Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Зенитно-ракетный комплекс «Блоупайп»

 

Зенитно-ракетный комплекс «Блоупайп»

 

Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия «Блоупайп» предназначен для защиты подразделений на поле боя от низколетящих средств воздушного нападения. Кроме того, комплекс может использоваться при обеспечении про¬тивовоздушной обороны важных стационарных объектов, таких, как пункты управления огнем и связи, склады снабжения, переправы, аэродромы и т. д.

ЗРК способен поражать как приближающиеся, так и удаляющиеся самолеты и вертолеты на дальностях до 3 км и высотах до 1,8 км. Комплекс может применяться и для стрельбы по наземным и морским целям, например, по бронетранспортерам и быстроходным сторожевым катерам.

ЗРК «Блоупайп» состоит на вооружении сухопутных войск Великобритании и Канады. Но мнению иностранных специалистов, комплекс в достаточной мере отвечает требованиям, предъявляемым к ЗРК ближнего действия, так как он компактен, имеет малый вес (21 кг), прост в обращении и может быть применен в любых климатических условиях. Время приведения в боевую готовность 20 с. Как недостаток ЗРК Блоупайп» отмечается то, что он может работать только в условиях хорошей видимости.

В состав ЗРК входят зенитная управляемая ракета (3УP), герметический контейнер (пусковая труба) и блок наведения, укрепляемый на пусковой трубе (рис. 1). ЗУР представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, имеющую сверхзвуковую скорость. Ее длина 1,35 м, диаметр 76 мм. Осколочно-фугасная боевая часть весом 3,6 кг размещена в средней части ракеты Твердотопливный двигатель имеет два режима тяги: стартовый и маршевый. При работе двигателя в первом режиме ракета выбрасывается из пусковой трубы, а второй режим работы включается на безопасном расстоянии от оператора. Таким образом, оператор при пуске ракеты не подвергается воздействию газовой струи работающего двигателя ракеты.

Ракета (рис. 2) выполнена по аэродинамической схеме «утка» и имеет четыре аэродинамические поверхности управления в носовой части и четыре консоли стабилизатора в хвостовой части. Одна пара поверхностей управления выполняет функции рулей направления, а другая — элеронов. Особенностью конструкции 3УP является подвижное соединение корпуса с носовой частью, которая вместе с поверхностями управления может поворачиваться относительно продольной оси. Такое конструктивное решение, по оценке зарубежных специалистов, имеет некоторые преимущества: во-первых, ракета быстро реагирует на команды управления, во-вторых, не требуется преодолевать моменты инерции по крену и аэродинамические моменты основной части ракеты.

Ракета оборудована трассерами, которые используются при автоматическом сопровождении с помощью инфракрасного устройства.

Отличительной особенностью ракеты является наличие цилиндрической втулки в конструкции стабилизатора. Во время хранения ЗУР в пусковой трубе стабилизатор со сложенными плоскостями находится в ее передней утолщенной части. При пуске ракета скользит по внутренней поверхности втулки до заданного положения в ее хвостовой части, где втулка со стабилизатором автоматически закрепляется защелками.

Пусковая труба, помимо запуска ЗУР, защищает ее от механических воздействий и обеспечивает герметизацию при хранении. Труба имеет расширенную переднюю часть, где размещаются поверхности управления, консоли стабилизатора и антенна запросчика. Кроме того, в пусковой трубе находятся антенна передатчика команд и две термохимические батареи.

Блок наведения содержит все необходимые элементы для подготовки ЗУР к пуску и наведения ее на цель. Он включает монокулярный прицел, программное устройство пуска, запросчик аппаратуры опознавания «свой-чужой», контролер с соответст¬вующими электронными цепями, передатчик команд неведении и устройство автоматического вывода ракеты на линию визирования цели. Клик наведения имеет седловидную форму и кренится на пусковой трубе с помощью защелок. Соединение электрических цепей с ракетой осуществляется с помощью многоштыревого разъема. Питание на блок наведения подается через этот же разъем от термохимической батареи, находящейся в пусковой трубе. Блок наведения многоразового пользования. После пуска ЗУР оператор прикрепляет его к пусковой трубе, в которой хранится готовая к пуску ракета.

Боевое использование. После выбора огневой позиции оператор закрепляет блок наведения на пусковой трубе и 3РК готов к стрельбе. С помощью переключателей, расположенных на блоке наведения, оператор выбирает частоту передатчика команд наведения, способ наведения на начальном участке траектории полета ракеты (автоматический или ручной) и тип взрывателя боевой части (неконтактный или контактный). После обнаружения воздушной цели в ноле зрения монокулярного прицела оператор начинает ее сопровождать, удерживая в центре прицела на линии визирования. Затем с помощью аппаратуры опознавания «свой чужой» оператор определяет принадлежность цели. Когда последняя входит в зону пуска, оператор нажимает спусковой крючок. При этом замыкается цепь стрельбы и вырабатываются электрические импульсы, включающие две термохимические батареи. С одной батареи питание подается на блок наведения, с другой — на ракету. Срабатывает программный механизм, определяющий последовательность операций при пуске ракеты, происходит раскрутка гироскопа 3УP, воспламеняется стартовый заряд двигателя. Избыточное давление газа отбрасывает переднюю герметическую крышку вместе с антенной запросчика. Происходит пуск ракеты.

Для начального вывода ракоты (после пуска) на линию визирования цели используется автоматическая система, основным элементом которой является инфракрасное устройство, принимающее сигналы трассеров ракеты. Сигналы ошибок, определяемые инфракрасным датчиком, поступают на борт ракеты через передатчик команд наведения. Приемное бортовое устройство передает эти сигналы в систему управления, и ракета выходит на линию визирования цели.

Дальность действия вышеназванной системы ограничена выходной мощностью трассеров и чувствительностью инфракрасного датчика, поэтому после 1,5—2 с работы ПК устройство отключается и система наведения переключается на ручное управление.

Наведение осуществляется радиокомандной системой при визуальном слежении за целью и ракетой с помощью монокулярного прицела. Используя контролер блока наведения, оператор добивается совмещения изображения цели и ракеты в поле зрения монокулярного прицела, при этом ему не требуется центрировать цель в прицеле, а нужно только удерживать ее в поле зрения. Тумблер управления контролера приводится в действие большим пальцем оператора. Оператор передвигает его в направлении, обеспечивающем совмещение цели и ракеты. При этом вырабатываются сигналы команд управления, которые с помощью передатчика команд передаются на борт ЗУР. Амплитуда сигналов управления пропорциональна отклонению тумблера от центрального положения. При встрече ракеты с целью осуществляется подрыв боевой части неконтактным или контактным взрывателем. В ракете предусмотрена система самоликвидации, которая срабатывает при большом промахе или потере цели, а также в том случае, если на ЗУР в течение 5 с не поступает команда управления.

После изготовления ЗУР на заводе и герметизации ее в пусковой трубе никакого обслуживания и проверок не требуется. Однако необходимо периодически контролировать состояние блока наведения (поскольку он многоразового пользования) с помощью специального устройства, которое проверяет электрические импульсы активации термохимических батарей, а также электронные цепи системы автоматического вывода ракеты, системы наведения и запросчика. На проверку в полевых условиях требуется менее 1 мин.

Подготовка боевых расчетов. Боевой расчет ЗРК «Блоупайп» состоит из трех человек. Первый номер — командир и оператор, второй — оператор, наблюдатель и переносчик пусковой трубы, третий — водитель автомобиля и радиооператор. Боевой расчет на поле боя входит в состав пехотного подразделения и поддерживает с его командиром связь по радио. Первые два номера находятся на боевой позиции, а третий — в укрытии вблизи от них вместе с автомобилем, в котором содержится запас ракет (он должен быть готов в любое время поднести ракеты к боевой позиции).

Судя по сообщениям иностранной печати, командиру расчета необходимо: знать тактику действия и задачи, стоящие перед боевой группой, в состав которой входит расчет; правильно выбирать позицию; определять принадлежность цели и принимать решение на пуск ЗУР. Так как боевые расчеты действуют в передовых эшелонах, то командир должен уметь оценивать не только воздушную обстановку, но и положение на местности. Он может оказывать огневую поддержку пехотному подразделению по уничтожению наземных целей.

Перехват воздушной цели с помощью ЗРК «Блоупайп» длится несколько секунд, а это требует от расчета быстроты и точности в действиях. Поэтому большое внимание уделяется их натренированности. Для начального обучения и тренировки операторов боевого расчета применяется специально разработанный тренажер. Он может быть использован как в классных помещениях при действиях с моделированными воздушными целями, так и вне помещений с привлечением реальных целей.

Тренажер состоит из трех основных частей: пускового устройства, блока управления и устройства имитации пуска ЗУР. Пусковое устройство тренажера имеет такой же внешний вид, размеры и вес, что и боевая пусковая труба с блоком наведения. Оно снабжено системой индикации, на экране которой оператор может видеть через монокулярный прицел имитированные цель и ракету на естественном фоне. Во время проведения тренировок в стрельбе по реальным воздушным целям имитируемая цель отключается.

Блок управления содержит электронное моделирующее устройство, цепи переключения и выносной индикатор промаха перехвата имитированной цели С помощью переключателей инструктор может изменять направление и скорость движения цели, ее положение относительно ракеты. Это позволяет усложнять условия перехвата. Выносной индикатор промаха перехвата используется для оценки натренированности оператора.

Устройство имитации пуска воссоздает динамику вылета ЗУР из пусковой трубы и все эффекты, которые сопровождают ее пуск. Оно соединено с блоком управления и с пусковым устройством и используется для ввода в пусковое устройство возмущений, соответствующих изменениям его веса в момент пуска на величину, равную весу ракеты.

Подготовка операторов боевых расчетов ЗРК «Блоупайп» для сухопутных войск Великобритании производится в артиллерийской школе в г. Ларкхилл. Поскольку боевым расчетам приходится действовать в боевых порядках пехоты, то до поступления в школу операторы проходят общевойсковую подготовку. Процесс подготовки длится шесть недель: четыре недели в школе, а остальные в тренировочных лагерях и на полигоне. Обучение построено так, что операторы сначала тренируются в использовании ЗРК по имитированным целям (в классных помещениях), а затем по реальным. В течение четырехнедельного курса обучения 50 проц. времени расходуется на тренировки по обнаружению воздушных целей и остальное время — на знакомство с устройством ЗРК и на тренировки в его применении по наземным и морским целям. К концу обучения в школе операторы производят пуски учебных ракет, которые б отличие от боевых не имеют системы наведения, боевой части и маршевого заряда двигателя. Однако их весовые характеристики и эффекты, возникающие при пуске, такие же, как и у боевых. Для пуска учебных ракет не требуется специальных полигонов, так как они вылетают из пусковой грубы на небольшое расстояние.

После окончания цикла обучения в школе операторы должны уметь обнаруживать, сопровождать и опознавать воздушные цели, преодолевать все эффекты, возникающие при пуске ЗУР (взрыв, шум, уменьшение веса пусковой трубы и т. д.) и производить точное наведение на цель. Подготовленные операторы отбывают на полигон Хебридж, где производят пуски боевых ЗУР. После нескольких реальных пусков операторов направляют в тренировочные лагеря, расположенные в различных районах Великобритании, где они обучаются применению ЗРК «Блоупайп» в различных условиях с широким привлечением в качестве целей самолетов F-4 «Фантом», «Ягуар» и других средств воздушного нападения. В составе боевого расчета они отрабатывают переброску на автомобилях, вертолетах и самолетах, передвижение днем и ночью, а также учатся выбирать боевые позиции.

Подполковник-инженер В. Викторов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1978.

Последнее обновление 26.08.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru