Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Полиция: структура и функции

 

Полиция: структура и функции

 

Общество и право

Полиция: структура и функции

Полицейская деятельность — одна из наиболее универсальных форм поддержания правопорядка, в которой широкий диапазон социальных функций осуществляется с помощью многочисленных средств правового и материального воздействия, вплоть до принуждения.

Из проблем, относящихся к организации и деятельности американской полиции, представляется возможным в рамках настоящей статьи кратко рассмотреть лишь те, которые могут дать представлепие о системе полицейских формирований, о положении сотрудника полиции и о формах помощи полиции со стороны населения.

Система полицейских формирований

В эту систему американские специалисты включают полицию трех видов, каждый из которых относится к определенному уровню органов исполнительной власти — федеральной, штатов и местной. Однако, строго говоря, федеральной полиции в США не существует. На федеральном уровне действуют лишь федеральные органы расследования.

Федеральные органы расследования претворяют в жизнь федеральные законы, а также законы, затрагивающие нарушения межштатных интересов. Многие министерства и ведомства имеют в своем составе подразделения, призванные вести расследования, относящиеся к их компетенции. Всего в США действует около 50 такого рода федеральных органов расследования, где работают более 60 тыс. сотрудников. Структура каждого из них зависит от характера выполняемых задач. Наибольшее значение для правоприменительной деятельности имеют те органы, которые входят в систему министерств финансов и юстиции.

В систему министерства финансов входят, например, Береговая охрана, Таможенная служба, Бюро внутренних доходов, Секретная служба.

В систему министерства юстиции — Федеральное бюро расследований (ФБР), Служба иммиграции и натурализации, Управление по борьбе с распространением наркотиков и др. Наиболее известным и значительным среди них является ФБР. Его штаб-квартира находится в Вашингтоне, а 59 отделений и «агенты-резиденты» размещены таким образом, чтобы охватить своим влиянием территории всех штатов и крупные города страны. Основу штата ФБР составляют 9600 «специальных агентов».

Бюро занимается расследованием почти 200 видов преступлений. В его компетенцию прежде всего входит контрразведывательная деятельность, а также борьба с организованной и «беловоротничковой» преступностью. В ФБР сосредоточена центральная уголовная регистрация и организация розыска на всей территории США. Полиция штатов и местная постоянно прибегает к помощи его обширных картотек для получения информации об особо опасных преступлениях и преступниках. Лучшая в стране исследовательская криминалистическая лаборатория — это лаборатория ФБР, оказывающая полиции на всех уровнях научно-техническую помощь. ФБР проводит анализ динамики преступности и способов совершения преступлений. Его рекомендации по борьбе с преступностью доводятся до сведения сотрудников полиции в форме руководств, специальных обзоров, периодически издаваемого бюллетеня, а также в форме общенациональных и региональных конференций. И наконец, ФБР является центром по подготовке руководящих кадров полиции, а также оказывает помощь в обучении сотрудников полиции в многочисленных полицейских учебных заведениях.

Хотя каждый федеральный орган расследования имеет свои задачи, действует в пределах компетенции своего министерства или ведомства независимо от других правоприменяющих органов, между ними происходит обмен информацией. В совокупности федеральные органы расследования охватывают правоприменительной деятельностью практически все сферы исполнительной власти и представляют собой эффективный инструмент контроля в руках федерального правительства. Полиция штата конституционно ограничена в своей деятельности территорией штата и потому не правомочна осуществлять правоприменительную деятельность на территории другого штата, за исключением случаев, специально оговоренных федеральными правовыми нормами.

Организация полицейских органов, их компетенция и бюджет определяются законодательством штата. Начальник управления полиции штата назначается, как правило, губернатором и ему подчиняется.

В обязанности полиции входит прежде всего поддержание порядка на шоссейных дорогах, а также борьба с преступлениями, предусмотренными законами штата. Кроме того, она оказывает помощь местной полиции: ведет в пределах штата уголовную регистрацию, обеспечивает полицейскую связь, осуществляет обучение сотрудников полиции и др. Местная полиция создается органами местного самоуправления округов, городов и самостоятельных в административном отношении населенных пунктов. Каждое полицейское формирование такого рода вправе действовать лишь на своей территории и формально независимо от управления полиции штата. В систему местной полиции входят следующие подразделения.

Полиция округа (графства) подчиняется совету округа. Возглавляет ее, как правило, избираемый населением округа шериф. Поддержание порядка и, в частности, борьба с преступностью лишь часть многочисленных обязанностей шерифа. Он также оказывает помощь в отправлении правосудия, исполняет функции судебного пристава, осуществляет административное управление тюрьмой округа и т. д.

Срок полномочий шерифа колеблется в разных штатах от двух до четырех лет. Досрочное отстранение от должности может произойти только в результате совершения им аморального поступка или должностного преступления. Численность сотрудников в подчинении шерифа зависит от размера территории округа, состояния правопорядка н суммы бюджетных ассигнований. Иногда управление состоит из шерифа и одного-двух его заместителей.

В некоторых округах полицию возглавляет назначаемый губернатором штата начальник (шеф) нолицин. который выполняет свои функции либо вместо шерифа, либо одновременно с ним.

Полиция города действует в городах с населением более 25 тыс. человек.

Организационная структура полиции в крупных городах, при некоторых отличии в деталях, однотипна. В каждом полицейском управлении средв различных подразделений имеются служба безопасности и порядка, уголовный розыск. Расследование малозначительных дел ведет соответствующая полицейская служба, а сложных уголовных дел — сотрудники специальных отделов, состоящих из полицейских детективов.

Во главе полиции города стоит начальник (шеф) полиции, а в некоорых наиболее крупных гоподах — комиссар, который, будучи гражданским лицом, является уполномоченным городского самоуправления и мэра города. В таких управлениях кроме комиссара имеется и начальник полицейского управления, непосредственно осуществляющий оперативное руководство полицией.

Полиция населенного пункта — это небольшое формирование, состоящее из трех — пяти полицейских или одного констебля, который обычно избирается местным населением на срок от двух до четырех лет. В некоторых штатах констебль назначается органом местного самоуправления. Кроме основной обязанности — охраны общественного порядка констебль принимает участие в организации и проведении местных выборов и осуществляет исполнение судебных решений. Предполагается, что в обязанности констебля входит также задержание преступников и даже расследование мелких правонарушений. Однако на практике деятельность констебля в сфере борьбы с преступностью весьма незначительна. Возникновение такой системы полиции объясняется принципом федерализма: соответствующие полицейские формирования подчинены исполнительной власти федерального, штатного и местного уровня. Создание в США централизованной полиции в правовом плане означало бы узурпирование федеральной властью конституционных прав штатов.

Децентрализация полиции находит объяснение и в классическом принципе «разделения властей»: полиция организационно не связана ни с законодательной, ни с судебной властью: ее централизация нарушила бы равновесие между законодательной, исполнительной и судебной властями в пользу исполнительной. И наконец, как считают многие американские специалисты, централизация полиции привела бы к усилению бюрократизма, возникновению трудностей в управлении и соответственно к снижению эффективности ее деятельности.

Однако в политическом и правовом отношении полиция не является изолированным и автономным органом власти. На уровне штата ее бюджет зависит от законодательного органа штата, а кадровый состав и направление деятельности — от правительства штата. На местном уровне она находится в зависимости от органов самоуправления. Как часть системы уголовной юстиции, полиция пахсдится в постоянных деловых контактах с судьями, органами обвинения, администрациями мест лишения свободы и др.

Поскольку децентрализация приводит в какой-то мере к распылению полицейских сил в борьбе с преступностью, в США сложилась практика взаимопомощи полицейских управлений, временного объединения сотрудников разных управлений, укрупнения полицейских формирований и др. Так, министерство юстиции США в случае необходимости мобилизует полицейские силы разных юрисдикций для выполнения специальных задач — прежде всего для борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. Происходит это в форме организации так называемых «ударных сил», которые объединяют опытных атторнеев, специальных агентов ФБР, следователей, имеющих опыт борьбы с преступным распространением наркотиков, лучших работников Таможенной службы, Комиссии но контролю над операциями с ценными бумагами, Кроме обычных способов привлечения полицейских рекрутов, напрмер, с помощью рекламных объявлений или встреч представителей полиции с учащимися средних школ и колледжей, в некоторых полицейских управленнях существует практика набора юношей-кадетов. Это не только ноляет готовить кадры для полиции, но и освобождает опытных сотрудников от выполнения чисто технической работы.

Большинство полицейских управлений предъявляют к лицам, выразившим желание работать в полиции, следующие требования: возраст рекрута установлен в среднем от 21 года до 35 лет. Он должен иметь практически идеальное зрение, рост не ниже 175 см и вес от 68 до 113 кг. Однако, как показывает практика, нормы минимального роста, максимального веса и идеального зрения не обязательно служат критериями общей физической способности рекрута служить в полиции.

Чтобы в полиции не оказались люди с эмоциональными отклонениями, крупные управления подвергают рекрутов психологическим испытаниям: иногда их проверяют с помощью полиграфа («детектора лжи»). Принятый на службу рекрут приносит присягу, подтверждая свое согласие с положениями этического кодекса сотрудника полиции. Одна из разновидностей кодекса выглядит следующим образом:

«В качестве сотрудника правоприменяющего органа моя основная обязанность — служить человечеству. Охранять жизнь людей и имущество; защищать невинных от обмана, слабых от угнетения и запугивания, мирных от насилия и беспорядка; уважать конституционные права всех людей на свободу, равенство и справедливость. Своей личной незапятнанной жизнью я буду примером для всех. Перед лицом опасности, презрения или насмешки я буду сохранять мужественное спокойствие. Я буду развивать в себе сдержаппость. Я буду постоянно помнить о благополучии других.

Я буду соблюдать честность в мыслях и делах как в личной жизни, так и на службе и буду примером соблюдения законов страны и правил моего полицейского управления.

Все, что я увижу и услышу, имеющее секретный характер, или все, что будет доверено мне в моем официальном качестве, я всегда буду хранить в тайне, если разглашение не окажется необходимым в ходе выполнения моего долга. Я никогда не буду вмешиваться в чужие дела и не допущу, чтобы на мои решения влияли личные ощущения, предубеждения какого-либо рода, враждебные или дружеские чувства.

Я не буду идти на компромисс в отношении преступлений и буду неуклонно преследовать преступников. Я буду корректно и должным образом претворять в жизнь закон, без страха и пристрастия, без злобы и злой воли, никогда не буду применять ненужную силу пли насилие и никогда не буду принимать мзду.

Я признаю полицейский жетон как символ доверия общества и принимаю его как доверие общества и буду хранить его до тех пор. пока соблюдаю верность этике полицейской службы. Я буду постоянно стремиться к достижению этих задач и идеалов и перед Богом посвящаю себя избранной мною профессии правоприменения».

Профессия — полицейский. Каждый сотрудник полиции проходпт один и тот же профессиональный путь: он продвигается по служебной лестнице, начиная с работы в должности рядового патрульного в течение трех — пяти лет.

Почти военный характер полиции как организации, необходимость в любой момент являться для исполнения обязанностей туда, куда направляют или вызывают, своеобразный правовой режим — все это формирует единообразие психологической установки и поведения сотрудников. Даже шеф полиции, пройдя этот путь профессионализации, обычно считает себя не руководителем-администратором, а руководителем-полицейским.

Вознаграждение за службу в полиции как в материальном, так и в моральном отношении ниже, чем это имеет место в других, считающихся более престижными, профессиях, например в сфере предпринимательской деятельности. Зарплаты сотрудников полиции устанавливают муниципалитеты. Поэтому оклады различны даже в городах примерно одинакового размера. В крупных и мелких городах они могут быть разными у полицейских, занимающих разные должности. Размер оклада в одном и том же полицейском управлении зависит от должности и выслуги лет сотрудника, от покупательной способности доллара и дополнительных льгот, которые орган местного самоуправления предоставляет сотрудникам полиции. Встречаются случаи, когда шеф полиции населенного пункта имеет такой же оклад, как и рядовой патрульный в крупном городе.

В типичных, среднего размера городах США зарплата сотрудников полиции выглядит примерно следующим образом.

Орган самоуправления города с числом жителей 10,5 тыс. в Южной Каролине платит патрульному, имеющему опыт работы в полиции, от 16,5 тыс. до 23 тыс. долл. в год.

Полицейское управление населенного пункта с 56 тыс. жителей во Флориде предлагает патрульному первоначальную зарплату 18,2 тыс. долл.

Полицейское управление небольшого города в штате Вайоминг платит начинающему полицейскому за 1 час работы 10 долл.

Полицейское управление города с числом жителей 100 тыс. в штате Техас платит капитану полиции 34 — 37 тыс. долл. в год.

Город с населением 78 тыс. человек в штате Иллинойс, полицейское управление которого имеет годовой бюджет 7,2 млн. долл., предлагает шефу полиции зарплату от 44 тыс. до 60 тыс. в год.

Шеф полиции в городе с населепием 145 тыс. в штате Миссури, полицейское управление которого имеет ежегодный бюджет 8,6 млн. долл., может получать зарплату от 43 тыс. до 53 тыс. долл. в год.

Создавая образ современного, но, к сожалению, малореального полицейского, американские специалисты по правоприменительной деятельности высказывают пожелания, чтобы он обладал такими качествами, как умение, подобно социологу, анализировать обстаиовку в обществе, подобно психологу и юристу оценивать поведение людей, владеть некоторыми медицинскими навыками, обладать отвагой и терпением. К этому следовало бы добавить трудолюбие, так как объем работы, особенно у сотрудников городской полиции, весьма значителен и работа эта связана с опасностью для жизни и здоровья. И при всем этом полицейский, от которого ждут проявления многочисленных достоинств, оказывается в течение ряда лет на низшей ступени полицейской иерархии.

Не удивительно, что многие молодые люди, которые по своим данным могли бы стать хорошими сотрудниками полиции, поразмышляв о невысокой социальной репутации полицейских, об опасностях и оскорблениях, которым те постоянно подвергаются, об относительно небольшом материальном вознаграждении за службу, предпочитают работу в сфере торговли или промышленности.

Учебная подготовка. Почти во всех полицейских управлениях начинающий проходит специальное обучение и стажировку. Программы и методы обучения, а также характер и сроки стажировки не единообразны для всех полицейских управлений страны. Обычно начинающие полицейские проходят восьминедельное обучение в учебном подразделении управления, а в некоторых крупных управлениях,— шестимесячный курс, как это делается, например, в полицейской школе Нью-Йорка.

Программа обучения в небольшом полицейском управлении может включать двухнедельное изучение уголовного и уголовно-процессуального законодательства штата и двухнедельное практическое обучение работе патрульного, коюрое начинающий полицейский проходит под руководством опытного сотрудника. Управления периодически направляют своих сотрудников в полицейские учебные заведения для повышения квалификации. Методическим центром можно считать Национальную академию ФБР. Академия организует курсы обучеиия современным методам борьбы с преступностью. Дважды в год в академию прибывают группы сотрудников, в основном из местных полицейских органов, для прохождения 12-недельного курса повышения квалификации в качестве полицейских администраторов или для приобретения знаний и навыков с целью обучения других сотрудников в своих формированиях. В условиях, когда преступность в стране растет, а следовательно, растет рабочая нагрузка на полицейские формирования, шефы полиции весьма неохотно посылают своих сотрудников на курсы повышения квалификации. Поэтому весьма удобно обучение по телевидению без отрыва от работы, дающее к тому же информацию о новых методах борьбы с преступностью, о новостях в сфере полицейской деятельности, о происшествиях в конкретных регионах страны и т. п. В настоящее время по полицейской телевизионной сети пять дней в неделю круглосуточно передаются учебные программы, предназначенные для повышения квалификации сотрудников полиции.

Полицейский — передовая линия правоприменения. Если судить о характере работы американских полицейских по телевизионным передачам и кинофильмам, складывается впечатление, что они постоянно носятся в мощных автомашинах с воющими сиренами, арестовывают людей и ведут перестрелки с гангстерами.

Происходят, разумеется, и перестрелки. Полиция, пожалуй, единственная профессиональная группа, которая в мирное время несет систематические и значительные потери убитыми и ранеными. К концу 80-х годов, например, при исполнении служебных обязанностей в США ежегодно погибало не менее 80 полицейских.

Полицейский — первая мишень для нападения при массовых беспорядках, проведении арестов, патрулировании. Оказывая помощь при катастрофах и несчастных случаях, они сами иногда становятся жертвами. Как это ни странно, статистика свидетельствует о том, что многие полицейские оказываются пострадавшими не в результате акций в отношении преступного мира, а при попытках уладить чьи-то семейные свары или оказать посредничество в спорах между людьми. Полицейские тратят почти 80% своего служебного времени не на непосредственную борьбу с преступностью, а на то, чтобы создавать у населения чувство правопорядка и защищенности — охранять безопасность людей, оказывать им помощь в критических ситуациях, способствовать разрешению грозящих осложнениями конфликтов, принимать меры, которые обеспечивали бы экстренное функционирование необходимых в данном случае социальных служб.

Оказание помощи и поддержание правопорядка нередко взаимосвязаны, поскольку во многих ситуациях требуется применение принудительной власти закона к одному человеку, чтобы помочь другому. Во многих случаях бывает трудно быстро оценить чрезвычайную ситуацию, возникающую в отношениях между людьми, поскольку обстоятельства, подтверждающие пли опровергающие факты, обнаруживаются лишь позднее. Первоначальный вызов полиции часто не дает и не может дать той информации, которая позволила бы отличить преступное поведение от непреступного.

Полиция не занимается, да и не в силах заниматься лечением, например. таких социальных болезней, как преступность. Полицейский выступает лишь как представитель исполнительной власти, призванный устранить сиюминутную кризисную ситуацию. Расходуя большую часть своего служебного времени на решение проблем, прямо не связанных с преступностью, полицейский выполняет социальную функцию не менее важную, чем борьба с преступлениями. Однако в то же время он должен обнаруживать и незаконную деятельность, выявлять и задерживать престунпиков, а также принимать участие в качестве свидетеля в последующей судебной процедуре. В его функции входит пресечение преступлений с помощью превентивного патрулирования и предотвращение преступлений в процессе контактов с жителями района, который он обслуживает.

В США нет закона, единообразно регламентирующего деятельность всех полицейских формирований. Полицейские обязапы соблюдать нормы, зафиксированные в конституции, решениях Верховного суда, уголовных и уголовно-процессуальных законах штатов, в ведомственных инструкциях, предписаниях муниципальных органов. Это сочетается с широким дискреционным правом полицейского — самостоятельно и под свою ответственность принимать решения в зависимости от конкретных обстоятельств. Осуществление дискреционной власти связано с альтернативным выбором: применять или не применять те ИЛИ иные нормы закона, в самой практике заложена возможность уклонения от строгого исполнения действующих правовых норм. Именно рядовой полицейский является тем лицом, которое решает вопрос, в какой мере использовать принуждение, попытаться ли путем переговоров внести успокоение, арестовать ли кого- то, применить ли оружие. От него зависят судьбы людей, так как он «вводит сигнал» в машину правосудия. Используя свою дискреционную власть, полицейский принимает решение нередко в кратчайшие сроки, иногда рискуя жизнью. В то же время, если он не использует или превысит данную ему законом власть, нарушается режим правового государства.

Полицейский знает, что законность решения, принимаемого им, возможно, будет оцениваться затем должностными лицами полиции и других юрисдикций, а в определенных случаях и судом. К тому же своп обязанности полицейский исполняет, обычно привлекая пристрастное внимание окружающих; как представитель системы уголовной юстиции, он выступает более зримо, чем другие представители этой системы, например обвинители или судьи. Поэтому полицейский должеп заботиться не только о законности принятого им решения, но и о том, чтобы его действия были правильно поняты окружающими людьми, оказавшимися в сфере его деятельности.

Помощь населения в поддержании правопорядка

В США широко применяется практика приобщения населения к совместной с полицией борьбе с преступностью. В стране действует несколько общенациональных общественных организаций, например Национальный совет по преступности, который изучает методы предупреждения преступности и способствует приобщению к этой деятельности населения. Совет работает в контакте с различными общественными организациями и с полицией. Его деятельность финансируется из благотворительных фондов, а также взносов коммерческих предприятий. Сходные целп и у Национальной лиги предупреждения преступности силами населения. В эту организацию, которая насчитывает около 30 тыс. членов, входят лпца, связанные с деятельностью уголовной юстиции, некоторые сотрудники полиции и шерифской службы, руководители ряда общественных организаций.

На местном уровне широкое распространение получили создаваемые полицейскими управлениями «совещательные комитеты», в которые кроме рядовых граждан входят представители местных религиозных и общественных организаций, а также деловых кругов. Последние способствуют изысканию денежных средств для осуществления мер предупреждения преступлений.

В США действуют сотни разнообразных программ, предусматривающих различные формы и методы непосредственного воздействия населе- ппя на преступность. В полицейских управлениях создаются специальные подразделения, которые разрабатывают мероприятия, призванные формировать доверие населения к полиции. К ним относятся «дни открытых дверей», когда местные жители знакомятся с характером и особенно трудностями полицейской работы.

Одной из форм предупреждения преступлений, получившей распространение во многих городах страны, стало патрулирование горожанами территорий, обычно по месту их проживания.

В некоторых районах США из числа граждан создаются специальные отряды, действующие совместно с полицией под контролем органа местного самоуправления и под руководством шефа местного полицейского управления. Свои функции члены такого отряда могут исполнять лишь после того, как принесут присягу на верность конституции США, конституции своего штата, а также пройдут примерно 20-часовую учебную подготовку.

Другая форма добровольных объединений граждан — так называемые «сторожевые группы»: соседи следят за безопасностью и сохранностью имущества друг друга. Члены «сторожевых групн» нередко оснащаются компактными радиоаппаратами для двусторонней связи и имеют возможность сообщать в полицию обо всем подозрительном. Основная цель типовых американских программ привлечения населения к охране правопорядка — не только сблизить людей, проживающих по соседству, для совместного предупреждения преступлении, но и преодолеть инертность населения. Эти программы финансируются в основном из полицейского бюджета, однако материальные средства могут быть получены из различных обществеппых фондов и даже из федерального бюджета.

Действуют также программы, охватывающие, например, владельцев магазинов, программы предупреждения преступности среди несовершеннолетних, которые осуществляются совместно полицией и школами. По инициативе Национальной ассоциации шерифов Америки создана Лига младших заместителей шерифа — добровольная молодежная организация, задача которой — правовое воспитание несовершеннолетних и предупреждение детской преступности силами самих несовершеннолетних.

Положительные результаты подобных программ часто носят, однако, временный и локальный характер. Возникает явление «вытеснения» преступности, ибо воздействие оказывается лишь на поведение преступника в данном месте или ситуации, а не на мотивацию его действий. Иными словами, метод «вытеснения» преступности не служит средством борьбы с преступностью как социальным явлением.

Потребность в эффективной защите общества со стороны полиции постоянно возрастает. Возникновение более сложных социальных взаимоотношений, рост крупных городов, совершенствование п распространение опасных видов оружия, значительная организованность и оснащенность преступности и все большее проникновение ее в социальную структуру США — все эти обстоятельства требуют постоянного совершенствования значительных и мобильных полицейских сил.

Полицейский — это «человек в середине». Когда в правоприменительной деятельности в отношении к людям или ситуациям он отклоняется в какую-либо сторону, теряет объективность, пропасть, разделяющая полицию и общество, расширяется. Только оставаясь «в середине», он может рассчитывать на доверпе и поддержку граждан.

Николаичнк Владимир Михайлович, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник ИСКАН.

В. М. Николайчик

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1990.

Последнее обновление 23.12.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru