|
В рамках американской «передовой морской стратегии» по использованию военно-морских сил в будущей войне важная роль отводится вопросам тылового обеспечения Флота, авиации ВМС и морской пехоты на океанских и морских театрах военных действий. Ведение различных по масштабам, пространственному размаху, продолжительности и применяемому оружию боевых действий ставит перед тылом ЗМС серьезные задачи, касающиеся всестороннего материально-технического обеспечения высокоманевренных группировок флота, находящихся на большом удалении от континентальной части США в различных районах Мирового океана. В настоящее время на Североамериканском континенте, территориях союзных США стран, основных океанских и морских акваториях развернута широко разветвленная система тыла ВМС, с помощью которой осуществляется стационарное (базовое) и подвижное тыловое обеспечение флота, авиации и морской пехоты. В систему тылового обеспечения ВМС входят органы управления, свыше 40 военно-морских баз и пунктов базирования сил флота, около 50 авиационных баз, шесть баз морской пехоты, центры снабжения и учета, склады и арсеналы, более 130 вспомогательных судов различного предназначения, до 200 транспортных самолетов и вертолетов. Кроме того, в интересах тылового обеспечения ВМС используются более 40 иностранных военно-морских и авиационных баз, силы и средства гражданского морского флота США, других стран НАТО и их союзников, а также транспортные самолеты ВТАК ВВС США и гражданских авиакомпаний. Тыловое обеспечение ВМС строится на принципе централизованного управления с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в материальных средствах сил флота, авиации и морской пехоты как в мирное, так и в военное время. Централизация управления выражается в едином руководстве органами тыла в рамках всех ВМС и последовательной подотчетности низших органов высшим, начиная от интендантских служб кораблей, тыловых органов авиационных и корабельных соединений, дивизий морской пехоты и кончая органами тыла министерства ВМС. Общее руководство тылом вооруженных сил США осуществляет министр обороны через заместителя по НИОКР и технике и помощника по личному составу и тылу. При объединенном штабе комитета начальников штабов имеется управление тыла, которое занимается вопросами тылового обеспечения вооруженных сил в зонах и на ТВД. За обеспечение военно-морских сил материальными средствами отвечает министр ВМС. Начальник штаба ВМС и комендант морской пехоты через своих заместителей по тылу непосредственно руководят тыловым обеспечением сил флота, авиации ВМС и морской пехоты. Органы тыла ВМС США имеют две параллельные формы организации — административную и оперативную. По административной, предусматривающей тыловое обеспечение однородных объединений и соединений, органы тыла подразделяются на центральные, флотские, однородных сил ВМС, береговых объектов военно-морских, авиационных баз и баз морской пехоты. Оперативная организация сил и средств тыла ВМС позволяет осуществлять тыловое обеспечение оперативных групп и соединений флота, а также экспедиционных формирований морской пехоты на океанских и морских театрах военных действий. Центральные органы тыла ВМС представляют собой крупные военные учреждения, которые решают вопросы мобилизации и использования ресурсов, координации работы военной экономики, организации совместного военного производства и всех видов тылового обеспечения флота, авиации ВМС и морской пехоты. В своей деятельности они тесно взаимодействуют с правительственными учреждениями, государственными и частными организациями и фирмами США. Особенностью деятельности центральных органов тыла ВМС является поддержание тесного взаимодействия с фирмами—изготовителями военной продукции. При этом каждый орган центрального тыла взаимодействует с теми фирмами-изготовителями, которые производят предметы снабжения по роду деятельности этого органа (авиационная техника, ГСМ и т. п.). Таким образом осуществляется обеспечение ВМС оружием, военной техникой, боеприпасами, ГСМ, продовольствием, запасными частями и другими предметами снабжения, организуются военные перевозки, техническое обслуживание и ремонт кораблей и самолетов, ведется согласно принятым программам военное строительство. По взглядам американского командования, созданная уже в мирное время структура тылового обеспечения ВМС, объединяющая военные и гражданские промышленные объекты и предприятия в единую систему, позволит в короткие сроки развернуть выпуск всего необходимого для ведения длительной войны как с применением, так и без применения оружия массового поражения. Центральные органы тыла ВМС (рис. 1) включают: управления — тыла и медицинское; командования —
управления: —
Управление тыла осуществляет централизованное руководство тыловым обеспечением ВМС. Оно определяет потребности ВМС в средствах МТО и бюджетных ассигнованиях на тыловое обеспечение, планирует и участвует в составлении проектов программ производства вооружения и строительства объектов, координирует с союзниками США вопросы тылового обеспечения, руководит научно-исследовательской работой в области совершенствования методов и средств тылового обеспечения. Медицинское управление разрабатывает планы и программы медицинского обеспечения ВМС, руководит профессиональной подготовкой медицинского персонала. Начальник управления (штатная категория вице-адмирал) одновременно возглавляет командование медицинской службы. Командование кораблестроения и вооружения несет ответственность за выполнение кораблестроительных программ и техническое обеспечение сил флота. Оно планирует строительство, ремонт и модернизацию кораблей ^ судов, руководит научно-исследовательской деятельностью в области кораблестроения и вооружения, аварийно-спасательной службой, контролирует техническое состояние флота. Авиационно-техническое командование отвечает за выполнение программ создания техники для авиации флота и морской пехоты, ее ремонта, модернизации и снабжения, планирует закупки, руководит научно-исследовательской деятельностью в области авиации ВМС. Командование снабжения руководит системой снабжения ВМС, определяет нормы и запасы всех средств МТО, организует транспортировку, хранение ч складирование, организует научно-исследовательскую деятельность в области МТО. Инженерно-строительное командование проектирует и осуществляет строительство объектов ВМС (мест стоянок кораблей и подводных лодок, жилых помещений, складов, убежищ для защиты от оружия массового поражения), учитывает собственность министерства ВМС, планирует использование автомобильного транспорта. Командование медицинской службы организует деятельность медицинских центров, госпиталей, медицинских служб кораблей и частей, в том числе морской пехоты. Командование космических и морских систем обеспечения ВМС координирует закупки и обеспечение ВМС наземным, корабельным и авиационным электронным оборудованием, включая аппаратуру управления, радиоэлектронные, метеорологические, навигационные и космические системы, средства РЭБ, ЭВМ и другие, руководит НИОКР в области разработки электронной техники ВМС, осуществляет надзор за едиными стандартами в области электроники ВМС. Этим командованиям подчинено значительное количество различных научно-исследовательских центров, испытательных полигонов, заводов, лабораторий и т. д., размещенных на континентальной части США и за ее пределами. Управление авиации морской пехоты определяет планы строительства, комплектации и тылового обеспечения соединений и частей авиации морской пехоты. Управление расквартирования и тылового обеспечения морской пехоты несет ответственность за тыловое обеспечение, закупки, строительство и содержание объектов, планирует мобилизационное развертывание морской пехоты. Тыловые органы флотов и однородных сил ВМС отличаются по своему составу и структуре. Органы тыла Атлантического флота (рис. 2) включают: управление готовности системы материально-технического снабжения; отделы готовности береговых сооружений, ремонтно-технических и инженерно-строительных средств; отделы тылового обеспечения надводных, подводных, воздушных сил и сил морской пехоты флота. Общее руководство осуществляет командующий Атлантическим флотом через заместителя начальника штаба по боевой и мобилизационной готовности. Органы тыла Тихоокеанского флота (рис. 3) представлены командованием тыла, отделами тылового обеспечения подводных, надводных, воздушных сил, а также сил морской пехоты, которые руководят деятельностью объектов тыла однородных сил. Командующему тылом (штатная категория вице-адмирал) подчинены все объекты и сооружения ВМС в ВМБ и пунктах базирования на континентальной части США и за ее пределами, в том числе: Субик-Бей (Филиппины), Йокосука, Сасебо (Япония), о. Гуам (Марианские о-ва). Органы тыла штабов Атлантического и Тихоокеанского флотов отвечают за поддержание их в постоянной готовности к решению задач в составе передовых группировок, организуют всестороннее тыловое обеспечение соединений и частей флотов через подчиненные военно-морские, авиационные базы и базы морской пехоты. Органы тыла объединений однородных сил представлены отделами тылового обеспечения штабов надводных, подводных, воздушных сил и сил морской пехоты. Они несут ответственность за тыловое обеспечение объединений и соединений, которые формируются по оперативной организации. Тыловое обеспечение надводных сил осуществляется в базах приписки кораблей, а также 1-й группой (1, 3 и 5-я эскадры) судов обслуживания Тихоокеанского флота и 2-й группой (2, 4 и 8-я эскадры) — Атлантического флота. Каждая эскадра включает восемь—десять вспомогательных судов различного назначения. Подводные лодки получают все виды тылового снабжения в своих базах приписки, а также от плавбаз, приписанных к эскадрам и группам лодок Атлантического и Тихоокеанского флотов. Тыловое обеспечение воздушных сил организуется в базах авианосной и базовой патрульной авиации подразделениями обслуживания, а также эскадрильям обслуживания, непосредственно входящими в состав авиационных крыльев. Дивизии и авиационные крылья морской пехоты получают все виды снабжения в базах морской пехоты (авиации морской пехоты) от тыловых подразделений баз и эскадрилий обслуживания. В экспедиционные дивизии включаются следующие группы тылового обслуживания (свыше 10 тыс. человек каждая): 1-я и 3-я — в составе сил Тихоокеанского флота, 2-я — Атлантического. _ В штабы военно-морских, авиационных баз (авианосной и базовой патрульш авиации) и баз морской пехоты (авиации морской пехоты) входят штатные органы тылового обеспечения (службы, отделы и т. д.), которые обеспечивают повседневную и боевую деятельность приписанных к ним частей и подразделений флота, авиации и морской пехоты. Низшим звеном тыловых органов ВМС являются службы, эскадрильи, группы, батальоны и другие подразделения, занимающиеся вопросами МТО непосредственно на кораблях, в авиационных крыльях и морской пехоте. Все силы и средства тыла ВМС по своему характеру делятся на стационарные (берегового базирования) и подвижные (тылового обеспечения флота в море). Стационарное тыловое обеспечение осуществляется органами тыла в системе военно-морских, авиационных баз и баз морской пехоты. Оно предусматривает обеспечение базирования и рассредоточение сил флота, авиации и морской пехоты, комплексное обслуживание и ремонт вооружения и боевой техники, снабжение всеми видами довольствия, подготовку вспомогательных судов для последующей передачи их в состав групп подвижного тылового обеспечения оперативных соединений флотов. Военно-морские и авиационные базы, а также базы морской пехоты являются основными стационарными центрами тылового обеспечения как ВМС в целом, так и отдельных соединений, частей и кораблей. В административном отношении военно-морские и авиационные базы подчинены начальнику штаба ВМС, а базы морской пехоты — коменданту морской пехоты. В оперативном отношении все базы подчинены командующим флотами в зонах их ответственности. Сеть баз глубоко эшелонирована и соответствует группировкам ВМС на театрах военных действий. Роль тылового эшелона выполняют органы и объекты тыла баз, находящиеся на Североамериканском континенте, а передового — базы и пункты базирования, созданные в мирное время в Восточной Атлантике, Средиземном море и западной части Тихого океана. Рассматривая условия размещения сил и средств тылового обеспечения в системе стационарного базирования, командование ВМС также учитывает потенциальную возможность мобилизационного развертывания объектов тыла в портах и на аэродромах США и их союзников. Проводимые США и НАТО мероприятия по созданию необходимых запасов средств МТО на иностранных территориях, расширению причальной емкости портов, стандартизации систем оружия и военной техники, ремонтной базы свидетельствуют о стремлении командования ВМС достичь максимально развитой и разветвленной системы базирования сил флота, авиации и морской пехоты. Силы подвижного тылового обеспечения служат в качестве передового звена системы тыла, предназначенного максимально снизить зависимость сил флота от стационарных баз и решать вопросы тылового обеспечения непосредственно в море в районах ведения боевых действий. В оперативной организации ВМС для тылового обеспечения боевых группировок флотов может быть сформировано семь соединений подвижного тылового обеспечения: 25, 33, 63 и 73-е входят соответственно в состав 2, 3, 6 и 7-го флотов; 85-е и 87-е соединения находятся в подчинении командующего Атлантическим флотом, а 53-е — Тихоокеанским. Эти соединения выделяют группы подвижного тылового обеспечения, каждая из которых обслуживает в море авианосную или корабельную ударную группу. Так, например, в состав такой группы, обеспечивающей АУГ 6-го флота, могут входить: быстроходный универсальный транспорт снабжения, транспорты спецоружия и боеприпасов, продовольствия, несколько танкеров, плавучая мастерская и другие суда. Кораблестроительной программой США наряду с вводом в строй боевых кораблей предусматривается увеличение количества вспомогательных судов. При строительстве новых судов предпочтение отдается высокоэффективным быстроходным многоцелевым транспортам и танкерам с высоким уровнем механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и передачи грузов на ходу, в том числе судам обеспечения авиации и госпитальным. В целом система подвижного тылового обеспечения ориентирована на обеспечение возможно большей автономности сил флота в широкомасштабных и длительных операциях на море, повышение их боевой готовности и коэффициента боевого использования. Она позволяет рассредоточить материальные запасы на морских ТВД, что повышает живучесть оперативных соединений. Одним из важных видов тылового обеспечения, состояние которого непосредственно определяет мобилизационную готовность ВМС, а также их способность вести длительные боевые действия, является материальное обеспечение. Повседневная деятельность и боевые действия ВМС предполагают определение потребностей соединений и частей в материальных средствах, их распределение и доставку с тем, чтобы обеспечить заданный уровень состояния боеготовности сил флота, авиации и морской пехоты. В ВМС предметы снабжения делятся на шесть основных категорий: предметы потребления (продовольствие, вещевое имущество, медикаменты); предметы технического снабжения (артиллерийско-техническое имущество, радиоэлектронное оборудование, запасные части, КИП); предметы авиационного снабжения; наливные продукты (топливо, масла, вода); боеприпасы (ракеты, торпеды, мины, снаряды); аварийно-спасателыюе оборудование и материалы. Материальное обеспечение ВМС осуществляется через центры снабжения (Норфолк, Ныопорт, Чарлстон, Кингс-Бей — Атлантический флот; Сан-Диего, Окленд, Бремертон, Лонг-Бич, Пёрл-Харбор — Тихоокеанский флот), ракетные арсеналы (Чарлстон, Кингс-Бей, Бангор), базовые склады боеприпасов и вооружения, продовольствия и топлива, оборудованные средствами механизации погрузочно-разгрузочных операций, автоматического учета и выдачи информации о состоянии складских запасов. По свидетельству американской прессы, основными центрами снабжения авиационной техники являются Норфолк, Окленд и Пёрл-Харбор, в которых хранится до 400 тыс. учетных наименований запасных частей и предметов снабжения для самолетов и вертолетов ВМС. Заявки на получение необходимого оборудования по системе связи «Автодин» поступают из 54 оконечных терминалов АСУ МТО, находящихся на основных авиационных базах и авианосцах, в главный центр МТО авиации ВМС в г. Филадельфия (штат Пенсильвания). В этом центре при помощи ЭВМ определяются: приоритет заявки, наличие требуемых предметов снабжения, их запасы и места хранения. Затем через систему связи «Автодин» ответ направляется на соответствующую авиабазу (авианосец). Срочные заявки на те предметы, отсутствие которых непосредственно влияет на боеготовность авиационной техники, должны быть рассмотрены в течение 24 ч. Одновременно в соответствии с категорией очередности заявки, весом и габаритами затребованных предметов снабжения определяются вид транспорта, при помощи которого целесообразно доставить эти средства, и маршруты следований. На авиабазы, расположенные на континентальной части США, грузы доставляет наземный и воздушный транспорт. На передовые базы грузы поступают по морю (плановые заявки) и по воздуху (срочные внеплановые заявки) с помощью транспортных самолетов ВМС, военно-транспортного авиационного командования ВВС и гражданских авиакомпаний. Основные мобилизационные запасы материальных средств ВМС находятся в тыловом эшелоне на складах континентальной части США и на их островных территориях, а также частично в Европе, Японии и на Филиппинах. Оперативные запасы размещаются в районах предполагаемого использования сил, на судах подвижного тылового обеспечения и кораблях. Кроме судов подвижного тылового обеспечения, доставку материальных средств на передовые балы и непосредственно на корабли могут осуществлять самолеты (С-130, С-118, С-1, С-2) и вертолеты (СН-53, СН-46, UH-1), которые сведены в девять транспортных эскадрилий: пять на Атлантическом и четыре на Тихом океане. Для обеспечения боевых действий трех экспедиционных бригад морской пехоты (каждая численностью свыше 16 тыс. человек) в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах в течение 1986—1987 годов были развернуты три эскадры судов-складов с тяжелым оружием, военной техникой и 30-суточными запасами средств МТО. Завершается складирование таких же запасов на территории Норвегии для четвертой эбрмп. Система технического обеспечения ВМС США включает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности, эксплуатационной надежности военной техники и вооружения путем проведения на регулярной основе осмотров, обслуживании, ремонта и модернизации. Судоремонтная база ВМС располагает большими потенциальными возможностями по ремонту боевых кораблей и вспомогательных судов всех классов. В США насчитывается свыше 120 судостроительных и судоремонтных предприятий, принадлежащих как государству, так и частным фирмам. В шести основных центрах ремонта авиационной техники ежегодно организуются ремонт и модернизация около 900 самолетов и вертолетов, 2400 авиационных двигателей, до 400 тыс. комплектов электронного оборудования. Это позволяет поддерживать высокую степень технической готовности (свыше 85 проц.) самолетов и вертолетов и обеспечивать сроки их нахождения в боевом составе авиации флота и морской пехоты в течение 10 лет и более. В последние годы командованием ВМС США проводятся мероприятия по расширению возможности своих передовых баз и пунктов базирования (Субик-Бей, Йокосука, Сасебо и других) по проведению всех видов ремонта боевых кораблей флота с тем, чтобы без крайней необходимости не возвращать корабли в базы, расположенные на континентальной части США. В этой связи особенно активно используются судоремонтные предприятия в Йокосука, где в 1986 году проходили капитальный ремонт и модернизациоиные работы на авианосце «Мидуэй». Организация ремонта надводных кораблей флота предусматривает проведение ремонтных и модернизационных работ на трех организационных уровнях: ремонт на корабле силами личного состава (профилактический), с привлечением плавучих мастерских и доков (планово-предупредительный), ремонт на верфях ВМС и частных фирм (текущий, средний и капитальный). Ремонты первых двух уровней не требуют вывода кораблей из состава оперативных соединений. С 1976 года на американских многоцелевых авианосцах выполняются расширенные модернизационные и ремонтные работы по программе SLEP (Service Life Extension Program), что позволяет увеличить на 15 лет срок пребывания авианосца в боевом составе флота. Продолжительность таких работ составляет до 28 месяцев. В настоящее время по этой программе проходит ремонт авианосец «Китти Хок» в ВМБ Филадельфия. Техническое обеспечение авиационного парка ВМС представляет собой систему осмотров, технических обслуживании, ремонта и модернизации авиационной техники, вооружения и оборудования. В зависимости от летного ресурса, состояния материальной части самолетного парка и места проведения ремонт и обслуживание авиации ВМС подразделяются на три уровня: организационный (ежедневные пред- и послеполетные осмотры и техническое обслуживание), производимый непосредственно личным составом эскадрилий; промежуточный — ремонтно-наладочные работы, которые выполняются силами инженерно-технического персонала авиакрыла или авиабазы; заводской — средний и капитальный ремонты, модернизация. Мелкий ремонт и обслуживание военной техники и вооружения морской пехоты (танки, пушки, бронетранспортеры) осуществляются силами инженерно-технических служб групп тылового обслуживания. Капитальный ремонт и модернизация организуются на предприятиях сухопутных войск. Для совершенствования системы технического обеспечения ВМС сокращается количество разновидностей образцов вооружения, расширяются программы стандартизации, унификации и ремонтопригодности систем оружия и военной техники, повышаются возможности ремонта и технического обслуживания промежуточного уровня и т. д. Так, на новых самолетах вертикального взлета и посадки V-22 «Оспрей» установлены двигатели GE-T-406, уже использующиеся на вертолетах СН-53Е «Супер Стэльен» и десантных катерах на воздушной подушке LCAC, что облегчает их ремонт, обслуживание и взаимозаменяемость непосредственно в частях морской пехоты. Истребитель-штурмовик F/A-18 «Хорнет» требует в 2 раза меньше времени на предполетное обслуживание по сравнению с самолетом А-7Е «Корсар». Двигатели штурмовиков «Харриер-2» в течение 500 ч работы не нуждаются в промежуточном ремонте, что позволяет до шести месяцев использовать эти самолеты в составе экспедиционных батальонов морской пехоты, постоянно находящихся на десантных кораблях 6-го и 7-го флотов США. Согласно заявлению бывшего министра ВМС Лемана, в 1987 году были созданы запасы основных материально-технических средств для 13 авиационных крыльев на ведение боевых действий в течение 90 сут, число технически готовых самолетов в 1981—1987 годах увеличилось на 16 проц., что равносильно дополнительной закупке 180 самолетов. В течение 1988—1989 годов командованием ВМС намечено разработать план, предусматривающий за счет повышения стандартизации и эффективности оружия к 1995 году почти в 2 раза сократить количество типов систем вооружения ВМС. Сильными сторонами тыловых органов ВМС являются: централизация их деятельности, высокая техническая оснащенность, укомплектованность высококвалифицированными специалистами тыла. Однако тыловые органы ВМС испытывают значительные трудности из-за возросших требований к боевой готовности сил флота, авиации и морской пехоты в современных условиях. В связи с этим командование ВМС планирует до конца 90-х годов провести следующие мероприятия: внедрение новых средств обработки с целью повышения оперативности прохождения все возрастающего объема информации, связанной с решением вопросов тылового обеспечения; автоматизация трудоемких процессов и за счет этого сокращение численности личного состава служб тыла; создание новых АСУ, что приведет к совершенствованию структуры органов управления системы тылового обеспечения ВМС; определение новых функций и задач центрам МТО ввиду поступления на вооружение кораблей, самолетов, оружия и военной техники новых типов; совершенствование системы доставки материальных средств на ТВД^, создание новых центров МТО как на континентальной части США, так и за ее пре; лами; совершенствование организационно-штатной структуры подразделений тылового обеспечения соединений флота и морской пехоты, выделяемых в состав «сил быстрого развертывания»; дальнейшее накопление запасов всех видов материальных средств на континентальной части США и за ее пределами. Капитан 1 ранга А. Георгиев Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1989. Последнее обновление 22.05.2015 год |