|
Новые норвежские подводные лодки.В области проектирования и строительства современных дизельных подводных лодок (ПЛ) установились тесные контакты между норвежскими и западногерманскими фирмами. Этому способствовало подписание министрами обороны ФРГ и Норвегии соглашения (сентябрь 1982 года) о военном сотрудничестве двух стран. В соответствии с ним на норвежскую сторону возлагалось создание новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ), генераторов, аккумуляторной батареи и некоторых других элементов энергетической установки для ПЛ ВМС Норвегии нового проекта, который западногерманская сторона обязалась разработать. ФРГ, кроме того, должна построить головной корабль на судоверфи фирмы «Тиссен Нордзееверке» (TNSW) в г. Эмден, а также поставить шесть комплектов гидроакустического комплекса (ГАК), торпедное вооружение, перископы и некоторое другое оборудование. К концу 1984 года работа над проектом (получил обозначение 210/6071) была завершена. При его разработке в качестве прототипа специалистами фирмы TNSW использовался проект TR1000, в который с учетом пожеланий заказчика были внесены соответствующие изменения и дополнения. Основные тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 210/6071 приведены ниже. Отличительной особенностью конструкции их корпуса является Х-образная конфигурация кормовых рулей (рис. 1). Энергетическая установка (ЭУ) включает: два дизеля MTU 16V 652 ТВ 91 с турбонаддувом общей мощностью 5550 л. с, два генератора фирмы NEBB мощностью по 870 кВт, гребной электродвигатель фирмы «Сименс» мощностью 6000 л. с, аккумуляторную батарею из 480 элементов (4 X 120) фирмы «Анкер» (по лицензии фирмы «Хаген»). В процессе разработки ЭУ особое внимание уделялось улучшению виброакустических характеристик и обеспечению электромагнитной совместимости оборудования. Вооружение ПЛ проекта 210/6071 состоит из восьми носовых торпедных аппаратов и 14 (в том числе шесть запасных на стеллажах) торпед DM-2A3 фирмы AEG. Они оснащаются новым гидроакустическим комплексом CSU-83 (обозначение НАТО — DBQS-21DN), разработанным западногерманской фирмой «Крупп Атлас — Электроник». Успешные испытания этого ГАК были проведены в 1985 году на ПЛ ВМС ФРГ проекта 206. В его состав входят: гидролокатор (рабочая частота 8 кГц, дальность действия 9 км), станция (тракт) обнаружения гидроакустических сигналов (1 — 100 кГц, 90 км), пассивная панорамная ГАС (0,3 — 12 кГц, 18 км), тракт определения дистанции до цели в пассивном режиме (2 — 8 кГц, 15 км), ГАС с буксируемой протяженной антенной (0,01 — 0,8 кГц, 90 км), аппаратура определения элементов движения цели (0,01 — 2 кГц, 45 км) и устройство замера собственных шумов, датчики которого будут устанавливаться в ограждении выдвижных устройств и в машинном отделении. Для освещения надводной обстановки используются радиолокационная станция 1007 и перископы SERO-14 и -15 фирмы «Карл Цейс». В целях интеграции и расширения возможностей отдельных подсистем подводной лодки радиоэлектронное оборудование объединено в рамках АСБУ MSI-90U, разработанной фирмой «А/С Конгсберг ваапен фабрик». Характерная особенность этой системы — реализация концепции распределенной обработки данных, поступающих от подсистем освещения обстановки, с последующим выводом их в наглядной форме на дисплеи многофункциональных пультов (МФП) операторов. Основными компонентами MSI-90U являются микро-ЭВМ KS-900F, до пяти МФП КМС-9000, мультиплексная 32-разрядная линия передачи данных BUDOS с четырьмя устройствами для сопряжения с различными корабельными подсистемами. Программное обеспечение разработано с использованием языка Pascal. В 1986 году были проведены успешные испытания АСБУ MSI-90U в натурных условиях и начались работы по созданию первого серийного образца для головной лодки. К проектированию аппаратуры управления движением ПЛ были привлечены специалисты шведской фирмы СААБ, которые доработали в соответствии с требованиями норвежской стороны основной пульт подсистемы SCC-200 (в ноябре 1984 года был подписан контракт на поставку шести комплектов). SCC-200 предназначена для автоматического и ручного управления ПЛ по курсу и глубине, изменения ее плавучести и дифферента, а также числа оборотов гребного вала. При переходе на ручной режим управление лодкой осуществляется одним оператором, а режим автоматического управления обеспечивается аппаратурой, созданной на базе микропроцессора 8086 фирмы «Интел». Возможен также смешанный режим управления. В настоящее время завершается строительство головной ПЛ S300 «Ула», которая была заложена в январе 1987 года и будет передана ВМС Норвегии в начале 1989-го. Остальные лодки этого типа (S301 «Утсира». S302 «Утстейн», S303 «Утвэрь>, S304 «Утхауг» и S305 «Уредд») войдут в состав ВМС Норвегии в период с мая 1990 года по апрель 1992-го. Капитан-лейтенант И. Далин. Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1989. Последнее обновление 11.05.2015 |