|
Португалия с принадлежащими ей Азорскими о-вами и о. Мадейра («Португальский треугольник») является важным звеном в военной структуре НАТО. Этим определяется и заметная роль ее ВМС, призванных контролировать перекресток морских путей из Южной Атлантики в Северную и из США в Средиземное море и страны Ближнего Востока. Как отмечал бывший начальник штаба ВМС Португалии адмирал А. де Лейтао, «защита морских коммуникаций в районе между континентом и островными территориями есть приоритетная задача флота». Наряду с этим на ВМС возлагается проведение операций по содействию сухопутным группировкам НАТО на приморских направлениях.
ВМС Португалии включают военный флот и морскую пехоту. В состав военного флота входят подводные лодки, фрегаты, патрульные катера, тральщики и десантные корабли. Подводные лодки. Все три ПЛ, находящиеся в строю, уже перешагнули 20-летний рубеж службы. Это вызывает озабоченность командования ВМС, считающего их важным средством борьбы на морских коммуникациях. В печати иногда появляются высказывания о необходимости замены их в ближайшее десятилетие на более современные, однако каких-либо конкретных решений по этому вопросу нет. Фрегаты — самый многочисленный класс кораблей (17 ед.) в ВМС. Основным их недостатком, по мнению западных специалистов, является отсутствие ракетного оружия и палубных вертолетов. В силу этого боевые возможности фрегатов считаются ограниченными. Ранее планировавшееся оснащение их противокорабельными и зенитными ракетами не реализовано. В значительной мере указанные недостатки будут ликвидированы с вводом в строй в 1990 — 1991 гг. трех фрегатов типа «Васко де Гама» (проект МЕКО 200), строящихся в ФРГ. США поставят газотурбинные двигатели, ПКР «Гарпун», ЗРК «Си Спарроу», торпеды Мк32, ЗАК «Вулкан/Фаланкс», электронное оборудование, средства связи. Нидерланды предоставят РЛС, Франция — 100-мм артустановки, Канада — гидроакустические станции, Норвегия — такелаж, катера и шлюпки, Великобритания — девять противолодочных вертолетов. Фактически Португалия оплатит лишь 25% стоимости фрегатов, а остальные расходы компенсируют союзники по НАТО. Параллельно с этим планируется модернизировать фрегаты, находящиеся в строю. Таким образом, в ближайшие годы следует ожидать значительного усиления боевых возможностей кораблей этого класса. Фрегаты являются непременными участниками натовских учений типа «Оушн сафари» («Океанская охота»), «Оупн/ Локт гейт» («Открытые/Закрытые ворота»), проводят боевую подготовку совместно с кораблями ВМС Франции и Испании. Один из фрегатов, как правило, входит в состав постоянного оперативного соединения НАТО на Атлантике. Патрульные катера предназначены в основном для защиты интересов Португалии в 200-мильной экономической зоне у побережья и вокруг островных территорий. Наиболее крупные относятся к типу «Касине». Имеется около 15 малых катеров. Командование ВМС Португалии рассматривает вопрос строительства новых кораблей подобного типа для действий в прибрежной зоне. Тральщики используются преимущественно в качестве патрульных катеров. На некоторых из них даже отсутствует минно-тральное вооружение. Высказы ваются мнения о необходимости приобретения не менее шести ТЩИМ для применения их на акваториях военно-морских баз и в прибрежных районах. Десантные корабли насчитывают 3 ед. Кроме того, имеется около десятка высадочных средств водоизмещением 48 — 50 т. Морская пехота составляет около 2,5 тыс. человек, сведенных в три батальона. Авиации в составе. ВМС Португалии нет. Задачи ведения разведки на море решают 6 самолетов Р-ЗВ «Орион», входящих в ВВС страны. Основные базы и пункты базирования ВМС Португалии: Алфейте (район Лиссабона), Фаро, Лейшойс. Численность личного состава ВМС — около 15 тыс. человек. Источник - "Морской сборник" №8 1989. Последнее обновление 20.10.2010 |