Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы ЮАР

 

Военно-воздушные силы ЮАР

 

Руководство Южно-Африканской Республики в услозиях нарастания освободительной борьбы пытается остановить процесс разрушения режиме апартеида не только с помощью репрессий, но и за счет тотальной милитаризации общества с одновременным совершенствованием своих вооруженных сил. «До тех пор, пока сильны силы обороны ЮАР (САДФ), сильна и Южная Африка», — эта фраза проправительственной газеты «Ситизен» в сжатом виде определяет значение, которое придается юаровской армии как во внешней, так и во внутренней политике Претории. В рамках мероприятий, направленных на укрепление вооруженных сил, важное место отводится ВВС.

На южноафриканские ВВС возложены основные задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе, изоляция района боевых действий, непосредственная поддержка сухопутных войск и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перебросок оружия и военной техники, авиационное обеспечение поисково-спасательных операций. В настоящее время они широко привлекаются к участию в еооруженных провокациях на Юге Африки, занимаются переброской оружия и снаряжения бандам ангольской контрреволюционной группировки УНИТА и Мозамбикского национального сопротивления, ведут разведку в воздушном пространстве соседних государств, патрулируют морские границы страны и акватории Атлантического и Индийского океанов, примыкающие к ее территории.

Ниже, по данным, опубликованным в иностранной печати, приведены сведения об организации, составе, противовоздушной обороне, боезой подготовке и перспективах развития военно-воздушных сил ЮАР.

Организация и боевой состав. Военно-воздушные силы являются самостоятельным видом вооруженных сил. Они включают следующие рода авиации: бомбардировочную, истребительную, разведывательную, транспортную и вспомогательную.

Возглавляет ВВС командующий, который несет ответственность перед главнокомандующим вооруженными силами страны за их состояние, строительство и мобилизационную готовность. Руководство ими он осуществляет через штаб, занимающийся разработкой планов боезого применения авиации, определением организационно - штатной структуры частей и подразделений, использованием сил и средств разведки, обеспечением взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС, организацией противовоздушной обороны, решением вопросов снабжения новой техникой и организации научно-исследовательских работ в интересах ВВС и ПВО.

По оперативному предназначению военно-воздушные силы ЮАР сведены в шесть авиационных командований: ударное, по контролю за воздушной обстановкой, морской авиации, транспортное, авиационного обеспечения, учебное. Кроме того, в них входят подразделения противовоздушной обороны.

Ударное авиационное командование (штаб в г. Цварткопф) предназначено для завоевания превосходства в воздухе, оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, нанесения ударов по наземным целям, ведения воздушной разведки и обеспечения ПВО.

В нем имеются следующие эскадрильи: 12-я и 24-я бомбардировочные (соответственно восеvm самолетов «Канберра-В.1 и «Канберра-Т.4», «Буканир-S.50»), две истребительно-бомбардировочные (32 «Мираж-3DZ»), 2-я смешанная (16 истребителей «Мираж-ЗН2», шесть самолетов-разведчиков «Мираж-ЗEZ» и три учебно-боевых самолета «Мираж-ЗВZ»).

Ударное командование, благодаря наличию девяти авиационных эскадрилий легких штурмовиков «Импала», насчитывающих более 100 самолетов, фактически является командованием штурмовой авиации, которая предназначена для ведения боевых действий в тактической зоне, а также операций по нанесению ударов по базам, лагерям и отрядам партизан национально-освободительных организаций.

Авиационное командование по контролю за воздушной обстановкой (штаб в г. Ватерклоф) объединяет силы и средства противовоздушной обороны страны, а также другие элементы, связанные с обеспечением контроля за воздушной обстановкой над территорией ЮАР и прилегающими к ней акваториями Индийского и Атлантического океанов. Одной из главных задач командования является, кроме того, организация воздушной разведки всеми имеющимися ^редствами и специально одготовленными экипажами из состава других авиационных командований при активном взаимодействии с ВМС.

В боевой состав авиационного командования по контролю за воздушной обстановкой входят три эскадрильи ПВО (по 16 истребителей «Мираж-F.1.СZ» и «Мираж-F.1 АZ») и несколько дивизионов ЗУР («Кроталь», «Тайгер Кэт» и «Рапира»).

Противовоздушную оборону организует командующий ВВС, он же осуществляет общее руководство ею. Непосредственное управление ПВО возложено на командующего авиационным командованием по контролю за воздушной обстановкой. Ему подчинятся командование Северного сектора ПВО, основным предназначением которого является прикрытие наиболее важных военных, административных и промышленных объектов от нападения с воздуха, оповещение о воздушном противнике и наведение на него истребителей ПВО.

Северный сектор ПВО включает стационарные и подвижные радиолокационные посты, на базе которых развернуты соответствующие пункты управления. Имеются также оперативный центр, несколько центров управления и оповещения (ЦУО), выполняющие задачи слежения за воздушной обстановкой. Они обнаруживают и опознают воздушные цели, оповещают командиров частей и подразделений активных средств и по указанию вышестоящих органов управления руководят действиями истребителей и дивизионов ЗУР.

Данные о воздушной обстановке от радиолокационных постов поступают в ЭВМ, обрабатываются и отображаются на экранах индикаторов оперативного центра Северного сектора ПВО. После принятия решения командованием необходимая информация о конкретных целях передается на ЦУО, где она используется операторами наведения для непосредственного руководства перехватом. Как отмечает иностранная печать, расчеты ЦУО несут постоянное боевое дежурство. Из активных средств в состав дежурных сил выделяется определенное количество истребителей ПВО, находящихся в различных степенях готовности, а также зенитные ракетные средства (как правило, это современные батареи ЗУР «Кроталь», в каждой из которых три пусковые установки по четыре направляющих). Эти ракеты предназначены для поражения низколетящих воздушных целей. Все они используются для ПВО основных авиационных баз и особо важных военных объектов, расположенных в приграничной зоне.

К числу активных средств ПВО относится и зенитная артиллерия (ЗА). Ее части и подразделения организационно входят в состав сухопутных войск, однако в случае необходимости они используются по планам командующего ВВС или командующего авиационным командованием по контролю за воздушной обстановкой.

Основной тактической частью ЗА является зенитный артиллерийский полк. В зависимости от находящихся на вооружении артиллерийских систем полки подразделяются на легкие и средние. Как указывается в некоторых зарубежных военных журналах, эти зенитные артиллерийские полки имеют практически один и тот же боевой состав: по четыре батареи.

На вооружении зенитных артиллерийских частей находятся 94- и 40-мм зенитные пушки (максимальная досягаемость по высоте соответственно 9000 и 3000 м), а также 37- и 23-мм спаренные и счетверенные зенитные установки (для борьбы с низколетящими воздушными целями).

По оценке западных военных экспертов, зенитная артиллерия является важным средством противовоздушной обороны стационарных объектов и войск.

Командование морской авиации (штаб в г. Кейптаун) предназначено для обеспечения безопасности морского побережья ЮАР путем несения патрульной службы и ведения воздушной разведки в море и над береговой чертой страны. Морская авиация привлекается (совместно с ВМС) к отработке задач по борьбе с подводными лодками и надводными кораблями, участвует в различных мероприятиях в ходе военно-морских учений и испытаниях новых образцов оружия. Кроме того, она принимает непосредственное участие в поисково-спасательных операциях. В состав командования входят три эскадрильи: 27-я и 35-я базовых патрульных самолетов (соответственно 18 Р-166S «Альбатрос», и пять «Шэклтон-МR.3»), 25-я транспортная (шесть С-47), а также 22-е противолодочное вертолетное крыло (12 вертолетов «Уосп-НАS.1»).

Транспортное авиационное командование (штаб в г. Вaтерклоф) осуществляет перевозки личного состава и грузов в интересах как ВВС, так и других видов вооруженных сил. В нем имеются три транспортные эскадрильи: 21-я, предназначенная для перевозки членов правительства, высших военачальников и других высокопоставленных лиц (один «Вискаунт», четыре НS.125 «Меркурий», семь «Мерлин-4А», три Боинг 707); 28-я (семь С-130В «Геркулес» и девять С-160 «Трансалл») и 44-я (четыре DS-4 и 12 С-47). На это командование возложено также обеспечение выброски воздушных десантов, в основном 28 аэ.

Командование авиационного обеспечения (штаб в г. Цварткопф) выполняет большой комплекс задач в интересах вооруженных сил. Оказывает также содействие полицейским силам при проведении карательных операций в резервациях черного населения. В его состав входят эскадрильи: 11-я и 43-я связи (38 самолетов «Цессна-185»), 41-я и 42-я специального назначеная (15 АМ-ЗС «Босбок» и 25 С-4М «Куду»), 15, 16, 17 и 19-я вертолетные, на вооружении которых находится 80 вертолетов (40 «Алуэтт-3», пять «Супер Фрелон», и 35 «Пума»).

Учебное авиационное командование (штаб в г. Претория) занимается подготовкой летного и технического состава для военной авиации ЮАР. Основным учебным заведением, готовящим офицеров-летчиков, является центральная авиационная школа в г. Даннотар, где курсанты проходят курс начальной подготовки. Программа обучения включает занятия в классах и ангарах (шесть недель), в ходе которых читаются лекции по конструкции самолета, навигации и аэродинамике. Затем они тренируются на тренажерах л самолетах (на земле) и сдают экзамены. Курсанты, успешно выдержавшие их, переводятся в летные группы и летают сначала с инструктором на легких самолетах Т-60 «Харзард» (налет на одного обучаемого 30 — 40 ч), а затем самостоятельно (35 — 45 ч). В системе подготовки летчиков широко используются наземные авиационные тренажеры, которые, моделируя с высокой точностью условия полета, позволяют отрабатывать навыки пилотирования, самолетовождения и боевого применения, эффективно обучать летчиков и других членов экипажа, экономить ресурс самолетов, топливо, боеприпасы.

По окончании школы (общий налет к этому времени достигает 120 ч) курсанты направляются в центральную учебно-тренировочную школу в г. Ламгебанвег для прохождения основной летной подготовки, в процессе которой, в зависимости от потребностей ВВС и способностей обучаемых, они распределяются по родам авиации. Программа предусматривает налет 115 — 125 ч на учебно-боевых самолетах. Выпускникам присваивается квалификация военный летчик, и они направляются в 85, 86, 87 и 88-ю школы повышенной летной подготовки для обучения полетам на самолетах «Мираж-3», «Мираж-F.А1» и С-47, а также на вертолетах «Алуэтт» и «Пума». После этого летчики распределяются по частям и подразделениям для прохождения дальнейшей службы.

Летную подготовку кусанты проходят в авиационных эскадрильях. На их вооружении находятся свыше 200 самолетов (в том числе около 30 истребителей «Мираж-3», 12 военно-трамспортных С-47, более 100 учебно-тренировочных Т.6О «Карвард», «Импала»), а также 30 вертолетов различных типов.

Перечисленным выше авиационным командованиям, в том числе и учебному, вменяется в обязанность ведение воздушной разведки всеми имеющимися штатными средствами. Кроме того, данная задача определяет наличие в каждом из командований специально подготовленных экипажей.

По данным зарубежной печати, численность личного состава ВВС в начале 1989 года достигала 13 тыс. человек, а в самолетном парке насчитывалось свыше 700 самолетов (из них более 400 боевых и учебно-боевых) и 180 вертолетов различного назначения.

Для размещения авиационных частей и подразделений на территории ЮАР создана разветвленная сеть аэродромов, большинство из которых, как подчеркивают западные специалисты, соответствует современным требованиям. Они могут эксплуатироваться в любое время года и суток и обеспечивают взлет и посадку в сложных метеорологических условиях. Часть аэродромов имеет взлетно-посадочную полосу, пригодную для принятия самолетов стратегической авиации. На многих аэродромах оборудованы укрытия для авиационной техники, склады для хранения боеприпасов, ГСМ и других средств материально-технического обеспечения. К ним относятся Апингтон, Ватерклоф, Дурбан, Блумфонтейн, Худспрёйт, Лангебанвег, Кейптаун, Претория, Цварткопф. Кроме того, значительное количество аэродромов, в частности Даннотар и Грейамстаун, в мирное время не занято боевой авиацией, но может быть использовано для ее базирования в военное время.

На всех самолетах ВВС и вертолетах, помимо боровых номеров, имеются опознавательные знаки двух видов: национальной принадлежности и принадлежности к вооруженным силам. Первый представляет собой четырехугольник, стоящий на меньшей грани и разделенный по вертикали на три цветные полосы — красную, белую и синюю (наносится с обеих сторон киля или руля поворота); второй — это пятиугольная звезда специфической конфигурации, внутри которой изображена бегущая антилопа (на обеих сторонах фюзеляжа и поверхностях консолей крыла). У каждой эскадрильи есть сзоя эмблема, которая наносятся на фюзеляже или киле.

Боевая подготовка ВВС направлена на поддержание авиационных частей и подразделений в постоянной боевой готовности, совершенствование выучки летного состава и наземного персонала по ведению боевых действий с применением различных средств поражения при решении задач по оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС и обеспечению противовоздушной обороны. Важное место при ее организации и проведении занимают учения различного масштаба и проверки боевой готовности со стороны командования вооруженных сил ЮАР. В частности, вопросы взаимодействия с сухопутными войсками отрабатывались в 1987 году на таких крупных учениях, как «Айрон игл» и «Феро», а ранее — «Сандер чернот». Как отмечается в иностранной прессе, несмотря на начавшийся процесс разблокирования кризисной ситуации на Юге Африки, военная доктрина ЮАР пока не изменяется. Вот почему одной из основных задач военно-воздушных сил ЮАР, по оценкам журнала «Армд форсиз», будет оставаться обеспечение операций специальных подразделений сухопутных войск по выявлению и ликвидации баз и отрядов партизан национально-освободительных организаций. С учетом данной специфики личный состав истребительно - бомбардировочных эскадрилий овладевает глазным образом способами преодоления системы П8О, совершенствует свои навыки и мастерство в нанесении ударов по наземным целям с использованием авиационных бомб (в том числе и управляемых), управляемых и неуправляемых ракет и пушек. При этом значительное внимание уделяется совершенствованию техники пилотирования самолетов на малых и предельно малых высотах, отработке групповой слетанности в составе пары, звена, группы и применению средств радиоэлектронной борьбы. Одновременно отрабатываются вопросы воздушного боя, ведения воздушной разведки, способы перехвата самолетов противника.

Подготовка эскадрилий, на вооружении которых состоят истребители-бомбардировщики «Мираж-3» и легкие штурмовики «Импала», направлена, как правило, на то, чтобы они могли качественно выполнять задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Экипажи этих авиационных подразделений тренируются в нанесении ударов по наземным целям (отдельным, групповым, площадным) с использованием пушек, ракет, 500- и 750-фунтовых авиабомб. Большинство вопросов боевой подготовки отрабатывается летчым составом в ходе боевых вылетов для поиска партизан, а также налетов на их лагеря, колонны и места расположения. Однако для самостоятельной отработки элементов боевой учебы используются авиационные полигоны в Салданья-Бей и Питерсбург, а при взаимодействии с подразделениями сухопутных войск и ВМС — в Грейамстаун и Ист-Лондон. С учетом тактики действий отрядов национально-освободительного движения особое место отводится овладению приемами поражения различных объектов истребителями - бомбардировщиками и легкими штурмовиками при наведении их специальными наземными группами (до трех человек) или по радиомаяку.

Авиационные эскадрильи ПВО из состава командования по контролю за воздушной обстановкой во взаимодействии с зенитными ракетными дивизионами в ходе боевой подготовки отрабатывают поиск, обнаружение и поражение воздушных целей. Кроме того, ими осваиваются способы ведения воздушной разведки в интересах сухопутных войск и ВМС.

Экипажи военно-транспортных самолетов готовятся к выполнению перебросок личного состава и грузов, выброске воздушных десантов, а также эвакуации больных и раненых из районов боевых действий или стихийных бедствий.

Судя по сообщениям зарубежной печати, продолжает совершенствоваться программа подготовки экипажей вертолетов, так как командование ВВС ЮАР пришло к пониманию их особой роли в противопартизанской войне. Вертолеты, как отмечает журнал «Паратус» стали активнее привлекаться для высадки десантов и их огневой поддержки, в частности в период ведения боевых действий юаровскими войсками на территории Анголы. При этом экипажи вертолетов широко использовали опыт применения американцами вертолетов во Вьетнаме и израильтянами против арабов.

По оценке иностранных военных специалистов, личный состав ВВС ЮАР имеет достаточно высокий уровень подготовки и значительный опыт ведения боевых действий в условиях Африканского ТВД, а их части и подразделения находятся в целом в высокой степени боевой готовности и способны решать задачи по ведению эффективных действий, как оборонительных, так и наступательных.

Развитие. Несмотря на сравнительно высокий уровень боевой готовности и боеспособности, командование вооруженных сил ЮАР считает, что боевые возможности ВВС не в полной мере отвечают современным требованиям. В связи с этим получила дальнейшее развитие начатая в 1982 году программа реорганизации авиационной промышленности, о которой сообщала «Белая книга министерства обороны ЮАР». К моменту объявления ООН эмбарго на поставки оружия ЮАР она успела получить от своих западных партнеров достаточно солидную базу для развития собственной военной промышленности, в том числе и авиационной. Как указывает английская газета «Файнэншнл мейл», французские вертолеты послужили основой для выпуска в 1988 году южноафриканских вертолетов «Альфа-ХН1» и «Альфа-ХР2», в истребитель - бомбардировщик «Мираж-3» — истребителя «Чита». Наращивание мощи ВВС ЮАР продолжается. Расширяется сотрудничество с Израилем, в частности в создании истребителя «Лави», который сам заинтересован в этом.

Проводится работа по дальнейшему повышению боевых возможностей ПВО. Одним из главных направлений юаровские эксперты считают улучшение деятельности систем обнаружения низколетящих целей в непосредственной близости от границ с соседними странами.

Значительные суммы выделяются на совершенстве вание системы базирования и материально-технического обеспечения военно-воздушных сил. При этом особое внимание уделяется внедрению вычислительной техники, что должно существенно улучшить автоматизацию процессов обслуживания, учета материальных средств и управления всеми видами снабжения.

Одновременно с выполнением указанных программ намечается осуществить ряд других мер, в частности по совершенствованию системы управления авиацией, развитию бортового оружия и наземных средств ПВО.

Полковник Ю. Юрьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1984.

Последнее обновление 17.10.2010

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru