Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Италия (военно-географическое описание)

 

Италия (военно-географическое описание)

 

Италия (Итальянская Республика) расположена на юге Европы. Внешнеполитический курс правительства, базирующийся на членстве страны в западных военно-политических и экономических группировках, направлен на развитие тесного и всестороннего сотрудничества с западноевропейскими капиталистическими государствами, укрепление экономических и военных связей с США, а также поддержание деловых отношений со странами Ближнего и Среднего Востока. Правящие круги Италии предпринимают некоторые меры к расширению контактов и с социалистическими государствами.

Италия, являясь одной из активных участниц блока НАТО, поддерживает все мероприятия по дальнейшему наращиванию боевой мощи его вооруженных сил. Она входит также в крупнейшие международные организации, такие, как ООН, ЕЭС, Западноевропейский союз, «Евратом», Европейское объединение угля и стали и другие. В 1986 году руководство страны подписало соглашение с администрацией США об участии в пресловутой программе «звездных войн». Италия также присоединилась к выдвинутому Францией западноевропейскому проекту «Эврика».

На территории страны построены и функционируют военные базы США и НАТО, развернуты отряды американских крылатых ракет наземного базирования, базируются тактические истребители F-16 ВВС США (авиабаза Авиано), в итальянские порты регулярно заходят корабли 6-го флота США, а о. Сан-Стефано превращен в пункт базирования атомных подводных лодок ВМС США. Итальянское правительство дало согласие на размещение в районе г. Кротоне американских самолетов — носителей ядерного оружия, которые будут перебазированы туда из Испании.

По военным расходам Италия не отстает от своих партнеров по НАТО и выполняет обязательство об их ежегодном увеличении на 3 проц. В 1988 году из государственного бюджета на военные цели было выделено 21000 млрд. лир (1400 лир приравнивались к 1 американскому доллару), в том числе сухопутным войскам — 9 400 млрд., ВВС — 5 120 млрд., ВМС — 2 710 млрд. Непосредственно на содержание личного состава отпущено 6 822 млрд., модернизацию и приобретение оружия и военной техники — 5 464 млрд.

Физико-географические условия. Расположенная в бассейне Средиземного моря, Италия включает Апеннинский п-ов, Паданскую равнину, южные склоны Альп, о. Сицилия, о. Сардиния и другие небольшие острова (рис. 1).

Протяженность страны с севера на юг 1170 км, наибольшее расстояние с востока на запад в средней части 230 км, ее территория составляет 301,2 тыс. кв км. Сухопутная граница с Францией, Швейцарией, Австрией и Югославией имеет общую протяженность 1864 км. Береговая линия протянулась на 7478 км.

Страна преимущественно горная, горы и возвышенности занимают свыше 4/5 ее территории. В северной части простираются труднодоступные Альпы высотой от 2000 до 4500 м. Их крутые склоны расчленены узкими и глубокими ущельями. Перевалы расположены на высоте 1300 — 2500 м. Здесь на границе с Францией находится высшая точка Западной Европы — гора Монблан (4807 м). С севера на юг вдоль всего полуострова проходят сильно расчлененные Апеннинские горы высотой 1500 — 2000 м. Их склоны пологие, гребни крутые. Альпы и Апеннины разделены обширной Паданской равниной, занимающей 1/7 часть Италии. Широко распространены карстовые формы рельефа (воронки, пещеры, колодцы). Имеются следы прежней вулканической деятельности и действующие вулканы — Везувий, Этна, Стромболи, Вулькано. Гористая местность и на о-вах Сицилия и Сардиния. Низменности тянутся узкой полосой вдоль Адриатического и Тирренского морей.

Морские берега изрезаны слабо. На востоке до г. Римини они низменные и болотистые, а южнее — возвышенные и обрывистые. На западном побережье крутые участки берега чередуются с низменными, имеются удобные гавани, которые могут быть использованы для рассредоточения сил флота.

Леса занимают около 20 проц. всей площади страны. В горах до высот 500 — 600 м преобладают широколиственные породы, имеются рощи из каменного и пробкового дуба. На высотах от 600 до 2000 м распространены лиственные и хвойные леса (бук, каштан, дуб, ель, пихта), а далее располагаются субальпийские луга.

Речная сеть развита в основном в северной части страны, где протекает самая крупная в Италии р. По, которая вместе с притоками и каналами образует единую судоходную систему. Большинство других рек имеет горный характер, они несудоходны, русла ограждены дамбами. В предгорьях Альп много озер. Паводки, как правило, бывают весной и осенью.

В Паданской равнине почвы бурые лесные, на низменностях распространены коричневые почвы, в верхней зоне гор преобладают горно-луговые подзолистые и горно-лесные почвы.

Климат Апеннинского п-ова большей частью субтропический, средиземноморский. Он характеризуется мягкой дождливой зимой и теплым сухим летом. Неустойчивая погода с переменными ветрами отмечается весной. Средняя температура января 1 —12° С тепла, а июля 23 — 28° С. На Паданской равнине климат переходный: от субтропического к умеренному; средняя температура января около 0°, июля 22 — 24° С.

В Альпах морозы в январе достигают —15° С и даже —20° С; граница таяния снегов проходит на высоте около 3000 м. Большинство перевалов заносится снегом, часто бывают снежные лавины и обвалы.

Осадки выпадают в виде дождя и снега главным образом весной и осенью. Их годовое количество достигает 600—800 мм.

Население и государственное устройство. Общая численность населения Италии 57,2 млн. человек (на середину 1986 года), из них 49 проц. мужчин. Городские жители составляют примерно 2/3 всего населения страны. Средняя плотность около 150 человек на 1 км2. Национальный состав однороден, итальянцев насчитывается до 98 проц. К самодеятельному населению относят около 20,7 млн. человек, из которых 7,4 млн. (36 проц.) занято в промышленности и строительстве, 5,5 млн. — в сфере услуг, 4,1 млн. — в торговле, 2,5 млн. — в сельском хозяйстве, 1,1 млн. — на транспорте и связи. Более 2 млн. человек являются безработными.

Государственный язык — итальянский, подавляющее большинство верующих — католики. Столица — Рим (2,9 млн. жителей, а с пригородами свыше 3,7 млн.). Среди крупнейших городов выделяются Милан (1 705 тыс.), Неаполь (1 224 тыс.), Турин (1 191 тыс.), Генуя (800 тыс.), Палермо (673 тыс.), Болонья (486 тыс.), Флоренция (465 тыс.), Катания (400 тыс.), Венеция (362 тыс.), Верона (262 тыс.) и Триест (246 тыс.). В административном отношении Италия состоит из 20 областей, которые разделены на 94 провинции, а провинции — на коммуны.

Главой республики является президент, избираемый на совместном заседании обеих палат парламента с участием представителей областей. Срок его полномочий семь лет. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из палаты депутатов и сената. 630 членов палаты депутатов избирает население всеобщим и прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Сенат (322 человека) избирается также всеобщим и прямым голосованием по смешанной избирательной системе, включающей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Срок полномочий обеих палат пять лет.

Исполнительную власть осуществляет совет министров. Его председатель назначается президентом. Первый дает свои предложения по составу правительства, которое должно получить одобрение обеих палат, и приносит присягу президенту.

Основные политические партии следующие. Итальянская коммунистическая партия, образованная в 1921 году, является крупнейшей организованной политической силой Италии (около 1,6 млн. членов). Отстаивает интересы всех трудящихся. Центральный печатный орган — ежедневная газета «Унита». Христианско-демократическая партия (свыше 1,4 млн.) основана в 1943 году, выражает интересы монополистической буржуазии и крупных землевладельцев, тесно связана с Ватиканом. Итальянская социалистическая партия (557 тыс., 1892 год) входит в Социалистический интернационал. Печатный орган — газета «Авганти». Итальянское социальное движение — национальные правые силы (382 тыс.) — это неофашистская партия, которая образована в 1947 году, за последнее время ее деятельность активизировалась. Итальянская социал-демократическая партия (свыше 200 тыс.) основана в 1948 году. Итальянская либеральная партия (60 тыс., 1845 год) является правобуржуазной, представляет интересы консервативных кругов крупной буржуазии и помещиков. Партия мелкой и средней буржуазии — Итальянская республиканская партия (около 120 тыс.) — действует с 1832 года.

Природные ресурсы. Италия бедна полезными ископаемыми, вследствие чего ее экономика в значительной мере зависит от импорта сырья. Имеются небольшие месторождения молибдена, ртути, цинка, свинца, бокситов, серы, марганца, урановой руды и природного газа. Довольно много строительного материала (мрамор, гранит, щебень), значительны гидроэнергетические ресурсы.

Промышленность. Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна, располагающая значительным военно-промышленным потенциалом. По объему промышленного производства, степени развития государственно-монополистического капитала она занимает шестое место в капиталистическом мире после США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции.

По данным иностранной печати, на долю промышленности в национальном доходе приходится почти 43 проц., на сельское хозяйство — более 7 проц., на сферу услуг — остальное. Ведущим в промышленности является машиностроение (в первую очередь автомобилестроение, судостроение, точное машиностроение, электротехника, приборостроение), а также такие отрасли, как химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная и пищевая. Командные позиции в экономике занимают частные компании ФИАТ, «Монтэдисон», «Пирелли», «СНИА — Вискоза» и другие. Значительную роль играет государственный сектор.

Высокий уровень развития экономики и научно-технические достижения позволили развернуть в стране производство современных образцов оружия и военной техники. По экспорту оружия Италия находится на одном из первых мест в капиталистическом мире, уступая США и Франции. В военной промышленности занято более 300 тыс. человек.

Производство артиллерийско-стрелкового оружия и боеприпасов сосредоточено в районе городов Рим, Ананья, Брешиа и Пьяченца, самолетов и ракет — в Генуе, Неаполе, Каллеферро (близ Рима), Галларате, другой военной техники — в Генуе, Турине, Специи. В производстве авиационной и ракетно-космической техники участвует более 80 крупных фирм (ведущие — «Аэриталиа», «Агуста», «СИАИ — Маркетти», «Пьяджо»). Крупные судостроительные верфи находятся в морских портах Генуя, Специя, Ливорно, Неаполь, Триест, Монфальконе, Таранто.

Основными промышленными центрами являются Милан, Турин и Генуя (4/5 продукции всего машиностроения, 3/4 черной металлургии, 70 проц. химической и 90 проц. текстильной промышленности), Неаполь (металлургия, судостроение, самолетостроение), Флоренция (приборостроение и отрасли химической промышленности) и Рим (самолетостроение, транспортное машиностроение, изготовление оптических приборов). Характерная особенность развития итальянской промышленности в последние годы — это быстрый рост роботизации производственных пропессов.

Исследованиями в области ядерной физики занимаются научные центры, расположенные в Касачиа и Фрескати (близ Рима), Селужжа (район Турина), Ротен-дала (20 км северо-восточнее Ориоло) и Болонья. Важнейшие атомные электростанции находятся в Латина (60 км южнее Рима) и Трино-Верчеллезе.

В стране в 1986 году добыто и произведено около 24 млн. т стали, 21 млн. т проката, свыше 0,35 млн. т алюминия в слитках, 0,27 млн. т цинка в слитках, более 1,7 млн. автомобилей, 37 млн. т цемента, 2,6 млн. т нефти, 14,4 млрд. м3 природного газа и 190 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Во внешней торговле (как в импорте, так и экспорте) основное место занимают страны ЕЭС, доля которых превышает 50 проц. внешнеторгового оборота. Италия экспортирует машины и оборудование, автомобили, суда, станки, нефтепродукты, цитрусовые, а ввозит нефть, железную руду, уголь, цветные металлы, зерно, хлопок, шерсть. В качестве основных торговых партнеров выступают ФРГ, Франция, США и Нидерланды.

Характерной чертой сельского хозяйства является его специфическая направленность (в основном выращивание зерновых — пшеницы и кукурузы), развито также виноградарство, садоводство и овощеводство. На севере преобладают крупные капиталистические хозяйства, а на юге сохранились мелкие производители. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет более 17 млн. га. Эта отрасль хозяйства высокомеханизированна. Главная житница страны — Паданская равнина. Парк сельскохозяйственных машин превысил 3 млн. единиц, из которых 1,2 млн. тракторов.

В 1986 году сбор основных сельскохозяйственных культур составил (млн. т): пшеницы — 9,1, кукурузы — 8,4, риса — 1,0, сахарной свеклы — 13,1, картофеля — 2,7, винограда — 12,0, цитрусовых — 3,6. Поголовье крупного рогатого скота достигает 9,1 млн.

Вооруженные силы Италии состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил. Кроме того, имеются войска карабинеров и финансовая гвардия. Общая численность — около 500 тыс. человек.

Сухопутные войска (основной вид вооруженных сил) включают полевые войска и войска территориальной обороны. Первые, как сообщается в зарубежной военной печати, составляют основу объединенных сухопутных войск НАТО в центральной части Южно-Европейского ТВД. Вторые предназначены главным образом для ведения боевых действий в районах, не входящих в зону ответственности полевых войск.

Военно-воздушные силы имеют три авиационных командования — тактическое, транспортное и учебное.

ВВС Италии составляют основу 5-го объединенного тактического авиационного командования НАТО.

Военно-морские силы включают флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Кроне того, имеется командование боевых пловцов и диверсантов.

Войска карабинеров насчитывают 98 тыс. человек, а финансовая гвардия — 38 тыс. В целом зарубежные военные специалисты считают, что вооруженные силы Италии оснащены современной боевой техникой и являются наиболее боеготовым компонентом группировки ОВС НАТО на южном фланге этого блока.

Пункты управления и средства связи. На территории Италии расположен штаб главного командования ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД (Неаполь), штаб командования объединенными сухопутными войсками в южной части ТВД (Верона), штаб командования 5 ОТАК (Виченца), штабы командования ударных и командования объединенных ВМС (Неаполь).

Для руководства войсками в военное время подготовлены защищенные подземные пункты управления. Пункт управления главнокомандующего ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД находится в 50 км северо-западнее Неаполя, а командующего объединенными сухопутными войсками НАТО в южной части этого ТВД — в районе Вероны. Они имеют противоатомную защиту, автономные источники электроснабжения, запасы продовольствия и воды.

Управление и связь вышеуказанных штабов с войсками осуществляются в основном с помощью системы тропосферной связи НАТО «Айс Хай», представляющей собой многоканальную комплексную сегь радиорелейных и тропосферных станций, а также по кабельным линиям связи. Станции космической связи в городах Бриндизи, Колтано (район Ливорно) и на авиабазе Сигонела используются в интересах вооруженных сил США, а в Аурелия и Мартина-Франка — ОВС НАТО. Для международной связи выделяются каналы коммерческой спутниковой связи системы «Интелсат», наземные станции которой развернуты в Ларио (80 км севернее Милана) и Фучино (90 км восточнее Рима). Станции американской глобальной спутниковой системы связи DSCS расположены в Лаго ди Патриа (20 км западнее Неаполя) и Колтано. Они обеспечивают связь вооруженных сил США, находящихся в этом регионе.

Через территорию Италии проходит трасса средиземноморской системы тропосферной и радиорелейной связи с ответвлениями на ФРГ и через о. Сардиния — Испанию, которой пользуются вооруженные силы США. Кроме того, в районе Бриндизи Пентагон развернул крупный центр радиоразведки.

В стране развита телефонно-телеграфная связь. Крупные автоматизированные узлы последней находятся в городах Рим, Неаполь, Милан, Верона, Болонья, Турин, Венеция, Больцано.

База крылатых ракет средней дальности ВВС США развернута на о. Сицилия в районе Комизо. На ее территории расположен комплекс сооружений для технического обслуживания ракетной техники, укрытия для пусковых установок и центров управления пуском ракет, узел связи., служебные и вспомогательные здания. Здесь было размещено 112 крылатых ракет наземного базирования. В соответствии с подписанным между СССР и США Договором о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности эту базу предусматривается закрыть, а сами ракеты подлежат уничтожению.

Аэродромная сеть включает 125 аэродромов и посадочных площадок с ВПП длиной 500 м и более. Размеры и класс оборудования примерно 50 из них позволяют принимать самолеты боевой и транспортной авиации. Аэродромы, предназначенные для базирования тактической авиации, как правило, имеют одну капитальную ВПП длиной 2400 м и шириной 45 м, рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки самолетов, склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, сооружения и укрытия для личного состава и военной техники.

Основными аэродромами базирования авиации являются: Авиано, Бари, Бриндизи, Виллафранка, Геди, Граццанисе, Гроссето, Гуидония (Рим), Джоя, Истрана (район г. Тревизо), Камери, Катания, Латина, Милан, Неаполь, Пиза, Пратика-ди-Маре (Рим), Ривольто (Удине), Римини, Сигонела, Сан-Джоржия, Тревизо (Сан-Анжело), Фоджа, Чампино. Аэродром Авиано полностью находится в распоряжении ВВС США, а Сигонела — авиации ВМС США. Некоторые из вышеназванных аэродромов предназначены для обеспечения базирования объединенных ВВС НАТО.

Самолеты ДРЛО и управления Е-ЗА командования АВАКС НАТО постоянно используют передовую оперативную базу Трапани (Бирджи). Проводимые мероприятия по совершенствованию аэродромной сети включают обновление покрытия взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, расширение стоянок самолетов, строительство ангаров, укрытий, вспомогательных зданий, замену устаревшего радионавигационного оборудования. По мнению командования НАТО, аэродромная сеть Италии способна обеспечить рассредоточенное базирование имеющейся группировки национальных и объединенных ВВС и позволяет принимать самолеты для ее усиления с других ТВД.

Военно-морские базы и порты. Для обеспечения боевой подготовки, повседневной деятельности и развертывания сил флота в Италии построено восемь военно-морских баз — Таранто (главная), Анкона, Аугуста, Бриндизи, Кальяри, Мессина, Неаполь, Специя — и три пункта базирования ВМС (Гаэта, Ла-Маддалена, Сан-Стефано). Проводимые в последние годы работы по улучшению условий базирования ВМС включали увеличение причального фронта, расширение возможностей по ремонту судов, установку нового погрузочно-выгрузочного оборудования.

Крупные и хорошо оборудованные порты расположены на побережье Адриатического моря (Венеция, Равенна, Анкона, Бари) и Тирренского (Савона, Генуя, Специя, Ливорно, Гаэта, Неаполь). Для рассредоточения кораблей и судов могут быть также использованы удобные бухты и якорные стоянки.

В качестве основной базы 6-го флота США используется ВМБ Неаполь. Кроме того, американские корабли заходят в ВМБ Аугуста, Кальяри, Бриндизи и порт Ливорно.

По взглядам иностранных военных специалистов, созданная сеть военно-морских баз и портов в сочетании с естественными укрытиями способна обеспечить рассредоточенное базирование и маневр группировки национальных и американских ВМС, находящихся в бассейне Средиземного моря.

Противовоздушная оборона. Территория Италии включена в Южную зону объединенной системы ПВО НАТО в Европе и составляет район ПВО 5-го объединенного тактического авиационного командования. Этот район в свою очередь разделен на два сектора — Северный и Южный. ПВО территории страны обеспечивается активными и пассивными средствами. К активным относятся истребительная авиация ПВО, ЗУР «Найк-Геркулес» и «Усовершенствованный Хок», зенитная артиллерия сухопутных войск. Подразделения ЗУР, расположенные на стационарных позициях, прикрывают основную группировку войск, авиабазы и важные военные объекты, находящиеся в северной части страны. Пассивные средства осуществляют обнаружение, оповещение и сбор данных о воздушной обстановке, управляют наведением истребителей и зенитных средств на цель.

Основные военные полигоны оборудованы на о. Сардиния. Испытательный ракетный находится на его восточном побережье в районе Сальто-ди-Куирра. Здесь проводятся испытания и учебные пуски зенитных ракет «Найк-Геркулес» и «Усовершенствованный Хок», ракет «Ланс» и ИТУР частями и подразделениями вооруженных сил ФРГ, США, Норвегии, Дании и других стран.

Авиационный полигон расположен на западном побережье острова в 20 км юго-западнее Ористано и используется для тренировок летного состава ВВС стран НАТО в пусках ракет, бомбометании и в стрельбе по наземным целям. Его площадь составляет 50 кв км, а на время учений к нему относят и часть водной акватории залива Ористано.

Для сухопутных войск оборудованы полигон и учебный центр на южной оконечности острова, на м. Теулада. На площади 100 кв км построен военный городок, склады, танкодром и другие сооружения. Здесь отрабатываются вопросы взаимодействия между подразделениями сухопутных войск, осуществляется высадка морского десанта. При проведении учений задействуется территория до 300 кв км. Полигон используют подразделения и части вооруженных сил Италии, а также других стран НАТО.

Развитию путей сообщения и транспорта как важнейшим элементам экономики и военной инфраструктуры в Италии придается большое значение. Наземные транспортные коммуникации развиваются и совершенствуются в соответствии с национальными планами и с учетом требований НАТО.

Автомобильным траспортом выполняется свыше 83 проц. внутренних грузовых перевозок. В стране создана густая сеть автомобильных дорог, общая протяженность которых достигает 300 тыс. км. Свыше 93 проц. дорог имеют твердое покрытие. На 100 км2 территории приходится почти 100 км дорог. По принадлежности автомобильные дороги подразделяются на государственные (45,5 тыс. км), провинциальные (97 тыс. им) и коммунальные, а по техническим характеристикам — на автомагистрали, дороги 1, 2 и 3-го класса. Пропускная способность автомагистралей около 30 тыс. автомобилей в сутки. Дороги 1-го и 2-го класса имеют асфальтобетонное покрытие и ширину проезжей части 6—8 м, их пропускная способность 3 — 5 тыс. автомобилей в сутки.

К настоящему времени построено около 6 тыс. км скоростных автомагистралей, которые вместе с дорогами 1-го и 2-го класса составляют более половины всех автомобильных дорог. Расположены они неравномерно, наибольшая их часть находится на севере. Основные автомагистрали проходят с севера на юг вдоль Адриатического и Тирренского морей. Они связывают крупнейшие города Северной Италии с городами Реджо-ди-Калабрия и Бари, расположенными на юге, и служат также сквозными маршрутами в страны Центральной Европы. Границу Италии с сопредельными государствами пересекают 26 классифицированных дорог. Во Францию ведут восемь маршрутов, в Швейцарию, Австрию и Югославию — по шесть. Автомобильный парк включает 22,4 млн. легковых и 1,8 млн. грузовых автомобилей, а также 38 тыс. автобусов и другую технику.

По оценке иностранных специалистов, в целом сеть автомобильных дорог Италии достаточно развита, находится в удовлетворительном техническом состоянии и в сочетании с железными дорогами способна обеспечить потребности вооруженных сил.

На долю железнодорожного транспорта приходится свыше 10 проц. всех грузовых перевозок страны. Протяженность железных дорог составляет около 20 тыс. км, из них свыше 10 тыс. км электрифицировано. Двухпутные линии насчитывают почти 5,5 тыс. км. По плотности дорог (более 6 км на 100 км2 территории) Италия уступает таким странам, как ФРГ, Бельгия и Франция.

Большая часть железных дорог проходит по долинам и в прибрежных районах. Профиль пути довольно сложный. На дорогах построено свыше 40 тыс. мостов, тоннелей, виадуков, имеется около 1000 железнодорожных переездов. Скорость движения поездов достигает 70—100 км/ч. Пропускная способность однопутных дорог до 30 пар и двухпутных 70—90 пар поездов в сутки. Италия связана с Францией, Австрией и Югославией 12 железнодорожными маршрутами. Подвижной состав государственных железных дорог включает 2100 электровозов, около 1700 тепловозов, 112 тыс. грузовых и более 13 тыс. пассажирских вагонов. В составе железнодорожной сети имеется свыше 2200 станций, полустанков и разъездов. Однако 90 проц. грузооборота приходится примерно на 400 крупных станций, еще 5 проц. — на 225 других небольших станций. Важные железнодорожные узлы — Милан, Турин, Рим, Неаполь, Болонья.

Общая протяженность судоходных внутренних водных путей составляет примерно 1400 км, из которых более 330 км проходит по каналам, а остальное — по рекам и озерам. Для плавания судов грузоподъемностью до 1500 т пригодны 800 км водных путей, грузоподъемностью свыше 1500 т — около 300 км. Скорость движения судов по рекам до 15 км/ч, по каналам 8 км/ч. Основные внутренние водные пути находятся в северных провинциях Кремона, Мантова, Феррара, Пьяченца, Парма и других. Они включают р. По и другие реки, которые несут свои воды в широтном направлении, и соединяющие их каналы. Водные пути по озерам Лаго-Маджоре, Комо, Гарда имеют местное значение. Ежегодно по внутренним водным путям перевозится около 4 млн. т грузов.

Морской транспорт. Судоходство в Италии контролирует одна государственная и около десяти частных компаний. По тоннажу торгового флота страна занимает 13-е место в мире (на середину 1987 года). На ее долю приходится около 2 проц. тоннажа мирового флота. В составе торгового флота имеется около 1600 судов (валовой вместимостью 100 per. т и более), в том числе 875 судов валовой вместимостью 300 per. т и выше. Суммарная грузоподъемность последних составляет 11,9 млн. т. В число этих судов входит 214 танкеров (дедвейт 4,7 млн. т), 307 судов для генеральных грузов (1,2 млн. т), 64 балкера (3,1 млн. т), 60 танкеров-химовозов, 40 газовозов, 18 комбинированных судов, 16 контейнеровозов, 1-50 паромов и т. д. Средняя продолжительность службы судов 13 лет.

Всего в Италии насчитывается около 100 морских портов, в которых обрабатывается до 90 проц. грузов. Наиболее крупными считаются Генуя, Специя, Триест, Венеция, Палермо, Ливорно.

Воздушный транспорт представлен крупной авиационной компанией «Алиталиа», занимающей восьмое место среди подобных объединений капиталистических государств, и ее дочерними отделениями, которые осуществляют почти все межконтинентальные, 95 проц. европейских и 85 проц. внутренних перевозок.

«Алиталиа» выполняет рейсы по 50 международным и более 70 внутренним линиям. Второй по значимости является компания АТИ, на долю которой приходится половина пассажирских перевозок по внутренним линиям.

Парк гражданской авиации насчитывает 1300 самолетов, в том числе 100 со взлетной массой Эти более, и 160 вертолетов.

Военные трубопроводы на территории Италии строились с учетом требований НАТО. Одна из магистральных линий проложена в северо-восточном направлении от пункта выгрузки горючего в порту Специя до авиабазы США Авиано. Ее пропускная способность до 2 тыс. т топлива в сутки. От этого трубопровода в районе г. Парма отходит ответвление на г. Равенна, расположенный на побережье Адриатического моря. Сооружены военные нефтепродуктопроводы и на о. Сицилия.

Для перекачки сырой нефти от итальянских портов нефтеперерабатывающим заводам других стран построены центральноевропейский магистральный нефтепровод (Генуя — Инголынтадт, ФРГ, протяженность 668 км, диаметр труб на начальном участке 660 мм) и трансальпийский (Триест — Инголыптадт, пересекает Австрию, протяженность 464 км, диаметр труб 1016 мм, пропускная способность 39 млн. т в год).

Кроме магистральных, построено несколько нефтепроводов местного значения. Их пропускная способность зависит от ряда факторов и может достигать 12 млн. т в год. Общая протяженность нефтепроводов в стране составляет 3580 км.

По оценке зарубежных военных специалистов, Италия является экономически развитым и хорошо подготовленным в военном отношении государством. Командования национальных вооруженных сил и ОВС НАТО по-прежнему придают большое значение развитию военной инфраструктуры, особенно тем ее элементам, которые непосредственно создают благоприятные условия для развертывания и ведения боевых действий войск на южном фланге Североатлантического блока. Полковник А. Алексеев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1988.

Последнее обновление 20.10.2010

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com