Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Адъюнктура ВМС США

 

Адъюнктура ВМС США

 

Адъюнктура ВМС США (Naval Postgraduate School) расположена в г. Монтерей (штат Калифорния). Она ведет свою историю с 9 июня 1909 года, когда в Военно-морском училище в г. Аннаполис (штат Мэриленд) было создано отделение адъюнктов, насчитывавшее десять офицеров и трех преподавателей. В 1919 году оно было преобразовано в адъюнктуру при училище.

Во время Второй мировой войны адъюнктура значительно расширилась в соответствии с возросшими потребностями ВМС США в квалифицированных кадрах. После войны американский конгресс принял решение о создании в г. Монтерей самостоятельной Адъюнктуры ВМС с правом присвоения ученых степеней бакалавра, магистра и доктора наук. Ее официальное открытие состоялось 22 декабря 1951 года.

Девиз учебного заведения, расположенный в нижней части герба, гласит: «Praestantia per Scientiam» («Превосходство через науку»).

В настоящее время в этом учебном заведении обучается одновременно около 2000 слушателей, большинство которых составляют офицеры ВМС и морской пехоты США (65 проц.), офицеры сухопутных войск, ВВС, ряда служб министерства обороны США, представители НАСА и других организаций (23 проц.).

Около 200 слушателей (12 проц.) - иностранцы, главным образом офицеры вооруженных сил из более чем 30 стран. Ежегодно Адъюнктуру заканчивает до 900 слушателей (выпуски проводятся 4 раза в год по окончании очередной четверти обучения: в марте, июне, сентябре и декабре).

Структура Адъюнктуры и задачи подразделений. В ней имеются 14 факультетов (авиационной безопасности; авиационно-космической техники; компьютерных технологий; электронной техники; математический; инженерно-механический; метеорологии; национальной безопасности и разведки; океанографии; операционного анализа; физический; системного управления и менеджмента; подводной войны; международных программ) и три академические группы (по проблемам командования, управления и связи; информационной войны; космоса).

Обучение ведется по следующим программам:
Авиационно-космическая техника: авиационная техника радиоэлектронное оборудование
Научно-технические проблемы боевых систем (в том числе гидроакустических)
Электроника и компьютеризация: компьютерные технологии компьютерное моделирование, виртуальные системы и тренажеры электроника
Управление, связь, компьютерное обеспечение и разведка (C4I): системы C4I научно-техническая разведка
Метеорология и океанография: метеорология оперативная океанография океанография
Национальная безопасность и разведка: Ближний Восток, Африка, Южная Азия Дальний Восток, Юго-Восточная Азия, Тихоокеанский регион, Западное полушарие, Россия, Европа, Центральная Азия, стратегическое планирование отношения с гражданским населением и международная безопасность, разведка (региональные проблемы) оперативная разведка Военно-морское инженерное дело
Операционный анализ: исследование операций, оперативное тыловое обеспечение, прикладная математика, специальные операции
Системное управление и менеджмент: информационные технологии, транспортное обеспечение, закупки и контракты (общий курс), закупки систем вооружения, оценка систем вооружения (в том числе по странам), парк боевой техники и вооружения, планирование международных оборонных ресурсов, материально-техническое и тыловое обеспечение, финансовое обеспечение, комплектование личным составом, подготовка командных кадров
Подводная, космическая и информационная война: космические операции космическая техника подводная война, информационная война, радиоэлектронная борьба.

Помимо этого, на территории Адъюнктуры действует институт управления оборонными ресурсами (Defense Resources Management Institute). Обучение в нем по ряду отдельных программ проводится в рамках курсов различной продолжительности - от одного до трех месяцев.

Контингент слушателей. Средний возраст слушателей 28 - 30 лет, подавляющее большинство имеют воинские звания капитан-лейтенант - капитан второго ранга. Это свидетельствует о том, что упор делается на подготовку молодого образованного пополнения для вооруженных сил Соединенных Штатов.

В процессе учебы слушатели должны получить необходимые профессиональные навыки и преодолеть существующие стереотипы. С этой целью активно практикуется совместное обучение слушателей-американцев с иностранцами, что, по мнению руководства учебного заведения, способствует лучшему пониманию позиций сторон, порой разделенных прошлыми конфликтами.

Необходимо отметить, что все командные должности в Адъюнктуре замещаются, как правило, ее выпускниками в соответствии со специальностью (так, выпускник инженерного факультета может быть назначен на должность только в рамках этого факультета).

Иностранные слушатели составляют значительную часть контингента обучаемых и являются представителями стран - членов НАТО, а также других государств. Возможность общаться с ними как в учебной, так и неформальной обстановке способствует налаживанию взаимопонимания. В задачи обучения иностранных слушателей входит профессиональная подготовка по имеющимся в Адъюнктуре программам, а также знакомство со страной, ее историей и культурой. Необходимые учебники и пособия выдаются бесплатно.

Большое внимание уделяется налаживанию быта слушателей: семейным предоставляется благоустроенное жилое помещение в военном городке за умеренную (по американским стандартам) плату, холостяки имеют возможность снимать жилье в городе. Те, кто обучается в рамках программы IMET (International Military Education and Training), субсидируемой правительством США, имеют возможность не только платить за жилье, полноценно питаться и одеваться (продукты и товары в магазинах военной торговли продаются со значительными скидками), но и приобретать необходимую для учебы компьютерную технику.

Учебная программа построена таким образом, чтобы, с одной стороны, дать каждому слушателю возможность для самовыражения, а с другой - постараться максимально использовать потенциал обучаемых. На занятиях, которые проходят в непринужденной обстановке, часто устраиваются дискуссии, в ходе которых сталкиваются различные точки зрения, что, как полагают преподаватели, должно способствовать «поиску истины». Широко практикуется такая форма работы, как «домашний экзамен», когда слушатель должен в конце прослушанного курса написать доклад на одну из предложенных тем с привлечением любых источников по его выбору. Методика оценки успеваемости достаточно жесткая.

В Адъюнктуре четко соблюдаются воинские традиции, ритуалы, церемонии, особенно ежедневная церемония подъема национального флага.

Интересной является практика лекций «специальных гостей» - выступлений перед слушателями высших офицеров и высокопоставленных чиновников министерства обороны США, государственного департамента и других учреждений и ведомств. Они делятся с молодыми офицерами мыслями относительно событий в мире, хода военного строительства в США и т. д. Часто после таких лекций проводятся встречи в неформальной обстановке, позволяющие прояснить многие из проблем, поднятых в выступлениях.

Материально-техническое и информационное обеспечение в Адъюнктуре находятся на высоком уровне. Аудитории и лаборатории компьютеризованы и связаны в единую сеть, функционирующую 24 ч в сутки и имеющую посто-янный доступ к глобальной компьютерной сети INTERNET. Каждому слушателю выделяется в личное пользование около 3 Мб межсетевой компьютерной памяти. В процессе преподавания активно используются мультимедийные технологии и видеоконференции.

Изучаются возможности обучения слушателей без отрыва от их мест службы (по крайней мере на курсах переподготовки), что, как полагают американские специалисты, позволит сократить общее время их пребывания в Адъюнктуре и тем самым добиться экономии средств.

Программа научных исследований Адъюнктуры ВМС США разработана в соответствии с задачей, поставленной перед этим учебным заведением и записанной в «Стратегическом плане на 1997 год», - обеспечивать высокое качество обучения и тем самым способствовать повышению боевой эффективности вооруженных сил США. При этом программа должна отвечать самым высоким академическим требованиям. В ходе ее разработки специалисты руководствовались следующими принципами:
- развивать общую инвестиционную стратегию, которая обеспечивает высокое качестство и творческий характер обучения адъюнктов;
- стимулировать исследования, направленные на достижение конкретных результатов и открытий и их внедрение в целях повышения эффективности вооруженных сил на длительную перспективу;
- обеспечивать взаимодействие между профессорско-преподавательским составом Адъюнктуры и различными спонсорами научных исследований;
- широко рекламировать значительные научные достижения Адъюнктуры.

Программой предусматриваются два вида научно-исследовательских работ: прямого финансирования, которые стимулируют научные исследования молодого профессорско-преподавательского состава, в том числе целевые - в интересах ВМС США, а также хозрасчетные, финансируемые внешними организациями и проводимые профессорско-преподавательским составом.

Оба вида работ должны предоставлять обучаемым возможность подготовки проблемных и творческих диссертаций, взаимно дополнять друг друга, а также обеспечивать гибкость и сбалансированность всех научных исследований в целом.

По данным американской военной печати, в 1995 году профессорско-преподавательский состав разработал 127 научно-исследовательских проектов, из которых 75 проц. хозрасчетных и 25 проц. прямого финансирования, 68 проц. работ было выполнено по проблематике ВМС и 32 проц. - по другим темам. В Адъюнктуре подготовлены 812 диссертаций, 190 журнальных статей, 78 технических разработок, 240 докладов, 481 выступление на конференциях, написаны 31 книга и отдельные главы к ним, выдан один патент. Кроме того, профессорско-преподавательский состав получил различные национальные и международные награды в знак признания дос-тижений в научных исследованиях.

Таким образом, Адъюнктура ВМС США является уникальным военным учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифи-цированных военных кадров, имеющих необходимые, с точки зрения американского командования, внешнеполитические воззрения и установки. Выпускники Адъюнктуры после окончания учебы, защиты диссертаций и получения соответствующих ученых степеней возвращаются на корабли и в войска для последующего про-хождения службы на новых, более ответственных и перспективных командных должностях.

Полковник В. Гаврилов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №10 1998.

Последнее обновление 26.01.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru