Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Военно-воздушные силы Турции

 

Являясь одной из активных участниц НАТО, Турция строит свои вооружен ные силы в соответствии с требованиями этого агрессивного блока и теми целями, которые поставлены перед его военной машиной. В свою очередь командование Североатлантического союза, учитывая важное стратегическое положение Турции, в своих военных приготовлениях отводит ей особое место, поэтому уже в мирное время в стране создана крупная авиационная группировка (входит в состав 6 ОТАК ВВС НАТО).

Судя по сообщениям иностранной прессы, на ВВС Турции возлагаются следующие задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС, изоляция района боевых действий, прикрытие группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха, переброска личного состава и военных грузов, ведение воздушной разведки в интересах как своих вооруженных сил, так и ОВС НАТО. Кроме того, части и подразделения ВВС Турции во взаимодействии с авианосной авиацией 6-го флота ВМС США осуществляют контроль зоны Черноморских проливов и морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря. Ниже, по Данным, опубликованным в зарубежной печати, приводятся организация, состав, силы и средства ПВО, боевая подготовка и развитие ВВС Турции.

Организация и состав. Во главе военно-воздушных сил стоит командующий, который непосредственно подчинен начальнику генерального штаба вооруженных сил. Командующий осуществляет руководство подчиненными ему соединениями и частями через свой штаб (расположен в г. Анкара). Он является членом совета национальной безопасности — высшего военно-политичесКого органа, координирующего деятельность центральных военных и гражданских учреждений по вопросам военной политики, строительства вооруженных сил и обеспечения безопасности страны.

Штаб занимается оперативным руководством ВВС. Он планирует их мобилизационное и оперативное развертывание в национальном масштабе, организует и контролирует боевую и оперативную подготовку, решает вопросы обеспечения вооружением частей и подразделений. Его офицеры в рамках взаимодействия со штабом 6 ОТАК активно участвуют в разработке планов использования своей авиации в операциях, проходящих по замыслу командующего объединенными ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а также в организации учений, проводимых командованием вооруженных сил блока.

По данным иностранной печати, в регулярных ВВС Турции числится 53 тыс. человек (из них 33 тыс. — военнослужащие срочной службы), а в резерве — около 66 тыс. человек.

Организационно ВВС состоят из 1-й и 2-й тактических воздушных армий (ТВА)(Иногда в западной прессе их называют тактическими авиационными командованиями (ТАК). — Ред.), ракетной базы ЗУР, учебного авиационного командования и транспортной авиагруппы (рис. 1).

Тактическая воздушная армия — высшее оперативное соединение, предназначенное для ведения воздушных операций на одном-двух операционных направлениях. Ее командующий отвечает за боевую готовность частей и подразделений, планирует и проводит всевозможные учения в масштабе своей армии, а в случае военных действий организует воздушные операции и взаимодействие авиации с сухопутными войсками и ВМС.

ТВА включает авиационные базы, которые являются основными авиационными частями. Они состоят, как правило, из двух-трех эскадрилий. Командир базы отвечает за боевую готовность, уровень боевой подготовки личного состава, состояние авиа-ционной техники и материально-техническое обеспечение подчиненных подразделений. Основное боевое подразделение ВВС — авиационная эскадрилья, насчитывающая в средйем 16—20 самолетов.

1-я тактическая воздушная армия (штаб в Эскишехир) объединяет пять авиационных баз: Эскишехир, Конья, Мюртед, Бандырма и Балыкесир. На авиабазе Эскишехир базируются три эскадрильи. Первая вооружена истребителями- бомбардировщиками F-100D (рис. 2), С и F, вторая—многоцелевыми тактическими истребителями F-4E, третья — самолетами-разведчиками RF-5A и RF-4E. На авиабазе Конья находятся две эскадрильи самолетов F-100D и С, Мюртед — одна F-104G и одна истребителей-перехватчиков F-104S (рис. 3), Бандырма — одна F-5A, одна F-104G и одна F-4E, Балыкесир — две F-104G и одна F-5A.

2-я тактическая воздушная армия (штаб в Диярбакыр) имеет три авиационные базы: Мерзифон (две эскадрильи самолетов F-5A), Эрхач (две — F-4E) и Диярбакыр (три — F-5A, F-104S и RF-5A). Таким образом, согласно данным, опубликованным в зарубежной печати, в составе ВВС Турции к середине 1982 года насчитывалось 20 эскадрилий боевой авиации, в том числе 16 истребительно-бомбардировочных (ударных), две истребительные (ПВО) и две разведывательные. Однако, судя по последним сообщениям иностранной прессы, в связи с возрастанием поставок авиационной техники из США и других стран — союзниц Турции по НАТО в начале 1983 года количество этих подразделений возросло до 22, из них 18 истребительно-бомбардировочных эскадрилий, три истребительные и одна разведывательная (функцию второй разведывательной эскадрильи выполняет одна из истребительно-бомбардировочных). Всего в ВВС Турции к настоящему времени имеется свыше 400 боевых и учебно-боевых самолетов.

Ракетная база ЗУР включает две группы (дивизиона, по четыре эскадрильи), в которых 72 ПУ зенитных ракет «Найк-Геркулес». Обе группы прикрывают с воздуха зону Черноморских проливов и основной административно-политический центр страны — Стамбул.

Транспортная авиационная группа (штаб в Этимесут) имеет шесть эскадрилий, в которых насчитывается семь военно-транспортных самолетов С-130Е, 20 С-160 «Трансалл», 30 С-47, три С-54, три «Вискаунт», два «Айлендер», два С-212 «Авиокар», шесть Do-28, три «Цессна-421». Ероме того, в составе ВВС находится около 20 вертолетов UH-19 и UH-1D, а также 18 АВ.204В.

Учебное авиационное командование (штаб в Измир) осуществляет подготовку летного и технического состава для частей и подразделений ВВС Турции. В него входят академия ВВС, летное и техническое училища и учебная авиационная база (Чигли).

Основное учебное заведение ВВС Турции по подготовке летных кадров — авиационное училище в Стамбуле. В течение двух лет летчики проходят начальное обучение на самолетах Т-ЗЗА, Т-37В и С, Т-38А. После окончания училища курсанты направляются в авиационные базы командования для освоения техники пилотирова-ния и отработки учебно-боевых задач на самолетах TF-100C и F, TF-104G. Завершившим полный курс подготовки присваивается воинское звание лейтенант, и они отбывают в строевые части.

Личный состав для обслуживания авиационной техники готовится в техническом училище в Измир. Операторы и техники радиолокационных станций, специалисты центров и постов управления и наведения самолетов, связисты, офицеры аэродромной службы и тылового обеспечения ВВС обучаются в соответствующих учебных заведениях (училищах, школах, курсах).

В связи с поступлением на вооружение многоцелевых тактических истребителей F-4E на авиабазе Эскишехир создан специальный центр по подготовке летного состава и наземного обслуживающего персонала.

Самолетный парк учебного авиационного командования, по данным иностранной печати, насчитывает примерно 200 самолетов, в том числе: 40 Т-ЗЗА, 24 Т-34, 25 Т-37В и С, 30 Т-38А, 20 T-41D, пять Т-42, около 50 TF-100C и F, четыре TF-104G.

Силы и средства ПВО Турции являются неотъемлемой частью объединенной системы ПВО НАТО в Европе (район ответственности 6 ОТАЕ). Противовоздушная оборона большей части территории страны осуществляется в основном истребительной авиацией (ВВС) и зенитной артиллерией, а на группы ЗУР возложено главным образом прикрытие зоны Черноморских проливов. Оповещение командования о воздушном противнике и управление активными силами и средствами производятся на основе информации, поступающей от радиолокационных постов, большинство которых подключено к объединенной автоматизированной системе управления ПВО НАТО «Нейдж».

В настоящее время, по мнению военного руководства блока, система ПВО Турции не обеспечивает надежного прикрытия объектов, особенно от ударов самолетов, летящих на малых и предельно малых высотах. В связи с этим турецкое командование принимает ряд мер, направленных на ее улучшение. В частности, модернизируются существующие РЛС и оборудование центров управления и оповещения, радиолокационных постов и т. п. Одновременно изыскиваются возможности для увеличения количества активных средств, в первую очередь для борьбы с низколетящими целями. Среди этих средств особое место, по мнению турецкого командования, должны занять ЗРК малой дальности типа «Рапира» (Великобритания), «Роланд-2» (ФРГ, Франция) и «Кроталь» (Франция).

Боевая подготовка авиационных частей и подразделений направлена на поддержание их в высокой степени боевой готовности. Она организуется командованием ВВС в соответствии с планами использования авиации в интересах страны и НАТО в целом.

Судя по данным иностранной прессы, в планах боевой подготовки важаое место отводится учениям и соревнованиям, в процессе которых совершенствуется. летное. мастерство экипажей, отрабатывается слаженность работы штабов в различной, обстановке. Турецкие авиационные части и подразделения регулярно принимают участие в войсковых и командно-штабных учениях НАТО, проводимых на Южно-Европейском ТВД, таких, как «Дип фарроу», «Дон пэтрол», «Дисплей детерминейшн» и т. д.

Значительное место в боевой подготовке имеющихся в составе ВВС сил и средств ПВО занимают тренировки по борьбе с низколетящими воздушными целями.

Командование ВВС большое внимание уделяет отработке взаимодействия авиации с сухопутными войсками и ВМС, нанесения ударов по наземным и надводным целям в интересах противодесантной обороны проливной зоны.

Развитие. Военное руководство Турции считает, что боевые возможности ВВС страны по выполнению стоящих перед ними задач не в полной мере отвечают современным требованиям. На вооружении большинства авиационных эскадрилий состоят устаревшие самолеты, например F-100 и F-5. Поэтому правительство приняло программу модернизации военно-воздушных сил, которая предусматривает выполнение следующих основных мероприятий: качественное обновление самолетного парка, ос-нащение боевых самолетов современным управляемым оружием, совершенствование системы управления.

Исходя из того что создание собственной авиационной промышленности затягивается из-за серьезных финансовых затруднений, командование ВВС основной упор в настоящее время делает на закупку авиационной техники за границей. Как отмечает иностранная печать, придерживаясь такого направления, Турция уже получила из США около 90 многоцелевых тактических истребителей F-4E и восемь самолетов- разведчиков RF-4E, которыми оснащены четыре авиационные эскадрильи. В ближайшее время ожидается поставка еще 15 F-4E, бывших на вооружении ВВС США. Ими планируется оснастить авиационную эскадрилью, дислоцирующуюся на авиационной базе Мюртед.

Активно помогают Турции в укреплении ее ВВС и другие страны НАТО. Западная пресса сообщала, что началась поставка в Турцию на льготных условиях 40 F-104, снимаемых с вооружения ВВС Нидерландов, ФРГ, Дании и Норвегии. Ожидается также поступление 30 учебно-тренировочных самолетов Т-38А и некоторого количества других самолетов и вертолетов различного назначения.

В дальнейшем военное руководство страны рассчитывает закупить партию самолетов F-16 (либо F-18) американского производства или же по лицензии выпускать их на своих авиационных заводах. Для этого правительство намечает создать собственную авиационную промышленность. При этом первые два-три года предполагается закупать в США готовые самолеты и одновременно создавать необходимые мощности для их выпуска. После этого настанет так называемая фаза совместного производства. На ее первоначальном этапе самолеты будут собирать из деталей, поступающих из США. Причем с каждым - годом процент использования деталей и узлов, выпущенных в Турции, должен возрастать. Таким образом планируется не только обеспечить потребности турецких ВВС в необходимом количестве боевых самолетов, но и создать в стране передовую технологическую базу для изготовления самолетов на экспорт.

Судя по материалам иностранной печати, Турция продолжит оснащение своих ВВС управляемым авиационным оружием, в частности управляемыми ракетами «Сайдвиндер», «Спарроу» и «Фалкон» класса « воздух — воздух», а также AS-12, «Буллпап» класса « воздух — земля». В ближайшие годы из США будут поставлены 750 американских УР класса «воздух — воздух».

Наряду с изложенным выше, в соответствии с планами развертывания воздушной системы ДРЛО и управления в рамках Североатлантического союза, на территории Турции ведутся работы по подготовке передовой авиабазы (Конья) для обеспечения полетов самолетов Е-ЗА системы АВАКС, намечено усовершенствовать шесть радиолокационных постов АСУ ПВО НАТО «Нейдж». Данные мероприятия, по расчетам западных экспертов, должны значительно расширить возможности системы ПВО Турции по своевременному обнаружению самолетов противника на всех высотах их полета, в том числе на малых и предельно малых, а также повысить эффективность управления своей истребительной авиацией, ЗУР и ЗА.

В целом, по оценке иностранных военных специалистов, ВВС Турции представляют достаточно сильную авиационную группировку в составе тактических ударных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД. Выполнение же упомянутых выше планов развития турецких ВВС еще более увеличит их боевые возможности.

Подполковник В. Лахвин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1983.

Последнее обновление 24.02.2016 год

Автор - , 2001 - 2017.

  Рейтинг@Mail.ru