Военно-воздушные силы Италии

 

Военно-политическое руководство Италии в основу своей военной политики ставит активное участие в НАТО. Оно выступает за укрепление единства и военной мощи блока, поддерживает практически все решения, принимаемые Североатлантическим союзом, и в соответствии с его долгосрочной военной программой проводит мероприятия по модернизации национальных вооруженных сил, ежегодно увеличивая расходы на милитаристские цели. На Южно-Европейском ТВД Италии принадлежит ведущая роль, которая определяется выгодным стратегическим положением страны, наличием хорошо оснащенных вооруженных сил, развитой сетью военно-воздушных и военно-морских баз. В связи с ликвидацией американских ядерных ракет средней и меньшей дальности в рамках Договора по РСМД возрастает значение тактической авиации НАТО как главной ударной силы блока. Поэтому командование вооруженных сил Италии все больше внимания уделяет оснащению и развитию национальных ВВС, которые являются самостоятельным видом вооруженных сил страны, а в рамках ОВС НАТО составляют основу 5 ОТАК. На них возложены следующие боевые задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе; изоляция района боевых действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, нанесение ударов по кораблям противника в Средиземном море, ведение воздушной разведки, перевозка войск и грузов, обеспечение противовоздушной обороны страны.

Численность личного состава ВВС превышает 73 тыс. человек (в том числе более 8 тыс. офицеров).

По оснащенности авиационной техникой ВВС Италии занимают одно из ведущих мест в НАТО. В них насчитывается около 800 самолетов различного назначения и более 100 вертолетов. Италия — одна из немногих стран блока, где имеется возможность осуществлять подготовку летного состава высокого класса с привлечением только национальных сил и средств.

Организация. Руководство военно-воздушными силами осуществляет начальник главного штаба ВВС (командующий) через главный штаб и штабы трех военно-воздушных округов (ВВО). Он является членом комитета начальников штабов при министре обороны страны.

Начальник главного штаба ВВС подчиняется министру обороны, а по вопросам боевой подготовки — начальнику генерального штаба. Он несет ответственность за состояние боевой готовности ВВС, разработку планов ведения ими боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооруженных сил и т. д.

Главный штаб ВВС является органом оперативного управления командующего и выполняет следующие функции: разрабатывает и уточняет планы мобилизационного и оперативного развертывания, определяет организационно-штатную структуру частей и подразделений; руководит оперативной и боевой подготовкой частей и соединений; организует снабжение частей авиационной техникой, ее модернизацию и ремонт; контролирует подготовку летного и технического состава; организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Главный штаб ВВС состоит из шести управлений: оперативного, разведывательного, кадров, материально-технического обеспечения, по общим вопросам, связи и обеспечения полетов.

Начальнику главного штаба ВВС подчинены командования военно-воздушных округов (три), командование военно-учебных заведений ВВС и инспекторату: материально-технического обеспечения (МТО), связи и обеспечения полетов, авиации ВМС.

Командующие ВВО через свои штабы осуществляют управление всеми частями ВВС, которые дислоцируются на территории округа, и отвечают за их боевую готовность, комплектование и МТО.

I ВВО расположен в северной и северо-восточной частях Италии, штаб находится в Милане, а защищенный оперативный центр управления (ОЦУ) оборудован в горе Монте-Венда. На его территории сосредоточена большая часть боевой авиации ВВС Италии, 40-я тактическая авиационная группа ВВС США (12 F-16, Авиано), а также находятся штаб (Виченца) и защищенный оперативный центр управления 5 ОТАК (вблизи Аффи).

Территорией II ВВО является центральная часть Апеннинского п-ова, прилегающая к Тирренскому и Лигурийскому морям, и о. Сардиния. Штаб его дислоцируется в Риме, защищенный ОЦУ оборудован в горе Монте-Каво. В настоящее время оперативный центр управления законсервирован.

III ВВО занимает южную и юго-восточную части Апеннинского п-ова и о. Сицилия. Штаб расположен в Бари, защищенный ОЦУ развернут в Мартина-Франка.

Боевой состав. В состав ВВС Италии входят 17 авиационных крыльев (пять истребительных, три истребительно-бомбардировочных, два смешанных, два разведывательных, радиоэлектронной борьбы, поиска и спасения, специальное, два базовых патрульных), транспортная авиационная бригада, бригада ЗУР «Найк-Геркулее», две учебные авиационные бригады и отдельные эскадрильи (см. таблицу).

Организационно крыло состоит из штаба и трех-четырех основных групп: авиационной (одна-две авиаэскадрильи), технического обслуживания и тылового обеспечения.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением, которое может действовать самостоятельно и в составе крыла. В истребительно-бомбардировочных и разведывательных эскадрильях по штату предусмотрено иметь 18 боевых самолетов, а в истребительных— 12. По сообщениям зарубежной прессы, ВВС Италии располагают 17 авиационными эскадрильями боевой авиации (284 самолета), из них шесть истребительно-бомбардировочных (124), семь истребительных (85) и четыре разведывательные (75). Многоцелевые тактические истребители «Торнадо» из состава 154-й и 156-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий являются носителями ядерного оружия.

Бригада ЗУР «Найк-Геркулес» состоит из двух дивизионов (дивизион — из четырех батарей, батарея — из трех секций по три пусковые установки) и групп технического обслуживания и тылового обеспечения. Все батареи ЗУР «Найк-Геркулес» (72 ПУ) дислоцируются на территории I ВВО. Часть авиабаз прикрывают новые ЗРК малой дальности «Спада» производства итальянской фирмы «Селения».

Для решения задач обеспечения, таких, как поиск и спасение терпящих бедствие экипажей, организация связи и взаимодействия, аэрофотосъемка местности, в распоряжении ВВС имеются отдельные авиационные подразделения, которые оснащены самолетами и вертолетами различных типов и модификаций.

Система ПВО. Силы и средства противовоздушной обороны Италии входят в состав ВВС и являются частью объединенной системы ПВО НАТО в Европе (район ПВО 5 ОТАК). Организационно система ПВО Италии включает Северный и Южный сектора. Оперативные центры секторов ПВО (ОЦС) развернуты совместно с защищенными ОЦУ I и III военно-воздушных округов: Северного сектора — в Монте-Венда, Южного — в Мартина-Франка.

ОЦС управляет всеми средствами ПВО, находящимися в границах сектора, и оповещает взаимодействующие штабы об угрозе воздушного нападения.

Система управления национальными силами и средствами ПВО сопряжена с автоматизированной системой управления ПВО НАТО в Европе «Нейдж». Данные о воздушной обстановке в автоматическом режиме поступают на ОЦС с радиолокационных постов и самолетов Е-ЗА. Эта информация обрабатывается, производится ее оценка и вырабатывается решение на применение активных средств ПВО. ОЦС осуществляет также руководство дежурными силами ПВО сектора.

Радиолокационные посты оснащены современными РЛС типа «Аргос-10» и средствами, обеспечивающими быструю передачу данных о воздушной обстановке и команд целеуказания. Номера и дислокация радиолокационных постов приведены ниже.

№ РЛП: Дислокация:
11 Поджо Ренатико
12 Мортара
13 Ламе
14 Потенца Пичена
15 Капо Меле
17 Монте-Синауц
21 Баллоне
22 Ликола
31 Якотененте
32 Отранто
33 Пескара
34 Сиракуза
35 Марсала
36 Кротоне

Возможности национальной системы ПВО но обнаружению воздушных целей и наведению на них истребителей существенно расширяются за счет взаимодействия с самолетами ДРЛО и управления авиацией командования АВАКС НАТО. На территории Италии расположена передовая оперативная авиабаза Трапани (о. Сицилия), на которой постоянно несут боевое дежурство один-два самолета Е-ЗА. Как подчеркивается в западной печати, один самолет этого типа способен обеспечить обработку данных о 300—400 воздушных целях и одновременное наведение до 45 групп истребителей ПВО.

Активными средствами ПВО страны являются истребительная авиация, ЗРК «Найк-Геркулес» и «Спада» из состава ВВС, а также ЗРК «Усовершенствованный Хок», «Скайгард-Аспид» и зенитная артиллерия из состава сухопутных войск. Основная группировка сил и средств ПВО сосредоточена в северной части Италии.

Боевая подготовка. Боевая подготовка организуется и проводится командованием ВВС в соотвёт&рвии с национальными планами, а также по планам НАТО. Она направлена на поддержание высокой боевой готовности частей и подразделений и обеспечение их боеспособности в условиях применения различных средств поражения.

Основными формами боевой подготовки являются различные учения, специальные тренировки, соревнования эскадрилий по основным видам боевого применения, а также плановые и внеплановые проверки. ВВС Италии активно участвуют в учениях, проводимых в рамках НАТО. К наиболее крупным из них относятся учения ОВС блока на Южно-Европейском ТВД «Дисплей детерминэйшн» и «Драгон хэммер».

В ходе учений группы истребителей-бомбардировщиков (по два — восемь самолетов) отрабатывают дальние перелеты с дозаправкой топливом в воздухе, прорыв системы ПВО, нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям со сложных видов маневра. Так, при решении задачи по уничтожению кораблей противника в Центральном и Западном районах Средиземного моря экипажи истребителей-бомбардировщиков отрабатывали дозаправку топливом в воздухе от самолетов-заправщиков ВВС США и самолетов «Торнадо» ВВС Италии, на которые подвешивались специальные топливные баки, оборудованные для перекачки топлива.

Практическая отработка экипажами самолетов задач боевого применения осуществляется на полигонах. Наиболее крупный из них, расположенный в районе Дечимоманну (о. Сардиния), интенсивно используется в интересах подготовки не только летного состава ВВС Италии, но и экипажей ВВС других стран НАТО.

Подготовка летного состава. Основным учебным заведением ВВС Италии по подготовке летных и инженерных кадров является военное авиационное училище в Поццуоло (Неаполь). Оно готовит кадровых офицеров и офицеров запаса летных и инженерных специальностей. Срок обучения летного состава четыре года, инженерного — пять лет.

Первые два года курсанты летного и инженерного факультетов проходят общетеоретический курс совместно, а дальнейшую специализацию на теоретических курсах — раздельно. Летная практика проводится ежегодно (начиная с первого года обучения) в летных школах ВВС после окончания теоретических занятий в училище.

В конце второго курса на основании отзывов инструкторов делается заключение о целесообразности дальнейшего обучения каждого курсанта на летном факультете. В случае отрицательного заключения он может продолжать ванятия на инженерном факультете.

В конце третьего курса после завершения летной практики курсантам присваивается первичное офицерское звание младший лейтенант.

Первоначальное летное обучение проводится в летной школе в Гуидония на поршневых учебных самолетах Р-166 и в летной школе в Лечче на реактивных учебных самолетах МВ-339. Здесь даются начальные навыки пилотирования самолета, определяется пригодность к дальнейшему обучению и отрабатываются основные элементы простого и сложного пилотажа.

После окончания первоначального летного обучения курсанты распределяются для дальнейшего обучения в другие авиашколы ВВС в соответствии с профилем, определенным для каждого из них выпускной комиссией (боевые и вспомогательные самолеты или вертолеты).

Летная школа в Амендола проводит дальнейшую летную подготовку курсантов на реактивных учебно-боевых самолетах G-91T. Курсанты совершенствуют технику пилотирования и отрабатывают простые элементы боевого применения.

В 20-й учебно-боевой эскадрилье (Гроссето) и учебно-боевой эскадрилье объединенного центра ВВС по подготовке летчиков для самолета «Торнадо» в Коттесмор (Великобритания) отрабатывается техника пилотирования и выполнение боевых задач на самолетах TF-104G и «Торнадо», после чего курс обучения летного состава боевой авиации завершается.

В летной школе в Латина готовятся летчики для военно-транспортной авиации, а в Альгеро (о. Сардиния) — для легкой винтомоторной авиации.

Вертолетная школа (Фрозиноне) готовит летный состав для вертолетных подразделений ВВС, сухопутных войск, ВМС, полиции и войск карабинеров.

Развитие ВВС. В последние годы с поступлением на вооружение многоцелевых тактических истребителей «Торнадо» ударные возможности боевой авиации существенно возросли. Повышение ударной мощи тактической авиации осуществляется преимущественно путем обновления самолетного парка в соответствии с принятой правительством страны программой развития ВВС на предстоящее десятилетие.

По данным иностранной печати, ожидается поступление еще 16 самолетов-разведчиков «Торнадо-ECR», после чего сделанный ранее заказ на приобретение 100 самолетов этого типа будет выполнен. Однако не исключается возможность дополнительной закупки самолетов «Торнадо» в варианте истребителя ПВО.

В 1988 году были переданы в испытательный центр образцы легкого тактического истребителя АМХ. Всего заказано 187 таких самолетов. Они предназначены для замены устаревших самолетов-разведчиков (RF-104G, G-91R) и истребителей-бомбардировщиков (F-104S, G-91). Около 50 самолетов АМХ будут выполнены с двойным управлением и поступят на вооружение 60-й учебной авиабригады вместо G-91T.

Продолжается модернизация истребителей ПВО F-104S, на которые устанавливается новая бортовая РЛС с расширенными возможностями по обнаружению и сопровождению воздушных целей, обновляются системы управления и вооружения. Предполагается, что самолеты, прошедшие модернизацию и получившие наименование F-104ASA, будут находиться на вооружении до конца 90-х годов. Затем они будут заменены новым многоцелевым истребителем EFA, который разрабатывается совместно фирмами Великобритании, ФРГ, Италии и Испании. Предварительно для итальянских ВВС заказано более 160 таких самолетов.

Изучается вопрос о целесообразности приобретения для ВВС Италии самолетов-заправщиков, а также самолетов ДРЛО и управления авиацией Е-ЗА.

Осуществляется ряд мероприятий по совершенствованию системы ПВО. Для обеспечения надежной ПВО аэродромов на вооружение продолжают поступать ЗРК ближнего действия «Спада». До 1990 года планируется развернуть 20 отдельных батарей ЗРК «Спада» (80 ПУ) и закупить 1100 ракет «земля — воздух».

Планируется провести замену ЗРК большой дальности «Найк-Геркулес» комплексами «Пэтриот» тоже американского производства.

На радиолокационных постах модернизируются старые и устанавливаются новые РЛС с высокой разрешающей способностью и большой дальностью обнаружения воздушных целей, что существенно повышает эффективность контроля воздушного пространства и точность целеуказания активным средствам ПВО. Особое внимание уделяется оснащению мобильных радиолокационных постов, посредством которых предполагается создать сплошное радиолокационное поле на малых высотах на угрожаемых направлениях. .

Майор П. Казни

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №5 1989.

Последнее обновление 16.02.2011 год

Автор - , 2001 - 2017.

  Рейтинг@Mail.ru