Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Бельгия (военно-географическое описание)

 

Бельгия (военно-географическое описание)

 

Бельгия — одно из экономически развитых капиталистических государств Западной Европы. Она входит в НАТО, Западноевропейский союз, Европейское экономическое сообщество, Евратом, Европейское космическое агентство, ООН и другие международные организации. Вместе с Нидерландами и Люксембургом образует региональный экономический союз — Бенилюкс.

Бельгийское правительство принимает самое активное участие в укреплении агрессивного блока НАТО, в развитии взаимного сотрудничества со своими партнерами по этой организации, и в первую очередь с США. На территории страны размещены высшие руководящие органы Североатлантического союза: штаб-квартира совета НАТО, комитет военного планирования и военный комитет, штаб объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе, штаб командования дальнего радиолокационно го обнаружения и управления авиацией НАТО, а также объекты тылового обеспечения вооруженных сил США, Великобритании и ФРГ.

Вооруженные силы Бельгии включены в состав ОВС НАТО, их оперативная и боевая подготовка ведется с учетом принятых в НАТО взглядов на возможный характер будущей войны. Уступая требованиям Вашингтона, Бельгия непрерывно наращивает расходы, направленные на увеличение военно-экономического потенциала, усиление боевых возможностей вооруженных сил и дальнейшее развитие элементов инфраструктуры. Военные расходы Бельгии в 1985 году достигли 2,5 млрд. долларов (с учетом средств, выделенных на военную помощь другим странам, на развитие инфраструктуры и другие цели, связанные с содержанием ОВС НАТО), из которых на развитие и техническое оснащение сухопутных войск ассигновано 0,8 млрд., ВВС — 0,6 млрд. и ВМС — 0,1 млрд. Доля общих военных расходов в госбюджете страны составляет более 8 проц.

Физико-географические условия. Страна расположена в северо-западной части Европейского континента и омывается Северным морем. Ее протяженность с севера не юг 175 км, а с востока на запад 220 км; площадь 30,5 тыс. кв км (рис. 1).

На севере Бельгия граничит с Нидерландами, на востоке — с ФРГ, на юго-востоке — с Люксембургом, на юге и юго-западе — с Францией. Общая протяженность сухопутных границ 1379 км, а морских — 65 км. Рельеф постепенно повышается с северо-запада на юго-восток. Преобладают низменности и равнины. На севере и в северо-западной части страны простирается Фландрская низменность, которая местами находится на 3—4 м ниже уровня моря. На юго-востоке расположен низкогорный массив Арденны высотой до 400 м. Высшая точка — гора Ботранж, 694 м. Морское побережье песчаное и ровное, естественные гавани и бухты отсутствуют. Местами сооружены дамбы, защищающие прибрежные районы от затопления.

Леса занимают примерно 18 проц. всей площади страны. Значительные массивы сохранились только в Арденнах, где растут дуб, бук, сосна и береза. Широко распространены рощи и сады. Почвы преимущественно бурые лесные, нередко подзолистые.

Из многочисленных рек в хозяйственное использование вовлечены Шельда и Маас с левым притоком Самбр, которые вместе с каналами образуют единую судоходную систему страны. Зимой реки не замерзают. Удобной стоянкой для морских судов является устье р. Шельда.

Климат Бельгии умеренно теплый, морской. Зима мягкая, устойчивый снежный покров не образуется; средняя температура января -)-3°С. Лето теплое, средняя температура июля -|-18°С. Солнечных дней в году мало. Преобладают воздушные массы, движущиеся с Атлантического океана. Годовое количество осадков достигает 700 — 800 мм.

Население и государственный строй. Численность населения страны 9,9 млн. человек (в 1985 году), из них 4,8 млн. — мужчины. Самодеятельное население насчитывает 3,8 млн. человек. Плотность населения довольно высокая, в среднем на 1 кв км территории приходится 320 человек. Однако расселение неравномерное: в промышленных районах плотность достигает 500, а в Арденнах около 50 человек на 1 кв км. Крупные города — Брюссель (1 млн. жителей), Антверпен (490 тыс.), Гент (238 тыс.), Шарлеруа (219 тыс.) и Льеж (207 тыс.).

Национальный состав населения неоднороден. Бельгийцы делятся на валлонов (42 проц.), проживающих в южной части страны, и фламандцев (57 проц,), населяющих северные и центральные районы. Официальные языки — французский и нидерландский.

В административном отношении Бельгия представляет собой 9 провинций, состоящих из 589 коммун. Во главе провинций стоят назначаемые королем губернаторы.

Бельгия — конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1831 году. В последующие годы в нее внесен ряд изменений. Глава государства — король. В настоящее время королем Бельгии является Бодуэй, вступивший на престол в 1951 году.

Законодательная власть осуществляется королем и парламентом. Парламент состоит из двух палат — сената и палаты представителей. 212 депутатов палаты представителей избираются путем прямого голосования по системе пропорционального представительства. В сенат избирается 181 сенатор: 106 — путем прямых выборов, 50 — советами провинций, 25 человек кооптируется самим сенатом. Срок полномочий обеих палат 4 года. Исполнительная власть принадлежит правительству. Премьер-министра назначает король. Они совместно формируют правительство. Нынешний состав коалиционного правительства сформирован в ноябре 1983 года, возглавляет его В. Мартене.

В стране действует несколько политических партий. Коммунистическая партия — партия рабочего класса — основана в 1921 году (14 тыс. человек). Идет в авангарде борьбы трудящихся за социальные права, мир, демократию и национальную независимость страны. Социалистическая партия образована в 1885 году, отражает интересы мелкой буржуазии и выступает за активное участие в НАТО (196 тыс. членов). Христианская народная партия образовалась после раскола единой христианской партии и опирается на финансовую и промышленную буржуазию, церковь, христианские профсоюзы, оказывает большое влияние на фламандское население (186 тыс. членов). Партия свободы и прогресса действует с 30 — 40-х годов прошлого века, отстаивает интересы крупной промышленной и финансовой буржуазии и средних предпринимателей (100 тыс. членов партии). Народное валлонское объединение является националистической группировкой, сформированной в 1968 году. Выступает за превращение Бельгии в федеративное государство. Демократический фронт франкофонов организован в 1965 году и имеет влияние в столице страны. Фольксюни — фламандская националистическая партия, она создана в 1954 году и выражает интересы фламандской буржуазии и интеллигенции, насчитывает 360 тыс. членов.

Большое влияние на население оказывает церковь. Подавляющее большинство верующих — католики. Для идеологического воздействия на массы буржуазия использует печать, радио, телевидение и другие средства. В стране издается 38 ежедневных газет, из них 23 на французском языке. Хорошо развита телефонная связь. В сети радиовещания работают 29 радиостанций, 17 станций ведут телевизионные передачи.

Промышленность. Бельгия — высокоразвитая индустриальная страна с достаточно интенсивным сельским хозяйством. В промышленном производстве капиталистического мира на ее долю приходится около 1 проц., в экономике господствуют крупные монополистические объединения. В автомобильной, электронной и нефтеперерабатывающей промышленности значительная часть средств принадлежит иностранному капиталу, главным образом американскому и английскому.

Основными отраслями являются черная и цветная металлургия, машиностроение и электротехническая промышленность. Крупные металлургические заводы находятся в городах Шар-леруа, Льеж, Марсинель, Серен, Монс, Маршен. Производство цветных металлов зависит от импорта их концентратов и сосредоточено в районах Олен, Хобокен, Бален и Алан.

Сборка автомобилей осуществляется на заводах в городах Брюссель, Гент, Малин, а тяжелое электрооборудование, турбины, трансформаторы и силовой кабель выпускают на предприятиях в Брюсселе, Антверпене, Льеже и Шарлеруа.

Химическая промышленность специализируется на изготовлении серной и азотной кислот, органических соединений, азотных и фосфорных удобрений.

В зарубежной прессе приводятся данные за 1984 год о промышленном производстве Бельгии (в млн. т): стали — 11,1, чугуна — 9,0, меди рафинированной — 0,4, цинка — почти 0,3, свинца — 0,13, цемента — 5,7, нефтепродуктов — 20,7, собрано около 917 тыс. автомобилей и выработано 52,0 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Военные отрасли промышленности выпускают артиллерийское и стрелковое оружие, боеприпасы, бронетанковую и автомобильную технику, радиоэлектронную аппаратуру. Центрами военной промышленности являются Брюссель, Льеж, Монс и Шарлеруа. Научно исследовательский атомный центр расположен в г. Молл.

Бельгия экспортирует черные и цветные металлы, промышленное оборудование, нефтепродукты, текстильные и химические товары. В страну ввозятся концентраты цветных металлов, железная руда, каучук, станки, алмазы, сырая нефть, лесоматериалы, хлопок, шерсть. Главными торговыми партнерами выступают ФРГ, Франция, Нидерланды и США.

Сельское хозяйство отличается высокой урожайностью зерновых культур и продуктивностью животноводства — его главной отрасли. На него приходится до 70 проц. стоимости всей сельскохозяйственной продукции. В стране насчитывается 3,1 млн. голов крупного рогатого скота, 5,3 млн. свиней, 82,5 тыс. овец и 29,9 тыс. лошадей.

Полеводство занимает второстепенное положение. В 1984 году сбор зерновых культур составил (в тыс. т): пшеницы — 1006, ржи — 24, ячменя — 704, овса — 145, картофеля — 1254 и сахарной свеклы — 5210. В целом сельское хозяйство, по оценке западных специалистов, не полностью обеспечивает потребности населения страны в основных видах продовольствия, товаров и сырья.

Вооруженные сипы Бельгии состоят из сухопутных войск (68 тыс. человек), военно-воздушных сил (19,8 тыс.), военно-морских сил (4,5 тыс.). Срок службы — 10 месяцев.

В боевом составе сухопутных войск имеются 2 мотопехотные дивизии, парашютный полк «коммандос» и другие части и подразделения. По данным иностранной печати, на их вооружении состоит более 330 танков «Леопард-1» и почти 120 легких танков «Скорпион», 5 пусковых установок УР «Ланс», около 70 вертолетов и 5 самолетов армейской авиации. Подготовленный резерв сухопутных войск насчитывает 160 тыс. человек.

Боевой состав ВВС включает 8 эскадрилий: 5 истребительно-бомбардировочных (54 самолета «Мираж-5В», 22 самолета F-16A и 14 F-16B), 2 истребителей ПВО (34 самолета F-16A и 5 F-16B) и 1 разведывательная (18 самолетов «Мираж-5ВР», которые планируется заменить F-16). В состав военно-воздушных сил также входят 4 эскадрильи ЗУР «Найк-Геркулес» (всего 36 пусковых установок) и 2 транспортные эскадрильи (12 самолетов С-130Н, 2 Боинг 727, 5 «Мерлин-ЗА» и 3 HS-748). Подготовленный резерв ВВС насчитывает 14 тыс. человек.

Корабельный состав военно-морских сил включает 4 фрегата УРО, 29 минно-тральных кораблей, 14 вспомогательных судов и катеров. Подготовленный резерв ВМС — 4,5 тыс. человек.

В оперативном отношении территория Бельгии, по взглядам натовских военных специалистов, оборудована хорошо. Мероприятия по ее подготовке проводятся как по планам командования национальных вооруженных сил, так и по программам ОВС НАТО.

Аэродромная сеть насчитывает 32 аэродрома, 17 из которых пригодны для использования современной боевой и военно-транспортной авиацией. Крупные аэродромы имеют, как правило, одну взлетно-посадочную полосу длиной не менее 1800 м и шириной 45 м с бетонным или асфальтобетонным покрытием, рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки самолетов, склады горюче-смазочных материалов и других предметов материально-технического обеспечения, а также различные сооружения для обслуживающего персонала и техники.

В распоряжении командования ВВС Бельгии находится 13 аэродромов. Наиболее важными и хорошо оборудованными из них являются: Бовешен, Брюстем, Бьерсе, Велде, Кляйн-Брогель, Коксейде, Сент-Юбер, Сютендал, Урсел, Флоренн и Шиэвр. При рассредоточенном базировании авиации (эскадрилья на аэродром) емкость перечисленных аэродромов составляет 230 — 250 самолетов.

Кроме того, в стране имеются четыре крупных гражданских аэропорта — Брюссель, Вевелгем, Госсели и Остенде, которые при необходимости также могут использоваться в военных целях.

В последние годы реконструкции подверглись некоторые военные аэродромы и столичный аэропорт Брюссель.

Военно - морские базы и порты Бельгии предназначены для обеспечения боевой подготовки и повседневной; деятельности сил флота. На побережье Северного моря созданы военно-морские базы — Антверпен, Зебрюгге и Остенде, торговые порты — Антверпен, Рент, Зебрюгге, Ньив-порт, имеющие современное погрузочно-разгрузочное оборудование.

ВМБ и порт Антверпен находятся в 64 км от Северного моря в устье р. Шельда и пригодны для базирования кораблей и морских судов всех классов. Длина причального фронта 106 км, максимальные глубины у причалов 14,65 м. Судоремонтные предприятия позволяют осуществлять ремонт кораблей всех классов. В порту имеется около 450 кранов, в том числе 20 плавучих и 70 подвижных, его грузооборот около 90 млн. т в год. Это крупнейший контейнерный и нефтяной порт в Западной Европе. ВМБ и порт Зебрюгге обеспечивает базирование кораблей и судов основных классов; длина причального фронта 3,2 км с глубинами до 13 м. Судоремонтные предприятия производят ремонт кораблей со средним водоизмещением. Грузооборот порта 15 млн. т в год.

ВМБ Остенде язляется местом постоянного базирования большей части бельгийских военно-морских сил. Расположена у выхода из пролива Па-де-Кале в Северное море. Общая длина причального фронта составляет 9 км, максимальные глубины у причалов позволяют заходить кораблям и судам с осадкой до 8,5 м. На судо-, верфях может производиться ремонт кораблей до эскадренных миноносцев включительно Порты Зебрюгге и Рент используются для приема американских судов с боевой техникой и вооружением.

Ракетная база на территории Бельгии создается для американских крылатых ракет наземного базирования. Решение о развертывании 48 таких ракет на территории страны было принято в 1979 году на сессии совета НАТО. В 1985 году в районе авиабазы Флоренн началось строительство ракетной базы. Первый отряд американских крылатых ракет (4 пусковые установки с 16 ракетами) прибыли во Флоренн в начале 1985 года. Развертывание остальных 3 отрядов предусматривается завершить к 1988 году.

Органы управления войсками и средства связи. Высшие органы военно-политического руководства национальными вооруженными силами находятся в Брюсселе. Штаб и защищенный пункт управления верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе расположены в Касто (50 км юго-западнее Брюсселя). На обособленной территории находятся несколько десятков административных и служебных зданий, подземный бункер, узел радиорелейной связи.

В Эвер (пригород Брюсселя) обосновались штаб-квартира совета НАТО, комитет военного планирования и военный комитет, то есть те органы, которые рассматривают и решают главные политические и военные проблемы Североатлантического блока.

Основной центр спутниковой системы связи НАТО также расположен вблизи Брюсселя. Станция спутниковой связи развернута в Кестер, Они обеспечивают телефонную и телеграфную связь высшего военно-политического руководства НАТО.

Управление войсками осуществляется с помощью станций тропосферной связи НАТО «Айс Хай», по линиям радиорелейной и кабельной связи. Средства коротковолновой радиосвязи являются резервными.

Противовоздушная оборона территории Бельгии обеспечивается силами и средствами центральной зоны объединенной системы ПВО НАТО в Европе (район ПВО 2 ОТАК). К активным средствам ПВО относятся истребительная авиация, ЗУР «Найк-Геркулес», «Усовершенствованный Хок» и зенитная артиллерия.

Пассивные средства осуществляют обнаружение, оповещение и сбор данных о воздушной обстановке, управляют наведением истребителей-перехватчиков и зенитных средств на воздушные цели. Радиолокационные средства и центры ПВО развернуты в районах Глонс (15 км северо-западнее Льеж) и Семмерсеке (15 км южнее Рент).

Пути сообщения и транспорт. По уровню развития наземных транспортных коммуникаций среди западноевропейских государств Бельгия занимает одно из первых мест.

Общая протяженность эксплуатируемых железных дорог западноевропейской колеи составляет 3840 км, из них 2590 км двухпутные. Электрифицировано 1840 км дорог. На 100 км2 территории приходится 13,5 км железных дорог. Они находятся в ведении государственной компании «Сосьете насьональ де шмен фер бельж».

В военное время задачи по организации и координации перевозок войск и боевой техники железнодорожным транспортом будут выполнять межминистерская комиссия железных дорог, центральное бюро военных перевозок, комиссариат по транспорту, управление военных перевозок, а также служба железных дорог.

Сеть бельгийских железных дорог связана с дорогами сопредельных государств. Во Францию выходит 20 железных дорог, ФРГ — 6, в Нидерланды — 6 и Люксембург — 1.

В меридиональном направлении проложены железнодорожные маршруты Нерхелпт — Хасселт — Ланден — Намюр — Живе; Росендал (Нидерланды) — Антверпен — Брюссель — Монс — Мобеж (Франция); Зебрюгге — Менен — Лиль (Франция). С запада на восток страну пересекают железные дороги Антверпен — Лир — Херенталс — Молл — Верт (Нидерланды); Остенде — Рент — Брюссель — Ланден — Льеж. Перевозки грузов трансевропейскими контейнерными поездами осуществляются в направлениях Антверпен — Мец; Зебрюгге — Антверпен и Зебрюгге — Аахен (ФРГ). Важными узлами железных дорог являются Брюссель, Антверпен, Льеж, Намюр, Гент, Монс, Шарлеруа.

Строение железнодорожного полотна допускает движение грузовых поездов весом около 2 тыс. т. Скорость движения пассажирских поездов может достигать 120 км/ч, а грузовых — 80 км/ч. На железных дорогах имеется много искусственных сооружений — мостов, путепроводов, тоннелей. Наиболее крупные мосты сооружены через реки Маас, Шельда, Самбр и канал Альберта.

Подвижной состав бельгийских железных дорог насчитывает около 300 электровозов, почти 900 тепловозов, 43,1 тыс. грузовых и 3,8 тыс. пассажирских вагонов. Обслуживающий и технический персонал составляет 55 тыс. человек.

Сеть автомобильных дорог развита хорошо и включает до 125 тыс. км дорог различных классов. В среднем на 100 км2 приходится 410 км автодорог, и по их плотности Бельгия занимает первое место в Западной Европе. Автомобильные дороги по принадлежности подразделяются на государственные, провинциальные и коммунальные. Общая протяженность государственных дорог 13,1 тыс. км, включая 1460 км скоростных автомагистралей (ширина проезжей части 9 — 12 м), провинциальных — 1,4 тыс. км (ширина 5 — 7 м) и коммунальных — 110,2 тыс. км. Автомагистрали обычно включают 2 — 3 проезжие полосы в каждом направлении, разделительную полосу и укрепленные обочины. Их расчетная пропускная способность около 30 тыс. автомобилей в сутки. Для провинциальных и коммунальных дорог она значительно меньше.

Территорию Бельгии пересекают семь международных маршрутов: ЕЗ, Е5, Е9, ЕЮ, Е39, Е40 и Е41. Автомобильное сообщение между Бельгией и Великобританией осуществляется с помощью паромной переправы Остенде — Дувр. На этой линии протяженностью 105 км курсируют 3 парома, продолжительность перехода 4 ч.

Профиль автомобильных дорог легкий, крутые спуски и подъемы практически отсутствуют. На дорогах построено большое количество мостов, виадуков, особенно через такие преграды, как реки Маас и Шельда.

В стране зарегистрировано 261,1 тыс. грузовых и 3,3 млн. легковых автомобилей, 17,8 тыс. автобусов, 28,3 тыс. различных тягачей и 136,9 тыс. сельскохозяйственных тракторов.

Бельгия располагает развитой сетью внутренних водных путей сообщения, общая протяженность которых составляет 1956 км: реки — 1064 км и каналы — 892. Для прохождения судов грузоподъемно- стью свыше 1,5 тыс. т пригодны 255 км каналов и 103 км рек. Большая же часть водных путей используется судами меньшей грузоподъемности.

В эксплуатации в настоящее время находятся почти 2200 сухогрузных и более 300 наливных судов, около 280 буксиров различных типов. Основу водных путей сообщения составляют реки Шельда (с притоками Дандр, Рюпел, Лис), Маас (с притоками Самбр, Утр) и система каналов, наиболее важными из которых являются Альберт, соединяющий порты Антверпен и Льеж (длина 125 км), Бом— Шарлеруа (104 км) и Брюгге — Гент (56 км).

В 1983 году по внутренним водным путям перевезено 91,2 млн. т различных грузов.

В соответствии с программой развития инфраструктуры НАТО в стране построены военные трубопроводы, которые предназначены в основном для транспортировки топлива на аэродромы базирования авиации блока, находящейся как на территории Бельгии, так и в других цент-ральноевропейских странах. Производственные мощности трубопроводов позволяют исподьзовать их в мирное время гражданскими потребителями.

Организационно система трубопроводов Бельгии входит в систему трубопроводов НАТО на Центрально-Европейском ТВД. Непосредственно за эксплуатацию трубопроводов на территории страны отвечает 4-е районное управление службы эксплуатации. Его штаб расположен в г. Лувен. Протяженность трубопроводов бельгийской части составляет около 750 км, На трассе сооружено 10 складов ГСМ и 18 станций. Ее обслуживают 300 различных специалистов и рабочих. Топливо подается в систему в пунктах выгрузки морских портов Антверпен и Зебрюгге. По трубопроводам НАТО транспортируется горючее трех видов — для реактивных самолетов, дизельное топливо и автомобильный бензин.

Кроме чисто военных трубопроводов, в Бельгии проложены два магистральных коммерческих нефтепровода: Антверпен — Роттердам (Нидерланды) протяженностью 105 км (диаметр труб 834 мм) и Зебрюгге — Гент длиной 55 км (508 мм). По этим нефтепроводам подается сырая нефть на нефтеперерабатывающие заводы. Имеются также трубопроводы местного значения. Общая протяженность бельгийских коммерческих нефтепроводов достигает 261 км. Горюче-смазочные материалы хранятся на военных складах, при нефтеперерабатывающих заводах и морских портах.

Наряду с военными складами, предназначенными для удовлетворения текущих потребностей национальных вооруженных сил, на территории Бельгии имеются складские комплексы, принадлежащие вооруженным силам США, Великобритании и ФРГ.

Таковы основные военные экономико-географические аспекты, характеризующие современную Бельгию, военно-политический курс которой направлен на дальнейшее укрепление агрессивного блока НАТО.

Полковник А. Алексеев

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru