Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Турция (физико-географические условия, государственное устройство, экономика, элементы инфраструктуры)

 

Турция (физико-географические условия, государственное устройство, экономика, элементы инфраструктуры)

 
Турция (Турецкая республика) расположена на западе Азии и юго-востоке Европы. Почти 97 проц. ее территории находится на п-ове Малая Азия (второе название — Анатолия — распространилось на всю азиатскую часть страны) и около 3 проц. — на крайнем юго-востоке Балканского п-ова (Восточная Фракия).

Стратегическую важность такому географическому положению придает то, что в этом районе пересекаются международные сухопутные, воздушные и морские пути, ведущие с трех континентов — Европы, Азии и Африки.

Зарубежные военные специалисты обращают внимание на тот факт, что Турция служит не только географическими, но и политическими «воротами» на Средний Восток и является связующим звеном с исламскими государствами, а также подчеркивают чрезвычайно важную роль Черноморских проливов, которая им отводится в планах агрессивного Североатлантического блока. Как отмечал журнал «НАТО'с сикстин нейшнз», Турция расположена рядом с «источником жизненной силы для развитых стран Запада» — богатым нефтью районом Персидского залива. На ее долю приходится свыше четверти общей площади, занимаемой европейскими странами НАТО, и 37 проц. сухопутных границ Североатлантического союза с государствами Организации Варшавского Договора. Все это в США и НАТО считают «убедительными» аргументами для создания в Турции «уникального стратегического плацдарма», оправдываясь стандартными ссылками на несуществующую «советскую военную угрозу», всячески стремятся навязать этой стране авантюристическую политику и превратить ее территорию в «трамплин» для реализации своих агрессивных устремлений.

В результате победы национально - освободительного движения Турция в 1923 году стала первой страной на Ближнем и Среднем Востоке, где была образована буржуазная республика. Под руководством выдающегося государственного деятеля и военачальника Мустафы Кемаля Ататюрка, который выступал за национальную независимость и развитие дружественных отношений с Советским Союзом, были осуществлены прогрессивные буржуазно - демократические реформы. После его смерти (1938) и особенно после второй мировой войны внешнеполитический курс страны заметно изменился.

Заключение соглашений с США в 1947 и 1948 годах положило начало олриентации Анкары на Вашингтон. Отношения двух государств стали более тесными с вступлением Турции в 1952 году в НАТО, в 1955-м в СЕНТО (прекратила существование в 1979 году). Она принимала участие в корейской войне, чтобы доказать свою преданность «интересам западного мира». С 1959 года последовательно, одно за другим подписываются американо-турецкие соглашения о сотрудничестве в военной области. В 1987 году срок действия последнего из них продлен до декабря 1990 года.

Следование в течение длительного времени прозападным курсом и активное участие в НАТО (военные расходы более 20 проц. бюджета) обусловили в конце 70-х годов застой в экономике, увеличение безработицы и другие трудности. Обострились классовые противоречия, активизировались экстремисты. В 1980 году высшее армейское руководство совершило военный переворот и образовало в новом составе совет национальной безопасности (СНБ), который впервые принял на себя всю полноту власти. Предпринимались меры против неофашистских и левацких террористических группировок, но главный удар был нанесен по леводемократическому и профсоюзному движению. Политическую систему в стране реорганизовали, централизовав власть под контролем военных. В 1982 году была принята новая конституция, наделившая главу государства широкими законодательными и исполнительными полномочиями.

Внешняя политика Турецкой Республики ориентируется на развитие сотрудничества с США и укрепление связей с НАТО, а отношение к основным международным проблемам определяется в целом ее активным участием в блоке и зависимостью от военной и экономической помощи стран Запада.

Физико - географические условия. Очертания страны напоминают прямоугольник, протянувшийся с запада на восток на 1600 км, а с севера на юг на 550 км (рис. 1). Ее площадь 780 тыс. км2, длина сухопутных границ составляет 2632 км, морских 5483 км, протяженность береговой линии 7200 км. Турция граничит с Советским Союзом (длина сухопутной границы 610 км), Болгарией (269 км), Грецией, Сирией, Ираком и Ираном. Морская граница с Грецией в соответствии с Лозаннским договором 1923 года проходит вблизи турецкого побережья, поэтому большинство островов, расположенных неподалеку от него, принадлежит Греции.

На юге территория государства омывается водами Средиземного моря, на западе — Эгейского, на севере — Черного и Мраморного, причем последнее целиком находится в пределах Турции. Единственный морской путь, позволяющий странам Черноморского бассейна иметь выход в океан, — проливы Босфор (длина 30 км, наименьшая ширина 700 м, наименьшая глубина судоходной части 20 м) и Дарданеллы (соответственно 120 км, 1300 м, 29 м). Их режим регулирует конвенция Монтрё 1936 года. Она предоставляет торговым судам всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. В мирное время черноморские державы могут проводить здесь свои военные корабли любого тоннажа с предварительным уведомлением турецких властей. Для военных кораблей других стран введены ограничения по классу и тоннажу. В случае участия Турции в войне, а также если она сочтет, что имеется непосредственная угроза войны, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход любых военных судов. Во время же войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

По характеру рельефа Турция — горная страна, возвышающаяся в среднем более чем на 1000 м над уровнем моря, при этом около четверти территории лежит между 1500 м и 2500 м. Вдоль Черноморского побережья проходят мощные гряды (протяженностью свыше 1000 км) Понтийских гор, представляющих собой почти параллельные цепи с узкими долинами между ними. Самые высокие вершины находятся в восточной части (гора Качкар 3937 м). На севере Понтийские горы резко понижаются к морю, оставляя 5—10-км прибрежную полоску, которая расширяется до 60—70 км лишь у устий крупных рек.

Сложная горная система под общим названием Тавр (Торос) протянулась на юге по побережью Средиземного моря. Ее западная часть — Ликийские горы — дугой огибает залив Анталья и прибрежную низменность. Их высокие (более 3000 м) хребты разделены долинами, по которым сравнительно облегчен путь в глубь страны. Центральный Тавр близко подходит к побережью, образуя лишь в некоторых местах узкие приморские равнины. В районе г. Мерсин горы поворачивают на северо - восток, а к югу от них остается обширная Аданская равнина. Южнее р. Мурат и озера Ван тянется Восточный Тавр. Хребет прорезают ущелья рек Евфрата и Тигра, служащие важными путями сообщения.

Восточнее р. Карасу находится самая высокогорная и труднодоступная часть страны. На Востоке ее расположена гора Большой Арарат (5165 м) — наивысшая точка Турции. В Западной Анатолии горные хребты относительно низкие. Только их отдельные вершины поднимаются до 2000 м. Морские берега преимущественно возвышенные, на севере и юге они изрезаны слабо, а на западе сильно расчленены заливами.

П-ов Малая Азия расположен в сейсмоактивной зоне, поэтому часты землетрясения, особенно на востоке, некоторые из них отличаются большой разрушительной силой.

Хотя территория Турции находится в субтропическом климатическом поясе, но горный рельеф и сложные циркуляции воздуха определяют резкие контрасты между прибрежными и внутренними районами. Климат в прибрежных районах (на юге и западе) средиземноморский, с сухим летом, на северо - востоке — влажный, во внутренних районах — континентальный. На низменностях средняя температура января 5 — 10°С, а июля 25 — 30°С, поднимаясь до 40°С в тихую погоду. На внутренних плоскогорьях температура несколько ниже: в январе от 0° до —15°С, в июле 15—22°С. В восточной части (в горах) морозы доходят до —35°С.

Наибольшее количество осадков выпадает на обращенных к морю склонах Понтийских гор и Тавра (1000 — 3000 мм), а в сухих внутренних районах их бывает всего 200 — 600 мм в год.

Речная сеть Турции довольно густая. Реки большей частью горные, мелководные, порожистые, с непостоянным уровнем воды и, как правило, несудоходны. После ливней возможны наводнения. На западе Анатолии реки сравнительно короткие, на востоке — более протяженные и полноводные. Здесь же находятся истоки рек Евфрат, Тигр, Кура и Аракс. В Восточной Фракии наиболее многоводным является приток Марицы — р. Эргене (280 км). Впадающая в Черное море р. Кызыл-Ирмак является самой длинной (1151 км). В стране имеется много озер. Наибольшие из них — высокогорное соленое озеро Ван (площадь свыше 3,7 тыс. км2) и мелкое соленое озеро Туз (до 2,5 тыс. км2), размеры и глубина которого изменяются в связи с сезонными и годовыми колебаниями уровня. На северо-западе находится группа пресных озер.

Население и государственный строй. Население Турции насчитывает 51,4 млн. человек (данные на конец 1986 года), из которых мужчин 50,5 проц. В последние годы рождаемость в стране уменьшилась, но сократилась и смертность, поэтому среднегодовые темпы роста (по разным источникам) составляют от 2,1 до 2,8 проц. По оценке турецких экономистов, численность населения к концу столетия может достичь 67 млн. человек. Результаты последних переписей показывают, что турки — нация молодая (38 проц. жителей в возрасте до 14 лет). В настоящее время в государстве действуют более 120 высших учебных заведений, так что в целом образовательный уровень повышается, но тем не менее свыше 30 проц. взрослого населения неграмотно. Неграмотных женщин примерно в 3,5 раза больше, чем мужчин. Во внешней миграции преобладала эмиграция в Западную Европу, а с конца 70-х годов — в страны Ближнего Востока. За рубежом работает примерно 2 млн. человек.

Средняя плотность населения более 65 человек на 1 км2, что ниже аналогичного показателя для Европы (94) и Азии (76). Однако распределено оно неравномерно. Наиболее густо заселены район Стамбула (до 700 человек на 1 км2), побережье Мраморного и Эгейского морей, причерноморские районы. Слабо заселены (пять — десять человек на 1 км2) засушливые плато к юго-западу от оз. Туз и высокогорный район к югу от оз, Ван. Число городских жителей постоянно растет. В 1950 году их было 18,5 проц., а сейчас около 50 проц. К крупнейшим городам относятся Стамбул (свыше 3 млн. жителей), столица Анкара (около 2 млн.), Измир (более 800 тыс.), Адана (650 тыс.), Бурса (свышо 500 тыс.) и Газиантеп (около 400 тыс.).

Турки составляют свыше 90 проц. населения. Кроме них, наиболее крупные национальные группы — курды (около 7 проц.), арабы, грузины, лазы, армяне и другие. Государственный язык турецкий, алфавит которого основан на латинице. Большинство жителей мусульмане (исповедуют ислам суннитского толка). Хотя ислам перестал быть государственной религией 60 лет назад, но его догмы еще оказывают сильное влияние на умы и привычки людей. Как отмечает турецкая печать, в последние годы наблюдается «возрождение ислама» во многих областях жизни и деятельности общества.

По форме правления Турция — республика. Главой государства является президент (он же верховный главнокомандующий вооруженными силами), избираемый парламентом на семь лет. Высшая законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту (меджлис), в который входят 450 депутатов, избираемых на пятилетний срок. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством (совет министров) во главе с премьер-министром. Важную роль в политической жизни страны играет СНБ, в состав которого входит президент, премьер-министр, начальник генерального штаба, министры обороны и иностранных дел, командующие видами вооруженных сил. В качестве консультативного органа президента большое значение придается высшему военному совету, в котором в отличие от СНБ нет гражданских лиц.

Постоянными членами этого органа являются командующие видами вооруженных сил и все военачальники в звании армейский генерал, а возглавляет его начальник генерального штаба.

Крупнейшая административная единица — бёльге. Всего их восемь с центрами Адана, Анкара, Диярбакыр, Измир, Кайсери, Конья, Стамбул, Эрзурум. Бёльге разделен на несколько губерний — илов (прежнее название — вилайет), которых насчитывается 67.

Основные политические партии и профсоюзы. Партия отечества — правящая, основана в 1983 году, выражает интересы крупной буржуазии. Социал-демократическая народная партия, стоящая на позициях буржуазного социал-реформизма, была образована в 1985 году в результате слияния Партии социальной демократии и Народной партии. Партия верного пути — правая партия средней и части крупной буржуазии и помещиков, учреждена в 1983 году. Демократическая левая партия функционирует с 1985 года.

Коммунистическая партия Турции (основана в 1920 году) возглавляет борьбу трудящихся против империализма, крупных землевладельцев и компрадорской буржуазии (осуществляющей торговое посредничество с иностранными компаниями на внутреннем и внешнем рынке) за объединение всех прогрессивных, патриотических сил. С 1923 года находится на нелегальном положении. Рабочая партия Турции ведет борьбу за объединение всех левых сил в борьбе за мир, независимость, демократию и социализм. Она оформилась в 1961 году, спустя десять лет была запрещена, а в 1975 году воссоздана вновь. С 1980 года после военного переворота также действует нелегально. В 1984 году шесть левых партий, включая Коммунистическую партию Турции, провозгласили создание Левого единства Турции и Турецкого Курдистана с целью совместной борьбы в рамках широкого фронта демократических и миролюбивых сил за замену режима диктатуры в стране демократическим правительством. В октябре 1987 года Коммунистическая и Рабочая партии Турции объявили о слиянии и создании Объединенной коммунистической партии.

Самое крупное профсоюзное объединение, деятельность которого разрешена после переворота 1980 года, — Конфедерация рабочих профсоюзов Турции. Конституция 1982 года запрещает создание профсоюзов государственных служащих, выдвижение профсоюзами политических требований, проведение политических и всеобщих забастовок.

Экономика. Турция — аграрно - индустриальная страна, экономика которой в значительной мере зависит от иностранного капитала, прежде всего США и ФРГ. Объем промышленного производства составляет примерно 0,3 проц. выпуска промышленной продукции капиталистическими государствами. По данным, опубликованным турецкой ассоциацией промышленников и бизнесменов, за 1981—1985 годы среднегодовой прирост валового национального продукта (ВНП) составлял 4,6 проц. В 1986 году по сравнению с предыдущим годом, когда промышленность и сельское хозяйство испытывали определенные трудности, ВНП вырос на 8 проц. и составил 57,6 млрд. американских долларов. В структуре производства ВНП на промышленность приходилось 28,2 проц., сельское хозяйство — 20,4, строительство — 5,5, транспорт и связь — 8,6 проц. В 1985 году началось осуществление пятой пятилетней программы экономического развития, по которой предусматривается доведение среднегодовых темпов прироста ВНП до 6,3 проц., продукции промышленности — 7,5 проц. и сельского хозяйства — 3,6 проц. Как особенность следует отметить то, что наряду с ростом в течение ряда последних лет капиталовложений в экономику, прежде всего в промышленность, и увеличением поступлений валюты внешний государственный долг близок к 40 млрд. долларов, дефицит внешнеторгового баланса достигает 3,5 — 4 млрд, долларов, продолжают оставаться значительными темпы роста инфляции (1986 год — около 30 проц., 1987-й — почти 40 проц.) и уровень безработицы (сейчас 4 млн. человек).

Существенную роль в экономике играет государственный сектор. Государство владеет всем железнодорожным транспортом, средствами связи, ему принадлежит почти все производство электроэнергии, около 3/4 кредитно - банковской системы, 2/3 продукции добывающей промышленности и 1/3 обрабатывающей, 50 проц. морского транспорта.

Сырьевые и энергетические ресурсы. Недра Турции хранят различные полезные ископаемые, но добыча их развита пока недостаточно. На добывающую промышленность приходится около 7 проц. общего промышленного производства, или менее 2 проц. ВНП, в ней занято 128 тыс. человек.

В стране добывается каменный уголь (Зонгулдакское месторождение), бурый уголь (Тавшанлы, Тунчбилек и другие), нефть (в основном на востоке и юго-востоке — районы Батман и Гарзан; ее разведка в Эгейском море пока не дала практических результатов), природный газ, железная руда (Центральная и Западная Анатолия), марганцевая, медная и вольфрамовая руды (на северо-западе, на склонах горы Улудаг), хромиты, бокситы (Бейшехир), ртуть. Из нерудных ископаемых следует отметить мрамор (один из главных центров добычи — о. Мармара, от которого получило название Мраморное море). Добываются также сера, селитра. Ведутся разработки каменной, морской и озерной соли.

Производство и добыча основных видов полезных ископаемых в 1986 году характеризовалось следующими данными (тыс. т, в скобках для сравнения указан 1981 год): каменный уголь — 7281 (7285), бурый уголь — 36 524 (18 951), нефть — 2393 (2364), железная руда — 4250 (2935), хромовая руда — 764 (574), вольфрамовый концентрат — 618 т. В целом, по оценке западных специалистов, запасов полезных ископаемых достаточно для удовлетворения потребностей развивающейся промышленности, а некоторые руды и металлы (черновая медь, алюминий) экспортируются. Вместе с тем отдельные сырьевые товары приходится ввозить, например железную РУДУ, кокс. Не обеспечиваются потребности и в топливно-энергетических ресурсах: потребление сырой нефти превышает ее производство в 6—7 раз и покрывается за счет импорта из Ирака, Ирана, Саудовской Аравии и Ливии. В Турции действуют пять нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью по переработке около 28 млн. т. сырой нефти в год.

В топливно-энергетическом балансе на каменный и бурый угли приходится примерно 30 проц., нефтепродукты — свыше 40, гидроэнергию — 10, на дрова и другие виды топлива — остальное. Наиболее крупные тепловые электростанции построены в Амбарлы, Ятаган, Сейитомер, крупнейшие ГЭС — в Кебан, Хасан-Угурлу и Гёкчекая. В 1986 году выработано 40 млрд. кВт-ч электроэнергии, в 1981-м — 25 млрд. В 1986 году создан консорциум, в который вошли английская, канадская и турецкая компании, для строительства недалеко от г. Мерсин первой в Турции атомной электростанции. Ввод ее в строй намечен на 1992 год.

В обрабатывающей промышленности создается 84 проц. промышленной продукции страны (23,8 проц. ВНП). В ней занято более 1,9 млн. человек. Производственные мощности в среднем в 1986 году использовались на 73 проц. Наибольшее развитие получили текстильная, пищевая (обеспечивает около 1/3 экспорта) и химическая отрасли, а также производство строительных материалов. Создана черная и цветная металлургия, в значительной мере удовлетворяющая внутренние потребности в металлах. Крупнейшие заводы по выплавке чугуна и стали действуют в Эрегли, Искендерун, Карабкж, медеплавильные — в Самсун, Эргани, Мургул и Стамбул, свинцово - цинковый комбинат — в Кайсери, а единственный алюминиевый — в Сейдишехир. В 1986 году (в скобках 1981-й) произведено: чугуна 3,4 млн. т. (1,7), проката 3,6 (1,7), черновой меди 25 тыс. т. (в 1985-м — 27).

Спрос на средства наземного транспорта (легковые автомобили, автобусы, грузовики малой и средней грузоподъемности, товарные вагоны), сельскохозяйственные машины, электротехнические изделия, химическое сырье, минеральные удобрения обеспечивается в большей степени за счет производства в стране. Строятся некоторые виды металлообрабатывающих и тквцких станков. Автосборочные и тракторо-сборочные предприятия построены в окрестностях Стамбула, в городах Анкара, Конья, Бурса, Измит и Измир. В 1986 году выпущено 76 тыс. легковых и 15,2 тыс. грузовых автомобилей, более 10 тыс. автобусов (включая микроавтобусы) и 32 тыс. тракторов. Железнодорожные тепловозы, пассажирские и товарные вагоны строят в городах Эскишехир, Адапазары и Сивас, торговые суда среднего водоизмещения — на верфях в пригородах Стамбула, Измита, Измира и Эрегли.

Необходимо подчеркнуть: производственные мощности наиболее современных отраслей промышленности принадлежат смешанным турецким и иностранным компаниям, а большинство сложных изделий выпускается по зарубежным лицензиям. Иностранный капитал хотя и не занимает главенствующего положения в турецкой экономике, но является ее важным элементом Характерна концентрация промышленного производства: в восьми крупнейших городах сосредоточено свыше 65 проц. занятых в промышленности, особенно доминирует индустриальный район Стамбула. Имеется диспропорция в развитии западных и восточных илов.

Важной отраслью турецкой экономики является сельское хозяйство. В нем занято 9,3 млн. человек (57,5 проц. экономически активного населения), его доля в ВНП хотя и несколько падает, но продолжает оставаться на высоком уровне. Земля принадлежит в основном крупным помещикам и кулакам, ее значительная часть обрабатывается арендаторами. По оценке западных экономистов, данная отрасль в целом обеспечивает потребности страны в сельскохозяйственных продуктах и сырье.

Основой сельского хозяйства Турции считается растениеводство. По производству ячменя и свеклы она занимает первое место среди капиталистических стран Азии, а пшеницы — второе. Сбор сельскохозяйственной продукции в 1986 году (в скобках в 1981-м) составил в млн. т: пшеницы — 19 (17), ячменя — 7 (5,9), ржи — 0,35 (0,53), кукурузы — 2,3 (1,2), сахарной свеклы — 10,6 (11,2). Видное место в продовольственном и кормовом балансе занимают бобовые культуры. В большинстве районов ведущей отраслью животноводства является овцеводство. По поголовью овец (около 49 млн.) Турция входит в первую десятку государств мира, а по количеству ангорских коз (примерно 3,5 млн.) занимает второе место. Всего коз насчитывается почти 18 млн. Поголовье крупного рогатого скота достигает 15 млн. В сельской местности широко используются лошади, мулы и ослы.

Военная промышленность. После второй мировой войны основная часть оружия и военной техники поступала из стран Запада, поскольку в Турции имелись ограниченные возможности для его производства. Хотя в последние годы поставщиками современного вооружения по-прежнему остаются государства — члены НАТО, турецкое военно-политическое руководство пересмотрело политику в этой области и приняло несколько программ развития собственной военно-промышленной базы, стремясь перейти от импорта готовых изделий к ввозу отдельных узлов, производственного оборудования и технологии. По оценке зарубежных специалистов, в Турции рассчитывают тем самым не только в большей степени удовлетворять внутренние потребности, но и выйти с некоторыми s образцами на мировой рынок, прежде всего исламских государств, что при отсутствии развитой научно - технической базы будет довольно трудной задачей.

Проводимая правящими кругами линия на денационализацию промышленности нашла свое отражение и в военном производстве. В ноябре 1985 года были созданы управление по развитию и обеспечению военной промышленности и подчиненный ему фонд, который призван стать дополнительным источником средств для стимулирования частного сектора военной промышленности и привлечения иностранных компаний с их передовой технологией. На конец 1986 года фонд располагал 500 млн. долларов. Большинство предприятий, выпускающих продукцию военного назначения, принадлежит государству.

Авиационная промышленность представлена авиасборочными, авиаремонтными заводами и мастерскими. В соответствии с американо-турецким соглашением в Мюртед завершено строительство предприятия по сборке тактических истребителей F-16, а в Эскишехир — авиационных двигателей для них. На первых стадиях реализации проекта сборка будет производиться из комплектующих узлов, поставляемых США, затем производство должно быть освоено на месте. Выпуск первых самолетов начат в 1987 году. На заводе в Анкаре может осуществляться сборка вертолетов UH-1H, а также капитальный ремонт вертолетов, состоящих на вооружении турецкой армии.

Производственные мощности бронетанковой промышленности позволяют проводить капитальный ремонт, модернизацию танков и другой бронетанковой техники, закупленной за рубежом, а также выпускать в ограниченных размерах запасные части. Основные предприятия расположены в, городах Арифие, Кайсери, Анкара, ремонтные мастерские — в Чорлу, Адапазары, Эрзурум и других. Большую роль в развитии этой отрасли играет техническое содействие ФРГ. В частности, с ее помощью планируется организовать сборку танков «Леопард», завершается строительство завода по производству военных автомашин и двигателей к ним.

На заводах организован также выпуск легкого стрелкового оружия, пулеметов, 81-мм и 120-мм минометов и боеприпасов к ним. Небольшая часть последних идет на экспорт. С 1985 года начато производство 105-мм танковых пушек. Основные предприятия этих отраслей действуют в городах Кырыккале, Анкара, Стамбул. Радиостанции военного назначения производятся на заводе в Анкаре. При техническом содействии Великобритании ведется строительство предприятия по изготовлению радиолокационных станций, а также предполагается возвести завод по сборке ЗРК «Рапира» и выпуску его отдельных элементов. С 1986 года с помощью США налажено производство ПТУР «Toy». Ведутся переговоры с фирмами Франции и ФРГ по совместному производству ЗРК «Роланд».

На кораблестроительных верфях осуществляется ремонт кораблей и судов всех классов, имеющихся в составе турецкого флота, а также могут строиться эскадренные миноносцы, корпуса дизельных подводных лодок, танкоде-сантные корабли и вспомогательные суда, при этом сложные узлы и агрегаты, современная радиоэлектроника и вооружение закупаются за границей. Основные верфи ВМС находятся в Гёльджюк и Ташкызак (Стамбул). На первой продолжается строительство подводных лодок западногерманского проекта 209, а также фрегатов УРО проекта МЕКО 200, а на второй — малых противолодочных кораблей, сторожевых и ракетных катеров.

По оценке западных специалистов, военная промышленность Турции переживает период интенсивного развития и структурной перестройки. В случае выполнения намеченных программ эта отрасль к концу столетия сможех в основном удовлетворять потребности вооруженных сил в оружии и военной технике.

Транспорт. На развитие транспортной сети оказывали влияние физико-географические условия, исторические особенности развития и потребности экономики. Горные хребты затрудняют связь морских побережий с центральными районами. Всего два черноморских порта (Зонгулдак и Самсун) и два средиземноморских (Мерсин и Искендерун) соединены железными дорогами с внутренними районами. Имеется пять наиболее важных автомобильных магистралей, пересекающих страну в меридиональном направлении. Лучше развита дорожная сеть в западной части страны и районах, прилегающих к зоне Черноморских проливов. В горной Восточной Анатолии движение с севера на юг очень затруднено, а маршруты в широтном направлении проходят вдоль речных долин, пересекают перевалы.

Важнейшими горными проходами, по которым пролегают автомобильные и железные дороги, являются Зонгулдакский (по долине р. Енидже, длина 100 км, ширина 0,5 — 5 км, в узостях 15—20 м), Карс-Эрзинджан-Сивасский (по долинам рек Карс, Карасу, Евфрат, Кызыл-Ирмак, около 600 км, 0,1 — 25 км, 20—50 м), Самсунский (по долинам рек Мурат, Терса-кан, Ешиль-Ирмак, 95 км, ширина 200—400 м) и Ки-ликийские Ворота (по долине р. Чакыт, 70 км, 0,4 — 2 км, 10—20 м). Только шоссе построены в Траб-зонском проходе (по долинам рек Харшит, Чорох и других, 300 км, 0,1 — 0,6 км, до 15 м) и Чорох-ском (по долине р. Чорох, 250 км, 0,1 — 0,8 км, до 10 м, в расширениях до 10 км). Кроме того, к границам Советского Союза примыкают Келькитский и Каракёсе - Муш - Элязыг-ский проходы.

Через важные перевалы Зигана (Восточно-Понтийские горы, высота над уровнем моря 2025 м) и Коп (Армянское нагорье, 2390 м) проложены шоссе, а через Саганлук еще и железная дорога. Автомобильные перевалы открыты с марта — апреля по октябрь, а последний — с мая по октябрь.

Автомобильный транспорт занимает первое место в стране по объему грузопассажирских перевозок (до 2/3). Автопарк насчитывает около 1,5 млн. единиц (свыше половины — легковые машины). Автомобильные дороги являются основными транспортными магистралями. Их общая протяженность составляет 232 тыс. км, в том числе почти 61 тыс. км с твердым покрытием. Шоссе связывают все важнейшие административно политические, промышленные центры и морские порты. Но многие небольшие населенные пункты, лежащие в стороне от главных дорог, во время выпадения осадков оказываются отрезанными от внешнего мира. В зимнее время на горных участках и перевалах часты снежные заносы, из-з; которых движение может прекращаться полностью.

Обычно ширина проезжей части дорог составляет от 4 до 10 м при ширине дорожного полотна 5 — 12 м. В Западной Анатолии имеются современные автострады. На дорогах много искусственных сооружений: мостов (более 3 тыс), тоннелей (свыше 50), виадуков, снегозащитных галерей, подпорных стенок. Характерны крутые повороты, подъемы и спуски. В 1973 году был построен стальной автомобильный мост через Босфор (длина 2789 м, ширина 26 м), после сдачи в эксплуатацию которого значительно возросли транзитные потоки грузов из Европы через Турцию в страны Среднего Востока. В настоящее время в нескольких километрах от него строится еще один мост. Существенную роль для страны, омываемой с трех сторон морями, играет морской транспорт. Он занимает второе место по объему грузовых каботажных перевозок и играет значительную роль в обеспечении внешней торговли, хотя примерно 50 проц. внешнеторговых перевозок осуществляется судами под флагами других государств. Военные специалисты западных стран важное место отводят морскому транспорту в перебросках войск, военных грузов из государств Севератлантического блока.

На середину 1986 года в Турции насчитывалось 825 судов (валовая вместимость каждого 100 per, т и более, суммарная свыше 3,4 млн. per. т). По этому показателю страна занимает 25-е место в мире (в 1981 году — 35-е место).

На морских побережьях построено свыше 50 портов, 15 из них используются для внешнеторговых перевозок. Крупнейшими по грузообороту являются Стамбул, Мерсин, Искендерун, Измир, Эрегли, Зонгулдак, Измит (среднегодовой грузооборот каждого превышает 1,5 млн. т).

На третьем месте по объему перевозок находится железнодорожный транспорт. В течение последних лет его доля в грузовых перевозках несколько повышалась.

8 1980 году она составляла 9 проц., в 1985-м была уже 13, а к 1990-му, по оценкам турецких экономистов, должна превысить 18 проц. Протяженность железных дорог составляет 8,2 тыс. км, из которых около 300 км электрифицированных. Большинство их однопутные, ширина колеи 1435 мм. На начало 1986 года в стране насчитывалось почти 600 тепловозов, 300 паровозов, 25 электровозов, 23 тыс. грузовых вагонов и около 1,1 тыс. пассажирских. К 1989 году предполагается увеличить число тепловозов до 745, а паровозов сократить до 240.

Железные дороги проходят в основном по сильно пересеченной и горной местности, имеют сложный профиль пути, много кривых малого радиуса (около 250 м). На них построено свыше 25 тыс. мостов (общей протяженностью 75 км) и почти 700 тоннелей (170 км), имеются также другие сооружения. На участке Ван — Татван протяженностью 96 км через оз. Ван построена паромная переправа, которую обслуживают два парома. За сутки паром совершает два-три рейса. На палубе может разместиться локомотив и восемь — десять двухосных вагонов. Крупными железнодорожными узлами являются Стамбул, Балыкесир, Эскишехир, Измир, Анкара, Ма-латья, Сивас и другие.

В 1982 году принята программа модернизации железных дорог до конца текущего десятилетия, в соответствии с которой намечено реконструировать 4,2 тыс. км дорог, обеспечить повышение скорости движения поездов на основных направлениях, увеличить минимальный радиус кривых до 900 м. Прави- тельством одобрено проведение турецкой и американской компаниями исследований относительно строительства под Босфором в районе Стамбула 8-км двухпутного железнодорожного тоннеля.

Определенное развитие в стране получил воздушный транспорт. Аэродромная сеть насчитывает свыше 100 аэродромов с взлетно - посадочными полосами, имеющими твердое покрытие, а также грунтовых. Важнейшие аэропорты построены в городах Стамбул (Ешилькёй), Анкара (Эсенбога), Измир (Чигли). Пераые два обеспечивают прием любых типов современных самолетов. Парк гражданской авиации насчитывает 245 самолетов. Внутренние и некоторые международные рейсы выполняются турецкой государственной авиакомпанией.

Общая длина трубопроводов (для перекачки нефти и продуктов ее переработки) в Турции достигает более 4 тыс. км, из которых примерно 2,5 тыс. км приходится на продуктопроводы. Основой всей системы являются магистральные трубопроводы НАТО, состоящие из западной и восточной сетей протяженностью около 1000 км каждая. Кроме того, два трубопровода принадлежат турецкой нефтяной компании. По магистральным трубопроводам НАТО (уложены в грунт на глубину 1—2 м) последовательно могут перекачиваться различные нефтепродукты для обеспечения топливом объединенных ВВС НАТО и основных группировок сухопутных войск. Западная сеть трубопроводов включает магистральный трубопровод Анталья — Кютахья — Чукурхисар — Измит — Стамбул — Чаталджа и два ответвления от него (Чукурхисар — Караджабей — Бандырма и Караджабей — Балыкесир), а восточная — Искендерун — Османие — Малатья — Эрзурум — Хорасан (ответвление Малатья — Диярбакыр — Батман). На трассах трубопроводов сооружено более 30 складов ГСМ общей расчетной емкостью около 500 тыс м3.

В комплексе мероприятий, проводимых военно-политическим руководством Турции в соответствии со своими планами и планами НАТО по совершенствованию военной инфраструктуры, большое внимание уделяется развитию аэродромной сети и базированию сил флота. Более 40 аэродромов имеют ВПП, пригодные для использования всеми типами самолетов тактической авиации. По территории страны они размещены равномерно, но с несколько большей плотностью в Западной и Центральной Анатолии. С целью повышения живучести авиации на аэродромах строятся арочные укрытия, способные защитить самолет от ударов ракет класса «воздух — земля», воздействия ударной волны и осколков авиабомбы массой до 250 кг, разорвавшейся в непосредственной близости, и проводятся мероприятия по маскировке.

Основными турецкими авиационными базами являются Эскишехир, Мюртед, Бандырма, Балыкесир, Диярбакыр, Мерзифон и Эрхач. Имеются также две учебные авиационные базы в Конья и Чигли. На юге страны расположена американская авиационная база Инджирлик, где постоянно находятся на боевом дежурстве самолеты тактической авиации ВВС США. На период осложнения международной обстановки или на время учений турецкими ВВС в распоряжение объединенных ВВС НАТО выделяются 19 аэродромов. Кроме вышеназванных баз, в их число входят аэродромы Акхи-сар, Анталья, Батман, Енишехир, Сивас, Сиврихисар, Топел, Эрзурум, Эркилет.

Базирование флота осуществляется на пяти военно - морских базах (Гёльджюк, Эрегли, Стамбул, Измир, Искендерун) и восьми пунктах базирования. В мирное время большая часть корабельного состава базируется на главной военно - морской базе Гёльджюк, а при несении боевого патрулирования и в период учений — на остальные. Командованию ГВМБ подчинены ремонтные заводы и мастерские, центр снабжения, судостроительная верфь, а также склады артиллерийских боеприпасов, мин и торпед.

В последние годы значение Турции в милитаристских планах США и Североатлантического блока еще более возросло. Ее территорию — южный фланг НАТО — Пентагон рассматривает не только как плацдарм для ведения военных действий против Советского Союза и социалистических стран Балканского п-ова, но и в качестве перевалочной базы при перебросках «сил быстрого развертывания» на Ближний и Средний Восток. Только Соединенным Штатам предоставлено право на использование более 60 баз и объектов, созданных на турецкой территории. Так, в Анкаре расположились штаб объединенной американской военной миссии, координирующей действия по выполнению соглашений между Турцией и США о военной помощи, и штаб авиационной группы, предназначенной для обслуживания и материально-технического обеспечения объектов ВВС США в Турции.

Старший партнер по блоку НАТО развернул в этой стране такие военные объекты, как центр слежения за деятельностью Советских Вооруженных Сил и пусками МБР (Пиринчлик, 25 км западнее Диярбакыр), центры радио- и радиотехнической разведки (в районе г. Синоп и в Анадолуквагы, пролив Босфор), станция сейсмической разведки, осуществляющая сбор информации о ядерных испытаниях (Гёльбаши, юго-западное предместье Анкары), станция радионавигационной системы ЛОРАН-С (населенный пункт Каргабурун на северном побережье Мраморного моря), узлы и станции связи (в районе городов Измир, Анкара, Адана, Синоп, Сам-сун, Малатья, Диярбакыр, Инджирлик, Чорлу, Чакмак-лы, Эрзурум и других), склады горюче-смазочных материалов (в портах Искендерун, Юмурталык, Измир).

Зарубежные публикации содержат указания на то, что на авиабазах Балыкесир, Инджирлик, Мюртед, Топел, Эрзурум, Эрхач, Эскишехир, в районе Чакмаклы и других имеются склады и пункты хранения ядерных боеприпасов, где хранится свыше 500 ядерных боеприпасов.

Общее число американских военнослужащих, постоянно находящихся в Турции, составляет примерно 5 тыс. человек.

Судя по сообщениям иностранной печати, здесь размещены также военные базы и объекты, используемые в интересах блока НАТО, — всего около 40. В числе наиболее важных штаб объединенных сухопутных войск НАТО в юго-восточной части Южно-Европейского ТВД и штаб 6 ОТАК НАТО (оба в г. Измир), вышеупомянутые авиабазы, радиолокационные посты ПВО Турции, входящие в объединенную автоматизированную систему противовоздушной обороны НАТО «Нейдж», радиоэлектронное оборудование для обработки разведывательных данных и средства связи системы дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС (развернуто в Конья), узлы тропосферной, радиорелейной и спутниковой связи (Измир, Анкара и другие), военные склады, основная часть которых расположена в Восточной Фракии, зоне Черноморских проливов и в приграничных с СССР районах.

Являясь активным членом НАТО и выполняя обязательства перед блоком, Турция содержит самые многочисленные регулярные вооруженные силы среди европейских стран НАТО (свыше 654 тыс. человек). Втягивание страны в орбиту широкомасштабных агрессивных приготовлений направлено против социалистических государств и стран Ближнего и Среднего Востока.

Полковник В. Элин

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №1 1988.

Последнее обновление 13.02.2011 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru