|
ВВС Японии, являясь самостоятельным видом вооруженных сил, призваны решать следующие основные задачи: обеспечение ПВО, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перевозок и десантирование войск и грузов. Учитывая важную роль, которая отводится ВВС в агрессивных планах японского милитаризма, военное руководство страны уделяет большое внимание наращиванию их боевой мощи. В первую очередь это делается за счет оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием. С этой целью в последние годы при активном содействии США в Японии было развернуто производство современных боевых самолетов F-15J, управляемых ракет AIM-9P и L «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух», вертолетов СН-47. Завершены разработки и начат серийный выпуск зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, реактивных учебно-тренировочных самолетов Т-4, УР ASM-1 класса «воздух — корабль», новых стационарных и мобильных трех-координатных РЛС и т. д. В настоящее время заканчивается подготовка к развертыванию производства на японских предприятиях зенитных ракетных комплексов «Патриот» по американской лицензии.
Все это, а также продолжающиеся поставки оружия из США позволили японскому руководству значительно укрепить свои ВВС. В частности, за последние пять лет на их вооружение поступило около 160 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе свыше 90 истребителей F-15J, 20 тактических истребителей F-1, восемь самолетов ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», шесть транспортных самолетов С-130Н и другая авиационная техника. За счет этого четыре истребительные авиационные эскадрильи (201, 202, 203 и 204-я) были перевооружены самолетами F-15J, завершено укомплектование истребителями-бомбардировщиками F-1 трех эскадрилий (3, 6 и 8-й), сформирована 601-я эскадрилья ДРЛО и управления (самолеты Е-2С «Хокай»), начато перевооружение 401-й транспортной эскадрильи самолетами С-130Н. Из зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, а также переносных ЗРК «Стингер» и зенитных артиллерийских установок «Вулкан» сформирован первый смешанный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (смзрадн) ПВО. Кроме того, на вооружение ВВС продолжали поступать трехкоордн-натные стационарные (J/FPS-1 и -2) и мобильные (J/TPS-100 и -101) РЛС японского производства, которые заменяли устаревшие американские станции (AN/FPS-6 и -66) в радиотехнических войсках ВВС. Сформированы также семь отдельных мобильных радиолокационных рот. На завершающем этапе находятся работы по модернизации АСУ ПВО «Бейдж». Ниже, по данным зарубежной печати, приводятся организация и состав, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Японии. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ. Руководство военно-воздушными силами осуществляет командующий, который одновременно является начальником штаба. Основные силы и средства ВВС сведены в четыре командования: боевое авиационное (БАК), учебное авиационное (УАК), учебное авиационно-техническое (УАТК) и материально-технического обеспечения (МТО). Кроме того, имеется несколько частей и учреждений центрального подчинения (организационная структура ВВС показана на рис. 1). Боевое авиационное командование является оперативным объединением ВВС, на которое возложено решение основных задач. Штаб его расположен в г. Футю (близ Токио). Организационно БАК включает три авиационных направления (Северное, Центральное и Западное), а также Юго-Западное смешанное авиакрыло и отдельные части и подразделения. Авиационное направление — это оперативное соединение ВВС, предназначенное для решения задач, возложенных на БАК, в пределах установленной зоны ответственности. Зона ответственности Северного авиационного направления (штаб на авиабазе Мисава) включает о. Хоккайдо и северную часть о. Хонсю, Центрального (Нрума)— центральную часть о. Хонсю и часть о. Сикоку, Западного (Касу-га) — юго-западные части о-вов Хонсю и Сикоку, а также о. Кюсю. В зоны ответственности направлений входят и прилегающие к островам акватории морей. Организационно каждое авиационное направление включает два истребительных авиакрыла, до двух зенитных ракетных дивизионов «Найк-J», крыло обнаружения и управления, а также отдельные части и подразделения обеспечения боевых действий. Кроме того, в составе каждого авиационного направления в ходе выполнения очередной программы строительства вооруженных сил Японии (1986—1990) планируется сформировать по два смешанных зенитных ракетно-артиллерийских дивизиона, предназначенных для противовоздушной обороны авиабаз, радиолокационных постов (РЛП) и позиций ЗУР «Найк-J» (а затем «Пэтриот») от ударов самолетов противника с малых высот. В состав таких дивизионов намечается включать три различных типа батарей ПВО (авиабаз, радиолокационных постов, позиций ЗУР), которые отличаются друг от друга штатным вооружением. Так, в батарее ПВО авиабазы насчитываются два ЗРК ближнего действия типа 81, 24 переносных ЗРК «Стингер» и 16 буксируемых зенитных артиллерийских установок «Вулкан». На вооружении батареи ПВО РЛП состоит два ЗРК типа 81, 24 «Стингер» и шесть «Вулкан»; в батарее ПВО позиций ЗУР имеются только ЗРК «Стингер» (24 ПУ) и установки «Вулкан» (6). Сообщается, что количество и тип батарей в каждом дивизионе будут зависеть от возложенных на него задач. Так, в составе первого смешанного зенитного ракетно-артиллерийского дивизиона, сформированного в конце 1986 года в Северном, авиационном направлении (штаб в Титосе), две батареи ПВО авиабаз (Титосе и Мисава) и одна ПВО РЛП (Тобецу), на вооружении которых находятся шесть ЗРК типа 81, 72 ЗРК «Стингер», 38 установок «Вулкан». Истребительное авиационное крыло — основная тактическая авиационная часть военно-воздушных сил. Оно включает три группы: истребительную авиационную, инженерно-авиационную и аэродромно-технического обеспечения. В истребительной авиагруппе, как правило, имеются две эскадрильи, на вооружении каждой из которых состоят 18—24 боевых и несколько учебно-тренировочных самолетов. Зенитный ракетный дивизион «Найк-J» — основная тактическая зенитная ракетная часть ВВС. Организационно в него входят одна батарея управления, две — четыре огневые и одна техническая. В каждой огневой батарее насчитывается девять пусковых установок ЗУР «Найк-J» (японский вариант американской ЗУР «Найк-Геркулес», см. цветную вклейку). Крыло обнаружения и управления осуществляет радиолокационное обнаружение, опознавание воздушных целей и наведение на них истребителей-перехватчиков. Крыло включает от 9 до 11 радиолокационных рот (рлр), на вооружении которых состоят стационарные и мобильные радиолокационные станции. Силами роты разворачивается один радиолокационный пост. Юго-Западное смешанное авиакрыло (штаб находится на авиабазе Наха) является специфическим формированием военно-воздушных сил. В зону его ответственности входят о-ва Рюкю и прилегающие к ним водные акватории. Основные объекты крыла расположены на о. Окинава. В его составе имеются 83-я истребительная авиагруппа (самолеты F-4EJ), группа обнаружения и управления (пять радиолокационных рот, из них четыре оснащены стационарными РЛС и одна — мобильными), а также 5-й зенитный ракетный дивизион «Найк-J». К отдельным частям и подразделениям БАК относятся авиационная группа ДРЛО (авиабаза Мисава), разведывательная авиационная группа (Хякури), две отдельные авиаэскадрильи (обозначения противника и штабная). Авиационная группа ДРЛО первоначально в качестве временного формирования входила в состав Северного авиационного направления, где были проведены комплексные испытания возможностей создаваемой на базе самолетов Е-2С «Хокай» системы ДРЛО и отлажена ее организационная структура. Все эти мероприятия практически завершены. В авиационную группу ДРЛО входят штаб, 601-я эскадрилья ДРЛО (восемь самолетов Е-2С «Хокай»), подразделения обеспечения. Всего в ней насчитывается 350 человек личного состава, из них 130 в 601 аэ. Весной 1986 года группа была переподчинена непосредственно командующему БАК и приступила к несению дежурства. В перспективе количество самолетов в ней планируется увеличить до 12 единиц. Разведывательная авиационная группа предназначена для. ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил. Организационно она включает штаб, 501-ю разведывательную авиаэскадрилью; секции обработки и дешифрования фотоматериалов, обслуживания бортового разведывательного оборудования самолетов. На ее вооружении состоят 14 закупленных в США самолетов RF-4E. Авиационная эскадрилья обозначения противника сформирована в декабре 1981 года. В ней имеются учебно-боевые самолеты Т-2 (двухместный вариант тактического истребителя F-1, и несколько учебно-тренировочных Т-ЗЗА. Она предназначена для обозначения действий самолетов противника в ходе боевой подготовки других частей и подразделений ВВС. Ее летный состав имеет высокий уровень летной и тактической выучки. Штабная авиационная эскадрилья оснащена легкими самолетами связи В-65, несколькими транспортными (YS-11), учебно-тренировочными (Т-ЗЗА) и РЭБ (ЕС-1, YS-11E). Кроме того, в ней есть самолеты Т-33, оснащенные специальным оборудованием для постановки активных и пассивных помех. Последние три типа самолетов активно используются при отработке задач подготовки летного состава и расчетов наземных пунктов управления к боевым действиям в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы. Согласно сообщениям зарубежной печати, в настоящее время в составе боевого авиационного командования ВВС Японии имеется: семь истребительных авиационных крыльев (иакр), в которых насчитывается 13 эскадрилий боевой авиации (иаэ, тиаэ); шесть зенитных ракетных дивизионов (зрдн, в которых 19 батарей ЗУР «Найк-J»); три крыла и одна группа обнаружения и управления, а также другие части и подразделения. Подробнее состав командования приведен в таблице. Учебное авиационное командование занимается подготовкой летного состава для ВВС, ВМС и армейской авиации. В его состав входят эскадрилья теоретической подготовки, три учебных (11, 12 и 13-е) и два учебно-боевых (1-е и 4-е) авиационных крыла, а также несколько подразделений обеспечения. Эскадрилья теоретической подготовки (авиабаза Бофу) предназначена для проведения (в течение двух лет) общетеоретической и специальной технической подготовки курсантов перед началом летного обучения. Первоначальная летная подготовка слушателей и курсантов осуществляется на поршневых самолетах Т-3 в 11-м и 12-м учебных авиакрыльях (авиабазы Сидзухама и Бофу). Продолжительность обучения около восьми месяцев (средний налет на одного человека 70 ч). Основную подготовку они проходят сначала на реактивных самолетах Т-1 в 13-м учебном авиакрыле (Асия), а затем на Т-33 в 1-м учебном авиакрыле (Хамамацу). При этом налет на Т-1 составляет 84 ч, на Т-33 — 100 ч. Продолжительность обучения в каждом из крыльев около семи месяцев. Обучение технике пилотирования и боевому применению сверхзвуковых истребителей (повышенная подготовка) осуществляется в 4-м учебно-боевом авиакрыле (самолеты Т-2, авиабаза Мацусима). Продолжительность обучения 10 месяцев, налет 140 ч. Учебные и учебно-боевые авиационные крылья по своей структуре аналогичны боевым. Всего в них входит 10 эскадрилий, в которых насчитывается около 300 учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов, в том числе более 50 Т-2, 50 Т-3, 120 Т-33 и 50 Т-1. Кроме того, 60 Т-33 и 12 Т-2 имеются в БАК и частях центрального подчинения. Учебное авиационно-техническое командование отвечает за подготовку инженерно-технического персонала и других специалистов для авиационных, зенитных ракетных, радиотехнических, аэродромно-технических частей и подразделений. В нем имеется пять училищ, два из которых дислоцируются в Хамамацу, а остальные — в Асия, Кумагая и Комаки. Командование МТО занимается планированием, закупками и распределением боевой техники, оружия и предметов снабжения, организует их прием от промышленности, учет, хранение и ремонт. Оно состоит из штаба (расположен в Токио) и четырех баз снабжения (1, 2, 3 и 4-я), каждая из которых организационно включает штаб, центральные и периферийные склады. Штаб и центральный склад 1-й базы расположены в Кисарадзу, 2-й — в Кагамихара, 3-й и 4-й — в Саяма. Части центрального подчинения. К основным из них относятся три авиационных крыла: транспортное, поисково-спасательное и испытательное. Транспортное авиакрыло (штаб в Михо) предназначено для переброски войск и грузов, а также высадки (выброски) воздушных десантов. В него входят три транспортные авиагруппы (1, 2 и 3-я). В каждой из них имеются штаб, одна транспортная авиационная эскадрилья (401, 402 и 403-я, авиабазы Комаки, Ирума и Михо соответственно), подразделения инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения. На 3-ю транспортную авиагруппу наряду с основными возложены задачи по подготовке летного состава самолетов транспортной авиации. На вооружении крыла состоят 28 самолетов С-1 (рис. 3), 10 YS-11 и 6 С-130 (поставки последних продолжаются)- Поисково-спасательное авиакрыло осуществляет поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов, а также гражданского населения во время стихийных бедствий. Оно включает штаб, поисково-спасательную (авиабаза Ирума) и учебную (Комаки) авиационные эскадрильи, подразделения инженерно-авиационного обеспечения. В составе поисково-спасательной эскадрильи имеется 11 спасательных отрядов, которые равномерно распределены по территории Японии. В каждом отряде два самолета MU-2 и два-три вертолета KV-107. Всего в крыле насчитывается 29 MU-2 и 33 KV-107. Испытательное авиакрыло (штаб на авиабазе Гифу) предназначено для проведения летных испытаний опытных и серийных образцов самолетов, авиационного оружия, радиоэлектронного и специального оборудования, а также занимается выработкой рекомендаций по их эксплуатации, пилотированию и боевому применению. Организационно оно включает штаб, испытательную авиационную эскадрилью, подразделения инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения, обобщения и анализа данных испытаний. В крыле насчитывается до 25 самолетов различных типов (F-15J, F-4EJ, F-104J, Т-2, С-1, F-1, Т-4, Т-1, Т-3, Т-33 и другие). Всего, по данным зарубежной печати, в ВВС Японии имеется более 400 боевых и учебно-боевых самолетов, 44 транспортных, около 300 учебных, почти 80 самолетов и вертолетов вспомогательного назначения, а также 180 ПУ ЗУР «Найк-J». Боевая подготовка. В комплексе проводимых японским командованием мероприятий по наращиванию боевых возможностей ВВС важное место отводится боевой подготовке соединений, частей и подразделений. Она направлена на поддержание высокой боевой готовности и повышение их боеспособности. Проводится в соответствии с ежегодными планами, разрабатываемыми штабом японских ВВС во взаимодействии со штабом 5-й воздушной армии (ВА) ВВС США (Иокота). Основными формами боевой подготовки являются повседневная учеба, командно-штабные и летно-тактические учения и тренировки, проводимые как самостоятельно, так и во взаимодействии с американской авиацией, дислоцирующейся в западной части Тихого океана. По оценке иностранных военных специалистов, наиболее крупными мероприятиями боевой подготовки японских ВВС считаются итоговые учения военно-воздушных сил, японо-американские командно-штабные учения (КШУ), летно-тактические учения (ЛТУ) «Коуп норт» и по программе DACT (Dissimilar Air Combat Training), а также совместные учения поисково-спасательных подразделений. Кроме того, систематически проводятся японо-американские летно-тактические тренировки по перехвату стратегических бомбардировщиков В-52 в условиях радиоэлектронного противодействия, а также летно-тактические тренировки экипажей истребительной авиации в районах о-вов Окинава и Хоккайдо. Ежегодно ВВС Японии самостоятельно организуют значительное количество других мероприятий по боевой подготовке, в том числе учения-соревнования авиационных подразделений боевого авиационного командования и транспортного авиакрыла. Итоговые учения ВВС Японии (кодовое наименование «Соэн») проводятся ежегодно, как правило, в сентябре— октябре. Цель их — проверка боевой готовности соединений, частей и подразделений ВВС. К ним привлекаются большие силы. Так, в 1986 году в проведенном совместно с 5 ВА ВВС США итоговом учении участвовало около 31 тыс. человек личного состава, 380 самолетов боевой и вспомогательной авиации, до 20 кораблей и судов. В ходе его отрабатывался широкий круг задач по переводу соединений и частей в повышенные степени боевой готовности, оперативному развертыванию, отражению авиационных ударов, изоляции района боевых действий и воздушной разведке. Особое внимание было уделено отработке взаимодействия со штабом японского флота при организации ПВО корабельных соединений и изоляции района их боевых действий. Впервые в рамках этого учения было также проведено японо-американское КШУ, в ходе которого отрабатывались вопросы взаимодействия американских и японских авиационных соединений и частей при решении различных задач. Ранее аналогичные КШУ ВВС проходили как отдельные мероприятия. Основной целью японо-американских ежеквартальных ЛТУ «Коуп норт» является отработка совместных боевых действий при решении задач ПВО объектов и группировок войск на территории Японии, при нанесении ударов по наземным и морским (надводным) целям, а также управления японской и американской авиацией с использованием самолетов ДРЛО и управления Б-ЗВ и Е-2С. На учении «Коуп норт», как правило, задействуются одна-две авиабазы и зоны боевой подготовки одного из трех авиационных направлений. Чаще всего в Северном авиационном направлении выбираются авиабазы Титосе и Мисава, в Центральном — Комацу, в Западном — Ныотабару, Цуйки и Ивакуни, в районе о. Окинава — Наха и Кадена. Продолжительность учения 5 — 6 сут. Поочередно в учениях принимают участие все подразделения боевой авиации ВВС Японии, а с американской стороны к ним наиболее часто привлекались экипажи 18 тиакр (авиабаза Кадена). Постепенно состав участников с американской стороны расширяется. Так, с начала 80-х годов периодически привлекаются подразделения 1-го авиационного крыла авиации морской пехоты ВМС США (авиабаза Ивакуни), а с декабря 1985 года — самолеты F-16 из 432 тиакр ВВС США (Мисава). Как отмечается в западной прессе, в ходе этих ЛТУ все большее внимание уделяется отработке тактических приемов нанесения ударов по наземным и морским целям, навыков ведения боевых действий в условиях применения средств РЭБ. Кроме того, ежегодно в различных районах страны проводится семь-восемь японо-американских летно-тактических учений (продолжительностью до 5 сут) по отработке групповых воздушных боев между разнотипными самолетами по программе DACT. В каждом из них участвуют 10—12 самолетов, в том числе 4—6 американских (как правило, из состава 18 и 432 тиакр ВВС, 1 акр авиации морской пехоты США). С августа 1982 года систематически проводятся специальные летно-тактические тренировки, целью которых является отработка японскими летчиками перехватов бомбардировщиков противника в условиях широкого применения средств РЭБ. В роли последних выступают американские стратегические бомбардировщики В-52, которые осуществляют постановку активных помех бортовым РЛС истребителей, выполняющих перехват. В 1985 году было выполнено 12 таких тренировок. Все они проводились в зоне боевой подготовки ВВС Японии, расположенной западнее о. Кюсю. Помимо упомянутых выше, еженедельно проводятся совместно с американской авиацией летно-тактические тренировки по совершенствованию навыков летного состава в выполнении перехватов и ведению групповых воздушных боев (от пары до звена самолетов с каждой стороны). Продолжительность такой тренировки одна-две летные смены (по 6 ч). Наряду с совместными японо-американскими мероприятиями командование ВВС Японии систематически организует летно-тактические тренировки авиационных, зенитных ракетных частей и подразделений как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС страны. Плановыми мероприятиями боевой подготовки истребительной авиации являются проводимые с 1960 года ежегодные учения-соревнования подразделений боевого и авиационного командования. В ходе их выявляются лучшие авиационные части н подразделения, изучается опыт их боевой подготовки. В таких учениях-соревнованиях участвуют команды от всех частей БАК, а также от учебных эскадрилий 4 иакр у учебного авиационного командования, расчеты от дивизионов ЗУР «Найк-J» и команды операторов РЛП и пунктов наведения. В каждой авиационной команде четыре боевых самолета и до 20 человек летного и технического состава. Для проведения соревнований, как правило, используются авиабаза Комацу, одна из наиболее крупных зон боевой подготовки ВВС, расположенная над акваторией Японского моря северо-западнее Комацу, а также авиационные полигоны Амагамори (северная часть о. Хонсю) и Симамацу (о. Хоккайдо). Команды соревнуются в выполнении перехватов воздушных целей, ведении групповых воздушных боев, нанесении ударов по наземным и морским целям, в том числе с осуществлением практических бомбометаний и стрельб. В иностранной печати отмечается, что ВВС Японии обладают широкими боевыми возможностями и их экипажи имеют высокий уровень профессиональной подготовки, который поддерживается всей системой повседневной боевой учебы и проверяется в ходе упомянутых выше различных учений, соревнований и других мероприятий. Средний годовой налет летчика истребительной авиации составляет около 145 ч. РАЗВИТИЕ ВВС. В соответствии с пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии (1986—1990) дальнейшее наращивание мощи ВВС планируется осуществлять главным образом за счет поставок современных самолетов, зенитных ракетных комплексов, модернизации авиационной техники и вооружения, а также совершенствования системы контроля воздушного пространства и управления. Программой строительства намечается продолжить осуществляемые с 1982 года поставки самолетов F-15J ВВС страны и довести их общее количество к концу 1990 года до 187 единиц. К этому времени планируется перевооружить истребителями F-15 еще три эскадрильи (303, 305 и 304-ю). Большую часть состоящих на вооружении самолетов F-4EJ (сейчас их насчитывается 129 единиц), в частности 91 истребитель, намечается модернизировать с целью продления срока их эксплуатации до конца 90-х годов, а 17 машин переоборудовать в самолеты-разведчики. В начале 1984 года было решено принять на вооружение ВВС американские зенитные ракетные комплексы «Пэтриот» и перевооружить ими все шесть зенитных ракетных дивизионов ЗУР «Найк-J». Начиная с 1986 финансового года намечено ежегодно выделять средства на закупку четырех ЗРК «Пэтриот». Поступление их в ВВС начнется в 1988 году. Первые две учебные батареи планируется сформировать в 1989 году, а с 1990-го приступить к перевооружению зенитных ракетных дивизионов (по одному ежегодно). Программой строительства ВВС предусматривается также продолжение поставок из США транспортных самолетов С-130Н (для 401-й эскадрильи транспортного авиакрыла), количество которых к концу 1990 года намечено довести до 14 единиц. Расширить возможности системы контроля воздушного пространства планируется за счет увеличения количества самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай» (до 12), что, по мнению японских специалистов, позволит перейти к круглосуточному боевому дежурству. Кроме того, к 1989 году намечено завершить модернизацию АСУ силами и средствами ПВО «Бэйдж», в результате которой значительно возрастет уровень автоматизации процессов сбора и обработки данных о воздушной обстановке, необходимых для управления активными силами ПВО. Продолжится перевооружение радиолокационных постов ПВО современными трехкоординатными РЛС японского производства. Проводятся также и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие ВВС страны. В частности, продолжаются НИОКР по выбору нового боевого самолета, который должен заменить тактический истребитель F-1 в 90-х годах, изучаются вопросы целесообразности принятия на вооружение ВВС самолетов-заправщиков и самолетов ДРЛО и управления Е-3. Полковник В. Самсонов Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1987. Последнее обновление 20.02.2011 год |