|
Год назад в США отметили двухсотлетнюю годовщину принятия Конституции, положившей начало американской государственности. «Стремление советских людей поглубже узнать принципы государственного устройства США, — считает сотрудник Института США и Канады АН СССР, специалист по американскому законодательству В. ВЛАСИХИН, — диктуется не праздным любопытсвом, желанием узнать, как живут «там», а горячим стремлением изменить к лучшему «здесь», попытаться найти такие формы, процедуры, институты, которые в других странах на деле доказали свою жизнеспособность».
— Обе наши страны являются республиками, построенными на федеративных началах. И там и там члены федерации — союзные республики или штаты — имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. На этом сходство в государственном устройстве СССР и США кончается. Наш союз разделен по территориально-национальному признаку, тогда как США — по территориальному. В американском «котле», как говорят американцы, выплавляется единая нация, знающая лишь расовые различия да эщё г^жскоё происхождение да еще, пожалуй, вероисповедание. «Пятый пункт» неизвестен учрежденческим анкетам или опросам. — Означает ли это, что в США трудно сохранить свою национальность? — Те американцы, кто заботится о сохранении своих «корней», не утрачивают культурно-этническую автономию. В крупных городах США есть районы. традиционно считаю-щиеся китайскими, украинскими. армянскими, еврейскими и т. д. У них свои клубы, библиотеки. школы, культурные центры, церкви. Однако за пределами этих районов человек неизбежно таряет свою национальность и свой родной язык. Он , как бы растворяется в англоязычной среде. Есть, правда, национальности, которые плохо вписываются в современное американское общество. К ним прежде всего относятся коренные жители Америки — индейцы, а также пуэрториканцы, выходцы из Вьетнама и Кубы. Утратив во многом свою национальную культуру, они в то же время не восприняли в полной мере ценности общеамериканской культуры. — Существует ли в США система прописки, аналогичная нашей? — Нет. Американец селится в основном там, где для него есть работа. Он может также жить в одном штате, а работать в соседнем, а статья IV Конституции устанавливает равенство прав граждан различных штатов, то есть гражданин, проживающий в каком-либо штате, не может подвергнуться какой-либо дискриминации на территории «чужого» штата. — Какие права закреплены Конституцией США за центральной властью? — Раздел 8 статьи I Конституцни США утверждает за высшим законодательным органом федерации — конгрессом - право устанавливать и взи-мать налоги с целью выплаты долгов, обеспечения обороны и всеобщего благосостояния Соединенных Штатов; регулировать внешнюю торговлю и торговлю между штатами; выпускать единые для страны деньги и устанавливать курс иностранной валюты: создавать и контролировать почтовые службы; принимать законы о гражданстве: учреждать федеральные суды; создавать и содержать вооруженные силы страны; объявлять войну; предусматривать меры по мобилизации Национальной гвардии для обеспечения исполнения законов, отражения агрессии, подавления мятежей и массовых беспорядков; распоряжаться землей, являющейся собственностыо федерального правительства. Конгресс также вправе принимать любые законы, какие могут оказаться необходимыми для реализации полномочий конгресса, федерального правительства в целом либо отдельного его ведомства или должностного лица. Это прерогативы союзной власти. — Какими правами в таком случае обладают отдельные штаты? Штаты не могут содержать вооруженные силы в мирное время, вести военные действия самостоятельно, устанавливать пошлины и сборы на ввоз или вывоз товаров. — Какие обязательства несет на себе федерация по отношению к каждому из штатов? — Они вытекают из стремления сохранить и укрепить федерацию Федеральное правительство, говорится в Конституции США, «гарантирует каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления», защищает каждый штат от вторжения извне, «а по ходатайству законодательного собрания или исполнительной власти (когда законодательное собрание не может быть созвано) — и от внутреннего насилия». — Каково соотношение федерального законодательства с законодательством штатов? — «Клаузула о верховенстве», как часто в конституционном npae США именуют часть 2 статьи VI, определяет суть американского федерализма и является правовой основой для развития нейтралистских тенденций внутри федерации. В этой статье закреплен принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов: «Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать таковому праву, что бы ему ни противоречило в конституции или законах любого штата. Сенаторы и члены законодательных собраний отдельных штатов, равно как и исполнительные и судебные должностные лица как Соединенных Штатов, так и отдельных штатов, обязуются, давая присягу или торжественное обещание, поддерживать настоящую Конституцию». «Окончательным арбитром», определяющим соответствие Конституции не только законов штатов, но и федеральных законов и договоров, является Верховный суд. Его толкования законов и Конституции являются частью федерального права и имеют обязательную силу для всех судов и государственных учреждений. — Что представляет собой Верховный суд США? — На первый взгляд, это самый недемократичный орган в структуре власти США. В самом деле. Верховный суд — невыборный, несменяемый, никому не подотчетный орган. Члены Верховного суда, а их всего девять, состоят в должности «пожизненно», назначаются президентом «по совету и с согласия» сената, а кандидаты подбираются из элиты юридического сословия. Думается, однако, что недемократичность американского «ареопага» (так часто называют в США Верховный суд) лишь формальная. Несменяемость и неподотчетность судей являются гарантами их независимости от политической конъюнктуры. Начиная с конца 50-х гг. именно решения Верховного суда но конституционным вопросам положили начало необратимым процессам демократизации во-многих сферах внутренней политнки США. Именно Верховный суд дал старт политике десегрегации, отменил антикоммунистические законы, расширил рамки политических прав и свобод американских граждан, способствовал укреплению процессуальных гарантий правосудия. Многие демократические инстуты и принципы, которыми по праву гордятся американцы, существуют благодаря последовательному и динамичному конституционному надзору. Беседу вёл Д. МАКАРОВ Источник - "Аргументы и факты" 1990. Последнее обновление 01.05.2018 год |