Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Федеративная республика Германии (военно-географическое описание)

 

Федеративная республика Германии (военно-географическое описание)

 

Федеративная республика Германии (ФРГ) расположена в центральной части Западной Европы и непосредственно граничит со странами социалистического содружества. Она была образована в 1949 году на территории трех западных оккупационных зон вопреки решениям Потсдамской конференции 1945 года о сохранении экономического и политического единства Германии. За годы своего существования ФРГ превратилась в ведущую империалистическую державу Европы.

Военно-географическое положение страны, проводимый ее руководством политический курс, возрожденный с помощью США военно-экономический потенциал, а также стратегическое значение занимаемой ею территории позволяют руководству агрессивного блока НАТО рассматривать Западную Германию как важный военный плацдарм, форпост на границе с социалистическими странами.

Физико-географические условия. Площадь ФРГ составляет 248,1 тыс. кв км. Территория страны вытянута с севера на юг в среднем на 800 км, а с запада на восток в северной части на 250—300 км, в южной — на 400—450 км. На востоке ФРГ граничит с ГДР и Чехословакией, на юге — с Австрией и Швейцарией, на западе — с Францией , Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, на севере — с Данией (рис. 1). Общая протяженность Сухопутных границ 4244 км, из них с социалистическими странами , 1737 км (1381 км с ГДР и 356 км с ЧССР). Из капиталистических стран самые протяженные границы с ФРГ имеют Австрия (784 км), Нидерланды (576) и Франция (450). Государственная граница Западной Германии проходит в основном по равнинам и Среднегерманским горам, а на юге — по Альпам. На севере территория страны омывается водами Балтийского и Северного морей (протяженность морской границы 760 км). Приморское положение является важным преимуществом ФРГ, так как ее экономика в значительной степени зависит от импорта сырья и топлива, в перевозках которых важную роль играет морской транспорт.

Более половины всей площади страны (54,5 проц.) используется под сельское хозяйство, 29 проц. занято лесами, 6 проц. приходится на водные пространства, пустоши, болота и более 10 проц. — на промышленные и городские застройки, пути сообщения.

Высота поверхности над уровнем моря постепенно повышается с севера на юг. В Северном море вдоль побережья расположена цепочка островов: Северофризские, Восточно-Фризские и другие. На севере простирается Северо-Германская низменность, почти 2 проц. ее площади занимают болота, на некоторых ведется добыча торфа. Среднегерманские горы, расположенные южнее, состоят из низких и средне-высоких полуразрушенных гор и массивов высотой 600—1000 м (высшая точка — гора Фельдберг, 1493 м). На крайнем юго-востоке возвышаются хребты Восточных Альп, их наивысшая точка в пределах ФРГ — Цугшпитце (2963 м), отдельные хребты имеют высоту 1800 — 2600 м, а перевалы — 950—1000 м.

На севере страны климат морской с относительно -прохладным летом (средняя температура июля около 16°С) и мягкой зимой (средняя температура января около 0°С). Осадки в количестве 700 — 800 мм выпадают равномерно на протяжении всего года. Южнее сезонные колебания температуры возрастают, количество осадков уменьшается. Самые теплые районы — Верхнерейнская низменность, долины рек Майн и Неккар (среднегодовая температура около 16°С). В климате Альп ярко выражена вертикальная зональность с переходом от влажного теплого климата подножий к снежникам, осадков выпадает до 2000—2200 мм в год.

ФРГ имеет густую речную сеть. Наиболее крупные реки, относящиеся к бассейну Северного моря — Рейн, Эльба, Везер и Эмс. Они широко используются для судоходства. На юге страны протекает Дунай, являющийся вместе c его альпийскими притоками важным источником гидроэнергии. Многие реки соединены каналами, которые связывают внутренние водные пути севера и юго-запада страны в единую систему. Наиболее важные из них: Среднегерманский, Эмс — Везер — Эльба, Эмс — Дортмунд, Рейн — Мозель и Рейн — Майн — Дунай. Морской Кильский канал пересекает п-ов Ютландия и соединяет Северное море с Балтийским.

Крупнейшей и самой напряженной водной транспортной артерией не только ФРГ, но и всей Западной Европы является Рейн. Он протекает по территории страны на протяжении 865 км, судоходен до Рейнфельдена (778 км). Рейн называют «промышленной улицей», так как вдоль него расположены главные индустриальные районы и основная масса городов.

В Альпах находится самое большое в стране озеро — Боденское (площадь 538 кв км, на долю ФРГ приходится 305 кв км, остальная часть принадлежит Швейцарии и Австрии). Средняя его глубина 90 м, максимальная — 252 м. Боденское оз. является важным источником питьевой воды, которая подается по водопроводу до района Штутгарта.

Население. По данным зарубежной печати, в ФРГ на начало 1984 года проживало 59,6 млн. человек, из них 47,9 проц. — мужчины. По численности населения страна занимает первое место в Западной Европе. Средняя плотность населения 240 человек на 1 кв км. Наиболее густо заселены основные промышленные районы — земля Северный Рейн-Вестфалия (498 человек на 1 кв км), Бремен (1696), Гамбург (2152), в то время как в Баварии плотность составляет всего 155 человек на 1 кв км.

Национальный состав коренного населения ФРГ однороден (более 99 проц. населения — немцы, остальная часть — датчане, голландцы, французы). Среди иностранных рабочих, которых в 1983 году насчитывалось 4,5 млн. человек, около 35 проц. — выходцы из Турции, 14 проц. — из Югославии и 12 проц. — из Италии. 39 проц. составляют греки, испанцы, австрийцы, португальцы.

По религиозному составу население делится на две большие группы — протестанты (около 51 проц. всего населения) и католики (44 проц.), при этом северные районы главным образом протестантские, а южные — католические.

Основная часть населения (около 82 проц.) проживает в городах. Столица — Бонн (292,9 тыс. жителей). Крупнейшими городами являются (численность населения приведена в тыс. человек): Гамбург (1700), Мюнхен (1340), Кёльн (953), Эссен (635), Франкфурт-на-Майне (615), Дортмунд (595), Дюссельдорф (580), Штутгарт (571), Дуйсбург (542).

Государственный язык — немецкий.

Государственный строй. Федеративная Республика Германии в административно-территориальном отношении делится на десять земель (см. таблицу). Каждая земля, входящая в состав федерации, имеет собственные конституцию, парламент (ландтаг) и правительство. В законодательной сфере определяющую роль играют федеральные органы; в области образования, культуры земли формально самостоятельны.

Глава государства — президент, избираемый на пять лет федеральным собранием, которое состоит из депутатов бундестага и ландтагов.

Высшим законодательным органом ФРГ является двухпалатный парламент: палата депутатов (бундестаг) и палата земель (бундесрат). Бундестаг (496 депутатов) избирается сроком на четыре года. Возрастной избирательный ценз граждан 18 лет. Члены бундесрата назначаются правительствами земель также сроком на четыре года. Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с канцлером, избираемым бундестагом.

Основные политические партии. В 1956 году правительством Аденауэра был проведен судебный запрет Коммунистической партии Германии. Однако во второй половине 60-х годов под давлением общественности правительство вынуждено было разрешить образование новой, легальной партии коммунистов, и в 1968 году была конституирована Германская коммунистическая партия (ГКП). К концу 70-х годов в ней насчитывалось около 40 тыс. человек (2/3 — рабочие). На современном этапе на первом плане перед ГКП стоят задачи борьбы за мир, демократические преобразования, обеспечение европейской и международной безопасности на базе положений хельсинкского Заключительного акта.

Самой многочисленной партией (около 1 млн. человек) является Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), восстановленная в 1946 году. Под ее влиянием находится значительная часть рабочего класса. Выступает за разрядку, развитие отношений с социалистическими странами, играет активную роль в Социнтерне. Свободная демократическая партия (СвДП) — партия либерально - буржуазного толка, создана в 1948 году. Объединяет около 83 тыс. человек, преимущественно мелких и средних собственников, представителей верхних слоев интеллигенции, лиц свободных профессий, средних и мелких служащих. Во внешней политике ратует за «довооружение».

Христианско - демократический союз (ХДС) — крупнейшая буржуазная партия, выражающая интересы монополистического капитала. Существует с 1945 года, насчитывает 645 тыс. человек. С 1949 года она образует единую фракцию в бундестаге с Христианско-социальным союзом (ХСС), действующим только в Баварии (131 тыс.). До 1969 года их блок формировал кабинеты министров, а с 1983 года при поддержке СвДП вновь пришел к власти. Внутренняя и внешняя политика правительств, сформированных ХДС/ХСС, проводилась под знаком воинствующего антикоммунизма и «холодной войны» против социалистических государств. Этим объясняется вступление ФРГ в НАТО, превращение бундесвера в сильнейшую армию капиталистической Европы.

Национал - демократическая партия (НДП) была сформирована в 1964 году. Это неонацистская партия, основными целями которой являются ликвидация ГДР, восстановление Германии в довоенных границах, развязывание новой войны против социализма. Численность членов партии достигает 7 тыс.

Партия «зеленых» — радикально - демократическая, выражает интересы средних слоев общества, которые сначала вели борьбу в защиту окружающей среды, а затем перешли к политической борьбе, в частности, выступают против размещения американских ракет средней дальности на территории ФРГ.

В соответствии с избирательным законодательством ФРГ партия, не набравшая на выборах S проц. голосов, не попадает в бундестаг; такая система затрудняет доступ в правительство новых партий.

Военная политика. Основой современной военной политики ФРГ является всемерное укрепление блока НАТО, одним из наиболее агрессивных членов которого она считается с 1955 года, и стремление западногерманского руководства еще больше повысить свое влияние в нем.

После окончания второй мировой войны правящие круги западных держав проводили политику, направленную на ремилитаризацию ФРГ, особенно усилившуюся с 1954 года после заключения Парижских соглашений, официально санкционировавших создание вооруженных сил в стране (бундесвера).

В основе подготовки бундесвера к войне лежит агрессивная коалиционная стратегия «гибкого реагирование» и принятая в 1963 году в НАТО (по настоянию военно-политического руководства ФРГ) концепция «передовых рубежей». В качестве главного противника стратегия - «гибкого реагирования» определяет СССР и страны — участницы Варшавского Договора. Концепция «передовых рубежей» требует размещения войск НАТО вблизи восточных границ ФРГ и предусматривает в случае вооруженного конфликта в Европе развертывание боевых действий с передового рубежа вдоль границы с ГДР и быстрое их перенесение на территории ГДР и ЧССР.

Бундесвер совместно с войсками США, размещенными в ФРГ, составляет главную ударную силу агрессивного Североатлантического блока в Европе. Западногерманские генералы и офицеры занимают ряд ключевых постов в штабах и учреждениях объединенных вооруженных сил НАТО, в том числе заместителя верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе и должность главнокомандующего ОВС блока на Центрально-Европейском ТВД.

Переход власти к коалиции ХДС/ХСС — СвДП усилил негативные тенденции во внешней политике ФРГ. Правительство Г. Коля в своем программном заявлении провозгласило, что фундаментом его внешней политики является «верность Североатлантическому сообществу и дружбе с США». Допустив размещение на своей территории американских ракет первого удара, оно доказало тем самым поддержку милитаристского подхода США к решению ключевых международных вопросов.

В апреле 1982 года между ФРГ и Соединенными Штатами было подписано соглашение, направленное на увеличение вклада Западной Германии в содержание американских войск, находящихся на ее территории. В соответствии с ним США получают право в случае кризисной ситуации дополнительно перебросить в ФРГ шесть бронетанковых и механизированных дивизий, а также подразделений воздушно-десантных войск. На Западную Германию возложены обязанности по сооружению и обслуживанию военных объектов, а также казарм для размещения дополнительного контингента американских войск.

Не считаясь с международными соглашениями, Западноевропейский союз принял в 1984 году решение об отмене для ФРГ последних ограничений на производство бомбардировочной авиации и ракет дальнего действия. Отменены также территориальные ограничения для деятельности ее военно-морских сил. Теперь страна имеет возможность создавать собственные наступательные системы оружия большой дальности, способные угрожать безопасности отдаленных от ее границ государств, а ее военные корабли выходят далеко за пределы Северного и Балтийского морей и появляются даже в Индийском океане.

Стремясь к военному превосходству над государствами — участниками Варшавского Договора, ФРГ вместе с другими странами НАТО продолжает блокировать достижение прогресса на Венских переговорах о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

Экономика. ФРГ является высокоразвитым индустриальным государством, занимающим одно из ведущих мест в капиталистическом мире. По объему валового национального продукта (ВНП) и доле в выпуске промышленной продукции она вышла на первое место в Западной Европе и третье (после США и Японии) — в капиталистическом мире. Быстрыми темпами развивается экспорт западногерманских товаров.

Страна занимает прочные позиции и в системе международных финансовых отношений. Она располагает крупнейшими валютными резервами в капиталистическом мире, почти в 2 раза превышающими резервы США. В рамках ЕЭС западногерманская марка является главной опорой европейской валютной системы.

Для экономики ФРГ характерен значительный рост концентрации капитала, что ведет к усилению степени монополизации производства. Наиболее прочные позиции концерны занимают в таких отраслях промышленности, как химическая, автомобильная, металлургическая, общее и тяжелое машиностроение, электротехника.

К настоящему времени укрепилось положение монополий ФРГ за границей: прямые зарубежные капиталовложения Западной Германии достигли 66 млрд. марок в год, что позволило ей занять по этому показателю третье место в мире после США и Великобритании.

В стране отмечается быстрое развитие научно-технического потенциала. По затратам на НИОКР она в расчете на душу населения (388 марок) занимает второе место после США (409 марок), хотя по абсолютному их объему уступает еще и Японии.

В последние годы экономическое развитие ФРГ происходит в условиях обострения общего кризиса капитализма. Значительно сократились темпы экономического роста (в среднем с 7,5 проц. в год в 50-е годы до 2,5 проц. в 70-е). Начался структурный кризис в черной и цветной металлургии, судостроении, строительстве. Безработица в 1983 году возросла до 2,3 млн. человек.

Военно-политическое руководство страны постоянно увеличивает расходы на милитаристские цели. Так, только за 1970 — 1980 годы они возросли почти s 2 раза. По их величине Западная Германия находится на втором месте в НАТО после США. На 1985 год министерству обороны предусмотрено выделить из государственного бюджета 49,3 млрд. марок. С учетом средств, отпускаемых на военные цели гражданскими министерствами, общие затраты на милитаристские приготовления достигнут 60 млрд. марок. Около 1/4 расходов министерства обороны ежегодно направляется на приобретение новой боевой техники.

В последние годы ФРГ превратилась в одного из ведущих экспортеров оружия среди стран—членов НАТО (третье место после США и Франции). Основная часть экспорта западногерманского вооружения направляется в страны агрессивного Североатлантического блока.

Для развития экономики страны большое значение имеет западноевропейская интеграция, поэтому ФРГ выступает за усиление роли «Общего рынка» (ЕЭС), весьма влиятельным членом которого она является.

Сырьевые и энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы ФРГ недостаточны. Страна может полностью обеспечить себя только каменным и бурым углем, каменной и калийной солью, строительными материалами. Остальные виды сырья и топлива в той или иной степени импортируются.

В топливно-энергетическом балансе ФРГ на нефть приходится 44,8 проц., твердое топливо — 31,6, природный газ — 16,0, атомную энергию — 4,7; на гидроэнергоресурсы, торф и прочие виды энергии — 2,9 проц. По производству электроэнергии ФРГ принадлежит первое место в Западной Европе (на уровне 370 млрд. кВт-ч). Основная ее часть (82 проц.) вырабатывается тепловыми электростанциями, 12 проц. — атомными, остальная — гидроэлектростанциями. В качестве главного топлива тепловые станции применяют каменный и бурый уголь (60 проц. всего топлива) и природный газ (15,5 проц.). Крупнейшие ТЭС расположены в городах Шольвен, Нидераусем, Фриммерсдорф. Важным средством увеличения мощности электроэнергетики является использование атомной энергии. К настоящему времени в стране насчитывается 15 АЭС, из них самые мощные «Библис» и «Унтервезер».

Промышленноcть ФРГ в послевоенное время развивалась быстрыми темпами, что было связано c открытым проведением западными державами восстановления германского империализма и расширением внешней экономической экспансии западногерманских монополий. В настоящее время она является важнейшей отраслью экономики ФРГ, на которую приходится около 36 проц. ВНП. В ней насчитывается 45,9 тыс. предприятий и фирм, на которых работает 6,9 млн. человек. Преобладают предприятия с числом занятых до 100 человек (73 проц. общего числа).

Важнейшими отраслями обрабатывающей промышленности страны являются общее, тяжелое и транспортное машиностроение, нефтепереработка, электротехническая, химическая и металлургическая, на которые приходится почти 20 проц. ВНП. Эти же отрасли наиболее ориентированы на экспорт.

На тяжелое и общее машиностроение приходится 11 проц. всех предприятий, 13 проц. всех занятых и 11,5 проц. стоимости продукции обрабатывающей промышленности. По размерам производства машин и оборудования страна занимает третье место в капиталистическом мире, уступая США и Японии. Крупнейшая подотрасль — станкостроение. Основные его центры расположены в Дюссельдорфе, Дортмунде, Мюнхене.

По производству черных металлов ФРГ принадлежит третье место среди капиталистических стран и первое — в Западной Европе. В 1983 году было произведено 26,6 млн. т чугуна, 35,7 млн. т стали. Основные металлургические центры: Дюссельдорф, Дуйсбург, Бохум, Оснабркж и другие.

Цветная металлургия ориентируется преимущественно на импортное сырье. В 1983 году произведено 743 тыс. т первичного алюминия (основные заводы расположены в городах Эссен, Гамбург, Тёгинг, Норф), 235 тыс. т цинка (Дуйсбург, Даттельн), 348 тыс. т рафинированного свинца (Штольберг, Норденхам), 421 тыс. т рафинированной меди (Гамбург, Люнен).

Выпуск легковых автомобилей в 1983 году составил 3,9 млн. штук, грузовых — 269 тыс. Основная часть их производства сосредоточена на четырех крупных монополизированных концернах: «Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «А. Опель» и «Форд-Верке». Главные автомобилестроительные центры — Вольфсбург, Эмден, Штутгарт, Дюссельдорф, Мюнхен.

Основные судоверфи ФРГ расположены на побережье Северного и Балтийского морей (Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Киль, Любек, Эмден). В 1983 году были спущены на воду морские суда общим тоннажем 0,6 млн. брутто per. т.

Химическая промышленность страны занимает третье место в капиталистическом мире по объему производства и первое — по экспорту продукции. Крупнейшие фирмы: «Байер АГ» (главный комбинат в г. Леверкузен), «Хёхст АГ» (Франкфурт-на-Майне), БАСФ (Людвигсхафен), «Хюльс» (Марль).

Нефтеперерабатывающая промышленность почти целиком базируется на импортной нефти, этим определялось и размещение ее предприятий. Сначала они строились вблизи морских портов (Гамбург), а затем, по мере развития сети нефтепроводов, продвигались на юг (Тельзенкирхен, Кёльн, Карлсруэ, Ингольштадт). Мощности по нефтепереработке составляют около 115 млн. т в год.

Военная промышленность ФРГ располагает крупным потенциалом и отличается высокой степенью монополизации. По оценкам зарубежной прессы, в военном производстве страны занято 240 тыс. человек. Выпуск оружия и боевой техники в Западной Германии сконцентрирован главным образом в пяти отраслях промышленности, на которые, по оценкам западных специалистов, приходится 85 — 90 проц. всех военных заказов: авиаракетная промышленность (26 проц.), общее и тяжелое машиностроение (20), электротехника и радиоэлектроника (21), транспортное машиностроение (13), судостроение(5 — 13).

Почти 40 проц. военного производства ФРГ сосредоточено в Баварии (район Мюнхена), около 16 — в Баден-Вюртемберге, 15 — в Северной Рейн-Вестфалии и 9 проц. — в Гессене (Кассель).

Среди фирм, участвующих в производстве оружия и боевой техники, можно выделить 30 основных, военный оборот каждой из которых превышает 100 млн. марок. Крупнейшими считаются «АЭГ — Телефункен», «Сименс», «Тиссен индустри», МАН, «Клёкнер — Гумбольдт — Дойтц», «Даймлер-Бенц», однако для них военная продукция не является основной специализацией. К чисто военным фирмам относятся «Майнц индустриз» (ремонт танков), «Люрсен верфт» (выпуск ракетных и торпедных катеров). У таких фирм, как МББ, «Краусс-Маффей», «Блом унд Фосс», МТУ, «Дорнье», военный оборот превышает 50 проц. Главными производителями авиаракетной техники являются в настоящее время концерн «Мессершмитт — Бельков — Бломя, выпускающая многоцелевые тактические истребители «Торнадо», вертолеты Во-105, ПТУР «Милан», «Хот», а также фирма «Дорнье» (Фридрихсхафен), основной продукцией которой является легкий штурмовик «Альфа Джет». Последняя занимается также разработкой перспективных образцов.

«Краусс-Маффей» (Мюнхен) — крупнейшая фирма по производству техники, генеральный подрядчик по выпуску танков «Леопард-1» и ЗСУ «Гепард». В настоящее время совместно с фирмой МаК (Киль) является генеральным подрядчиком по производству новых танков «Леопард-2». Пушки для них изготавливает фирма «Рейнметалл» (Дюссельдорф).

Различные виды бронированных машин и военных грузовиков выпускают фирмы «Тиссен индустрии (Эссен),. МАН (Аугсбург, Нюрнберг), «Маги-рус Дойтц» (Ульм).

К основным компаниям, занятым выпуском техники для ВМС, относятся «Блом унд Фосс» (Гамбург), «Бремер вулкан» (Бремен), «Ховальдтс — верке дойче верфт» (Киль, Гамбург), «Тиссен Нордзееверке» (Эмден). Они производят подводные лодки, фрегаты и ракетные катера.

В ФРГ выпускаются также пушки, стрелковое оружие, боеприпасы, ВВ и пороха.

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве страны в 1983 году было занято 1,4 млн. человек, а его доля в ВНП составляла 2,3 проц. Основная часть сельскохозяйственных площадей принадлежит средним и мелким хозяйствам (размером до 50 га).

Важнейшей отраслью является животноводство. В 1983 году насчитывалось 15,7 млн. голов крупного рогатого скота, 1,5 млн. овец и 23,4 млн. свиней. Производство мяса составило около 4,5 млн. т, молока — 25,5 млн. т, масла — 551 тыс. т. Разведение крупного рогатого скота особенно характерно для районов, прилегающих к Северному морю, и для горных пастбищ юга.

Более 2/3 пашни в ФРГ занято зерновыми культурами, среди которых наибольшее значение имеют пшеница, ячмень и рожь. В 1983 году урожай зерновых составил 23,0 млн. т (пшеницы — 9,0 млн., ячменя — 8,9 млн. и ржи — 1,6 млн.).

Транспорт. Транспортная система ФРГ представлена всеми современными видами транспорта. Основным является железнодорожный, большое значение имеет речной транспорт, быстро развиваются автомобильный и воздушный; морской транспорт играет важную роль в обеспечении внешнеторговых перевозок.

Железнодорожный транспорт. По данным зарубежной печати, общая протяженность железных дорог ФРГ составляет 31,2 тыс. км ( из них 11,5 тыс. км электрифицированы). Государству принадлежит 28,2 тыс. км железнодорожных путей. Этим видом транспорта перевозится более 30 проц. всех грузов (310 млн. т в 1983 году), в основном это каменный уголь, железная руда, стройматериалы и т. п.

По густоте железнодорожной сети ФРГ занимает одно из первых мест в мире — около 13 км на 100 кв км. Основные железнодорожные грузопотоки сосредоточены в Рурской области; крупнейшие узлы — Эссен, Дортмунд, Дуйсбург, Кёльн.

Главными видами тяги на железных дорогах страны в настоящее время являются электрическая и дизельная. Для перевозок используются 7 тыс. локомотивов, около 340 тыс. грузовых и 18 тыс. пассажирских вагонов.

Автомобильный транспорт. Протяженность всех автомобильных дорог ФРГ 472 тыс. км. На автострады приходится 7,8 тыс. км. Средняя плотность автодорожной сети превышает 190 км на 100 км2. Объем перевезенных грузов в 1983 году составил 313 млн. т.

Автомобильный парк на начало 1984 года насчитывал 27,9 млн. машин, в том числе 24,6 млн. легковых.

Внутренний водный транспорт. Общая протяженность внутренних водных путей в ФРГ около 4,5 тыс. км. Регулярно используются для судоходства 4,4 тыс. км, из них 1,4 тыс. приходится на каналы. Главные водные магистрали — реки Рейн (с притоками Майн и Нек-кар), Эльба, Дунай, Средне-германский канал, сеть каналов в земле Северный Рейн-Вестфалия.

В 1983 году по внутренним водным путям было перевезено около 224 млн. т грузов (строительные материалы, нефтепродукты, уголь, железная руда и другие).

Речной флот страны насчитывает 3,9 тыс. судов общей грузоподъемностью 2,5 млн. т.

Крупнейшими речными портами ФРГ являются Дуйсбург (грузооборот 49 млн. т), Кёльн (12 млн.), Мангейм (8 млн.). Морской транспорт практически полностью используется для внешних переюэок, в которых около 47 проц. приходится на страны Европы, 22 — Америки, 15 — Азии, 13 — Африки. В 1983 году им было перевезено около 126 млн. т грузов.

Морской торговый флот страны располагает примерно 2 тыс. судами суммарным тоннажем 7,1 млн. брутто per. т, более 1/3 из них по тоннажу — танкеры.

В стране имеется 11 морских портов с годовым грузооборотом более 1 млн. т. Наиболее важную роль из портов Северного моря играют Гамбург (грузооборот около 60 млн. т. в год), Вильгельмсхафен (20 млн.), Бремен (14 млн.), Бремерхафен (10 млн.), а из портов Балтийского моря — Любек (6 млн.), Пут-гарден (3 млн.) и Киль (1,4 млн.).

Воздушный транспорт используется в первую очередь для перевозок пассажиров. В 1983 году пассажирооборот западногерманских аэропортов составил 45,3 млн. человек. Авиационный парк насчитывал 229 самолетов взлетным весом более 5,7 т и 387 вертолетов. Наиболее крупные аэропорты страны — Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт.

Трубопроводный транспорт. На территории ФРГ есть сеть трубопроводов для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов. Их протяженность настоящее время составляет более 2 тыс. км. В стране построены пять магистральных нефтепроводов, по которым от нефтепринимающих морских портов — Вильгельмсхафен (ФРГ), Роттердам (Нидерланды), Марсель (Франция), Генуя и Триест (Италия) — в ФРГ поступает до 2/3 всего объема импорта этого важнейшего сырья (а 1983 году — 55 млн. т).

По территории Западной Германии проходит магистральный газопровод из Нидерландов в Италию. С начала 1984 года в страну поступает природный газ из СССР.

Вооруженные силы ФРГ, по сообщениям иностранной печати, насчитывают 495 тыс. человек и состоят из сухопутных (352,3 тыс. человек), военно-воздушных (106 тыс.) и военно-морских (36,2 тыс.) сил. Главнокомандующий вооруженными силами в мирное время — министр обороны, а в военное — федеральный канцлер. Основными органами высшего военного управления являются совет безопасности и министерство обороны. Оперативное руководство вооруженными силами министр обороны осуществляет через генерального инспектора бундесвера и подчиненных ему инспекторов сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Продолжительность действительной военной службы для лиц призывного возраста 15 месяцев. Сейчас принято решение о продлении с 1989 года срока службы до 18 месяцев. На действительную военную службу призываются лица мужского пола 18 — 32 лет.

Сухопутные силы — важнейший вид вооруженных сил ФРГ. В НАТО им отводится роль основной ударной силы объединенных сухопутных войск блока на Центрально-Европейском ТВД. По своему назначению сухопутные силы подразделяются на сухопутные и территориальные войска.

В боевом составе сухопутных войск, составляющих основу сухопутных сил ФРГ, имеется 12 дивизий: четыре мотопехотные, шесть танковых, одна гор-нопехотная и одна воздушно-десантная.

Территориальные войска бундесвера предназначены для обеспечения боевых действий войск НАТО, находящихся на территории ФРГ, для снабжения материально - техническими средствами войск бундесвера, выделенных в состав НАТО, а также для поддержания «порядка» в тылу. В территориальные войска входят шесть боеготовых и шесть кадрированных бригад войск «хайматшутц».

По сообщениям иностранной печати, на вооружении сухопутных сил (сухопутных и территориальных войск) в настоящее время имеются 24 пусковые установки УР «Ланс», около 4300 танков «Леопард-1», «Леопард-2» и М48, более 2200 орудий полевой артиллерии и минометов, до 3600 противотанковых средств, свыше 3000 зенитных ракетных комплексов и орудий зенитной артиллерии, более 660 вртолетов армейской авиации.

Военно - воздушные силы — второй по численности и значению вид вооруженных сил бундесвера. Они являются главным образом средством поддержки боевых действий сухопутных войск и ВМС. Основные силы ВВС сосредоточены в тактическом и транспортном авиационных командованиях.

Тактическое авиационное командование включает 28 эскадрилий: 20 истре-бительно - бомбардировочных, четыре разведывательные и четыре истребительные (ПВО). Кроме того, в нем имеются восемь эскадрилий оперативно-тактических ракет «Першинг-IA», три полка ЗУР «Найк-Геркулес», три полка ЗУР «Усовершенствованный Хок», четыре полка управления и контроля.

В транспортном авиационном командовании насчитывается четыре эскадрильи транспортных самолетов, пять — вертолетов и одна — специального назначения.

Всего в боевом составе ВВС ФРГ на вооружении имеются 90 тактических истребителей - бомбардировщиков F-104Q, 120 F-4F, 60 «Торнадо», 126 легких штурмовиков «Альфа Джет», 60 разведывательных самолетов RF-4E, 75 военно-транспортных самолетов С-160 «Трансалл», около 100 вертолетов общего назначения UH-1D, а также 72 ПУ УР «Першинг-1А», 216 ПУ ЗУР «Найк-Геркулес» и 216 ПУ ЗУР «Усовершенствованный Хок».

Аэродромная сеть ФРГ включает 400 аэродромов и посадочных площадок. Важнейшими аэродромами, используемыми западногерманской авиацией, считаются Альхорн, Витмунд, Кёльн, Ландсберг, Нейбург, Оберпфаффенхофен, Ольденбург и другие. Крупнейшими американскими авиабазами на территории ФРГ являются Битбург, Висбаден, Рамштейн, Цвайбрюккен, Хан. ВВС Великобритании базируются на аэродромах Брюгген, Вильденрат, Гютерсло и Лаарбрух, а ВВС Канады — на авиабазах Золинген и Лар.

Военно - морские силы ФРГ состоят из флота и авиации. Силы флота сведены в четыре флотилии боевых кораблей (подводных лодок, эскадренных миноносцев, ракетных и торпедных катеров, минно-тральных сил), амфибийно-транспортную группу и флотилию снабжения.

Авиация ВМС представлена одной дивизией.

В боевом составе ВМС ФРГ насчитываются 24 подводные лодки (18 проекта 206 и шесть проекта 205), семь эскадренных миноносцев УРО (три типа «Лютьенс» и четыре типа «Гамбург»), шесть фрегатов УРО типа «Бремен», три фрегата типа «Кёльн», шесть малых противолодочных кораблей (корветов), 40 ракетных катеров (десять проекта 143А, 20 проекта 148 и десять проекта 143), около 60 минно-тральных кораблей. Авиация ВМС включает 137 боевых самолетов (43 многоцелевых тактических истребителя F-104G и 47 «Торнадо», 27 самолетов-разведчиков RF-104Q, 20 самолетов базовой патрульной авиации «Атлантик»), а также 34 боевых вертолета (12 «Си Линкс» и 22 «Си Кинг»).

Основными военно-морскими базами ФРГ являются Вильгельмсхафен, Киль, Бремерхафен, Ольпениц, Фленсбург, Куксхафен.

В соответствии с планами НАТО по возможному использованию территории ФРГ для ведения боевых действий против социалистических стран ежегодно в бюджете министерства обороны Западной Германии выделяются значительные средства на проведение мероприятий по дальнейшему развитию инфраструктуры. Так, в 1985 году на строительство и совершенствование военных объектов направляется 2,3 млрд. западногерманских марок, из которых 775 млн. предназначены для осуществления мероприятий по программе инфраструктуры НАТО. Таким образом, ФРГ в настоящее время занимает одно из центральных мест в агрессивном Североатлантическом союзе как по военному, так и по экономическому потенциалу, являясь основной ударной силой блока НАТО на Европейском театре войны.

Л. Борисов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №5 1985.

Последнее обновление 22.10.2010

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru