Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Контроль за качеством продовольствия

 

Контроль за качеством продовольствия

 

Справки

Можно без особого преувеличения утверждать, что сегодня в развитых капиталистических странах объективная необходимость жесткого государственного контроля за качеством продовольствия осознана в равной мере и государством, и производителем, и потребителем. Действенный контроль за качеством и безопасностью продуктов питания необходим для нормального функционирования рынка и защиты производителей от недобросовестной конкуренции, он позволяет снизить расходы на здравоохранение, способствует развитию внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, в целом служит социальной стабильности общества. Актуальность такого контроля значительно обостряется в условиях конкуренции, когда потребитель не успевает ориентироваться в потоке новых продовольственных товаров, когда реклама своего товара одним производителем по существу является антирекламой аналогичного товара другого производителя. В этой ситуации потребитель особенно нуждается в независимом государственном «арбитре», обеспечивающем его объективной информацией о поступающих на рынок продуктах питания и следящим за строгим соответствием их качественных параметров, декларируемых производителем, фактическому уровню.

В США исторически сложилась система ведомств, контролирующих качество и безвредность продовольствия. К ним относятся Управление по контролю эа качеством продовольствия и медикаментов (ФДА) министерства здравоохранения и социальных служб. Служба безопасности и инспекции продовольствия (ФСИС) министерства сельского хозяйства, соответствующие службы Агентства по охране окружающей среды (ЭПА), министерства финансов и некоторые другие федеральные ведомства. На местном уровне аналогичными вопросами занимаются власти штатов, городов и даже отдельных графств.

Функции между федеральными ведомствами разделены следующим образом: под контролем ФДА — все продовольственные товары, кроме мяса, табачных изделий и алкогольных напитков, а также медикаменты, медицинское оборудование, ветеринарные препараты и т. д. ФСИС осуществляет контроль за мясом, служба министерства финансов — за табачными изделиями и алкогольными напитками; ЭПА устанавливает предельные нормы содержания в продовольствии пестицидов. Эти ведомства часто кооперируются и координируют деятельность как между собой, так и с соответствующими агентствами штатов.

ФДА — крупнейшая из этих организаций; в сферу ее деятельности попадает пятая часть всего ВНП страны. На практике для американского потребителя агентство выступает в роли основного государственного гаранта того, что продовольственные товары соответствуют разработанным ФДА стандартам; при их хранении соблюдаются установленные санитарные нормы; продукты не находятся в стадии биологической порчи; они не содержат вредных для здоровья веществ (пестициды, нитраты, тяжелые металлы и т. д.) сверх допустимых норм; соблюдается правильность маркировки продуктов; технологии и пищевые добавки, применяемые при производстве, перевозках и хранении продовольствия, безвредны; заинтересованные лица могут получить исчерпывающую информацию в отношении качества и безвредности продовольствия; случаи серьезных нарушений со стороны промышленности или торговли станут через средства массовой информации известны общественности; любая конкретная жалоба потребителя будет рассмотрена, и по ней будут приняты соответствующие меры.

В 1986 г. на деятельность ФДА было ассигновано 403,6 млн. долл., а в 1989 г. эти расходы должны превысить 450 млн. Штат агентства состоит из 7,6 тыс. человек, из которых половина работает в центральных подразделениях, а остальные рассредоточены по территории страны. ФДА имеет 10 региональных отделений, 22 районных центра и 124 конторы на местах. Центральные подразделения заняты главным образом разработкой методов контроля, стандартов и других нормативных актов; в функции отделений на местах входят инспекция предприятий, анализ образцов, публикация результатов экспертиз.

Конгресс США передал ФДА полномочия для практической реализации ряда принятых им федеральных законов, таких, как о продовольствии, медикаментах и косметических средствах; об общественном здравоохранении; об упаковке и маркировке и др. Первый из них определяет приблизительно 90% всего объема работы агентства. ФДА устанавливает правила, издает предписания, информирует общественность и промышленность о том, как эти законы будут применены в каждом отдельном случае. Следует отметить, что в сферу регулирования этого ведомства попадает только продукция, вовлеченная в межштатный оборот или во внешнюю торговлю.

Законодательная база деятельности ФДА постоянно расширяется. Так, в 1938 г. конгресс запретил добавку в пищевые продукты вредных веществ, а в случае необходимости их применения возложил на агентство обязанность устанавливать безопасный уровень такой добавки. ФДА были также предоставлены особые полномочия для инспекции предприятий; дано право устанавливать стандартные рецептуры массовых видов продовольствия. В 1954 г. ФДА обязали устанавливать и контролировать безопасный уровень содержания в пищевых продуктах остатков пестицидов (с 1970 г. определение безопасного уровня было возложено на ЭПА, а контроль оставлен за ФДА). В 1958 г. законом было запрещено использование новых пищевых добавок до того, как производитель докажет их безвредность и агентство примет соответствующее решение о порядке их использования. В 1960 г. это требование было распространено и на пищевые красители. В 1969 г. в функции ФДА были включены предотвращение пищевых отравлений, контроль, за санитарным состоянием предприятий молочной, рыбной и пищевой промышленности; в 1971 г.— за продукцией — потенциальным источником радиоактивного заражения; в 1972 г.— за наличием в продовольствии остаточных биологически активных веществ (вакцины, антитоксины и т. д.). В 1980 г. в соответствии с новым законодательством был усилен контроль за качеством детских продуктов. В послевоенные годы в США существенно повысилось качество и пищевая ценность продовольствия и соответственно.снизилась острота проблем, связанных со случаями массового отравления, фальсификации, неправильной маркировки. Сместился и акцент в деятельности ФДА: в настоящее время основное внимание стало уделяться не контролю готовых пищевых продуктов, а инспекции производственных процессов и отдельных технологий как определяющих факторов безопасности и качества продовольствия. Возрастает также значение ФДА как методического центра, предоставляющего консультативную помощь соответствующим службам штатов, городов и т. д., осуществляющего повышение квалификации их персонала. Агентство располагает сетью специализированных исследовательских центров и многочисленными многоцелевыми лабораториями, рассредоточенными по территории страны. Например, а Центральной лаборатории продовольственной микробиологии работают 100 специалистов, из которых 60 заняты научными исследованиями. Следует отметить, что во многих лабораториях научно-исследозательская деятельность сочетается с контрольными функциями. Так, в лаборатории, расположенной в г. Дофин-Айленд (штат Алабама), наряду с проверкой качества рыбы и морепродуктов осуществляется научная разработка общих рационов питания. В лаборатории Канзас-Сити (штат Канзас) проводятся долгосрочные исследования 300 видов продовольствия, наиболее характерных для рациона питания. Следует отметить, что в лабораториях ФДА ежегодно анализируются 30—35 тыс. образцов продовольствия, что создает богатую информационную базу для научных исследований.

ФДА работает в тесном контакте с научной общественностью: в США функционирует 39 совещательных комитетов (по науке, аллергенам, онкологическим препаратам, ветеринарии и т. д.). В состав этих комитетов кроме сотрудников агентства приглашаются высококвалифицированные специалисты, представляющие различные научно-исследозательсские центры, профессиональные и прочие организации.

Благодаря сотрудничеству с различными общественными и профессиональными организациями ФДА удается решать многие проблемы. Так, обследование 1988 г. показало, что во многих пробах молока содержится сульфаметизин. Этот препарат не был допущен ФДА к использованию на лактирующих коровах, и поэтому предельные нормы его концентрации в молоке не были установлены. Исследование Центра ветеринарной медицины ФДА выявило в марте 1988 г. в образцах молока, взятых в десяти крупных населенных центрах, наличие следов сульфаметизина в 36 из 49 проб при концентрации от 8 до 40 частей на миллиард. Публикация результатов обследования и их воспроизведение в средствах массовой информации привели к ситуации, когда тревога потребителей могла перерасти в панику с соответствующими последствиями для всей молочной индустрии страны. В связи с этим Ассоциация производителей молока, Центр ветеринарной медицины, Национальная конференция по межштатным перевозкам молока, Ассоциация ветеринарной медицины немедленно начали реализацию программы, направленной на прекращение практики использования сульфаметизина на лактирующих животных. Ее реализация позволила весьма оперативно снять остроту проблемы: с марта по октябрь 1989 г. доля проб с положительной реакцией на сульфаметизин сократилась с 74 до 9%, в том числе с концентрацией свыше 10 частей на миллиард— с 10 до 1,5%.

Периодической инспекции подвергаются по меньшей маре 107 тыс. рззличных предприятий, ежегодно проходят анализ 57 тыс. образцов продукции; ФДА отвечает более чем на 45 тыс. просьб о предоставлении информации. Органы контроля занимаются также расследованием поступивших жалоб и фактов отравления, предоставлением консультативной помощи для соответствующих служб штатов, городов и т. п. Такого рода деятельностью в ФДА занято более 1 тыс. служащих (или 13% их общего числа).

Каждое предприятие, подлежащее регулированию со стороны ФДА, проходит обязательную инспекцию один раз в четыре-пять лет. Предоставление необходимой информации служащим агентства обязательно для фирм и имеет четкую правовую основу. Например, в ноябре 1988 г. руководство одного из предприятий комбикормовой промышленности во время проверки отказало инспекторам ФДА в разрешении на фотографирование и на ксерокопирование ряда, документов. Через неделю инспектора вернулись на предприятие со специальным судебным постановлением и произвели проверку в необходимом объеме.

Любая жалоба потребителей рассматривается в обязательном порядке, однако процедура разбора зависит от сложности проверки изложенных фактов и имеющихся в распоряжении ФДА ресурсов. Например, жалоба на недовес или на неверную маркировку разбирается максимум в течение двух недель. Факты более грубых нарушений могут стать основанием для внеочередной тщательной инспекции фирмы или предприятия, и в случае необходимости представляющий опасность продукт немедленно изымается из торговой сети, а население широко оповещается. В подобных ситуациях ФДА, как правило, принимает решения совмесжо с властями штата. Однако, если последние по каким-либо причинам отказываются от сотрудничества, препятствуют принятию решений или просто не в состоянии контролировать положение, ФДА реализует сяои полномочия по принятию соответствующих санкций в рамках закона. При этом все случаи небрежного отношения производителей к качеству выпускаемой продукции предаются широкой огласке, что в условиях жесткой конкуренции имеет для них самые серьезные последствия, вплоть до разорения фирмы.

Против нарушителей законом предусмотрены в основном три вида санкций: конфискация продуктов, целые партии которых могут быть изъяты с рынка; рекомендация уголовного преследования лиц или фирм, ответственных за нарушение; судебные постановления, запрещающие отгрузку недоброкачественных товаров. Например, в приказном порядке может быть запрещена отгрузка или продолжение производства продукта на предприятии, которое не отвечает санитарным требованиям или не обеспечивает стандартный уровень качества.

Вместе с тем, если нарушение мелкое, непреднамеренное или не представляет угрозы здоровью людей, предприятию предоставляется возможность добровольно исправить положение до того, как к нему могут быть приняты соответствующие меры воздействия. Специалисты ФДА могут также потребовать модернизации отдельных технологических процессов.

Максимальные наказания, которые могут получить обвиняемые, например, в нелегальном импорте и распространении запрещенных на территории США продуктов или препаратов, по отдельным пунктам заключения следующие: преступный сговор ~ пять лет тюреиного заключения и 250 тыс. долл. штрафа; неправильное этикетирование — три года и 100 тыс. долл. (за более тяжкое преступление) и один год и 100 тыс. долл. (за менее тяжкое); фальсификация - три года и 250 тыс. долл. (за более тяжкое преступление), один год и 100 тыс. долл. (за менее тяжкое); отказ от регистрации препаратов — три года и 250 тыс. долл.; контрабанда — пять лет и 250 тыс. долл.; предоставление фальшивой документации - пять лет и 250 тыс. долл. («Feedstuffa», 28.XI.1988, р. 1, 5).

Важным направлением деятельности ФДА является ликвидация чрезвычайных ситуаций, таких, как микробиологическое заражение продуктов; загрязнение продовольствия химическими веществами или пестицидами и т. п. В 1986 г. на борьбу с подобными ситуациями (например, обнаружение стекла а детском питании или цианидов в консервированных супах компании «Липтон») агентством было израсходовано 22,7 млн. долл. и потребовалось 507 человеко-лет рабочего времени сотрудников. В марта 1989 г. на винограде, поступившем из Чили, были обнаружены остатки цианидов в низкой концентрации, ке представлявшей серьезной угрозы для здоровья людей. Тем не менее ФДА наложило карантин на импортируемые из этой страны свежие фрукты. Агентство обязало всех лиц, занимающихся оптовой и розничной торговлей, изъять до 17 марта все импортированные из Чили фрукты, несмотря на значительные объемы данной продукции. Следует отметить, что в течение зимы 1988/89 г. стоимость поступивших из Чили свежих фруктов составила 294 млн. долл., в том числе винограда — 208 млн.

ФДА стремится также предупреждать необоснованные опасения общественности. Так, 16 марта 1989 г. ФДА совместно с Агентством по охране окружающей среды и министерством сельского хозяйства выступило с опровержением заявления Совета по защите природных ресурсов о канцерогенности яблок, обработанных препаратом деминозид, который предназначен для ускорения созревания и сохранения потребительских свойств плодов во время хранения. Этим препаратом обрабатывалось до 15% всего урожая яблок в стране. Вместе с тем сообщения о возможной канцерогенности этого препарата (особенно для детей) появились в средствах массовой информации, что вынудило Ассоциацию производителей яблок США принять все меры к тому, чтобы этот препарат больше не применялся. Несмотря на опровержение ФДА, эти действия производителей имели серьезное основание, поскольку после сообщений в прессе во многих школах страны яблоки были сразу же изъяты из буфетов и производители уже начали лишаться части рынка сбыта.

Однако основным средством ФДА для защиты потребителей все-таки служит выработка и введение в действие стандартов в виде предписаний. Именно через них все заинтересованные стороны информируются о предъявляемых требованиях и порядке их контроля. Эти предписания имеют силу закона, поскольку считается, что они интерпретируют действующее законодательство и разъясняют необходимые детали для его претворения в жизнь.

Развитие современных технологий в АПК диктует необходимость постоянной разработки новых и пересмотра действующих стандартов, поскольку появляются уточненные данные научных исследований об опасных свойствах уже применяемых пищевых продуктов. Через свои предписания ОДА информирует промышленность о необходимых мерах для предотвращения угрозы здоровью населения. Все новые предписания и поправки к старым публикуются в отдельном специальном издании.

Контроль качества и безвредности мяса и мясопродуктов на федеральном уровне проводит Служба безопасности и инспекции продовольствия (ОСИС), которой в 1986 г. из бюджета было выделено 355,9 млн. долл. В 1906 г. ввиду особой позиции монополий мясной промышленности, которые упорнее, чем компании в других пищевых отраслях, сопротивлялись установлению эффективного государственного контроля, был принят специальный закон о качестве мяса. В соответствии с ним и была создана ФСИС, которая, как и ФДА, первоначально входила в состав министерства сельского хозяйства. Так же как и ФДА, ФСИС ведет научные исследования, проводит лабораторные анализы, расследует случаи биологического загрязнения продукции, жалобы потребителей и т. д. Вместе с тем главная особенность и основное направление деятельности ФСИС состоит в том, что ее сотрудники на постоянной основе работают на предприятиях мясной промышленности и непрерывно контролируют качество и безвредность выпускаемой продукции. Таких инспекторов насчитывается 7 тыс., а служба контролирует все предприятия, продукция которых пересекает границы штата, где она произведена (мелкие предприятия контролируют соответствующие службы штатов)8. В 1988 финансовом году было проинспектировано свыше 119 млн. голое скота и 5,6 млрд. голов птицы до и после забоя; проведено более 2 млн. анализов, 460 тыс. проб.

В настоящее время ФСИС работает над реализацией долгосрочной программы усовершенствования системы контроля, которая рассчитана на 20 лет. Ее разработка основана на данных, полученных в 1985 г. Национальной академией наук США. Программа предполагает: организацию эффективной системы переподготовки кадров на базе специального центра при Университете штата Техас, что, как ожидается, позволит решить проблему текучести кадров и отсутствия постоянной системы повышения их квалификации в органах инспекции качества продовольствия; переход на контроль различного уровня интенсивности. Действующая система инспекции предполагает единообразие контроля на всех предприятиях. Планируется снизить интенсивность контроля на предприятиях, известных высоким качеством продукции и соблюдением ветеринарносанитарных условий производства, и соответственно усилить контроль на неблагополучных предприятиях, где были отмечены случаи нарушения; внедрение методов экспресс-анализа, требующих меньших издержек. Оборудование для их проведения, как ожидается, поступит к 2000 г. Предполагается, что это позволит усовершенствовать систему контроля мяса на бактериологическую и химическую загрязненность с меньшими издержками, более полно охватить не только предприятия мясной промышленности, но и всю систему продвижения продукции к потребителю; внедрение системы идентификации животных, позволяющей при необходимости выявить, откуда они поступили на мясокомбинат и тем самым ликвидировать источник заражения. Подобная система уже функционирует в птицеводстве и разрабатывается для свиноводства. Изучаются перспективы ее внедрения в мясном и молочном скотоводстве; внедрение методик анализа технологических процессов, позволяющих заранее определять потенциальные источники опасности, выявление критических точек, где должны быть сосредоточены основные усилия инспекции

Следует отметить, что на ряде предприятий новая система опробована и уже аиедрена в полной мере. К ним относятся, например, крупный птицеперерабатывающий завод компании «Пердью» в штате Вирджиния и завод по убою бройлеров а Пуэрто-Рико.

ФСИС и ФДА предпринимают совместные усилия для повышения эффективности и ускорения расследования случаев загрязнения мяса остатками лекарственных препаратов, пестицидов и химических веществ промышленного происхождения. Так, в отношении лекарственных препаратов ФДА создает компьютеризованный информационный банк — Систему информации по повторным нарушениям, в который будут занесены все случаи нарушений. Служащие ФДА и ФСИС пройдут курсы обучения для пользования этим информационным банком.

Американский опыт говорит о том, что вопросы качества и безопасности продовольствия следует решать прежде всего за счет приведения выпускаемых продуктов питания в полное соответствие с установленными для них стандартами. При этом сами стандарты должны иметь силу закона и быть научно обоснованными, а их нарушение любым производителем неотвратимо приводить в действие систему санкций. Без соблюдения стандартов невозможны ни обеспечение коренных интересов и прав потребителя, ни формирование эффективного механизма ценообразования на рынке продовольственных товаров.

Л. В. Оспинникова, А. А. Тулупников

Источник - "США - экономика, политика, идеология." №8 1990.

Последнее обновление 31.01.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru