Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Первый танк советской постройки

 

Первый танк советской постройки

 

Под редакцией генерал-полковника танковых войск Ж. Котина, доктора технических наук,
профессора Б. Шпитального
и генерал-полковника технических войск В. Грабина.

«СЕКРЕТНО МОСКВА, 1 ДЕКАБРЯ 1920 г.
Председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Ленину.

Совет Военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)».

Лишь два года назад кончилась опустошительная мировая война, лишь несколько недель прошло после боев с Врангелем. Красная Армия добыла мир обескровленной Советской России. Нелегко далась победа. Разруха, жесточайшая нехватка даже обычного для тех времен оружия — винтовок, пулеметов, пушек. Простая пулеметная тачанка была важнейшим боевым «техническим» средством. Но и тогда молодая республика стала создавать собственные броневые силы.

Сейчас трудно себе представить серьезную военную операцию без участия в ней танков. А пятьдесят лет назад «бронированные экипажи» были в диковинку. О них ходили страшные, подогретые воображением рассказы, — мол, сухопутные, громадные, всесокрушающие дредноуты неуязвимы.

Год рождения танка — 1916-й. Ранним утром 15 сентября английские машины атаковали позиции немцев близ реки Сомма. «Огромные чудовища приближались к нам, гремя, прихрамывая и качаясь. Кто-то крикнул, что явился дьявол, и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой», — вспоминает участник сражения. Да, это было пострашней, чем пехота и конница, уступившие в те годы господство на поле боя пулемету. Почти одновременно в Англии, Франции и России пришли к мнению: «царица полей» нуждается в прикрытии броней и непосредственной поддержке огнем. Так родилась идея танка — пока лишь вспомогательной боевой единицы.

Ценою незначительных потерь англичане добились небывалых успехов, каких не знали прежде. Восемнадцать танков сделали то, чего не удавалось достичь многодневным артиллерийским обстрелом и атаками пехоты.

Вслед за британцами, но независимо от них новые машины стали строить французы. А немцы, которые первыми испытали на себе силу нового оружия, не сразу оценили его и отстали в танкостроении.

Русские инженеры занимались танками еще до войны. В августе 1914 года мастер Рижского машиностроительного завода А. Пороховщиков обратился к главнокомандующему русской армией с проектом «вездехода». В отличие от западных конструкторов Пороховщиков настаивал на концепции танка, способного не только прикрывать пехоту, но и преследовать врага и быть разведчиком. Особое значение придавалось быстроходности. Идею одобрили, и 18 мая следующего года бронированная гусеничная машина сдавала экзамен на боеспособность. Тогда же по проекту Н. Лебеденко началось строительство колесного танка. «Мастодонт» передвигался на девятиметровых колесах. Но «вездеходы» не пошли дальше опытных экземпляров. Царская армия так и не получила нового оружия.

Впервые на русской земле танки появились во время гражданской войны. Сначала они принадлежали врагу — англичанам, французам, белогвардейцам. Но в январе 1920 года в Красной Армии сложились автотанковые отряды, составленные из нескольких десятков трофейных машин. Вскоре Совет военной промышленности принял решение начать строительство отечественных танков по образцу французского «Рено». О выпуске первого, названного «Борец за свободу тов. Ленин», и сообщала Владимиру Ильичу докладная записка от 1 декабря 1920 года.

Выбор военных не случайно пал на «Рено». Тогдашние танки представляли собой неповоротливые махины высотой более 3 м и весом 30 — 35 т. Они отставали от пехоты, развивая на пересеченной местности скорость 3—4 км/час. Гусеницы английских машин охватывали корпус по периметру, если смотреть сбоку, и придавая танку характерную ромбическую форму. Пулеметы и пушки размещались по бортам и выступали за габариты машины. Угол обстрела был, конечно, небольшим. Совсем иначе выглядел первый французский танк. Своим появлением он обязан генералу Этьенну, инициатору бронемеханизации во Франции и владельцу фирмы, талантливому конструктору Луи Рено. В июле 1916 года генерал уговорил предпринимателя заняться танками и через некоторое время получил проект Т-17 — легковой быстроходной машины. Она была, пожалуй, первой, похожей на современные своими очертаниями, компоновкой и важнейшими устройствами.

Пушка или пулемет располагались во вращающейся башне, венчавшей все сооружение. Мотор занял кормовую часть корпуса (такое расположение сохранилось и по сей день). Классическими стали балансирная подвеска катков и конструкция гусениц. Конструктор применил бортовые фрикционы для поворота танка. Впервые броневые плиты становили наклонно. С легкой руки Рено башни стали делать литыми. Машина получилась дешевой, простой в производстве и быстро завоевала всеобщее признание. Пятнадцать лет она состояла на вооружении СССР, США, Бельгии, Польши, Японии, Италии, Румынии, Чехословакии, Бразилии и других стран. Т-17 участвовал и во второй мировой войне. «Русский Рено», как его тогда называли, отличался от прототипа восьмиугольной клепаной башней и вооружением — на машинах последних выпусков оно было смешанным, пушечно-пулеметным.

Строили пятнадцать «Русских Рено» три завода: Ижорский (броневые детали), АМО (двигатель и трансмиссия), Сормовский (на нем изготавливалось шасси и собирались машины). Работы начались в феврале 1920 года, в июне в Сормово доставили броню, а в июле — двигатели. Еще через месяц первый советский танк вышел из заводских ворот. 15 декабря после полевых испытаний машину приняли военные. Последний из пятнадцати танков поступил на армейскую службу в марте 1921 года,

Пятнадцать машин... Так мало по современным меркам и так много в эпоху кавалерийских рейдов и трехлинейной винтовки. Именно с этих танков, каждый из которых носил собственное имя и отличался свойственными только ему, неповторимыми особенностями, и началась техническая реконструкция Советской Армии.

Источник - "Техника - молодежи" №1 1970.

Последнее обновление 20.09.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru