Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Норвегия (География, государственное устройство, инфраструктура)

 

Норвегия (География, государственное устройство, инфраструктура)

 

Норвегия — капиталистическое государство Северной Европы, страна — участница агрессивного блока НАТО. Несмотря на то что норвежское правительство отказалось от размещения ядериого оружия н иностранных войск на своей территории в мирное время, оно полностью поддерживает мероприятия этого блока, направленные па создание благоприятных условий для высадки и развертывапия войск НАТО на норвежской территории в случае развязывания империалистами войны против Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Норвегия является членом экономической группировки Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Ниже, по данным зарубсжной печати, будут кратко рассмотрены: географические условия Ноовегин; население и государственное устройство; природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство; коммуникации и срегства связи; аэродромная сеть, военно-морские базы и порты, трубопроводы и командные пункты; вооруженные силы и их мобилизационные возможности.

Географические условия. Норвегия занимает западное побережье и Крайний север Скандинавского п-ова. Ей также принадлежат в Северном Ледовитом океане группа о-вов Свальбард (арх. Шпицберген и другие острова), а в Атлантическом океане о-ва Ян Майвн и Буве. Площадь материковой части страны 324 тыс. км2. Протяженность сухопутной границы достигает 2555 км. морской — 2650 км. Расстояние между северной и южной точками страны по прямой составляет 1752 км. Наибольшая ширина с востока па запад 430 км, а наименьшая 6,3 км (см. рисунок).

Норвегия — гористая страна. С северо-востока на юго-запад через всю страну тянутся древние срредневысотные Скандинавские горы, расчлененные глубокими долинами и ущельями на ряд массивов-фьельдов с преобладающими абсолютными высотами 700 - 1000 м. Над выровненной поверхностью фьельдов местами возвышаются остроконечные горные вершины, достигающие 2000 м. Наиболее высокими горными вершинами центральной части страны явтяются Глетгергнин (2472 м) и Гальхёнигген (2496 м), а на северной — Сулительма (1914 м), Халтиатунтури (1312 ч) и другие.

Низменности расположены преимущественно на юге страны в районе Осло-фьорда. Морские берега возвышенные, скалистые, сильно изрезаны долинами, узкими и глубокими заливами-фьордами, большинство из которых представляют собой удобные естественные гавани. К наиболее крупным фьордам относятся: Сола-фьорд (вдается в сушу на 240 км), Хардангер-фьорд (на 179 км), Тронхеймс-фьорд (на 126 км) и Осло-фьорд (100 км). Вдоль береговой линии и веется много шхерных районов с подводными скалами, опасными для судоходства. Глубины Норвежского моря в районе прибрежных отмелей достигают 80—100 м.

Море у берегов не замерзает. Реки короткие, быстрые, в большинстве сроем порожистые. Они обладают крупными запасами гидроэнергии, а также широко используются для сплава леса. Наиболее значительные из них Гломма (598 км), Тана-эльв с притоком Анар-йокка (360 км) и Нумедальс Логеп (337 км). Озера занимают около 4 проц. площади страны, самые крупные из них: Мьёса (368 км2), Фелсуид (201 км2) и Рёсваш (190 км2). До 70 проц. норвежской территории приходится на тундpy, болота и каменистые поверхности. Почвы на севере маломощные подзолисто-глеевые, а на юге бурые лесные. Около 25 проц. территории страны покрыто лесами, преимущественно хвойнымн.

Климат Норвегии умеренный, океанический, и благодаря проходящему вдоль берегов Скандинавского п-ова теплому Северо-Атлантическому течению и преобладающим западным ветрам он значительно мягче, нежели в других странах, расположенных на этих же широтах. Скандинавские горы делят территорию страны па две климатические зоны: приморскую и внутреннюю, между которыми имеются заметные различия. Температура в отдельных районах в течение гола колебтется в Осло от — 14,5° до +29,4°; Тронхейме от - 14 до +28°, Будё от —9° + 29°, Тромсе от —11 до +30. Наибольшее количеству осадков выпадает на западном побережье, особенно в районах Берген (около 2000 мм в ют.) и Брённей (1400 мм).

Население и государственное устройство. По данным норвежского статистического бюро, численность населения страны по состоянию на начало 1975 гола достигла 4 млн. человек, из них - 49,6 проц. мужчины, из которых около 900 тыс. в возрасте 18—55 лет (военнообязанные контингенты по закону военного времени). Ежегодный прирост населения составляет около 0,8 проц. Количество военнообязанных, освобождаемых но болезни от службы в армии в мирное время, достигает 6 проц. Ежегодный призывной контингент — 30 тыс. человек.

Национальный состав населения однороден: 98 проц. норвежцев, остальные саами, финны и шведы. Государственный язык — норвежский, государственная церковь — лютеранская. Население размещается крайне неравномерно: средняя плотность — 12 человек на 1 км2, максимальная — 1000 (район Осло) и минимальная — 1,7 человек на 1 км2 (в Финмарке). К крупнейшим городам относятся: Осло (столица, 473 тыс. жителей, с пригородами 650 тыс.), Берген (116 тыс. жителей, с пригородами 270 тыс) и Тронхейм (124 тыс. жителей). В городах проживает около 52 проц. населения.

В военно-административном отношении страна разделена на 19 областей (фюлькс), 414 коммуны (из них 47 городских и 397 сельских), 53 полицейских участка, два командования вооруженными силами (в Южной и Северной Норвегии), четыре военных округа и семь военных комиссариатов, объединяющих по нескольку приписных районов

По своему государственному устройству Норвегия — конституционная монархия. Во главе государства стоит король, власть которого ограничена стортингом (парламентом), состоящим из 155 депутатов, избираемых населением на четыре года. 1/4 часть депутатов составляет лаггинг, который выполняет в ряде случаев функции верхней палаты; остальные депутаты образуют одельстинг. Все правительственные постановления из чаются от имени короля, скрепляются его подписью и приобретают после этого силу законов. Заседания правительства, ведущиеся под председательством короля, именуются заседаниями государственного совета. Король является и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым по поручению короля лидером партии, имеющей большинство в стортинге.

Природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство. Норвегия — индустриально-аграрная страна с высокоразвитыми промышленностью и сельским хозяйством. Она имеет также широкие внешнеэкономические связи. Ключевые позиции в экономике принадлежат монополиям США, Великобритании, ФРГ и Франции. Американский капитал контролирует производство ферросплавов, алюминия, никеля; английский капитал господствует в отраслях горнорудной и электрометаллургической промышленности, а западногерманский в химической

Из месторождении полезных ископаемых наибольшее значение имеют запасы железной руды — примерно 1,5 млрд. т (с содержанием железа 30—35 проц., район Киркенес), пиритов (Сулительма, Рерус), цветных и редких металлов, в том числе урана. На о. Шпицберген имеются запасы каменного угля. С 1971 года у берегов Норвегии в Северном море добывается нефть (месторождение «Экофиск»), разведанные запасы которой достигают 550 млн. т, а газа — 651 млрд. м3. Как сообщается в норвежской печати, добыча нефти в 1973 году составила 2 млн. т. а в 1975 году она достигнет 9 —10 млн. т, что практически покроет внутренние потребности страны в нефти. Норвегия богата лесом (около 1/4 её территории покрыто хвойными лесами) и гидроресурсами, запасы которых достигают 16 млн. кВт. Свыше 1 млн. кВт приходится на р. Шинсэльва и около I млн. кВ г на р. Драмсэльва.

На основе указанных сырьевых и энергетических ресурсов в стране высоко развиты электрометаллургия, металлообработка, машиностроение, целлюлозно-бумажное производство. В послевоенные годы усиленными темпами развиваются химическая промышленность, судостроение и особенно радиопромышленность. Военная промышленность производит легкое стрелково-артиллерийское вооружение, боеприпасы и ВВ. Тяжелое оружие Норвегия закупает в США, Великобритании, ФРГ и Швеции.

По производству и потреблению электроэнергии на душу населения Норвегия занимает первое место среди капиталистических государств, по производству алюминия — третье место (после США и Канады), а по производству бумажной целлюлозы и судостроению — четвертое.

Основной отраслью норвежского сельскохозяйственного производства является мясо-молочное животноводство, составляющее около 80 проц. стоимости вссй сельскохозяйственной продукции. Обрабатываемая площадь (пашни и луга) составляет около 3 проц. всей территории страны. В фермерских хозяйствах и отраслевых кооперативах имеется свыше 111 тыс. тракторов. Сбор зерновых (преимущественно ячмень и овес) колеблется в пределах 800 — 900 тыс. т. Ежегодно Норвегия ввозит из-за границы (из Канады, США и Дании) до 500 тыс. т пшеницы и ржи. По улову рыбы (до 3 млн. т в год) страна занимает первое место среди стран Западной Европы и пятое место в мире.

Коммуникации и средства связи. Автомобильные дороги Норвегии подразделяются на государственные, областные, коммунальные и частные. Общая протяженность общественных дорог достигает 75 тыс. км. из них до 11 тыс. км с твердым покрытием, обеспечивающим движение транспорта с нагрузкой на ось 8 — 10 т. В автотранспортном парке страны насчитывается свыше 1 млн. автомобилей иностранного и местного производства (из них 855 тыс. легковых), 165 тыс. мотоциклов и мотороллеров и более 220 тыс. тракторов.

По оценке иностранных военных специалистов, важнейшими автомобильными магистралями оперативного значения являются: Ставангер — Осло — Тронхейм — Нарвик — Киркенес; Берген — Осло — Карлстад (Швеция); Левангер — Эстергунн (Швеция). Основными узлами контейнерных перевозок служат: Осло, Драммен, Ставангер, Берген, Домбос, Кристнансанн, Тронхейм, Левангер, Будё и Нарвик. Считается. что пропускная способность автодорожной сети, особенно в центральной и северной частях страны, ограничена из-за большого количества тоннелей, мостов, паромных переправ, крутых спусков и поворотов, а в зимнее время из-за частых снежных заносов и обвалов.

По перспективному плану строительства новых и совершенствованию действующих автомобильных дорог, рассчитанному до 1990 года, пpeдvcмaтpивaeтcя завершить создание единой сети государственных горог, которая будет включать 16 основных магистралей. Главное внимание в пчане, как сообщается в норвежской печати, уделяется увеличению оперативной емкости дорожной сети и повышению пропускной способности дорог п центральной и северной частях Норвегии, а также улучшению грузопассажирских перевозок.

Протяженность государственных железных дорог составляет 4,3 тыс. км (нз них 2,5 тыс. км электрифицированных), а частных — 16 км. Все дороги однопутные, за исключением подходящих к Осло. Длина двухпутных дорог 76 км. Средняя плотность железнодорожной сети по стране в целом достигает 1,33 км на 100 км2, а в северной Норвегии — всего 0,44 км на 100 км2 территории В составе государственного железнодорожного парка имеется: 162 электровоза, 83 тепловоза и 174 локомотива различных систем, 9530 товарных вагонов общей грузоподъемностью 187 тыс. т, свыше 1000 пассажирских и специальных вагонов на 58,5 тыс. посадочных мест. Большое значение во внутренних перевозках имеет железнодорожная магистраль Осло — Тронхейм — Будё. Однако, по оценке зарубежных военных специалистов, она весьма уязвима, так как проходит через высокогорные районы и имеет довольно много искусственных сооружений (78 тоннелей и 63 моста).

В соответствии с 20-летним планом модернизации железнодорожной сети, рассчитанным до 1980 года, все дороги предусматривается перевести на электротягу, широко внедрить систему дистанционного управления движением поездов, обновить железнодорожное полотно и расширить производственные площади на станциях.

Важнейшее военно-экономическое значение во внешних и внутренних приброжных перевозках норвежские военные круги отводят морскому транспорту, дающему свыше 10 проц. национального дохода страны. Нa начало 1974 гола тоннаж торгового флота Норвегии достигал 23,3 мл и. орт. per. т. В его составе насчитываюсь около 15500 судов преимущественно новейшей постройки (не более 10 лет). Па его долю приходится более 20 проц. тоннажа морского флота всех стран — участниц НАТО.

В перевозках непрерывно возрастает удельный вес гражданской авиации, в составе, которой насчитывается свыше 500 самолетов н вертолетов

Иностранная печать относит Норвегию к странам с довольно высокой степенью насыщения средствами связи. В стране развернуто свыше 3400 почтовых станции и приемных пунктов (из них 1340 телефонно-телеграфных), 90 стационарных телецентров и 1016 ретрансляционные подстанций, 686 широковещательных радиостанций, 28 стационарных радиостанций, около 30 радиостанций береговой обороны и свыше 60 радиостанции специального назначения (метеорологических и других)

Аэродромная сеть, военно-морские базы и порты, трубопроводы и командные пункты. Боевая авиация ВВС базируется па восемь основных аэродромов: Гартермуэн, Рюгге, Сула, Листа, Эрланн, Будё, Анне-нес, и Барду фосс С цепью рассредоточения авиации в угрожаемый период н увеличения оперативной емкости аэродромной сети по программе инфраструктуры НАТО в последние годы на норвежской территории была создала сеть запасных аэродромов и по стандартам НАТО усовершенствованы действующие авиабазы. Как сообщалось в иностранной печати, в районах аэродромов Гардермуэн, Будё и Бардуфоос оборудованы подземные ангары п склады на случай базирования подразделений усиления объединенных ВВС НАТО. Отмечалось также, что союзная авиация может при необходимости использовать 15 крупнейших гражданских аэродромов, реконструированных в послевоенные годы в соответствии с требованиями НАТО.

На побережье Норвегии имеется три военно-морские базы, семь пунктов базирования, несколько сот портов и погрузочно-выгрузочных пунктов.

Военно-морские базы: Хоконсверн (главная ВМБ, район Бергена), Рамсунд и Рамфиорднес в Северной Норвегии. База Хоконсверн, по сообщениям иностранной печати, построена с учетом требовании противоатомной защиты кораблей. На ее территории в скалах созданы подземные укрытия, построены сухой док, ремонтные мастерские и склады.

Важнейшие порты Осло, Ставангер, Берген, Олесунн, Кристиансанн, Тронхейм, Будё и Нарвик. Длина причального фронта основных норвежских портов достигает 60 км. По расчетным данным зарубежных военных специалистов, эти порты в мирное время способны принять одновременно до 100 транспортов, из них порты пролива Скагеррак и залива Осло-фьорд — 170, Северного и Норвежского морей — около 200 и порты Баренцева моря - 30 транспортов. Для рассредоточенного базирования кораблей ВМС блока НАТО могут быть использованы многочисленные естественные бухты, заливы и рейды.

Трубопроводная сеть, созданная по программе инфраструктуры, проложена главным образом в пунктах выгрузки горючего и представляет собой отдельные трассы протяженностью 10 — 15 км. Как сообщаюсь в норвежской печати, за последние годы в стране велись работы по созданию подводных складов горючего. В частности, указывается, что в районе Экофиск-фьорд в 1972 году на глубине 70 м был установлен крупневший в мире нефтяной резервуар емкостью около 160 тыс. т.

Для руководства вооруженными силами на территории страны развернута сеть объединенных и национальных командных пунктов и узлов связи штаб главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО на Северо-Европейском ТВД (Колсос, 12 км северо-западнее Осло); оперативный центр Северной зоны объединенной системы ПВО НАТО в Европе (Колсос), штабы командующего объединенными вооруженнымч силами НАТО в Северной Норвегии (Будё) и командующего объединенными вооруженными силами НАТО и Южной Норвегии (Осло), являющиеся одновременно и штабами национальных вооруженных сил в Северной и Южнбй Норвегии; шесть штабов видов вооруженных сил в Северной и Южной Норвегии, выполняющие одновременно функции штабов объединенных сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил НАТО; 12 штабов военных, военно-воздушных и военно-морских округов и свыше 50 штабов боевых и учебно-мобилизапионных частей и подразделений. Для большинства центральных и региональных штабов оборудованы полевые пункты управления, используемые периодически в ходе учений и маневров.

Вооруженные силы. По состоянию на конец 1971 года в вооруженных силах насчитывалось 36000 человек, из них: в сухопутных войсках — 18000, в ВВС — 10 000 и в ВМС — 8000 человек.

Сухопутные войска мирного времени состоят из кадровых частей, именуемых «силами боевой готовности» (пехотная бригада «Север» и несколько отдельных батальонов и рот), резервных штабов (6-е дивизионное командование, штаб бригады «Юг», восемь штабов комбинированных полков, являющихся базами развертывания бригад военного времени), а также из 19 различных территориальных учебно-мобилизационных полков.

Сухопутные войска военного времени, по сообщениям норвежской печати, будут состоять из полевых войск (ядром которых станут пехотные бригады, сводимые при необходимости в дивизии), войск местной обороны и хемверна. Как сообщалось в зарубежной прессе, всего в составе полевых войск предполагается развернуть 11 пехотных и механизированных бригад, каждая численностью до 6000 человек. В составе войск местной обороны планируется сформировать несколько сот отдельных батальонов и рот различного назначения.

В составе ВВС имеется 13 эскадрилий, из них: три истребительно-бомбардировочные (самолеты F-5A), четыре истребительные (F-104G), три разведывательные (RF-5A и Р-ЗС «Орион»), транспортная (С-130 «Геркулес»), две транспортных вертолетов (UH-1B «Ирокез»). В ВВС Норвегии входит также дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» (36 пусковых установок). Боевая авиация объединена в два тактических авиационных командования («Север» и «Юг»), Всего в составе ВВС имеется 150 боевых и транспортных самолетов и вертолетов.

Военно-морские силы состоят из военно-морского флота и береговой артиллерии. В боевом составе флота имеются две эскадры подводных лодок, дивизион сторожевых кораблей, две флотилии торпедных и сторожевых катеров, а также несколько соединений минно-тральных кораблей. Часть кораблей входит в состав сил четырех военно-морских районов. В оперативном подчинении комапдопапия ВМС находится патрульная противолодочная авиаэскадрилья самолетов Р-ЗС «Орион», входящая организационно в состав ВВС. Всего в военно-морском флоте насчитывается свыше 90 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе: 15 дизельных подводных лодок, 5 сторожеьых корабтей; 26 ракетных торпедных катеров, 20 ракетно-артиллерийских катеров, 2 противолодочных корабля, 4 минных заградителя и 10 базовых тральщиков.

Оценивая мобилизационные возможности страны, зарубежные военные специалисты считают, что Норвегия в случае войны способна отмобилизовать вооруженные силы общей численностью свыше 300 тыс. человек. Исходя из опыта учений НАТО, проведенных па Североевропейском ТВД, они предполагают, что норвежские вооруженные сипы могут быть усилены двумя-тремя батальонами мобильных сил НАТО, бригадой американской морской пехоты и несколькими эскадрильями тактической авиации ВВС США, одной-двумя английскими бригадами и канадской боевой группой.

Полковник запаса Н. Афанасьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1975.

Последнее обновление 03.05.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru