Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы Финляндии

 

Военно-воздушные силы Финляндии

 

Военно-воздушные силы Финляндии - самостоятельный вид ВС (по финской терминологии - оборонительные силы, или силы обороны), официальным днем их создания считается 6 марта 1918 года. В этот день шведский граф Эрик фон Розен подарил стране первый аэроплан «Тулин D», у которого на плоскостях был нанесен его личный герб - голубая свастика, впоследствии ставшая опознавательным знаком на летательных аппаратах национальных военно-воздушных сил.

Главными задачами национальных ВВС в мирное время являются: обеспечение ПВО страны, управление воздушным движением (УВД), а также ведение воздушной разведки в интересах других видов вооруженных сил. Для их решения необходимо провести комплекс мероприятий: контроль (наблюдение) за воздушной обстановкой над Финляндией и прилегающих к ней территориях; определение государственной принадлежности воздушных судов; содержание в боегото- вом состоянии истребителей-перехватчиков; подготовка летного состава, а также специалистов центров контроля и УВД, технического персонала, обслуживающего авиационную технику, инфраструктуру авиабаз (инженерно-аэродромное обеспечение, радиотехническое обеспечение полетов, метеорологическое обслуживание и т. д.) и РЛС; поддержание технического оборудования в исправном состоянии, МТО военно-воздушных сил.

Органы управления, организационная структура ВВС (см. схему). Общее руководство военно-воздушными силами возложено на командующего ВВС, непосредственно подчиняющегося главнокомандующему вооруженными силами страны. Он отвечает за готов-ность систем управления, воздушного оповещения и наблюдения, боевую готовность авиационных частей и подразделений. Руководство авиационными командованиями (АК) и подразделениями осуществляется через штаб ВВС, в котором разрабатываются планы строительства, оперативного использования и боевой подготовки АК и подразделений, а также обеспечивается их взаимодействие с другими видами ВС.

Командующему ВВС через штаб (включает управление кадров, два отдела и пять служб) непосредственно подчинены: авиационные командования («Лаппи», «Сатакунта» и «Карьяла»), эскадрилья авиационной поддержки, академия ВВС, техническая школа ВВС, школа подготовки специалистов систем C3 (Command, Control and Communication) центральный склад ВВС, подразделения радиотехнического обеспечения.

В боевом составе имеются три истребительные авиационные эскадрильи противовоз-душной обороны (по четыре звена), эскадрилья авиационной поддержки и учебная авиационная эскадрилья (академия ВВС). Численность личного состава около 3 ООО человек (в военное время - 12000). Авиационный парк включает самолеты следующих типов: F-18C/D, J-35 «Дракен» (планируется снять с вооружения в августе 2000 года), L70 «Винка», «Хок» Mk51, «Редиго», «Пайпер», «Лирд жет», F.27 «Фоккер». Вертолеты в 1998 году были переданы сухопутным войскам.

Авиационное командование является основной тактической частью, объединяющей все авиационные подразделения и вспомогательные службы. Зоны ответственности АК совпадают с зонами ответственности Северного, Западного и Восточного командований. Командиры авиационных командований в оперативном отношении подчинены командующим войсками командований. Организационно в АК входят: штаб, авиаэскадрилья, центр контроля и управления, центр тылового обеспечения, аэродромная рота, мастерские по ремонту самолетов и двигателей, а также связного и радиоэлектронного оборудования. Штаб АК организует боевую подготовку подразделений.

Аэродромная сеть (см. карту). Для базирования и рассредоточения боевой авиации, по данным зарубежной печати, на территории страны используется более 3О аэродромов, в том числе 11 - на аэродромных участках дорог (АУД). В мирное время подразделения национальных ВВС базируются на семи основных аэродромах: Ювяскюля, Рованиеми (11 иаэ ПВО), Куопио (31 иаэ ПВО), Тампере (21 иаэ ПВО), Утти, Каухава и Ваммала.

Материально-техническое обеспечение. Тыловое обеспечение подразделений ВВС осуществляется через тыловые органы военных губерний, авиабаз и авиаотрядов. Для обеспечения жизнедеятельности авиационных подразделений в мирное и военное время возле авиабаз, а также определенных для рассредоточения автомобильных участках дорог оборудованы склады боеприпасов, ГСМ и других необходимых материальных ресурсов.

Текущий ремонт вооружения и военной техники (В и ВТ) осуществляется, как правило, в ремонтных мастерских авиабаз, а сложные и капитально-восстановительные работы выполняются на сборочном авиационном заводе фирмы «Валмет» в г. Куоревеси, заводе авиационных двигателей в г. Линнанвуори, а также на государственных и частных предприятиях - изготовителях конкретных образцов В и ВТ.

Организация ПВО и управления. Организационно система противовоздушной обороны включает органы оперативного управления, средства обнаружения и опознавания, активные силы ПВО (истребительная авиация ПВО, зенитная артиллерия и ЗРК). Территориальные секторы противовоздушной обороны совпадают с зонами ответственности авиационных командований. Непосредственное управление силами и средствами ПВО осуществляется из оперативных центров секторов. Каждому такому центру подчинены: центр управления и оповещения, посты управления и оповещения, посты наблюдения и оповещения.

Ежедневно в повседневной обстановке на боевое дежурство от каждого АК выделяется один истребитель в пятиминутной готовности и один - в 15-минутной.

На вооружении имеются РЛС нескольких типов. Так, для обнаружения воздушных целей на дальностях до 500 км и высотах 30 км применяются станции французской фирмы «Томсон - CSF», а в диапазоне 100 км по дальности и до 5 км по высоте - РЛС производства шведской фирмы «Эрикссон» типов TAR-87 и TAR-95. При работе в диапазоне 350 км по дальности и 15 км по высоте, а также на наземных постах установлено оборудование национального производства.

Боевая подготовка ВВС Финляндии проводится в ходе комплексных учений по национальным планам, летно-тактических и командно-штабных учений, проверок боеготовности частей и подразделений, а также повседневной боевой учебы. Она направлена на повышение боеготовности и выучки штабов, органов управления по организации и ведению боевых действий с применением обычного оружия. Особое внимание уделяется отработке задач, которые могут решаться при проведении операций на Северо-Западном театре войны, а также вопросов взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС.

В процессе боевой подготовки отрабатываются следующие вопросы: перевод АК и подразделений с мирного положения на военное; проверка готовности к боевым действиям с применением обычного оружия; взаимодействие при участии в миротворческих операциях; подготовка и ведение воздушных оборонительных операций; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; отражение массированных налетов авиации противника, прикрытие войск и объектов от ударов с воздуха; ведение воздушной разведки; совершенствование взаимодействия с другими видами вооруженных сил; организация управления авиацией, силами и средствами ПВО при решении различных задач в условиях применения средств РЭБ; тыловое обеспечение войск.

Программа летной и тактической подготовки составляется в соответствии со стоящими перед ВВС задачами. Поскольку особенности физико-географического положения страны (северные широты, протяженность территории с севера на юг свыше 1100 км, наличие большого количества озер и т. д.) и климатические условия обусловливают сложную метеорологическую обстановку, то серьезное внимание уделяется отработке навыков выполнения боевых действий с АУД.

Отработка вопросов подготовки и ведения воздушных оборонительных операций осуществляется в ходе штабных тренировок. В настоящее время для моделирования сложной воздушной обстановки все более широко применяются компьютерная техника, специальная аппаратура и тренажеры, позволяющие создавать быстро меняющуюся обстановку с «реальными» целями, что приводит к значительному сокращению привлекаемых к учениям сил и средств. При отражении нападения воздушного противника первыми, как правило, используются дежурные силы ПВО с последующим их наращиванием за счет основных сил. Таким образом, программа боевой подготовки личного состава ВВС Финляндии охватывает весь спектр решаемых ими задач и позволяет поддерживать его боеготовность на высоком уровне.

Перспективы развития национальных ВВС. Как отмечается в зарубежной печати, военное руководство Финляндии осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее повышение боеготовности военно-воздушных сил. Исходя из современного состояния этого вида и требований к нему развитие ВВС будет осуществляться по двум направлениям: повышение возможностей национальной системы ПВО, и в первую очередь по борьбе с малозаметными и низколетящими воздушными целями, крылатыми и баллистическими ракетами оперативно-тактического и тактического назначения; расширение возможности ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил. Руководство ВВС Финляндии в начале 1989 года начало изучать вопрос о замене авиационного парка, включавшего истребители J-35 «Дракен» и МиГ-21 (сняты с вооружения в марте 1998 года). В 1990 году был выдан тендер трем произво-ителям авиационной техники: «Дассо ависьон» (Франция), «Дженерал дайнэмикс» (США) и «СААБ - Скания» (Швеция). Интерес представляли такие самолеты, как «Мираж-2000-5», F-16, JAS-39 «Грипен», хотя в заявках они не указывались. В октябре того же года заявки быши отозваны.В январе 1991 года они быши поданы тем же производителям (на 60 одноместных и семь двухместных машин), а в апреле 1991-го фирме «Макдоннелл Дуглас». С учетом климатических условий страны, для изучения летно-технических характеристик каждого истребителя проводилась двухэтапная оценка: первый этап - интенсивные испытания в течение двух недель в стране - изготовителе, второй - в Финляндии. В ВВС Финляндии середине 1992 года было принято решение о заключении договора на поставку семи F-18D, собираемых в США, и 57 F-18C - в Финляндии. При обосновании решения проводилось изучение опыта эксплуатации этой машины в ВС других стран: в ВМС и морской пехоте США; военно-воздушных силах Канады, Кувейта, Австралии, Испании.

Экспертной оценке подлежали летно-технические характеристики самолета, возможности системы вооружения, наземное обслуживание и стоимость. Последнее сыграло решающую роль, поскольку по критерию «качество/стоимость», включающему полную стоимость самолета и стоимость полного жизненного цикла (эксплуатации), у F/A-18, как отметили финские представители, оказался наиболее предпочтительным. Этот же само-лет показал себя намного лучше, чем другие кандидаты в ходе оценки эксплуатацион-ных характеристик в зимних условиях. Важное внимание при этом обращается на возможность модернизации как самолета в целом, так и различных систем, обеспечение запасными частями, обязательства по возмещению убытков при различном стечении обстоятельств. Необходимые в таких случаях договоры были подписаны в начале 1994 года. Программа перевооружения рассчитана на период с 1995 по 2000 год.

В ВВС Финляндии самолеты F/A-18C и D получили сокращенное обозначение F-18C и D, так как на них не устанавливается оборудование и вооружение, необходимое для выполнения задач по наземным целям.

Организация переучивания на новую авиационную технику. Поскольку техническая документация нового самолета написана на английском языке, то летный и инженерно-технический состав с 1992 года приступил к его изучению на специально организованных курсах в стране, а в 1994-м прошел языковую подготовку в США.

Затем в центрах ВМС США (авиабазы Фаллон и Лемур) первая группа из 15 пилотов приступила к изучению самолета, систем вооружения, средств поражения и тактики. Большое внимание на данном этапе, продолжительность которого составила около года, уделялось комплексному освоению всех систем этой сложной машины. К первым полетам с опытными инструкторами на американских F/A-18D финские пилоты приступили в середине 1995 года, а на F/А-18С - уже с начала 1996-го. Такой длительный период подготовки зарубежные эксперты объясняют тем фактом, что при переучивании опытных летчиков, эксплуатировавших самолеты МиГ-21 и J-35, возможен так называемый «перенос» старых навыков. В настоящее время в боевых подразделениях применяется методика переучивания по схеме «Хок» - F-18, пре-дусматривающая использование дорогостоящих тренажерных комплексов. Кроме того, была значительно скорректирована программа обучения в академии ВВС Финляндии.

Как отмечают зарубежные специалисты, переоснащение ВВС современными образцами авиационной техники повысит их возможности по защите воздушного пространства страны и поддержке других видов вооруженных сил. M

Полковник А. Лебедев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 2000.

Последнее обновление 14.01.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com