Главная страница Античность Средние века Новое время Двадцатый век Техника Самолеты Корабли Вооруженные силы США Разное Военно-морские силы ОВМС НАТО в балканском кризисе

 

Военно-морские силы ОВМС НАТО в балканском кризисе

 

Боевое применение военно-морских сил США и других стран НАТО в операции многонациональных вооруженных сил блока «Детерминд форс» против Союзной Республики Югославии, начавшейся в ночь с 24 на 25 марта 1999 года и направленной на силовое решение косовской проблемы, осуществлялось в полном соответствии с действующ им и оперативностратегическими концепциями как американских, так и объединенных ВМС альянса*. Проверка и отработка на практике таких концептуальных установок, как приоритетное развитие и использование экспедиционных возможностей сил, ведение военных действий в составе объединенных национальных и коалиционных оперативных соединений, демонстрация силы и преимуществ заблаговременного развертывания ограниченных по составу передовых группировок с последующим их наращиванием в районе конфликта, нашли непосредственное отражение и имели подчеркнуто важное значение на всех этапах операции, проводившейся впервые на европейском театре военных действий.

Развертывайме корабельной группировки, боевой состав многонациональных ВМС. Первым в район предполагаемых боевых действий прибыло оперативное соединение ВМС Франции в составе многоцелевого авианосца «Фош» (R-99)* на борту которого находились 14 истребителей-штурмовиков «Супер Этандар», чегыре самолета-разведчика IVP «Этандар» и два вертолета SA 365F «Дофин»; кораблей охранения - эскадренного миноносца УРО «Монткальм» (D-642), фрегата УРО «Сюркуф» (F-711); вспомогательных судов - танкеров-заправщиков «Мез» (А-607), «Вар» (А-608) и плавбазы «Жюль Верн» (А-620), вышедших из ВМБ Тулон 28 января. В конце февраля к ним присоединился фрегагг УРО ВМС Великобритании «Соммерсет» (F-82). Как отмечалось в прессе, впервые за последние 145 лет британский боевой корабль оказался под французским командованием.

Костяк группировки ВМС в Адриатическом море составили к началу конфликта, кроме французской АМГ, корабли 6-го флота США, постоянное оперативное соединение и миннотральное соединение ОВМС НАТО на Средиземном море. Авиационная группировка многонациональных сил к моменту начала ее боевого применения насчитывала около 460 самолетов. В Адриатическом море и на подступах к нему находились около 50 боевых кораблей и вспомогательных судов.

6-й флот ВМС США был представлен флагманским (штабным) кораблем «Ла Салль» (AGF-3), крейсером УРО «Филиппин Си» (CG-58), эскадренным миноносцем УРО «Гонзалес» (DDG-66), эскадренными миноносцами (ЭМ) «Торн» (DD-988) и «Николсон» (DD-982), атомными многоцелевыми подводными лодками (ПЛА) «Норфолк» (SSN-7(4) и «Майами» (SSN-755), амфибийно-десантной группой (MARG 99-1) в составе универсального десантного корабля (УДК) «Нассау» (LHA-4), десантно-вертолетного корабля-дока {ДВКД) «Нэшвилл» (LPD-13) и десантного транспорта-дока (ДТД) «Пенсакола» (LSD-38) с 24-м экспедиционным батальоном морской пехоты (эбмп) численностью 2 200 человек, пятью штурмовиками AV-8B «Харриер» и 20 вертолетами (16 транспортно-десантных CH-46D «Си Найт» и СН-53Е «Си Стэльон» и четыре - огневой поддержки АН-1 W «Супер Кобра») на борту кораблей; оператив-ной группой минно-тральных сил в составе корабля управления «Инчон» (MCS-12), с вертолетами-тральщиками МН-53Е «Си Дрэгон» (8) и вертолетами обеспечения CH-46D «Си Найт» (2), а также 4, 6, 8 и 11-м подразделениями из состава 6 и 3-го отрядов водолаз ов-подрывни ко в на борту, минно-тральных кораблей (МТК) «Эвенджер» (МСМ-1), «Чемпион» (МСМ- 4), «Деваете йтор» (МСМ-б)и «Скаут» (МСМ- 8); семью вспомогательными судами - плавбазы подводных лодок «Симон Лейк» (AS-33) и «Эмори С. Лэнд» (AS-39), танкер «Мононгахела» (АО-178), спасательное судно «Грэил» (ARS- 53), транспорт спецбое при пасов «Маунт Бэйкер» (АЕ- 34), танкер «Ларэми» (Т-А0-203) и транспорт снабжения «Сириус» (T-AFS-8) командования морских перевозок (КМП), Общая численность личного состава ВМС США достигала к этому времени 6 500 человек.

Постоянное оперативное соединение ВМС НАТО на Средиземном море (STANNAVFORMED) включало эскадренные миноносцы «Петерсон» (DD-969, флагманский корабль, прибыл из США позднее - в апреле) и «Фемистокл» (D-221, Греция), фрегаты «Рейнланд-Пфалц» (F-209, Германия). «Либеччио» (F-572, Италия), «Блойс Ван Треслог» (F-824, Нидерланды), «Витториа» (F-82, Испания), «Коджатепе» (F-252, Турция) и «Айрон Дьюк» (F-234, Великобритания).

Постоянное минно-тральное соединение ВМС НАТО на Средиземном море (Mediterranean Mine Counter Measures Force -MCMFM) имело в своем составе тралыцики-искатели мин «Азерстоуи» (М- 38) и «Сандаун» (М-101) ВМС Великобритании, к которым позднее присоединились тральщики из состава ВМС Италии, Турции, Греции, Германии и Бельгии,

В состав группировки вошли также британская ПЛА «Сплендид» (S-106), которая действовала совместно с американскими ПЛА, и испанский фрегат «Нумансиа» (F-83).

* Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 8. - С. 44 - 51.

Неблагоприятные погодные условия, затруднявшие боевое применение авиации наземного базирования по уничтожению средств ПВО, пунктов управления и других военных объектов на территории Югославии, недостаточная эффективность палубной авиации, действовавшей с французского АВМ «Фош» и недокомплект КРМБ «Томахок» на надводных кораблях и подводных лодках 6-го флота (по сообщениям западных СМИ, их боезапас составлял к началу операции всего около 120 ракет), вызывали необходимость срочного усиления группировки ВМС, в первую очередь американской авианосной ударной группой (АУГ).

АУГ 2-го флота ВМС США вышла в море из ГВМБ Норфолк и была сформирована 26 марта в составе АВМ А «Теодор Рузвельт» (CVN-71), принявшего на борт 8-е авиакрыло авианосной авиации (авиаэскадрильи; 15 и 87 ишаэ- 24 истребителя-штурмовика F/A-18C «Хорнет», 14 и 41 иаэ - 28 истребителей F-14A «Томкэт», 24 плаэ - восемь противолодочных самолетов S-3B «Викинг», 141 аэ РЭБ и РТР - пять ЕА-6В «Проулер», 124 аэ ДРЛО - четыре Е-2С «Хокай» и 3 аэ плв - семь вертолетов SH-60F и НН-60Н «Сихок»), крейсеров УРО «Лейте Галф» (CG-55) и «Велла Галф» (CG-72), ЭМ УРО «Росс» (DDG-71), ЭМ «Петерсон» (DD-969), ФР УРО «Хэли- бертон» (FFG-40), ПЛА «Альбукерк» (SSN-706), транспортов снабжения «Арктик» (АОЕ-8), «Детройт» (АОЕ-4) и «Сатурн» (T-AFS-10). В соответствии с ранее объявленными планами корабли направлялись в Индийский океан для замены в составе 5-го флота АУГ во главе с АВМА «Энтерпрайз» (CVN-65), но были перенацелены на Средиземное море.

Одновременно в районе Восточного побережья США была сформирована амфибийно-десантная группа (АДГ) в составе УДК «Кирсардж» (LHD-3), ДВКД «Понс» (LPD-I5), ДТД «Ганстон Холл» (LSD-44) с 26 эбмп и смешанной авиагруппой (восемь истребителей-штурмовиков AV-8B «Харриер», 12 вертолетов CH-46D «Си Найт», четыре СН-53Е «Си Стэльон», четыре АН-1 W и три UH-1N) на борту десантных кораблей, патрульных катеров (ПКА) сил специальных операций ВМС «Циклон» (РС-1) и «Темпест» (PC-2), ТИ «Генри Кайзер» (Т-АО-187) и БУК «Апач» (T-ATF-172), которая предназначалась для замены в 6-м флоте на Средиземном море АДГ с УДК «Нассау». В дальнейшем в целях обеспечения повышенной скрытности обе оперативные группы совершали переход на Средиземное море раздельно.

АУГ с АВМА «Теодор Рузвельт» вошла в состав группировки ВМС в Адриатическом море 5 апреля, усилив ее возможности по нанесению бомбоштурмовых ударов и увеличив количество крылатых ракет морского базирования «Томахок» (за счет имеющихся на борту ПЛА, крейсеров и эсминцев УРО) на 160 единиц.

Эскадренный миноносец «Петерсон» был выведен из ее состава, став флагманским кораблем постоянного оперативного соединения ВМС НАТО на Средиземном море,

АДГ с УДК «Кирсардж» (на борту командир 2-й амфибийной эскадры Атлантического флота США) заменила группу с УДК «Нассау» в конце апреля 1999 года.

26 эбмп в составе АДГ (сформированный на базе 3-го батальона 8-го полка МП) численностью 1 250 морских пехотинцев, включал также смешанную авиаэскадрилью (450 человек), подразделения тылового обеспечения и усиления (батарея полевой артиллерии, взводы: танковый, на боевых машинах LAV, разведывательный и другие) - около 500 человек, имел на вооружении 13 боевых машин LAV, 15 плавающих БТР, шесть 155-мм буксируемых гаубиц М-198, минометы, ПТРК и т. д.

Еще три эскадрильи (аэ) из состава 14 авиагруппы МП США (36 истребителей-штурмовиков F/A-18C) совершили перелет на авиабазы (АБ) Тазар (Венгрия) - 224 и 332 ишаэ и Авиано (Италия) - 533 ишаэ. На АБ Авиано базировались также до 22 самолетов ЕА-6В «Проулер» из состава 1 и 2 аэ РЭБ и РТР морской пехоты и 134,138 и 209 аэ авиации флота. 14 противолодочных самолетов Р-ЗС и ЕР-ЗС из состава 10 паз и 2 ораэ 5-го авиакрыла базовой авиации использовались с АБ Рота (Испания), а два самолета-заправщика КС-130 - с АБ Бари (Италия).

Дальнейшее усиление группировки ВМС НАТО осуществлялось за счет АУГ ВМС Великобритании в составе легкого авианосца (ABJI) «Инвинсибл» (R-05), ЭМ УРО «Ньюкасл» (D-87) и транспорта снабжения «Форт Остин» (А-386), прибывших в середине апреля в район Ионического моря из Персидского залива, а также ПЛА «Турбулент» (S-87), На борту АВЛ базировались семь истребителей-бомбардировщиков FA.2 «Харриер», семь вертолетов HAS.6 и три AEW.2A «Си Кинг» (800, 814 и 849 авиаэскадрильи соответственно.

К тому же времени в состав группировки вошел вспомогательный авианесущий корабль ВМС Великобритании «Аргус» (А-135) с тремя вертолетами HAS.6 «Си Кинг» на борту

В качестве элемента оперативной маскировки (обозначение временного усиления группировки) был использован в 20-х числах апреля переход АУГ с АВМА «Энтерпрайз» в США через Средиземное море после смены в составе 5-го флегга в Индийском океане авианосной ударной группой 7-го флота с АВМ «Китти Хок».

К концу апреля британский ФР УРО «Соммерсет» в составе эскорта французского АВМ «Фош» был заменен кораблем того же класса - «Графтон» (F-80), а в начале мая - ЭМ «Монткальм» эсминцем «Кассар» (D-6U) ВМС Франции. Тогда же на Средиземное море прибыл немецкий ЭМ УРО «Лютьенс» (D-185), а флагманским кораблем постоянного минно-трального соединения ВМС НАТО стало британское гидрографическое судно «Бульдог» (А-317).

В мае в район боевых дейсгвий прибыли также американские ПЛА «Пиггсбург» (SSN-720) и «Бойс» (SSN- 764), французская ПЛА «Аметист» (S-605) и голландская ПЛ «Долфип» (S-808). Последняя была экстренно подготовлена к походу на Средиземное море (вместо датской ПЛ, которую ВМС Дании оказались не в состоянии предоставить в распоряжение сил НАТО ввиду непригодности для плавания в субтропических водах) и вышла из ГВМБ Ден-Хелдер 26 апреля, заменив 11 мая в составе групировки ВМС британскую ПЛА «Сплендид».

2 мая министерство обороны Великобритании приняло решение направить в Адриатическое море еще шесть боевых кораблей, в том числе новейший десантный вертолетоносец (АВВ) «Оуши» (L-12) и ДВКД «Феарлесс» (L-10) с отрядом морской пехоты, 18 транспортно-десантными вертолетами и десантно-высадочными средствами на борту. В качестве маскировки целью перехода было объявлено участие в запланированных на 11 мая крупномасштабных учениях ВМС в Восточной Атлантике (у берегов Португалии) и Средиземноморье, а не предполагаемая подготовка к наземной операции в Косово (в район боевых действий, до их завершения, эти корабли так и не прибыли).

На отдельных этапах операции, по сообщениям ряда информационных агентств, в состав группировки входили также французские ЭМ УРО «Сюффрек» (D-602), «Турвиль» (D-610), «Жорж Леги» (D-640), ДВКД «Ораж» (L-9022) и «Фуцр» (L-9011); итальянские АВЛ «Гарибальди» (С-551), КР «Витторио Венето» (С-550), ЭМ УРО «Луиджи Дюран де ла Пенне» (D-560), «Ардито» (D-550), «Ауцаче» (D-551), ФР УРО «Лупо» (F-564), «Артильере» (F-582), «Гранатьере» (F-585), ФР «Маэстрале» (F-570), «Сирокко» (F-573) и «Зефирро» (F-577), корабль управления МТС «Альпино» (F-580); британский ФР УРО «Монтроуз» (F-236), испанский «Наварра» (F-85); греческий ЭМ УРО «Кимон» (D-218), турецкие ФР «Муавенет» (F-250) и «Акдениз» (F-257); голландский ДВКД «Роттердам» (L-800) и несколько вспомогательных судов из состава ВМС Великобритании, Германии и Испании.

Таким образом, к началу и в ходе операции была создана мощная группировка ВМС НАТО, основу которой составляли авианосные ударные соединения США, Великобритании, Франции и Италии. ВМС остальных стран альянса были представлены отдельными кораблями и судами, в том числе входившими в состав постоянных корабельных соединений НАТО на Средиземном море.

Боевое применение крылатых ракет и авиации ВМС. Первый этап боевых действий против СРЮ - операция «Эллайд Форс» - начался 24 марта в 20 ч по местному времени с нанесения ракетно-бомбовых ударов по территории Сербии. В отличие от аналогичных действий против Ирака первый удар не был массированным, а осуществлялся исключительно с целью подавления системы ПВО. Объединенные силы нанесли удары более чем по 40 объектам на территории Югославии. В операции были задействованы боевые корабли и авиация НАТО, использованы не менее 70 американских крылатых ракет воздушного и морского базирования «Томахок» и. авиабомбы с лазерной и обычными системами наведения. Носителями КРМБ, способными выполнять удары по береговым объектам, являлись боевые корабли (классов КР и ЭМ УРО), а также атомные подводные лодки 6-го флота США и Великобритании (ПЛА «Сплендид»). Их боезапас составлял около 120 единиц с возможностью его пополнения в ходе боевых действий с транспортов подвижного тылового обеспечения. Решение на применение этих ракет было принято на основе опыта предыдущих боевых действий на Балканах «с целыо снижения возможных потерь авиации НАТО в результате противодействия югославских средств ПВО». Первые и последующие удары 25 - 27 и 29 марта наносились КРМБ с КР У РО «Филиппин Си», ЭМ УРО «Гонзалес», ПЛА «Норфолк», «Майами» и «Сплендид» (первые боевые стрельбы английской ПЛА) с целью создания коридоров в системе ПВО, которые затем использовали стратегические бомбардировщики, истребители и штурмовики тактической авиации (в частности, восемь бомбардировщиков В-52Н ВВС США с крылатыми ракетами AGM-86C CALCM воздушного базирования взлетели с авиабазы Фэйрфорд в Великобритании за 7 ч до нанесения удара, два бомбардировщика В-2А совершили свои первые боевые вылеты с дозаправкой в воздухе с АБ ВВС США Уайтмен, штат Миссури, около 70 американских истребителей F-117A, F- 15Е, F-16 и штурмовиков А-10А вылетели с АБ Авиано в Италии, а восемь британских истребителей «Харриер» GR.7 - с АБ Джоядель-Колле в южной части Италии),

Анализ первых ударов показал, что неблагоприятные погодные условия не позволили командованию альянса в полной мере задействовать авиацию наземного базирования. Плохая видимость затрудняла и применение высокоточных авиабомб с лазерным наведением. Вместе с тем КРМБ «Томахок», как сообщалось в западных СМИ, продемонстрировали высокую эффективность и точность поражения объектов ПВО, пунктов управления и других целей (ими была уничтожена РЛС в районе аэропорта Приштины). С прибытием в Адриатическое море в начале апреля американской АУГ с АВМА «Теодор Рузвельт», в составе которой на борту ракетных кораблей и ПЛА имелось до 160 КРМБ, интенсивность их применения заметно повысилась (к этому времени запас КР «Томахок» класса «воздух - земля» на авиабазах в Европе составлял всего около 100 единиц).

8 апреля с кораблей группы стали наноситься удары по объектам в Белграде (одна из КРМБ разрушила здание министерства обороны СРЮ в центре столицы) и ряде других районов Сербии. По данным американской военной периодики, за первые три недели боевых действий было израсходовано более 100 КРМБ (TLAM) последней модификации «Блок 3» и около 30 КР класса «воздух - земля» (CALCM) ВВС.

Последовательное наращивание группировки НАТО, как морской, так и воздушной, объяснялось тем, что в ходе нанесения ударов по Югославии выяснилось, что «блицкриг» не состоялся и командованию союзных войск не удалось добиться успеха нанесением серии воздушных ударов.

В конце марта - начале апреля начался второй этап операции «Эллайд форс», предусматривавший более интенсивные удары по территории Югославии южнее 44-й параллели. Несмотря на публичные заявления об уничтожении югославской ПВО, ВВС альянса перейдя к поражению целей, от которых зависело снабжение Югославской Народной Армии (ЮНА), были вынуждены включать в состав штурмовых авиагрупп истребители прикрытия и самолеты РЭБ, На состоявшемся 30 марта закрытом совещании представителей стран НАТО было решено, что список целей на территории Югославии будет расширен примерно на 20 проц. Было намечено, в частности, подвергнуть бомбардировке объекты, расположенные в центре Белграда (здания министерств обороны и внутренних дел страны). Направив основные усилия на уничтожение каналов снабжения ЮНА и полиции в Косово, ОВС НАТО в 20-х числах апреля начали третий этап военной операции против Югославии, нацеленный на уничтожение частей и подразделений сербской армии и полиции, дислоцированных в Косово.

В ходе этого этапа воздушная группировка союзников, численность шторой достигла 900 самолетов, приступила к систематическому уничтожению 40-тысячной армии и военизированных формирований Югославии, сосредоточенных в Косово, в том числе с применением «ковровых» бомбардировок, отработанных ВВС США еще во время войны в зоне Персидского залива.

Судя по характеру поражения крылатыми ракетами многих военных объектов в Югославии, у командования НАТО возникали проблемы с подготовкой цифровых карт соответствующих районов местности. Запускаемые КРМБ наводились на цели зачастую только по сигналам космической радионавигационной системы NAVSTAR без использования системы коррекции траектории по цифровым картам местности «Диджисмек-2А» (DSMAC), которой оборудованы ракеты последней модификации «Блок 3», и следовательно, имели большее КВО. Известно, что крылатые ракеты выходят на заданные цели с помощью комбинированной системы наведения. При полете над морем работает только инерциальная навигационная система наведения (INS) ракеты, а после пересечения береговой полосы включается корреляционная система наведения по рельефу местности «Терком». Она сравнивает заложенные в бортовую ЭВМ цифровые карты рельефа местности с реальным профилем и коррелирует все возникающие при этом рассогласования. Поскольку при подлете к цели вероятное отклонение ракеты может составить до 150 м, на конечном участке траектории вводится в действие система коррекции DSMAC, которая за время своей непродолжительной работы способна уменьшить ошибку наведения ракеты до 20 - 25 м.

КР последней модификации могут снаряжаться двумя типами боевых частей: WDU-25D «Буллпап В» (454 кг), или кассетной GBU-87, разделяющейся на 166 суббоеприпасов BLU-97B, способных поражать несколько целей. По свидетельству американских экспертов, из 2 200 КРМБ «Томахок» (TLAM), имеющихся на вооружении ВМС, более половины - модификации «Блок ЗС» (для нанесения ударов по объектам СРЮ с кораблей было израсходовано, по сообщениям прессы, около 450 КРМБ этого типа). Уже в ходе операции в Югославии министерство обороны США приняло решение о срочной модернизации 624 КРМБ устаревших модификаций (324 «Блок 2D», 100 «Блок 1C» и 200 противокорабельных ракет «Томахок») на КРМБ «Блок ЗС» (стоимость работ оценивалась в 421 млн долларов), а 92 ядерных КР - в обычные класса «воздух - земля» (CALCM) для ВВС (еще 50 млн долларов). Модернизация, по оценке специалистов, требует около двух лет С 2003 года ВМС планируют начать производство такти- ческой КР «Томахок» улучшенной модификации и заменить ею КРМБ «Блок 2» и «Блок 3» (всего планируется закупить 1 353 ракеты общей стоимостью 1, 8534 млрд долларов).

Роль авиации флота и морской пехоты США в конфликте еще не получила достаточно детальной оценки, хотя первые итоги свидетельствуют о том, что она была довольно значительной. Об этом сообщил на пресс-конференции 8 июня 1999 года командующий 6-м флотом США вице-адмирал Д, Дж, Мэрфи. Так, при подавлении радиоэлектронных систем СРЮ с самолетов F/A-18C и ЕА-6В было выпущено 147 ракет AGM-88 «Харм» или 47 проц. от всех использованных авиацией союзников ракет этого типа. Палубные истребители F-14A обеспечивали лазерное целеуказание при нанесении штурмовых ударов самолетами ВВС США А-10А и участвовали в прикрытии почти 50 проц. воздушных атак.

В целом в ходе операции авиацией ВМС было совершено, как сообщалось, более 3 100 боевых вылетов. Особый вклад внесли самолеты радиотехнической разведки и РЭБ, которые обеспечили ведение радиоэлектронной борьбы в интересах объединенных ВВС. Ранее для этих целей {в операциях в Ираке) дополнительно использовались самолеты РЭБ EF-111, однако летом 1998 года, при распределении бкщжетных средств, Пентагон принял решение снять их с вооружения. Поэтому основная нагрузка легла на самолеты ЕА-6В авиации флота и морской рестностях Приштины. Вызванное предыдущими авиаударами задымление, по его словам» «создало препятствия» для идентификации объектов и нацеливания 400-кг бомб с лазерным наведением. Один из самолетов не смог поразить цель, остальные пять вернулись на базу с полным боекомплектом. Только 1 \ апреля (на 19-й день боевых действий) эти самолеты сумели применить управляемые авиабомбы (УАБ) с лазерными наведением в условиях низкой облачности (по данным сербской стороны, четыре самолета этого типа были сбиты в апреле средствами ПВО СРЮ).

Первый боевой вылет штурмовиков МП США AV-8B «Харриер» с УДК «Нассау» с применением 500-фунтовых бомб был произведен 16 апреля. Данных о количестве боевых вылетов и потерях этих самолетов в операции не поступало, однако официально подтверждено, что 1 мая один из них (с борта УДК «Кирсардж») потерпел аварию и упал в море в 25 милях от итальянской ВМБ Бриндизи во время тренировочного полета.

В общем количестве примененных авиацией НАТО ракет и бомб высокоточные образцы вооружения составляли в первые три недели военной операции более 95 проц. (для сравнения, во время войны в зоне Персидского залива этот показатель равнялся 10 проц.).

Установление морской блокады и обеспечение эмбарго на поставку Югославии нефтепродуктов. Одним из основных способов подрыва сопротивления Югославской армии руководство КАТО считало установление морской блокады страны в Адриатическом море и объявление эмбарго на ввоз в ее порты нефтепродуктов. В русле усиления давления на Югославию 1 мая президент США подписал распоряжение о введении торгового эмбарго против Сербии. Как сообщалось, этот шаг был направлен прежде всего на то, чтобы лишить горючего ее вооруженные силы.

Ранее решение о введении эмбарго на поставки нефти в СРЮ принял Европейский союз. Руководство НАТО пыталось расширить его трактовку, заявляя о том, что оно обязательно не только для членов ЕС, но и для остальных государств мирового сообщества, что противоречило Уставу ООН, в соответствии с которым экономические санкции могут вводиться только по решению Совета Безопасности.

В качестве первоочередной постоянному оперативному соединению ВМС НАТО на Средиземном море была поставлена задача блокировать югославский порт Бар, где расположен один из крупнейших нефтяных терминалов страны. Практически сразу после объявления морской блокады СРЮ о своей готовности участвовать в ней заявила Польша, которая готова была направить в Адриатику два военных корабля - эсминец «Варшава» и корвет «Кашуб». Кроме того, польское правительство запретило экспорт из страны нефти и нефтепродуктов в Югославию. Однако эти заявления носили явно демонстрационный характер, и польские корабли так и не вышли в море.

Развернутые к этому времени силы флота НАТО были способны установить морскую блокаду не только побережья и портов Югославии, но и всего Адриатического моря. Однако в соответствии с нормами международного морского права, согласно которым воюющие стороны не должны препятствовать свободе судоходства нейтральных и других невоюющих государств, с 11 мая 1999 года НАТО больше не плакировало силового обеспечения нефтяного эмбарго против СРЮ.

Организация тылового обеспечения объединенных ВМС. Система материально-технического обеспечения соединений и кораблей ВМС стран НАТО, участвовавших в операции против СРЮ, строилась по принципу комбинированного использования военно-морских баз, портов и аэродромов Средиземноморского региона (собственных для стран бассейна и передовых - для ВМС США), сил и средств групп подвижного тылового обслуживания в составе 6-го флота США, соединений ВМС Великобритании, Франции (танкеров, транспортов снабжения и боеприпасов, плавбаз, плавмастерских, буксиров, спасательных судов) и отдельных вспомогательных судов некоторых других стран (Италии, Испании, Германии). В ходе ведения боевых действий против Югославии наряду с систематическим наращиванием группировки проводилась плановая замена боевых кораблей и судов по истечении сроков их автономности или требовавших очередного ремонта.

В конце апреля 1999 года после смены в составе 6-го флота убыли в США УДК «Нассау», ДВКД «Нэшвилл», ДТД «Пенсакола», ПБПЛ «Симон Лейк».

В начале июня флагманским кораблем 6-го флота США стал штабной десантный корабль «Маунт Уитни» (LCC-20), а ШК «Ла Салль» убыл на ремонт в ВМБ Тулон (Франция).

В мае убыли в Великобританию АВЛ «Инвинсибл», ФР УРО «Соммерсет», ЭМ УРО «Ньюкасл», вспомогательный авианесущий корабль «Аргус» (А-135).

3 июня из состава группировки НАТО был выведен французский авианосец «Фош» и поставлен на профилактический ремонт сроком на два месяца на судоверфь в ВМБ Тулон.

Основную нагрузку по тыловому обеспечению кораблей ВМС НАТО в период боевых действий несла, как сообщалось в прессе, Италия, которая предоставила корабельным силам ВМБ Анкона, Бриндизи и Таранто, а также порты Триест, Бари и Монфредония.

Переброска войск и грузов морским транспортом. В ходе усиления группировки сил НАТО доставка войск с необходимым вооружением осуществлялась военно-транспортной авиацией, а переброска крупногабаритных грузов, тяжелой военной техники и отдельных частей и подразделений морской пехоты и сухопутных войск - десантными транспортами и вспомогательными судами стран НАТО через греческий морской порт Салоники, ставший ключевым транзитным пунктом для переброски натовских войск, снаряжения и боевой техники в Македонию, которая рассматривалась как плацдарм для наземных операций НАТО против Югославии.

В конце апреля - начале мая британское судно «Си Центурион» доставило в Салоники в общей сложности 200 бронемашин и танков, а также машины для наведения мостов и другую технику. Кроме того, для этих целей были задействованы ТДК «Сэр Герэйнт» (L-3027) и транспорт снабжения «Си Крусейдер» (А-96) ВМС Великобритании. С французского корабля «Пелабар» были разгружены восемь джипов, семь автомашин и шесть трейлеров, предназначенных для отправки в Македонию, Немецкий военный транспорт выгрузил на причал порта 50 танков и десять колесных автомашин, которые были перегружены на платформы и отправлены в район македонского г. Куманово.

С принятием Советом НАТО плана миротворческой операции «Эллайд бэй» Франция начала стягивать в ВМБ Тулон личный состав и технику для пополнения и усиления своего контингента в Македонии с целью его последующего развертывания в Косово. По сообщению генштаба, Франция рассчитывала перебросить на Балканы 2 500 военнослужащих и 1 500 единиц боевой техники и транспортных средств. Как сообщали информационные агентства, основная часть этих сил была переправлена на морских транспортах в порт Салоники к 15 июня, откуда они выдвигались к македонско-югославской границе. Остальные подразделения перебрасывались в Македонию по воздуху. После этого численность французского контингента для развертывания а Косово, включающего танки «Леклерк», 155-мм орудия и другое тяжелое вооружение, должна была составить 6 тыс. человек.

Одновременно важным перевалочным пунктом стал албанский порт Дуррес, куда 26 апреля прибыл десантный вертолетный корабль-док голландских ВМС «Роттердам» (L-800), доставивший 400 военнослужащих, различные транспортные средства и оборудование для госпиталя. В соседнюю Македонию Нидерланды направили пять 155-мм гаубиц и 55 армейских грузовиков. Здесь же разгружался французский ДВКД «Ораж» (L-9022), доставивший 200 военнослужащих, 100 грузовых автомобилей и три транспортно-десантных вертолета. Из итальянского порта Бриндизи в Албанию были направлены 400 военнослужащих, составивших авангард итальянского контингента в проводимой операции. Уже после начала миротворческой операции, 11 июня, в порт Салоники на грузовом судне прибыла основная часть канадского контингента, в том числе около 800 военнослужащих, 35 единиц бронетехники, восемь боевых вертолетов й другое военное снаряжение.

Наконец, корабль управления МТС 6-го флота США «Инчон» принимал участие в доставке гуманитарных грузов для албанских беженцев из Косово (в ходе частной операции «Шайнинг Хоуп»).

Действия морской пехоты. Амфибийно-десантные силы в составе группировки ВМС НАТО были представлены с начала операции полностью укомплектованной АДГ 6-го флота США (с УДК «Нассау» и 24 эбмп, с конца апреля - УДК «Кирсардж» и 26 эбмп). Поскольку сухопутная фаза операции не состоялась, боевое применение морской пехоты ограничилось демонстрационными действиями АДГ и участием авиациии МП (штурмовиков AV-8B «Харриер», истребителей-штурмовиков F/A-18C «Хорнет» и самолетов РЭБ и РТР ЕА-6В «Проулер») в боевых вылетах при нанесении ударов по военным объектам в Сербии.

Отдельные десантные корабли из состава ВМС других стран НАТО (Великобритании, Нидерландов, Франции) привлекались эпизодически, в основном для переброски личного состава и военной техники в район конфликта. Высадка подразделений морской пехоты с кораблей на берег осуществлялась с целью участия их в миротворческой операции в Косово (в частности с 10 июня в районе поселка Литогоро в Греции).

Как оказалось, концепция НАТО по боевому применению объединенных АДС на Средиземном море, которая отрабатывалась в регионе в течение последних лет, дальнейшего продолжения или развития в операции «Детерминд форс»/ «Эллайд форс» не получила,

В целом военно-морским силам НАТО, создавшим достаточно мощную группировку к началу и в ходе операции против Югославии, удалось продемонстрировать практически весь спектр своих боевых возможностей от установления морской блокады и обеспечения морских воинских перевозок до участия в нанесении ракетных и бомбовых ударов по военным и промышленным объектам, а также готовности к проведению десантных операций в случае перехода к наземным боевым действиям.

Наибольшую боеспособность, как и следовало ожидать, проявили в операции самые сбалансированные по составу, оснащенные современными системами вооружения и боевого управления и обладающие наибольшим опытом участия в локальных конфликтах корабельные и авиационные формирования ВМС США, в то время как на долю соединений и кораблей ВМС других стран НАТО пришлась основная часть выявленных недостатков в организации, оснащении и вооружении, еще раз подтвердивших их функциональную зависимость от США. Что касается понесенных сторонами потерь, то данные на этот счет крайне противоречивы. Применительно к ОВМС НАТО, ввиду непротиводействия со стороны СРЮ на море, они отсутствовали вообще (в корабельном составе) или были минимальны (в морской авиации). Сразу после окончания операции, по официальным данным пресс-центра НАТО, потери самолетов, вертолетов и крылатых ракет исчислялись единицами. Итоговые цифры потерь НАТО в ходе 78-дневной агрессии против Югославии были приведены Генеральным штабом югославских вооруженных сил 15 июня. По его данным, авиация НАТО нанесла 2 300 воздушных ударов по 995 объектам, в налетах принимали участие 1 200 самолетов НАТО, в том числе 850 боевых, совершивших более 25 тыс. самолето-вылетов. По территории Югославии было выпущено более 1 000 крылатых ракет (в том числе 450 с кораблей) и сброшено около 3 000 авиабомб.

Потери НАТО составили: 61 самолет, семь вертолетов, 30 беспилотных летательных аппаратов и 238 крылатых ракет. Какая доля в них приходится на ракетные и авиационные средства ОВМС НАТО, еще предстоит уточнить.

Майор Ю. Самко, капитан 1 ранга В. Чертанов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1999.

Последнее обновление 08.03.2016 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com