Главная страница Античность Средние века Новое время Двадцатый век Техника Самолеты Корабли Вооруженные силы США Разное ВМС Израиля в войне 1973 года

 

ВМС Израиля в войне 1973 года

 

Арабо-израильская война 1973 года — четвертая и самая крупная локальная война на Ближнем Востоке после окончания второй мировой войны — возникла как следствие агрессивной политики правящих кругов Израиля, направленной на достижение своих экспансионистских целей. Она велась всего 18 дней (с 6 по 24 октября), но от предыдущих конфликтов в этом регионе отличалась большей интенсивностью, размахом и характером боевых действий. В ее ходе потери составили около 11 тыс. человек только убитыми, до 3400 танков, более 460 самолетов, примерно 20 боевых кораблей и значительное количество другой боевой техники. В войне участвовали крупные контингенты сухопутных войск, военно-воздушные и военно-морские силы, однако исход ее решался главным образом на сухопутном фронте.

Боевые действия на море носили в основном обеспечивающий характер, тем не менее, зарубежные военные специалисты считают, что нападение с моря могло бы иметь, в частности для Израиля, основные политические и экономические центры которого расположены на побережье, серьезные последствия. Но малая продолжительность войны и скоротечность боевых действий, а также отсутствие крупных десантных сил во флотах обеих сторон не позволили ВМС добиться каких-либо существенных результатов. Несмотря на это, как сообщается в западной печати, в отличие от прошлых войн боевые действия на море в октябре 1973 года велись гораздо интенсивнее и оказывали определенное влияние на действия сухопутных войск.

Военно-морские силы Израиля, по данным иностранной прессы, к началу войны насчитывали: две дизельные подводные лодки (бывшие английские постройки 1944—1945 годов), 14 ракетных и девять торпедных катеров, шесть десантных кораблей, семь десантных и 19 сторожевых (артиллерийских) катеров. На них возлагались следующие задачи: уничтожение корабельных группировок и нарушение морских коммуникаций противника в Средиземном и Красном морях, нанесение ударов по его ВМБ, портам и береговым объектам, высадка тактических десантов, оборона с моря побережья, ВМБ, портов, защита своих морских коммуникаций и т. д.

Зарубежные военные специалисты также отмечали, что, несмотря на проведенные после войны 1967 года мероприятия по повышению боевой мощи флота, израильские ВМС имели существенные недостатки: в их составе отсутствовала авиация, вследствие чего авиационная поддержка корабельных группировок в море возлагалась на ВВС; не было сил и средств для ведения минной войны на море, а также необходимого количества десантных кораблей, что не позволяло широко проводить десантные операции, а имеющиеся подразделения морской пехоты могли решать лишь ограниченные задачи разведывательно-диверсионного характера.

Исходя из планов ведения боевых действий, командование ВМС Израиля главные силы сосредоточило в Средиземном море. В районе Красного моря было только около 20 торпедных, сторожевых (артиллерийских) и десантных катеров.

Характерной особенностью боевых действий на море в период арабо-израильской войны 1973 года, как отмечает зарубежная пресса, явилось широкое применение ракетных катеров, участвовавших в решении всего комплекса задач, которые стояли перед ВМС воюющих стран. Наиболее интенсивно они использовались для уничтожения корабельных группировок противника в море. Эта задача решалась в ходе нескольких боев. Так, в ночь с 8 на 9 октября в районе порта Дамьетта ударная группа в составе шести ракетных катеров ВМС Израиля вступила в бой с пятью египетскими ракетными катерами, наносившими ракетный удар по береговым объектам северного побережья Синайского п-ова. Подобные бои израильские ВМС вели также в районах сирийских портов Латакия и Тартус.

Зарубежные эксперты, анализируя опыт участия ракетных катеров в операциях на море, отмечали, что в морских боях они действовали в составе ударных (пять - шесть ракетных катеров различных типов) или смешанных ударных (три — пять ракетных и два - три торпедных или сторожевых катера) групп. Бои проводились, как правило, в ночное время, что в сочетании с другими способами маскировки (прежде всего средствами РЭБ) способствовало организации внезапных ракетных ударов, наносимых с одного или с нескольких направлений. В ходе боя израильские ракетные катера применяли противокорабельные ракеты в процессе сближения с противником со средних и малых дистанций, при благоприятных условиях наносили повторные ракетные удары или использовали артиллерийское оружие. В то же время ракетные катера ВМС Египта осуществляли пуск УР с максимального расстояния с последующим немедленным уходом под прикрытие береговых батарей или вообще возвращались в базу. Такой способ действия египетских катеров, по мнению иностранных военных специалистов, предоставлял израильтянам возможность организовать заградительный огонь корабельной артиллерией, применить средства РЭБ и ложные цели (при заблаговременной их подготовке), а также осуществить маневр по уклонению от ракетного удара.

Делая соответствующие выводы из опыта применения противокорабельных ракет, зарубежная пресса подчеркивает, что нельзя полностью полагаться на УР с активными головками самонаведения («Экзосет», «Отомат», «Гарпун»), так как, являясь автономными с момента запуска, они подвержены воздействию средств радиоэлектронного подавления и способны вследствие этого, а в некоторых случаях из-за беспорядочного запуска и неточного наведения терять свое направление. В отличие от них такие УР, как «Габриэль», которые имеют низкую глиссирующую траекторию полета и наводятся со стреляющего корабля вплоть до момента попадания в цель, в определенных условиях могут быть более эффективными.

В ходе морских боев израильские ВМС, как свидетельствуют иностранные военные специалисты, решили задачи по завоеванию господства в районе Средиземного моря и перенесли затем основные усилия на нанесение ударов по береговым объектам противника. Практически каждую ночь их ракетные катера участвовали в рейдах к побережью Сирии и Египта и наносили удары по нефтехранилищам, позициям ЗУР и РЛС, различным сооружениям в районах портов Латакия, Баниас, Тартус, Дамьетта, Порт-Саид, Розетта и Александрия. Совместно с катерами, хотя и с меньшей интенсивностью, действовали разведывательно-диверсионные подразделения ВМС Израиля.

Нанесение ударов израильскими ракетными катерами по береговым объектам на таком широком фронте возможно было, по мнению зарубежных специалистов, только благодаря предварительной изоляции арабских ВМС и в ряде случаев их пассивным действиям. При решении указанной задачи израильским ракетным катерам противостояли главным образом береговые батареи. В общей сложности в ходе войны ракетные катера обеих сторон нанесли до 16 ракетных ударов по различным береговым объектам. Эти удары совместно с действиями разведывательно-диверсионных групп определенным образом способствовали успеху сухопутных войск на приморском фланге.

ВМС Израиля активно решали и задачу защиты морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря, хотя из-за сложившейся обстановки и скоротечности боевых действий основные переброски военных грузов производились по воздуху. Морские перевозки осуществлялись преимущественно израильскими судами. Для их защиты использовались прежде всего ракетные катера, которые патрулировали в районах наиболее интенсивного движения судов, несли дозор на направлениях возможного появления кораблей противника, участвовали в непосредственном охранении судов с важными грузами.

Морские десантные операции в ходе войны практически не получили распространения. Силы флотов обеих сторон не располагали достаточным количеством десантных кораблей и судов для переброски частей морской пехоты.

Боевые действия ВМС Израиля в Красном море носили несколько иной характер. Их основным содержанием являлись блокада побережья, вооруженные столкновения катеров и действия диверсионных групп. Противодействуя блокаде египетских ВМС, силы израильского флота в этом районе решали главным образом задачи по перехвату египетских катеров в море и нанесению ударов по пунктам их базирования (Рас-Гариб, Рас-Зафаран, Эль-Гурдака), используя сторожевые (артиллерийские) катера и диверсионные группы.

Проводя анализ боевых действий израильских ВМС на море в целом, зарубежные военные специалисты подчеркивают, что главную роль здесь сыграли ракетные катера. Кораблям других классов в морских операциях отводилась вспомогательная роль, а подводные лодки и эскадренные миноносцы использовались ограниченно. Ввиду ожесточенных боев на сухопутных фронтах участие авиации в обеспечении действий сил флота было незначительным. В частности, израильская авиация совместно с ракетными катерами действовала против корабельной группировки ВМС Египта только дважды — 7 октября в Средиземном море и 9-го в районе Красного моря.

Большое внимание уделялось обеспечению боевых действий на море — разведке и маскировке, управлению и связи, радиоэлектронной борьбе, организации всех видов обороны, материально-техническому снабжению. Одним из условий успеха действий ракетных катеров израильское командование считало своевременное их обеспечение разведывательными данными о противнике, поэтому за районом боевых действий велось непрерывное наблюдение, к которому привлекались ракетные и сторожевые катера, самолеты и вертолеты, средства берегового наблюдения за воздушной и морской обстановкой в прибрежной зоне. Управление силами флота, развернутыми в море, осуществлялось централизованно. Непосредственное управление кораблями в морском бою и взаимодействие между ними было организовано с помощью современных автоматизированных систем управления, которыми оснащены ракетные катера.

В боевых действиях на море широко применялись средства РЭБ с целью сорвать радиолокационное наблюдение противника и ввести его в заблуждение относительно местонахождения основных ударных сил, а также оказать противодействие (совместно с активными средствами самообороны) ракетным ударам кораблей противника.

Материально-техническое обеспечение кораблей и катеров осуществлялось главным образом в пунктах их базирования. Несмотря на относительно небольшой состав сил израильского флота, в течение трех недель поддерживалась высокая степень оперативного напряжения кораблей. Этому способствовало заблаговременное развертывание ремонтной базы и немедленное пополнение запасов практически во всех пунктах базирования. Одновременно была организована дозаправка топливом катеров в море, в результате чего, например, ракетные катера типа «Саар» и «Решеф», смогли увеличить радиус своего действия с 300 — 400 миль до 1000 миль от побережья Израиля, что практически соизмеримо с протяженностью всего фронта действия израильского флота.

Учитывая опыт боевых действий на море в войне 1973 года, зарубежные военные специалисты подчеркивают, что в будущем ракетные катера могут стать основной ударной силой флотов на закрытых морских театрах. Высокая эффективность действий кораблей этого класса достигается за счет маневренности, скрытности и способности внезапно наносить мощные ракетные удары. При использовании их в морском бою вместе с самолетами, вертолетами и надводными кораблями наибольший эффект может быть достигнут в ходе массированных атак с различных направлений.

Считается, что в современной войне на море возросла роль радиоэлектронной техники. Применение средств РЭБ признано целесообразным сочетать с другими мероприятиями, направленными на введение противника в заблуждение. В этой связи подчеркивается, что не менее важной проблемой является и защита от средств РЭБ противника, создание противокорабельных УР, в наименьшей степени подверженных их воздействию.

Признается необходимым оснащать ракетные катера облегченными универсальными артиллерийскими комплексами, способными поражать воздушные, морские и наземные цели, а также устанавливать на них специальные системы ЗУРО ближнего действия, что еще более расширит круг решаемых катерами задач.

Оценивая общий ход боевых действий на море, иностранные военные специалисты отмечают, что для достижения целей морской блокады противостоящей стороны необходимо комбинированное использование разнородных сил и средств флота, в том числе и минного оружия, в наиболее выгодных районах. При этом должна быть соблюдена непрерывность воздействия на противника.

Капитан 1 ранга В. Востров.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №12 1976.

Последнее обновление 31.08.2015 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru