|
Командная структура НАТО. Состояние и группировка сухопутных войск на ТВДСевероатлантический союз представляет собой военно-политическую организацию, деятельность которой охватывает как военную, так и политическую область в жизни стран-участниц. Для руководства политической деятельностью блока и его огромной военной машиной создана разветвленная ~еть руководящих органов и объединенных штабов, разбросанных по территориям большинства государств. (См.: Военные доктрины стран НАТО. М., 1966, с. 134—139; Симонян Р. Г. Военные блоки империализма. М., 1976, с. 75—84; Hubatschek/Farwick. Entscheidung in Deutschland. Berg am See 1978, S. 33—74, 91-173; NATO. Strategie und Streitkrafte. Berlin, 1976, S. 167—177; Poser G. Die NATO. S. 30—51; Taschenbuqh fur Wehrfragen, 1977/78, Frankfurt am Main, 1977, S. 8—27; Clemens Range. Dae Heer der Bundeswehr. Stuttgart, 1978, S. 10—20.) Высшим органом блока является совет НАТО. Он решает политические и военно-политические проблемы. Сессии совета проводятся два раза в год (весной и зиг мой), допускаются внеочередные и чрезвычайные сессии; они проводятся на уровне министров иностранных дел с участием министров обороны, финансов и экономики, если это вызывается обсуждаемыми вопросами. Сессии могут созываться и на уровне глав правительств. В период между сессиями руководство деятельностью блока осуществляет постоянный совет НАТО, состоящий из постоянных представителей стран-участниц в ранге послов; заседает один-два раза в неделю, его штаб-квартира находится в Брюсселе. Сессии совета НАТО проводятся поочередно в столицах стран союза под председательством генерального секретаря НАТО, он же руководит заседаниями постоянного совета; избирается на три года. Оба эти органа играют решающую роль в определении политического курса блока в целом и стран-участниц в частности, в оценке обстановки и соотношения сил в Европе и в других районах мира. Важнейшие военные проблемы союза решает комитет военного планирования, представленный министрами обороны всех стран, за исключением Франции и Греции, а также Исландии, которая, как не имеющая вооруженных сил, направляет в комитет постоянного представителя в ранге посла. На заседаниях, проводимых два раза в год (весной и зимой), рассматриваются важнейшие вопросы строительства объединенных вооруженных сил и утверждаются пятилетние планы их развития, определяется стратегия блока, принимаются рекомендации в области военных расходов стран-участниц. В период между заседаниями комитета его функции исполняет постоянный комитет военного планирования. В него входят те же страны и представляют их в комитете те же послы, которые являются членами постоянного совета НАТО. Оба комитета работают в том же порядке, что и советы блока, а их председателем является также генеральный секретарь НАТО. Всю работу советов и комитетов он организует через международный секретариат, являющийся его рабочим штабом, а также через многочисленные постоянные и временные комитеты, агентства и группы, создаваемые по мере решения определенных вопросов. Аналогичные рабочие аппараты имеются и у постоянного совета НАТО, и у постоянного комитета военного планирования. В структуре руководящих органов самостоятельное положение занимает комитет ядерной обороны, в работе которого принимают участие все страны, за исключением Франции, Исландии и Люксембурга. Заседания проводятся один - два раза в год на уровне министров обороны. Его рабочим органом является группа ядерного планирования, в которой США, Великобритания, ФРГ и Италия являются постоянными членами, а остальные избираются на полуторагодичный срок. Рекомендации группы планирования рассматриваются в комитете ядерной обороны и утверждаются комитетом военного планирования НАТО. Заседания этой группы, проводимые два раза в год (весной и зимой), и комитета ядерной обороны проходят под председательством генерального секретаря НАТО. Особой автономией в НАТО пользуется Еврогруппа, состоящая из министров обороны западноевропейских стран блока (кроме Франции и Исландии). На заседаниях, проводимых два раза в год, рассматриваются возможности совместного производства вооружения, выделения средств на закупку оружия и другие вопросы. В вооруженных силах стран Еврогруппы к концу 1975 г. насчитывалось 2,15 млн. военнослужащих, из них 1,1 млн. служат по найму (контракту) два года. Все рассмотренные выше советы и комитеты представляют как бы «гражданскую» часть руководящих органов НАТО, в компетенцию которой входят главным образом политические и военно-экономические проблемы. Высшим военным органом НАТО, решающим оперативно-стратегические вопросы и осуществляющим общее руководство вооруженными силами союза, является военный комитет, который образуют начальники генеральных штабов или главнокомандующие вооруженными силами стран-участниц, за исключением Исландии и Франции (последняя представлена начальником военной миссии). Комитетом постоянно руководит председатель, назначаемый на два-три года, а из членов комитета поочередно избирается на один год почетный председатель, который проводит обычно два заседания комитета в год (весной и зимой). Постоянный председатель присутствует на сессиях совета НАТО и заседаниях комитета военного планирования, которому он непосредственно подчинен. Между заседаниями военного комитета военную деятельность блока осуществляет постоянный военный комитет, размещенный в Брюсселе. В него входят представители генеральных штабов тех же стран, что и в военком комитете (Франция представлена начальником военной миссии). Рекомендации комитета утверждаются комитетом военного планирования НАТО, и возглавляет его постоянный председатель военного комитета. Но рабочим и исполнительным органом военного комитета НАТО является международный объединенный штаб, возглавляемый начальником в звании генерал-лейтенанта; назначается поочередно на два года. Заместителем его является обязательно американский генерал, ответственный за координацию использования ядерного оружия. Штаб разрабатывает директивы военного комитета и осуществляет общее планирование; состоит из управлений — разведывательного, планирования, оперативного, тыла, связи и электроники, систем управления и информации. Военному комитету подчинен ряд комитетов и агентств, а также военный колледж НАТО (в Риме), который готовит военных и гражданских специалистов для руководящих органов и штабов блока, ежегодно выпускает до 100 человек. Структура военных командований и объединенных штабов соответствует принятому делению зоны НАТО на два театра войны и театры военных действий. Европейский театр войны включает территории европейских стран и Турции, за исключением Великобритании и Португалии, входящих в особые регионы, а также Франции, вышедшей из военной организации союза; в этот же театр включена акватория Средиземного моря. Западногерманский специалист, исследующий НАТО, так обозначил границы этого театра: «Район простирается от Нордкапа до Средиземного моря и от Атлантики до восточной границы Турции».(Poser G. Die NATO, S. 42.) На театре создано верховное командование НАТО в Европе со штабом объединенных вооруженных сил в Касто, 50 км юго-западнее Брюсселя (Бельгия). ( В иностранной печати штаб НАТО называют штаб-квартирой, сокращенно: SHAPE — Supreme Headquarters Allied Powers in Europe.) Верховным главнокомандующим НАТО в Европе постоянно назначается американский генерал сроком на три года, заместителями — английский и западногерманский генералы, начальником штаба — американский, а его заместителем по оперативным вопросам и планированию — западногерманский генералы. Штаб укомплектован офицерами всех стран, за исключением Франции, которая имеет при штабе военную миссию, Исландии и Люксембурга (имеют при штабе военного представителя). Группировка империалистических государств, объединившихся в агрессивном союзе, располагает крупным военным потенциалом, приведенным в таблице 1. Таблица 1 Военный потенциал стран — участниц НАТО(Poser G. Die NATO, S. 60—61.)
* Французские. По другим официальным данным—18 ракет. ** Включая английские и французские. Слабостью этого потенциала, по признанию исследователей НАТО, является различная организационно-штатная структура технически оснащенных вооруженных сил с современными, но нестандартизированными системами оружия. Из приведенного количества в Центральной Европе (на территории ФРГ и стран Бенилюкс) сосредоточено: вооруженных сил — более I млн. человек, дивизий — 27, танков — около 7000, самолетов — 2000. Большая часть сухопутных сил НАТО на Центрально-Европейском театре военных действий развернута вдоль восточных границ ФРГ, на этом же направлении находятся основные ударные силы авиации 2-го и 4-го объединенных тактических авиакомандований. Но верховное командование НАТО распоряжается не всем военным потенциалом стран-участниц. По отношению к вооруженным силам, выделенным ими в блок, союзное командование поставлено в особое положение: в мирное время вооруженные силы находятся в оперативном подчинении с правом инспектирования, на военное время поступают в полное распоряжение командования. В мирное время верховный главнокомандующий и штаб организуют оперативную и боевую подготовку войск и штабов, проводят крупные учения различных масштабов на театрах военных действий, разрабатывают оперативные планы, отвечают за поддержание выделенных странами вооруженных сил в постоянной боевой готовности; в военное время осуществляют руководство боевыми действиями на театре войны. В штабе работают до 2500 человек. На трех европейских театрах военных действий — Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском, входящих в Европейский театр войны, созданы главные командования НАТО и их штабы с непосредственным подчинением верховному главнокомандующему и его штабу. Им подчинены также командование английских ВВС в метрополии, командование английского района зоны ПВО НАТО, мобильные силы блока. Другим театром войны в зоне НАТО является Атлантический, включающий акваторию северной части Атлантического океана и территорию Португалии. Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами на Атлантике, которым всегда назначается американский адмирал, и его объединенному штабу (в Норфолк, США) подчинены два главных командования — в Западной Атлантике со штабом в Норфолк и в Восточной Атлантике (штаб в Нортвуд, Великобритания), а также командование в Иберийской Атлантике со штабом в районе Лиссабона (Португалия), командования подводными силами и ударным флотом на Атлантике (береговые штабы в Норфолк), постоянное соединение ВМС на Атлантике (5 — 8 кораблей от различных стран). Верховное командование НАТО на Атлантике в мирное время не имеет, кроме этого соединения, никаких сил. Они передаются в его распоряжение странами-участницами только на время учений и в случае возникновения войны. Главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш (в зону входит и пролив Па-де-Кале) в мирное время имеет в подчинении постоянное соединение минно-тральных сил в составе 4 — 6 кораблей ВМС Великобритании, Бельгии и Нидерландов, а на время учений и в случае войны распоряжается и другими силами, выделяемыми от этих стран. Главнокомандующим в этой зоне постоянно является английский адмирал, он же главнокомандующий НАТО в Восточной Атлантике. Его консультативным органом служит комитет из представителей трех указанных стран, обеспечивающих данную зону. Наконец, существует еще региональная группа стратегического планирования США — Канада (Вашингтон), которая разрабатывает планы совместных действий вооруженных сил этих стран на своих территориях. Эта «заморская» группа функционирует автономно от других командований и существует в НАТО формально, не допуская к ее деятельности никаких представителей от европейских партнеров по блоку. Руководящие органы НАТО имеют не только сильно разветвленную сеть, различных учреждений и штабов, но и значительный рабочий аппарат, насчитывающий свыше 16 тыс. генералов, офицеров и гражданских служащих. Основные объединенные комитеты и штабы, находившиеся, ранее во Франции и выдворенные оттуда в связи с ее выходом из военной организации блока, разместились теперь в своем большинстве на бельгийской территории — в Брюсселе и его пригороде. Во всех руководящих органах, и особенно в штабах, господствующее положение занимают США. В последние годы отмечается рост активности западногерманских представителей, получивших ряд высоких руководящих постов, в том числе постоянную должность главнокомандующего вооруженными силами НАТО на Центрально-Европейском театре военных действий. Генералы и офицеры бундесвера используются главным образом на оперативной работе в объединенных штабах. Неравноправное положение представителей стран-участниц в руководящих органах, зависящее от военного вклада государств в НАТО, порождает обособленность и диктат одних партнеров по союзу (США, ФРГ, Великобритания) над другими, составляющими большинство, недоверие малых стран и соответствующие противоречия в блоке. Европейский театр войны, исходя из географических условий, политических соображений и оперативно-стратегических планов, поделен на три театра военных действий — Северо-Европейский, Центрально-Европейский и Южно-Европейский. Каждому из них определены свои границы, состав и группировка вооруженных сил, их роль и задачи в мирное время и на случай войны. Военные специалисты западных держав оценивают военно-географическое положение театра войны в целом как недостаточно устойчивое, обнаруживают в пределах его границ определенные слабости. «Союзные государства,— подчеркивает Г. Позер, — по своему положению и своим экономическим интересам являются преимущественно морскими державами... Часть европейской области, зависимая от заморского снабжения, с ее населением и скоплением промышленности не имеет никакой глубины и разобщена... Фланги полуострова Западная Европа являются слишком удаленными и имеют доступ к ним только морским или воздушным путем. Коммуникации через свободные моря открыты для их нарушения» (Poser G. Die NATO, S. 59) Если объединенными вооруженными силами на данном театре войны руководят верховный главнокомандующий и его штаб, то на театре военных действий — главнокомандующий вооруженными силами вместе со своим объединенным штабом. Рассматривая в составе НАТО только выделенные странами силы, было бы наивно предполагать, что оставшиеся в национальном распоряжении войска в случае военного конфликта будут бездействовать. Поэтому представляется целесообразным кратко показать основные данные о вооруженных силах стран-участниц (кроме США и Канады) по театрам военных действий и на их фоне объединенные вооруженные силы блока в том или ином регионе. Военный потенциал этой агрессивной группировки государств, как уже отмечалось, представляется достаточно внушительным. В пятнадцати странах союза проживает более 560 млн. человек, а к 1980 г. предполагается увеличение до 600 млн. Вместе, кроме Исландии, не имеющей вооруженных сил, под ружьем они содержат свыше 5 млн. человек. Более конкретные сведения по каждой стране и театрам военных действий приведены в табл. 2. Таблица 2 Население и численность регулярных вооруженных сил в странах НАТО на 1 июля 1978 г.
* В эту численность не входят войска военной жандармерии в ряде стран, легионеров и других военных контингентов, которые наряду с приведенными здесь тремя видами вооруженных сил (сухопутных войск, ВВС и ВМС) также входят в общую численность вооруженных сил. Верховное командование НАТО в Европе (на Европейском театре войны) распоряжается не всеми, но большей частью национальных вооруженных сил. В оперативном подчинении этого командования в мирное время имеются объединенные вооруженные силы, состоящие из соединений и частей сухопутных войск и военно-воздушных сил и насчитывающие, по данным иностранной печати, до 2 млн. человек, в эквиваленте 58 дивизий, 10 тыс. танков и почти 3 тыс. самолетов. В Западной Европе размещено более 7 тыс. американских тактических ядерных боеприпасов, предназначенных для использования объединенными вооруженными силами блока. Все эти многочисленные для мирного времени силы и средства распределены по трем европейским театрам военных действий в зависимости от их роли и значения на театре войны, находятся в постоянной готовности к ведению агрессивной войны против стран социалистического содружества. Верховное командование способно в короткий срок взять на себя управление всеми вооруженными силами блока и руководить их боевыми действиями в пределах всего Европейского театра войны. Подчиненные ему главные командования НАТО на трех ТВД — Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском — призваны осуществлять оперативное управление вооруженными силами в отведенных им зонах. (Wer fiihrt in NATO — Europa? In: "Wehrkunde", 1976, Nr. 6, S. 310.). Общая структура военного руководства НАТО показана на схеме 1. "Сухопутные войска капиталистических государств", М., "Воениздат", 1980 Последнее обновление 28.08.2011 год |