС страны в звании не ниже генерал-майора. Кроме того, ему подчинены инспектор (инспекция), службы безопасности полетов и метеорологического обеспечения, а также другие организации и учреждения ВВС центрального подчинения.

Органом оперативного управления ВВС страны является главный штаб ВВС. Он занимается следующими основными вопросами: разработкой планов боевого применения входящих в состав ВВС сил и средств; определением организационно-штатной структуры соединений, частей, подразделений и планов их боевой подготовки; руководством силами и средствами разведки ВВС; материально-техническим обеспечением (МТО), включая поставки новой авиационной техники и оружия; организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; подбором и обучением личного состава и т. д.

В составе главного штаба ВВС имеются четыре главных управления: оперативное (ранее называлось оперативно-разведывательным); МТО; личного состава, вооружений и исследований.

Организационно ВВС Греции состоят из боевых и обеспечивающих частей и подразделений, которые сведены в три командования: 28-е тактическое авиационное командование (ТАК), 30-е материально-технического обеспечения и 31-е учебное авиационное (рис. 1).

28-е тактическое авиационное командование (штаб находится на авиабазе Лариса) является ударным ядром греческих военно-воздушных сил, способным решать боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооруженных сил.

В составе 28 ТАК семь авиационных крыльев: четыре истребительно-бомбардировочных (110, 115, 116 и 117-е), два истребительных (111-е и 114-е) и одно учебно-боевое (113-е). Кроме того, в нем имеются зенитный ракетный дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» (350 зрдн), 142-е крыло управления и оповещения, а также 353-я патрульная эскадрилья, действующая в интересах ВМС страны.

Авиационное крыло — это основная тактическая единица. Оно включает две-три авиационные эскадрильи и необходимые для обеспечения их боевых действий наземные подразделения. Командир авиакрыла отвечает за его боевую готовность и материально-техническое обеспечение, а также за дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненного ему личного состава.

Авиационная эскадрилья — основное тактическое подразделение. В мирное время по штатному расписанию в ней предусмотрено иметь 18 самолетов. Однако фактически их число колеблется в зависимости от наличия боеготовых самолетов.

Всего в ТАК имеется 19 авиационных эскадрилий: девять ударных (истребительно-бомбардировочных), на вооружении которых состоят 54 тактических истребителя F-4E «Фантом-2», 54 штурмовика А-7Н «Корсар-2» (в том числе шесть двухместных учебно-боевых самолетов ТА-7Н, и 54 истребителя-бомбардировщика F-104G «Старфайтер»; шесть истребительных (ПВО) — 33 «Мираж-F.l» и более 80 самолетов F-5A (включая несколько машин RF-5A, являющихся двухместным разведывательным вариантом самолета F-5A); две разведывательные — 12 RF-4E «Фантом-2» и 12 RF-104 «Старфайтер»; одна учебно-боевая — 20 Т-33; одна базовой патрульной авиации—12 HU-16B «Альбатрос» (оперативно подчинена ВМС страны).

350-й зенитный ракетный дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» состоит из четырех батарей (по девять пусковых установок). Он развернут на п-ове Аттика и предназначен главным образом для прикрытия столицы Греции — г. Афины.

142-е крыло управления и оповещения (штаб на авиабазе Лариса) занимается вопросами оснащения, технического обслуживания и подготовки техники и личного состава для обеспечения функционирования органов управления ВВС и ПВО.

30-е авиационное командование МТО (штаб в г. Афины) ведает вопросами воздушных перевозок войск и грузов в интересах всех видов вооруженных сил, материально-технического обеспечения штабов, соединений, частей и подразделений ВВС, а также ремонта и обслуживания авиационной техники. Его штаб определяет потребности, осуществляет заказы и приемку авиационной техники, оружия, имущества и других средств МТО от промышленности, организует их учет, хранение и распределение в соответствии с указаниями главного штаба ВВС.

Для решения упомянутых выше задач в командовании имеются: 112-е военно-транспортное авиационное крыло (три эскадрильи, на вооружении которых состоят 12 самолетов С-130Н, 16 G-47, 15 «Норатлас», 14 CL-215, 6 VS-11A) и четыре вертолетных подразделения (более 70 вертолетов Белл 47G, СН-47, АВ-205, -20С и -212), а также учреждения, части и подразделения, непосредственно связанные с хранением, распределением, ремонтом и обслуживанием всех видов техники, оружия и имущества, обеспечения деятельности аэродромов и т. д. (склады, ремонтные заводы, мастерские, подразделения обслуживания и автотранспортных перевозок).

31-е учебное авиационное командование занимается подготовкой личного состава для ВВС Греции. Ему подчинены академия ВВС (высшее авиационное училище «Икарон»), два учебных авиационных крыла (120-е и 121-е) и одно учебно-боевое (113-е). Последнее в оперативном отношении подчинено командующему 28 ТАК, а его 343-я эскадрилья включена в состав активных сил ПВО. На вооружении этих авиакрыльев имеется более 100 учебных самолетов Т-2Е, Т-37, Т-41 и Т-ЗЗА, а также 23 истребителя F-5A.

Летное отделение училища «Икарон» выпускает ежегодно до 150 летчиков. Продолжительность их обучения четыре года. Начальная летная подготовка курсантов осуществляется на учебных самолетах Т-41 на аэродроме Декелия (средний налет на одного обучаемого 60 ч), основная — на авиабазе Каламата (Т-37, Т-2, 80 ч), а повышенная — на авиабазе Седее (Т-ЗЗА и F-5A из 113 убакр, 90 ч).

По мнению греческих военных специалистов, к концу обучения курсант достигает уровня летчика, подготовленного к ведению боевых действий днем в простых метеорологических условиях, причем как самостоятельно, так и в составе пары. Совершенствуются выпускники училища в частях и подразделениях ТАК и 30-го командования МТО.

Базирование. Для размещения частей и подразделений ВВС на территории страны создана широкая сеть аэродромов и посадочных площадок. Большая их часть соответствует принятым в НАТО требованиям и оснащена современным оборудованием, обеспечивающим полеты самолетов днем и ночью в сложных метеорологических условиях. На многих аэродромах сооружены арочные укрытия для самолетов, склады для хранения боеприпасов, горюче-смазочных материалов и других средств МТО. К основным из них относятся: Лариса, Неа-Анхиалос, Танагра, Араксос, Андравида, Суда (о. Крит), Элефсис, Микра, Седее. Кроме того, в стране имеется ряд аэродромов, например Иревеза, Агринион, Кастелион, Гераклион и другие, которые в мирное время являются гражданскими, но в случае необходимости на них может быть рассредоточена военная авиация.

Боевой состав ВВС Греции и места постоянной дислокации частей и подразделений приведены в таблице.

На самолетах греческих ВВС имеются знаки государственной принадлежности (опознавательные знаки) двух видов: круг, образованный тремя концентрическими кольцами голубого, белого и голубого цветов (наносится на нижние и верхние поверхности консолей крыла и на оба борта фюзеляжа), и прямоугольник, составленный из трех вертикальных полос голубого, белого и голубого цветов (на обеих сторонах киля).

Всего в составе ВВС с учетом отдельных подразделений центрального подчинения и резерва насчитывается 340 тактических истребителей (включая самолеты-разведчики), до 60 военно-транспортных самолетов, около 150 учебных и учебно-боевых машин, более 50 вертолетов.

Система ПВО Греции входит в объединенную систему ПВО НАТО в Европе (греческий сектор района ПВО 6 ОТАК). Общее руководство противовоздушной обороной страны возложено на начальника главного штаба ВВС, а непосредственное — на командующего 28 ТАК. В его распорязкении имеются шесть истребительных авиационных эскадрилий и один зенитный ракетный дивизион ЗУР «Найк-Геркулес». Кроме того, ему оперативно подчинены два дивизиона ЗУР «Усовершенствованный Хок», подразделения зенитных комплексов «Скайгард» и зенитной артиллерии «Аргемис-30» (организационно все они входят в состав сухопутных войск).

Управление силами и средствами ПВО осуществляется с оперативного центра сектора, расположенного на авиабазе Лариса, через разветвленную сеть подчиненных ему органов, таких, как центры и посты управления и оповещения, посты дальнего обнаружения, наблюдения и оповещения. Последние находятся на крупных островах Эгейского моря и, по мнению греческих военных экспертов, значительно расширяют возможности всей системы по своевременному обнаружению воздушных целей.

Все основные центры и посты управления и оповещения оснащены соответствующим оборудованием и аппаратурой, в том числе радиолокационными станциями, многоканальной системой связи, ЭВМ и современными устройствами отображения информации. Большинство из них подключено к автоматизированной системе управления силами и средствами объединенной системы ПВО НАТО «Нейдж».

Судя по сообщениям зарубежной печати, система ПВО Греции содержится в высокой степени боевой готовности. Уже в мирное время часть ее сил и средств несет постоянное боевое дежурство. Как правило, в состав дежурных сил выделяется по два истребителя-перехватчика от каждой эскадрильи ПВО и по одной батарее ЗУР от каждого дивизиона.

Боевая подготовка ВВС организуется в процессе повседневной учебы, контроль ее качества осуществляется путем проверок и в ходе учений. Она направлена на поддержание частей и подразделений в постоянной боевой готовности, совершенствование выучки летного состава, наземного обслуживающего персонала, штабов и других органов управления, подготовку их к ведению боевых действий в различной тактической обстановке с применением обычных средств поражения, а также химического и ядерного оружия.

Основная ее форма — учения различного масштаба, проводимые по планам командования вооруженных сил страны, а также проверки боеготовности и практические тренировки экипажей для повышения их. летного мастерства.

Значительное место в ходе боевой подготовки отводится отработке задач ПВО, особенно борьбе с низколетящими целями, отработке взаимодействия сил и средств противовоздушной обороны, входящих в состав ВВС, сухопутных войск и ВМС. При этом большое внимание уделяется повышению выучки личного состава при отражении массированных налетов авиации противника в условиях применения им средств РЭБ. Эти вопросы отрабатываются на таких типовых учениях, как «Кивотос», «Эпагрисниси» и т. д.

Как отмечают зарубежные военные специалисты, уровень аварийности в ВВС Греции самый низкий по сравнению с военно-воздушными силами других стран. Данный факт объясняется тем, что командование ВВС страны уделяет большое внимание обеспечению безаварийности полетов. Это достигается тщательной подготовкой авиационной техники и личного состава к полетам, высокой профессиональной выучкой летного состава и наземного обслуживающего персонала. Касаясь проблемы безаварийности полетов, командующий ВВС Греции генерал-лейтенант Н. Стапас отмечает, что выполнение этой задачи, а также повышение боеготовности частей и подразделений ВВС в значительной степени зависят от уровня подготовленности личного состава. Поэтому программы обучения авиационных специалистов постоянно совершенствуются и, по его мнению, соответствуют современным требованиям. Кроме того, все летные происшествия и предпосылки к ним подвергаются тщательному анализу, по результатам которого делаются соответствующие выводы и проводятся профилактические мероприятия.

В целом, как считают иностранные специалисты, боевая подготовка греческих ВВС обеспечивает поддержание их частей и подразделений в высокой степени боеготовности, уровень которой вполне достаточен для выполнения поставленных перед нн« ми задач.

Полковник В. Кондратьев.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №3 1989.

Последнее обновление 18.10.2010

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com