Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Стратегическое авиационное командование ВВС США

 

Стратегическое авиационное командование ВВС США

 

Внешнеполитический курс воинствующих империалистических кругов США характеризуется в настоящее время стремлением во что бы то ни стало сломать сложившийся военно-стратегический паритет и достичь военного превосходства над Советским Союзом. В полном соответствии с этим курсом осуществляется строительство вооруженных сил США, предназначаемых для ведения войн, различных по масштабу, длительности и интенсивности: от войн с применением только обычных средств поражения до длительной ядерной.

Западные средства массовой информации подчеркивают, что их главным элементом, способным обеспечить «устрашение» потенциального противника, по-прежнему остаются стратегические наступательные силы, включающие межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), атомные ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами на борту и стратегическую авиацию. Это так называемая американская стратегическая триада.

В предлагаемой статье на основе данных, опубликованных в иностранной печати, рассматриваются организация, состав, боевая подготовка и перспективы развития стратегического авиационного командования (CAE) ВВС США, в которое входят два компонента триады — МБР и стратегическая авиация.

Организация и боевой состав. САК ВВС США является специальным командованием американских вооруженных сил, которое имеет в своем составе силы и средства, предназначенные для нанесения ударов по наиболее важным объектам военного и экономического потенциала противника прежде всего во всеобщей ядерной войне. В обычных войнах входящая в САК стратегическая авиация будет, по мнению американских специалистов, выполнять следующие боевые задачи: авиационная поддержка войск на ТВД, нанесение ударов в интересах «сил быстрого развертывания», ведение воздушной разведки, в том числе и на морских театрах, борьба с надводными кораблями противника, постановка минных заграждений, обеспечение дозаправки топливом в воздухе самолетов других авиационных командований.

В административном отношении по вопросам организации боевой подготовки, материально-технического обеспечения и обучения кадров САК подчинено начальнику штаба ВВС США, а в оперативном отношении, будучи важнейшим компонентом стратегической триады, — непосредственно комитету начальников штабов (КНШ) вооруженных сил США.

Организационная структура САК показана на рис. 1.

Стратегическое авиационное командование возглавляет командующий, назначаемый на два года. После двухлетнего пребывания в должности он может сохранить свой пост на очередные два года, однако после их истечения он обязательно переходит на другую, как правило, более высокую должность или уходит в отставку.

С августа 1986 года командующим САК является генерал Джон Чейн, который через штаб руководит всей деятельностью подчиненных соединений и частей. Штаб командования, находящийся на авиабазе Оффут (штат Небраска), размещен в трехэтажном здании, в подземных помещениях которого оборудован командный пункт (КП) САК, узел связи и центр автоматизированного управления. Важнейший элемент КП — расположенный на глубине 14 м подземный зал боевого управления, куда стекается вся информация о степени боеготовности частей САК, техническом состоянии ракет и самолетов, текущих координатах бомбардировщиков, находящихся в воздухе, о расчетном времени достижения ими целей, а также о метеорологических условиях в различных районах земного шара. Из этого зала командующий САК дублирует команду председателя комитета начальников штабов, которая в соответствии с решением президента США поступает на пункты управления пуском МБР и КП бомбардировочных авиационных эскадрилий, на запуск баллистических ракет и взлет стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. В случае невозможности осуществлять руководство с этого KП функцию управления силами МБР и бомбардировщиками берет на себя один из находящихся в воздухе самолетов — воздушных командных пунктов (BKП).

Численность личного состава САК 106600 военнослужащих и 12000 гражданских специалистов.

Организационно основные силы и средства САК сведены в две воздушные армии (ВА) — 8-ю и 15-ю, штабы которых находятся на авиабазах Барксдейл (штат Луизиана) и Марч (Калифорния), а также в 1-ю воздушно-космическую дивизию (вкд), дислоцирующуюся на базе Ванденберг (Калифорния). Кроме того, в этом командовании имеются отдельные части и организации, например: 544-е стратегическое разведывательное авиационное крыло (стракр) и 1-я группа оценки боевой эффективности.

В состав 8 ВА входят 7, 19, 40, 42 и 45-я авиационные дивизии (ад), в 15 ВА — 3, 4, 12, 14 и 57-я. В дивизии насчитывается от одного до трех авиакрыльев. Три дивизии (4, 19 и 57-я) имеют смешанный состав и, кроме авиационных крыльев, включают ракетные.

В 3 ад 15 ВА входят части стратегической авиации, базирующиеся в западной части Тихого океана, а в 7 ад 8 ВА — дислоцирующиеся в Европейской зоне. Штабы 3 и 7 ад осуществляют непосредственное руководство всеми вопросами деятельности как постоянно входящих в них сил, так и прибывающих на время подразделений (например, для участия в учениях) в своих «зонах ответственности».

На командование 1 вкд возложены следующие задачи: подготовка и обучение личного состава частей МБР, проведение испытаний ракетно-космической техники и организация деятельности ракетных полигонов. Для их решения в дивизию включены 394-я эскадрилья технического обслуживания и испытаний МБР и 4315-я эскадрилья подготовки специалистов для ракетных частей.

Всего в САК имеется шесть крыльев МБР, в каждом крыле — три-четыре эскадрильи по 50 ПУ. Все они дислоцируются на базах, расположенных на континентальной части США. Подробнее организация и состав 8 и 15 ВА показаны на рис. 2 и 3.

Авиационные крылья в зависимости от типа состоящих на вооружении самолетов подразделяются на тяжело-, среднебомбардировочные (тбакр, сбакр) и заправочные (закр).

В бомбардировочное авиационное крыло включаются одна-две эскадрильи бомбардировщиков (В-52, В-1В или FB-111) и одна-две — самолетов-заправщиков (КС-135 или КС-10), а в разведывательные — одна-две эскадрильи самолетов-разведчиков и по одной заправщиков.

В заправочное крыло входят одна-две эскадрильи самолетов-заправщиков.

Для управления действиями стратегической авиации на передовых ТВД сформированы штабы стратегических авиакрыльев (сакр) и групп (страгр) с подразделениями обеспечения. Им подчиняются перебрасываемые с континентальной части США части и подразделения стратегической бомбардировочной, разведывательной и заправочной авиации, предназначенные для выполнения конкретных задач.

По свидетельству зарубежной печати, в мирное время основные активные силы и средства САК размещены на 28 ракетных и авиационных базах, расположенных на континентальной части США, и 10 авиабазах, находящихся на территориях других стран. Кроме того, на основе двусторонних договоров и соглашений с правительствами многих государств Соединенные Штаты имеют возможность использовать десятки заморских авиабаз для размещения на них группировок своей стратегической авиации.

Всего, по данным, опубликованным в западной прессе, в боевом составе САК ВВС США насчитывается 1362 стратегических носителя ядерного оружия (1010 МБР и 352 бомбардировщика), в том числе в ракетных силах наземного базирования — 540 пусковых установок (ПУ) МБР «Минитмен-3», 450 ИУ МБР «Минитмен-2» и 10 ПУ устаревших МБР «Титан-2» (последние снимаются с вооружения).

Что касается МБР «Минитмен-3», то 300 из них в конце 70-х годов были оснащены новыми боевыми частями Мк12А, каждая из которых имеет три боеголовки повышенной мощности (условное обозначение этих ракет «Минитмен-3J»). Кроме того, в боевой состав САК введено десять новых МБР MX. Ведутся работы по подготовке к развертыванию еще 40 таких ракет в модернизированных шахтных пусковых установках МБР «Минитмен-3». Отмечается, что более 90 проц. МБР постоянно находится на боевом дежурстве. Основные характеристики состоящих на вооружении САК ВВС США межконтинентальных баллистических ракет приведены в табл. 1.

В боевых частях стратегической авиации (с учетом активного резерва) насчитывается 263 тяжелых бомбардировщика В-52, 28 В-1В и 61 средний FB-111. Из них до 30 проц. бомбардировщиков содержится в состоянии готовности к вылету по сигналу тревоги. В ядерном снаряжении эти самолеты могут нести крылатые ракеты (КР) AGM-86B и УР AGM-69A класса «воздух — земля» (основные характеристики этих ракет приведены в табл. 2), а также ядерные бомбы различной мощности. При ведении боевых действий с применением обычных средств поражения на них в зависимости от характера решаемых задач могут подвешиваться авиабомбы, бомбовые кассеты, морские мины и другое оружие общей массой: на В-1В - до 57 т, B-52D — 31 т, B-52G — 30 т, В-52Н — 23 т, FB-111 — 14 т.

Кроме бомбардировщиков, в составе САК имеется около 40 стратегических самолетов-разведчиков RC-135, SR-71 и U-2, 487 самолетов-заправщиков КС-135 (еще 128 самолетов этого типа находится в частях национальной гвардии и командования резерва ВВС), почти 50 транспортно-заправочных машин КС-10, а также 25 самолетов ЕС-135 и Е-4 резервной системы боевого управления, к которым откосятся ВКП КПШ и САК, воздушные пункты управления пуском МБР и самолеты-ретрансляторы.

Боевая подготовка САК направлена на поддержание высокой боеготовности ею ракетных и авиационных компонентов. Но мнению зарубежных военных экспертов, она обеспечивается за счет четкой организации повседневной боевой учебы, эффективного использования вспомогательных технических средств, среди которых ведущая роль отводится различным тренажерам, а также широкого привлечения расчетов МБР и экипажей стратегической авиации к различным учениям и соревнованиям.

Личный состав ракетных крыльев, получивший предварительную подготовку в специализированных школах первоначального обучения командования подготовки кадров ВВС США, а затем в учебных подразделениях 1 вкд на базе Ванденберг (штат Калифорния), регулярно участвует в различных плановых занятиях по изучению боевой техники и совершенствованию навыков ее применения и эксплуатации. Ежемесячно каждый боевой расчет не менее 3 раз подвергается внезапной проверке на знание последовательности предпусковых операций и четкость их выполнения. В одной из проверок требуется 100-процентная точность ответов и действий, в двух других допустимой считается 90-процентная точность. При несоблюдении этого требования расчет отстраняется от несения боевого дежурства и проходит дополнительную подготовку.

Американская военная печать отмечает, что важную роль в поддержании высокого уровня профессиональной подготовки личного состава ракетных частей играют ежегодные соревнования, проводимые на базе Ванденберг. Участвующие в них беевые расчеты и команды технического обслуживания ракетных комплексов соревнуются в выполнении ряда упражнений, составленных из операций, относящихся к кругу их обычных, повседневных обязанностей. При этом они действуют в условиях дефицита времени, имитации чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий или серьезных отказов техники. Соревнования проводятся, как правило, с использованием тренажеров, позволяющих отрабатывать и контролировать практически любые предпусковые операции вплоть до финального отсчета времени перед пуском ракеты. Тренажеры дают возможность свести к минимуму количество реальных пусков МБР, благодаря чему значительно снижаются затраты командования САК на подготовку ракетчиков. Учебно-боевая подготовка личного состава частей стратегической авиации складывается из трех основных компонентов: индивидуальные и групповые теоретические занятия и плановая летная подготовка в составе штатных экипажей, обеспечивающие совершенствование техники пилотирования и навыков работы с бортовыми системами; систематические тренировки на тренажерах; участие в учениях и соревнованиях. Как правило, экипажи бомбардировщиков В-52 совершают еженедельно не менее двух полетов. Типовой учебный полет самолета В-52 обычно продолжается до 10 ч, а В-1В — 6 ч.

В последние годы в деле обучения летного и технического состава американских ВВС, в том числе в стратегической авиации, все больше применяются различные тренажеры. Особое значение при этом придается так называемым тренажерам систем оружия, позволяющим вести комплексное обучение всех членов экипажа в обстановке, максимально близкой к реальным условиям боевого полета. Их стоимость достигает десятков миллионов долларов, и создаются они применительно к каждому конкретному типу бомбардировщика. Совместный «полет» экипажа бомбардировщика В-52 на таком тренажере продолжается около 4 ч и включает все основные элементы реального полета. В 1983—1985 годах командование ВВС США закупило для САК девять комплексных тренажеров. Три аналогичных по предназначению тренажера для обучения летчиков и штурманов средних бомбардировщиков FB-111 были установлены на авиабазе Платтсберг (штат Нью-Йорк) еще в конце 70-х годов.

С поступлением на вооружение бомбардировщиков В-1В требования к перспективным тренажерам ужесточились. Американский журнал «Дефенс электронике» в этой связи писал, что использование в конструкции бомбардировщика В-1В передовых технических решений и современных электронных систем вызывает необходимость применения не менее совершенных тренажеров для обучения летчиков, операторов бортовых электронных систем и технических специалистов. Чтобы решить эту проблему, планируется закупить пять сложнейших комплексных тренажеров для совместного обучения всех членов экипажа, несколько специализированных для отработки отдельных задач летным составом, а также четыре тренажера для переподготовки и обучения технических специалистов. По предварительным оценкам американской прессы, затраты на приобретение тренажеров только первого типа составят не менее 350 млн. долларов. Однако такие расходы командование ВВС США считает приемлемыми, поскольку тренажеры позволяют экипажам отрабатывать практически все этапы полета, включая взлет, дозаправку топливом в воздухе, прорыв ПВО противника на малых высотах, применение средств поражения и РЭБ, и, наконец, возвращение на аэродром, заход на посадку и посадку. А это обеспечит поддержание необходимого уровня профессиональной подготовки летного состава с меньшими затратами дорогостоящего ресурса боевых самолетов, экономию значительного количества топлива и т. п.

Высшей и наиболее сложной формой учебно-боевой подготовки экипажей стратегической авиации являются плановые учения и соревнования различных масштабов и направленности. При этом, как отмечается в зарубежной печати, в последние пять — семь лет отчетливо просматривается тенденция увеличивать не только число учений, к которым привлекаются стратегические бомбардировщики и заправщики, но и количество задействованных в них самолетов Более того, все шире практикуется участие стратегических бомбардировщиков в учениях, проводимых совместно с тактической авиацией, ВМС и сухопутными войсками, в том числе и на отдаленных ТВД.

В частности, в учениях тактического авиационного командования ВВС США «Ред флэг», регулярно проводимых на учебно-тренировочном полигонном комплексе авиабазы Неллис (штат Невада), в последние годы участвуют не только, стратегиче-ские бомбардировщики В-52, но и другие самолеты САК, в том числе разведчики SR-71 и RC-135, а также самолеты заправочной авиации.

Перебрасываемые в Европу в рамких учения «Бизи брюэр» группы бомбардировщиков В-52, как правило, принимают участие в учениях ОВС НАТО «Сент-рал энтерпрайз», «Дисплей детерминэйшн» и «Коулд файер», являющихся составными частями крупнейших маневров блока «Отэм фордж». Самолеты САК регулярно привлекаются к ежегодным совместным американо-южнокорейским учениям «Тим спирит», в ходе которых отрабатывается не только нанесение ударов по наземным объектам, но и постановка минных заграждений в прибрежных водах Корейского п-ова. В комплексных учениях «Мэпл флэг» наряду с тактическими истребителями ВВС Канады и Великобритании, а также с самолетами тактического и военно-транспортного авиакомандований ВВС США используются бомбардировщики В-52 и FB-111.

Наиболее крупные контингента стратегической авиации и сил МБР принимают участие в ежегодном (проводятся с 1979 года) учении САК ВВС США «Глоубл шилд». В ходе его проверяются оперативные планы боевого применения сил и средств САК, отрабатываются вопросы рассредоточения на запасные аэродромы в период резкого обострения международной обстановки десятков, а в отдельных случаях сотен стратегических бомбардировщиков и заправщиков, несения экипажами В-52 дежурства в воздухе, применения ими ядерных боеприпасов, осуществляются практические пуски МБР «Минитмен», имитирующие нанесение по противнику массированных ударов. Даже западная пресса отмечает, что учения «Глоубл шилд» являются не чем иным, как репетицией развязывания всемирного ядерного конфликта.

Развитие САК ВВС США. Как отмечает иностранная печать, дальнейшее наращивание боевых возможностей сил МБР в САК ВВС США будет осуществляться прежде всего в рамках программы развертывания еще 50 ПУ ракет MX, каждая из которых может нести до 10 боеголовок мощностью по 600 кт. Эти установки планируется смонтировать на специальных железнодорожных платформах, которые в повседневных условиях будут размещаться на территориях военных баз, а в случае необходимости выводиться на обычную железнодорожную сеть страны, передвигаться по ней в соответствии со специально разработанным графиком, что, по мнению американских специалистов, крайне затруднит противнику решение задачи по поиску и поражению этих средств.

Одновременно с этим в Соединенных Штатах с 1983 года ведутся работы по созданию новой высокоточной мобильной МБР «Миджитмен», к участию в которых Пентагон уже привлек до 30 различных фирм-подрядчиц. Планами министерства обороны США предусматривается начиная с 1992 года развернуть не менее 500 или даже 1000 таких ракет, которые намечается оснащать моноблочной головной частью мощностью порядка 500 кт.

Как свидетельствует зарубежная пресса, наращивание боевых возможностей стратегической авиации осуществляется за счет перевооружения ее частей и подразделений новыми бомбардировщиками В-1В, серийное производство которых ведется с 1982 года. Всего к середине 1988 года Пентагон намерен приобрести 100 таких самолетов, каждый из которых может нести УР СРЭМ, ядерные и обычные авиабомбы, существующие и перспективные КР воздушного базирования.

Одновременно с этим планируется продолжить модернизацию бомбардировщиков В-52Н, в результате которой каждый из них сможет нести до 12 крылатых ракет. Всего к концу текущего десятилетия в составе САК ВВС США намечается иметь 194 бомбардировщика В-52 в качестве носителей крылатых ракет. К настоящему гремени более 130 из них уже переоборудовано для решения этих задач. Полностью завершить программу перевооружения самолетов В-52 намечается к осени 1993 года.

По планам дальнейшего развития стратегической авиации командование ВВС США намерено закупить 104 универсальные роторные внутрифюзеляжные пусковые установки, которые, по утверждению журнала «Флайт», могут использоваться не только на бомбардировщиках В-52Н, но и на В-1В, а в перспективе и на разрабатываемом бомбардировщике, именуемом в западной прессе АТВ (Advanced Techno-logy Bomber), или «Стелт». В качестве полезной нагрузки на эти ПУ, как отмечает иностранная печать, можно будет подвешивать наряду с существующими проектируемые крылатые и управляемые ракеты, ядерные и обычные авиабомбы, а также авиационные кассеты различного назначения и морские мины.

Разработка упомянутого выше перспективного бомбардировщика по программе «Стелт» осуществляется в США с октября 1981 года параллельно с развертыванием бомбардировщиков В-1В и переоборудованием под крылатые ракеты самолетов В-52. Как сообщает западная пресса, новый самолет, очевидно, будет строиться по схеме «летающее крыло» и при взлетной массе 180 т сможет нести боевую нагрузку массой до 18 т. Поставки первых серийных самолетов этого типа в САК ВВС США намечается начать в 1992—1993 годах. При этом предполагается построить 132 таких самолета, из которых 120 планируется развернуть в боевом составе, а 12 — включить в активный резерв.

Кроме того, в настоящее время проводится модернизация средних стратегических бомбардировщиков FB-111. На них устанавливаются новые бортовые РЛС, высокоточные навигационно-бомбардировочные системы и т. д. Все это, по расчетам американских специалистов, позволит расширить боевые качества самолетов и обеспечить возможность их применения в любых метеорологических и географических условиях. При этом предусматривается установка аппаратуры, позволяющей экипажу совершать длительный полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Однако в дальнейшем по мере поступления на вооружение САК ВВС США новых бомбардировщиков АТВ самолеты FB-111 предполагается использовать главным образом для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам на европейских ТВД.

Наряду с совершенствованием самолетного парка стратегической авиации командование ВВС США постоянно наращивает ее ударный потенциал за счет оснащения бомбардировщиков новыми, более совершенными образцами ракетного оружия. Сразу же после того как в октябре 1986 года завершились поставки 1715 крылатых ракет AGM-86B, командование ВВС США выделило ассигнования на разработку и закупки более совершенных КР второго поколения — ACM (Advanced Cruise Missile), которые должны обладать увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью попадания в цель по сравнению с AGM-8GB. Кроме того, для вооружения стратегических бомбардировщиков В-1В и АТВ разрабатывается управляемая ракета SRAM-2. Всего к середине следующего десятилетия планируется получить до 1300 КР АСМ и около 1600 УР SRAM-2.

Американский журнал «Эр форс» отмечает, что наряду с развитием бомбардировочной авиации командование ВВС США не оставляет без внимания и самолеты-заправщики. Совершенствование парка заправочной авиации осуществляется путем модернизации самолетов КС-135 и за счет поставок в части новых транспортно-заправочных машин КС-10. В ходе переоборудования на самолетах КС-135А устанавливаются новые двигатели CFM56 и примерно на 25 проц. обновляются узлы и компоненты различных бортовых систем.

Модернизированные самолеты (получили обозначение KC-135R) способны брать на борт значительно больше топлива. Кроме того, существенно снижаются эксплуатационные расходы и упрощается их техническое обслуживание. Первый самолет KC-135R поступил в САК в 1984 году, а всего к 1990-му предусматривается модернизировать 338 машин. Намечается усовершенствовать 128 самолетов-заправщиков, состоящих на вооружении частей национальной гвардии и командования резерва ВВС. На них будут установлены более экономичные двигатели JT3D, после чего они получат обозначение КС-135Е. Кроме того, на всех самолетах-заправщиках КС-135 проводятся работы по повышению прочности важнейших элементов конструкции, частичной замене обшивки. Все это, по расчетам американских специалистов, позволит сохранить их на вооружении и после 2000 года.

Поставки в части САК новых транспортно-заправочных машин КС-10 начались з марте 1981 года. Каждый такой самолет способен не только передать в воздухе в 3 раза больше топлива, чем КС-135А, но и одновременно обеспечить переброску в отдаленные районы земного шара значительного количества личного состава и грузов. Командование ВВС выделило ассигнования на закупку пока 60 таких самолетов, из которых к началу 1988 года планировалось поставить в строевые части 58 машин.

По оценкам западных экспертов, реализация в полном объеме указанных планов, осуществляемых в рамках объявленной в 1982 году программы комплексной модернизации стратегических наступательных сил, повлечет за собой не только значительное обновление самолетного парка стратегической авиации и средств поражения, но также и определенное перераспределение боевых задач, возлагаемых на бомбардировщики различных типов, отличающихся друг от друга составом вооружения и летно-техническими характеристиками.

Американский журнал «Эр форс» в этой связи писал, что, считая возможности стратегической авиации США как средства ядерного устрашения вполне достаточными, высшие чины Пентагона вместе с тем в последнее время все большее внимание уделяют отработке планов использования бомбардировщиков в войнах с применением только обычных средств поражения. Для этого командование САК предусматривает приобрести высокоточные ударные средства средней и большой дальности в обычном снаряжении, разработать новые тактические приемы и методы применения такого оружия и, наконец, организовать соответствующую подготовку летного и технического состава. При этом подчеркивается, что в настоящее время, как никогда ранее, командующие объединениями американских сухопутных войск стремятся широко привлекать стратегические бомбардировщики, обладающие большой дальностью полета и оснащенные эффективными неядерными средствами поражения, к участию в авиационной поддержке и нанесению ударов по вторым эшелонам войск противника, а также для изоляции районов боевых действий.

Из всего вышеизложенного следует, что состояние, вооружение и группировка частей САК ВВС США, а также направленность и характер проводимой боевой подготовки имеют ярко выраженный наступательный, агрессивный характер. Личный состав этого командования всегда демонстрировал готовность безоговорочно выполнить любой, даже заведомо бессмысленный или чудовищно опасный с точки зрения возможных последствий приказ, который поступит из Пентагона. На память невольно приходит тот факт, что первые две атомные бомбы, уничтожившие тысячи жителей Хиросимы и Нагасаки, были сброшены экипажами американских бомбардировщиков F-29, которые менее чем через год после этого составили основу самолетного парка стратегического авиационного командования, ставшего на многие годы и остающегося до сих пор главным инструментом политики ядерного шантажа.

Полковник В. Кирсанов.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1988.

Последнее обновление 25.04.2013 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com