Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Морской торговый флот в планах НАТО

 

Морской торговый флот в планах НАТО

 

В современных условиях, характеризующихся непрерывным повышением роли торговых и экономических связей между странами мира, все возрастающую роль играют морские и океанские перевозки, доля которых в системе международного грузооборота достигла в наши дни 75—80 проц. Морской торговый флот — это самый экономичный вид транспорта, что обусловливается значительной грузоподъемностью судов, относительно небольшими капиталовложениями в оборудование морских путей и сравнительно малым расходом мощности при доставке грузов. По перечисленным причинам себестоимость морских перевозок ниже железнодорожных на 40—50 проц., а автомобильных — более чем в 20 раз.

Согласно сведениям Регистра Ллойда, по состоянию на 1 июля 1983 года численность судов мирового флота (валовой вместимостью 100 per. т и более) составляла примерно 76 100 единиц, суммарная валовая вместимость которых 422 600 тыс. per. т. (Объем помещений судна (в регистровых тоннах, 1 per. т—2,83 м3). находящихся как поп верхней палубой, так и в крытых надстройках на верхней палубе и выше. При этом не учитываются объемы междудонных отсеков, предназначенных и используемых для водяного балласта, а также помещений, расположенных в машинном и котельном отделениях, рулевая рубка, камбузы, световые люки.) и дедвейт 694 500 тыс. т.(Суммарная величина полезного груза (в тоннах), перевозимого судном, веса топлива. масла, питательной, мытьевой воды, пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия.)

Под флагами стран НАТО плавает около 30 тыс. торговых судов (см. таблицу) общим дедвейтом более 245 млн. т.

Однако представленные в таблице данные не отражают в полном объеме количественные характеристики торговых флотов государств НАТО. Следует иметь в виду, что многие капиталистические страны, в том числе и указанные в таблице, регистрируют свои суда под «удобными флагами» Либерии, Панамы и некоторых других стран. Так, под либерийским флагом плавает, по свидетельству зарубежной печати, свыше 2 тыс. не принадлежащих ей судов валовой вместимостью более 67,5 млн. per. т и дедвейтом до 133,2 млн. т. Поэтому, хотя в США под национальным флагом зарегистрировано лишь 6437 судов (дедвейт 29,3 млн. т), фактический суммарный дедвейт американского торгового флота составляет более 90 млн. т.

Под «удобными флагами» содержится также около 1000 греческих судов (дедвейт 30,8 млн. т). В основном по этой причине сократился за последние три года на треть торговый флот Великобритании, уменьшилась на 2,8 млн. per. т валовая вместимость норвежского флота, на 1,0 млн. итальянского, на 2,0 млн. французского, на 1,5 млн. per. т. западногерманского.

Качественный состав торговых флотов стран НАТО неоднороден. Наиболее современные суда имеют Дания (у 77 проц. из них возраст менее 10 лет). Франция (73 проц.), ФРГ (69 проц.), Норвегия (68 проц.). Морской торговый флот является практически единственным видом транспорта, способным осуществлять массовые перевозки грузов между континентами. Исходя из вышеизложенного, военно-политическое руководство США и НАТО, как отмечает зарубежная печать, рассматривает торговый флот в качестве важного резерва ВМС на случай войны, прямо называя его «четвертым видом» вооруженных сил. Подтверждением этого может служить участие торговых судов во второй мировой войне, агрессивных войнах в Корее и Вьетнаме, в Фолклендских событиях 1982 года.

Как заявляют иностранные военные специалисты, торговый флот в угрожаемый период или с началом военных действий будет привлекаться для массовых перевозок войск и боевой техники на ТВД, материально-технического и тылового обеспечения флота (снабжение кораблей топливом, боеприпасами, продовольствием; проведение судоремонтных работ, ремонта оружия и техники; организация отдыха личного состава, медицинское обеспечение и т. д.).

Особое значение имеет доставка некоторых видов стратегического сырья и готовой продукции из США в Европу с целью поддержания на необходимом уровне военно-экономического потенциала стран НАТО. Сообщается, что для обеспечения начального периода боевых действий объединенных вооруженных сил этого агрессивного блока на Европейском театре войны нужно будет доставить из Соединенных Штатов около 10 млн. т оружия, военной техники, предметов снабжения и МТО. Так, только для переброски одной механизированной дивизии США потребуется перевезти более 100 тыс. т оружия, боевой техники и различных грузов. Кроме того, такой дивизии во время боевых действий ежедневно необходимо 1 тыс. т боеприпасов и других предметов МТО. К настоящему времени в НАТО составлены списки торговых судов, которые подлежат реквизиции у владельцев в случае возникновения чрезвычайной обстановки.

Как сообщает зарубежная печать, в угрожаемый период торговые суда стран блока валовой вместимостью свыше 2 тыс. per. т, скоростью хода более 20 уз и сроком службы до 20 лет передаются в НАТО. Одно из основных требований к ним — возможность быстрого переоборудования во вспомогательные суда. Подчеркивается также, что объединенный торговый флот блока может включать около 10 тыс. судов суммарной валовой вместимостью 230 млн. per. т. Полная его мобилизация по существующим нормативам должна быть проведена за шесть месяцев.

В настоящее время в странах НАТО, как и в мирном судоходстве в целом, все большее внимание уделяется строительству специализированных судов (контейнеровозов, ролкеров, лихтеровозов). По мнению экспертов Североатлантического блока, наиболее удобными для перевозок боевой техники являются суда с горизонтальным способом погрузки и выгрузки класса «ро-ро» (ролкеры) и лихтеровозы. Эти суда по своим конструктивным особенностям обеспечивают высокую скорость обработки грузов, не требуют портового грузоподъемного оборудования. Контейнеровозы могут эффективно применяться для доставки предметов материально-технического снабжения. Пассажирские суда в военное время предполагается использовать как войсковые транспорты, поэтому при их строительстве и модернизации предусматривается создание условий для уплотнения размещения войск, обеспечения питанием, питьевой водой, медицинским обслуживанием и т. д.

Продолжается изучение вопросов, связанных с переоборудованием торговых судов во вспомогательные суда ВМС и установкой на них в короткие сроки эффективных систем оружия. В качестве возможных вариантов рассматриваются американская система «Арапахо» и английские SCADS и DEMS.

Автономная контейнерная корабельная система «Арапахо» (устанавливается на контейнеровозах} предназначена для противолодочной обороны судов, проведения минно-тральных операций, а также снабжения боевых кораблей и вспомогательных судов в море с помощью вертолетов. В ее состав входят вертолеты системы ЛЭМПС со средствами управления, ангары (собираются из контейнеров), две взлетно-посадочные площадки и соответствующее МТО. Все оборудование располагается в 64 стандартных контейнерах, из которых 15 предназначены для жилых и служебных помещений. Среднее время установки этой системы оружия на судне не более 40 ч.

Английская корабельная система SCADS (Shipborne Containerised Air Defense> System) призвана обеспечивать прежде всего противовоздушную оборону судов. Она также размещается в основном на контейнеровозах и включает самолеты «Си Харриер», вертолеты «Си Кинг», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Си Вулф», систему постановки пассивных помех «Шиилд», РЛС обнаружения воздушных целей, систему опознавания, средства управления, обеспечивающие координацию работы всех элементов системы ПВО, а также материально-технического обеспечения. Для взлета и посадки самолетов «Си Харриер» на палубе судна устанавливается рампа с трамплином. Все оборудование размещается в 130 стандартных контейнерах, из которых 56 предназначены для жилых и служебных помещений. Среднее время развертывания системы около 48 ч. Автономная корабельная система DEMS-2 осуществляет противолодочную и противовоздушную оборону конвоя. Она включает противолодочные вертолеты, вооруженные ПКР и торпедами, ЗРК «Си Вулф», систему постановки пассивных помех «Шиилд», скорострельные зенитные артиллерийские установки, средства технического обслуживания. В настоящее время, отмечается в западной прессе, обсуждаются также проблемы обеспечения обороны одиночных судов, следующих в конвоях (вариант DEMS-3). Английские специалисты пришли к выводу, что в таких случаях наиболее целесообразно иметь на торговых судах скорострельные зенитные артиллерийские установки калибра 40 или 20 мм типа «Эрли-кон» либо «Бофорс» и систему пассивных помех типа «Шиилд». Эти положения, как отмечает зарубежная печать, будут учтены при строительстве новых судов торгового флота.

По сообщениям иностранной печати, в Великобритании принято решение об оснащении трех контейнеровозов системой SCADS. Работы по ее размещению на контейнеровозе «Астрономер» были завершены в конце 1983 года, после чего он был переклассифицирован во вспомогательный вертолетоносец и получил название «Рилайент». Подчеркивается, что затем «Рилайент» привлекался к оказанию поддержки боевым кораблям у побережья Ливана и совместно с десантно-вертолетным кораблем-доком «Интрепид» принимал участие в эвакуации английских военнослужащих из Бейрута. В ходе переоборудования на судне были установлены ангар для авиационной техники (в носовой части), полетная палуба (в средней части), с которой одновременно могут осуществлять взлет и посадку два вертолета, вторая кормовая надстройка с 20-мм зенитными артустановками и, кроме того, жилые и служебные помещения для личного состава, обслуживающего систему. Контейнеровоз в состоянии принять на борт до десяти вертолетов. В настоящее время решено переоборудовать второй контейнеровоз «Контендер Безант». Он сможет взять на борт и обеспечить боевую деятельность примерно до 12 самолетов «Си Харриер» и шести вертолетов «Си Кинг».

Значительное внимание в странах НАТО уделяется подготовке экипажей судов по использованию установленных на борту систем оружия, а также отработке совместного плавания в условиях военного времени. Западные специалисты считают, что командный состав должен знать организацию конвоев, уметь применять средства связи и РЭБ, быть подготовленным в вопросах уклонения от атак самолетов, противокорабельных ракет и торпед противника. В США, Великобритании, ФРГ, Норвегии при военно-морских колледжах имеются специальные курсы для командного состава торговых судов. Главное внимание в программах обучения уделяется вопросам организации ВМС, плаванию в конвоях, сигналопроизводству, радиосвязи и т. д.

Практические навыки отрабатываются во время учений. Суда торгового флота привлекаются для переброски войск и военных грузов с континентальной части США в Европу. Так, в маневрах ОВС НАТО «Рефорджер-83» принимали участие три грузовых судна класса «ро-ро», которые перевезли около 40 тыс. т различных грузов, из чих 1300 т колесной и 520 т гусеничной техники.

Наиболее ярким примером использования судов торгового флота в военных целях может служить фолклендский конфликт, в ходе которого для обеспечения боевой деятельности экспедиционных сил Великобритании и осуществления перевозок было задействовано около 60 судов различного назначения. Как отмечается в иностранной печати, широкое привлечение к операции торговых судов было вызвано значительным удалением района боевых действий от территории Великобритании и отсутствием поблизости британских баз. В числе мобилизованных судов оказались четыре крупных пассажирских лайнера, три парома, пять ролкеров, пять контейнеровозов, восемь универсальных судов, 26 танкеров, четыре буксира, два специализированных и одно кабельное судно, а также пять рыболовных траулеров.

Иностранные эксперты отмечают быстроту проведения мероприятий, связанных с подготовкой реквизированных судов к выполнению задач военного характера. Отобранные суда до отхода в Южную Атлантику прошли дооборудование, предусмотренное мобилизационными планами. Для сокращения сроков их подготовки министерство обороны Великобритании направило на них самолетами группы специалистов, которые на месте разработали проекты дооборудования. Срочно выполненные по этим предложениям чертежи были затем переданы судостроительным заводам, куда направлялись мобилизованные суда Переоборудование велось круглосуточно и, как правило, занимало не более 3 сут для каждого судна. В ходе дооборудования на них создавались взлетно-посадочные площадки для вертолетов, для чего на отдельных судах укреплялись палубы или надстраивались специальные конструкции. Вертолеты предназначались для разгрузки техники и предметов снабжения на необорудованное побережье. На контейнеровозах устанавливались ангары для авиационной техники, емкости для топлива, дополнительная аппаратура связи, вооружение. На некоторых судах монтировались специальные устройства для пополнения запасов в море. Танкеры были подготовлены для передачи топлива на ходу.

Капитан 2 ранга Ю. ГАЛКИН

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8 1986.

Последнее обновление 18.02.2015

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com