Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Швеция

 

Швеция
(Военно-географический обзор)

 

Швеция — нейтральное капиталистическое государство Северной Европы, провозгласившее своим внешнеполитическим курсом политику «свободы от военных союзов в мирное время и вооруженного нейтралитета во время войны». Придерживаясь в международных делах в целом прозападной ориентации, Швеция при решении многих спорных вопросов в ООН выступает совместно с неприсоединившимися государствами.

В настоящей статье по данным иностранной военной печати будут кратко рассмотрены: географические условия Швеции; население и государственное устройство; природные ресурсы, промышленность. и сельское хозяйство; пути сообщения и средства связи; аэродромная сеть, военно-морские базы и порты; пограничные и береговые укрепления; учебные поля и госпитальный фонд; вооруженные силы.

Географические условия. Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского п-ва. На северо-западе и запа ie она граничит с Норвегией (на протяжении 1619 км); на северо-востоке — с Финляндией (586 км); на востоке омывается Балтийским морем и его Ботническим заливом; на юге — проливами Эресунн, Каттегат и Скагеррак (рис. 1). Общая площадь территории составляет 449 964 км2, из них на внутренние воды приходится 38 485 км2. Длина границ достигает 4700 км, из них 2500 км — морские. Протяженность береговой линии превышает 7600 км. Побережье сильно изрезано фьордами. Вдоль берегов расположены многочисленные скалистые острова, образующие шхерную зону шириной от 2 до 30 км.

Значительная часть поверхности Швеции представляет собой холмистые моренные образования, покрытые преимущественно хвойными лесами. Северную половину страны занимает горно-холмистая область со Скандинавскими горами на западе. Наиболее высокие горные вершины расположены в Лапландии: Кебнекайсе (2111 м), Сарекчокко (20К9 м), Каскасатчокко (2076 м) и Сулительма (Сулихьельма, 1877 м). Вдоль берега Ботнического залива (протяженность 700 км, ширина 100 - 230 км, глубина в северной части 10 — 15 м, в южной — 70 - 150 м) тянется прибрежная низменная полоса шириной 25 — 80 км, изрезанная руслами многочисленных рек, берущих начало в предгорьях Скандинавских гор. Средняя и южная части страны представляют собой равнннно-холмистую местность со Смоландским плато, расположенным юго-восточнее оз. Веттерн, Сконской равниной на п-ове Сконе, а также с многочисленной цепью озер и рек, текущих пре-имущественно в южном направлении. К наиболее значительным рекам страны относятся: Кчарэльв — Гстаэльв (720 км), Муониоэяьв — Турнеэльв (570 км), Дачьэльв (520 км), Умеэльв (160 км), Лулеэльв (450 км), Онгерманэчьв (450 км) и Калнксэльв (430 км). Свыше 8 проц. тощали страны занято озерами и около 14 проц. Оплотами. Наиболее крупные озера: Венерн (5585 кмг), Веч терн (1912 км2), Меларен (1140 км2). Бльмарен (484 км2) и Стуршсн (456 км2). Многие озера южной части страны соединены между собой каналами, образующими вместе с рекой Гетаэльв Гётскую систему, которая обеспечивает судоходство меж чу портами, расположенными на восточном и западном побережье Швеции. Эта система, по мнению швечских специалистов, позволяет осуществлять маневр легких сил военно-морского флота.

Климат на значительной части страны умеренный, ювольно влажный, с длинной морозной зимой на севере (средняя температура января — 16°С) и короткой мягкой на юге (+1°С). Климат приморской полосы отличается прохладным летом и сравнительно теплой зимой ледовый покров в заливах держится от 5 — 6 месяцев на севере до 2 месяцев на юге. Годовое количество осадков составляет от 400 - 500 мм на востоке, до 700 — 1000 мм на западе, а в отдельных горных районах — свыше 1500 мм.

Население и государственное устройство. Численность населения страны по состоянию на июль 1974 года составляла 8240 тыс. человек, из них мужчин в возрасте 18 — 47 лет (возраст призыва в вооруженные силы в военное время) — более 1500 тыс. человек. Средняя плотность населения 20 человек на 1 км2. В центральной части страны проживает 230 человек на 1 км2, а на севере — менее 3 человек на 1 км2. К наиболее густонаселенным ленам (губерниям) относятся Стокгольмский, Гётеборгский и Мальмехусский.

Основными типами населенных пунктов в промышленных районах являются города и крупные поселки городского типа, а в сельской местности — хуторские фермерские поселения. Всего в стране насчитывается 132 города и 93 поселка. В городах проживает 50 проц. всего населения. Наиболее крупные из них: Стокгольм (столица), Гётеборг и Мальмё. Население большого Стокгольма (в радиусе 30 км) на начало 1973 года превышало 1350 тыс. человек, а собственно Стокгольма — более 700 тыс. человек. В районе Гётеборга на это же время проживало свыше 688 тыс. человек, а в самом городе — примерно 450 тыс. человек, в районе Мальмё — около 452 тыс. человек, из них в самом городе — свыше 250 тыс. человек. Свыше 100 тыс. жителей имеют: Иёнчёпинг, Шёвче, Линчёпинг, Норчёпинг, Эребру, Карлстад, Бурленге, Евле, Сундсвалль и Буден. Для шведских городов характерна единообразная планировка. В их центральной части располагаются, как правило, городская ратуша, органы судопроизводства, а также торгово-финансовые учреждения. Крупные базы и склады материально-технических средств, особенно послевоенной застройки, вынесены на окраины. Фермерские постройки преимущественно одноэтажные, крытые черепицей, обнесены лесными посадками.

По национальному составу население Швеции однородно: около 96 проц.— шведы, проживают также финны, датчане, норвежцы и небольшое количество лиц других национальностей. Государственная церковь, насчитывающая 14 епархий, — лютеранская.

В военно-административном отношении страна разделена на 24 лена (губернии), 464 коммуны, 119 полицейских участков, 6 военных округов, 26 оборонных округов, 6 округов гражданской обороны, 6 приписных районов, в которых, как отмечалось в шведской печати, предполагается развернуть в случае войны свыше 2000 мобилизационных пунктов. Сохранилось и историческое деление страны на три части — Морланд (северная часть), Свеаланд (средняя часть) и Гёталанд (южная часть), которые подразделяются на 25 ландскапов (провинций).

Государственное устройство Швеции — конституционная монархия. Во главе государства стоит король, власть которого ограничена однопалатным риксдагом (парламентом), состоящим из 350 депутатов от пяти основных политических партий. Король является и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Однако реальная власть в стране принадлежит риксдагу и правительству, формируемому по поручению короля лидером политической партии, имеющей большинство в риксдаге. Наиболее влиятельной политической силой в стране является социал-демократическая партия, имеющая в настоящее время в риксдаге 156 мандатов. Левая партия — коммунисты — располагает 19 мандатами, а остальные 175 мандатов распределяются между буржуазными партиями: партия центра имеет 90 мандатов, умеренная коалиционная — 51 мандат и народная (либеральная) — 34 мандата.

Природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство. Швеция — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Ее экономика характеризуется высокой степенью концентрации производства и капитала. Страна богата лесом, которым занято 55 проц. территории, железной и медной рудой, а также гидроресурсами, на основе чего развилась лесообрабатывающая, добывающая и металлообрабатывающая про-мышленность. Узким местом шведской экономики, как сообщается в иностранной печати, является отсутствие нефтн (в последние годы ведутся интенсивные поиски ее в Балтийском море) и весьма ограниченные запасы каменного угля (в Сконе). Основная часть лесной (до 60 проц.) и добывающей промышленности, а также производства электроэнергии прихочится на Верхний и Нижний Норланд. Общие запасы высокосортной железной руды (основные районы Кнруна, Елливаре, Виттанги) составляют около 3,5 млрд. т, а ежегодная добыча превышает 36 млн. т. Большая часть добываемой руды экс-портируется в ФРГ и Великобританию через порты Лулео и Нарвик (Норвегия). Горнорудные предприятия центральной части страны со-средоточены в районах гг. Коппарберг, Гренгесберг (15 км юго-запачнее Лудвика) и Бурленге. Ведущие металлургические заводы размещены в городах Лулео, Сандвикен, Домнарвет (Бурленге), Авеста и Фагерста На этих заводах в 1973 году было выплавлено 5,7 млн. т стали и 2,6 млн. т чугуна. Общие запасы медной руды (города Булиден, Фалун) достигают 1,2 млн. т со средним содержанием меди в руде 0,5 проц. Производство рафинированной меди в 1973 году составило 55 тыс. т, а свинца — 45 тыс. т.

Годовое производство электроэнергии достигает 77 млрд. кВт.ч, в том числе 53,6 млрд. кВт.ч — на ГЭС (1972 год). Крупнейшие гидро-электростанции страны: Харспронгет (Порьюс), Стурнорфорсен, Чильфорсен, Трольхеттан и Кронгеде. Запасы гидроэнергии превышают 10 млн. кВт. Имеются также три атомные электростанции.

В машиностроении ведущее место принадлежит производству шарикоподшипников (Гётеборг), электрооборудования (города Стокгольм, Вестерос, Лудвика), судостроению и автомобилестроению. Автомобильная промышленность (заводы «Скания-Вабис», «Вольво») ежегодно выпускает около 350 тыс. автомобилей, из них грузовых и автобусов около 30 тыс. Важнейшие предприятия военной промышленности сосредоточены в центральной и южной частях страны: города Карлскуга н Хускварна (артиллерийское вооружение фирмы «Бофорс», боеприпасы и ВВ), Ландскруна (танковые заводы), Стокгольм (электронная и радиоаппа-ратура, точное приборостроение), Линчёпинг (авиационные заводы), Трольхеттан (авиационные двигатели), Гётеборг, Мальмё и Карлскруна (кораблестроение, военное судостроение) и другие. Кроме традиционного для Швеции производства артиллерийско-стрелкового вооружения, за последние 15 — 20 лет налажено собственное производство танков и бронетранспортеров, современных многоцелевых самолетов, реактивных двигателей и радиолокационных установок.

В сельском хозяйстве занято 8 проц. самодеятельного населения, которое обеспечивает страну собственными продуктами питания на 95 — 98 проц. Недостаток в собственных продуктах питания Швеция восполняет за счет импорта, преимущественно из Дании.

Пути сообщения и средства связи. Автомобильные дороги Швеции подразделяются на государственные, губернские, коммунальные и частные. Общая протяженность автодорожной сети достигает 340 тыс. км, из ннх свыше 50 проц. с твердым покрытием, обеспечивающим движение транспорта с давлением на ось 8 т. Государственные магистральные дороги (протяженность 12,5 тыс. км) обеспечивают движение транспорта с нагрузкой на ось 10 т. Дорожная сеть в центральной и южной частях страны, по данным иностранной печати, обеспечивает среднегодовое движение автотранспорта с плотностью от 12 до 35 тыс. машин в сутки, а на севере — от 3 до 6 тыс. машин в сутки. Основными дорожными направлениями являются европейские автомагистрали № 3, 4, 18, 75. Пропускная способность дорог в Норланде ограничивается пересеченным характером местности, узостями дорог на отдельных участках, а также наличием большого количества мостов через водные преграды.

Основными узлами дорожной сети (в том числе контейнерных перевозок) служат: Мальмё, Гётеборг, Уддевалла, Нёнчёпинг, Норчёпинг, Стокгольм, Вестерос, Эpeбpу, Карлстад, Евле, Сундсвалль, Эстерсунд, Умео, Лулео. Потоки импортных контейнерных грузов в центральную и северную части страны следуют преимущественно из портов Гётеборг, Мальмё, Уддевалла и Стокгольм (нефтепродукты, промышленные и сельскохозяйственные товары). Из северных районов по приморской магистрали и параллельной ей дороге Елливаре — Арвидсъяур — Эстерсунд — Фалун — Эребру — Хускварна в центральные промышленные районы страны и южные порты вывозятся железная руда, строительный лес, целлюлоза.

Парк грузовых автомобилей и автобусов на начало 1973 года превышал 160 тыс. единиц (в основном местного производства). На это же время в стране имелось 248 тыс. тракторов и около 2,5 млн. легковых автомобилей местных и иностранных марок. Для перевозок по внутренним и прибрежным водным путям могут широко использоваться легкие суда, катера и моторные лодки, численность которых достигает 300 тыс. единиц.

Железнодорожная сеть страны имеет тенденцию к свертыванию. Так, если в 1938 году ее протяженность достигала 17 тыс. км, то к началу 1973 года она составила всего лишь 12,1 тыс. км, в том числе, 1167 км двухколейных и 7,5 тыс. км электрифицированных. Для грузовых перевозок используется всего около 1 тыс. км железных дорог. По данным шведской статистики, в составе транспортного парка государственных железных дорог насчитывается 880 электровозов, 250 тепловозов, 53,3 тыс. грузовых вагонов обшей грузоподъемностью 1 500 тыс. г, 2,3 тыс. пассажирских вагонов на 142 тыс. посадочных мест. Годовой грузооборот железнодорожного транспорта, по данным шведской печати, превышает 17 млрд. ткм.

Швеция имеет довольно высокую степень насыщения средствами связи. По состоянию на 1972 год в стране имелось 4,8 тыс. радиостанций, из них 900 стационарных, 4,680 тыс. телефонных аппаратов, свыше 3 млн. радиоприемников и более 2,5 млн. телевизоров. Проводные воздушные линии связи, соединяющие Норланд с центральной и южной частями страны, проложены, как правило, вдоль основных автодорожных магистралей.

Аэродромная сеть, военно-морские базы и порты. Согласно шведским статистическим данным пассажирооборот воздушного транспорта Швеции с 1960 по 1970 год увеличился в три раза и составил 5,7 млн. человек. В последующем воздушные перевозки ежегодно возрастали на 8 — 9 проц. Для пассажирского движения в настоящее время открыто около 170 аэродромов и посадочных площадок. Готовятся к открытию аэродромы в районах: Арвидсьяур, Лукселе, Стрёмсунд, Крамфорс и Скара. Завершается строительство новых аэродромов в Стуруп, Херрюда, а также запланирован совместный шведско датский аэродром на о. Сальтхольм (Дания). Авиапортами международного значения являются Арланда и Бромма (пригороды Стокгольма), Турсланда (Гётеборг) и Буллтофта (Мальмё).

По данным иностранной печати, для базчрования военной авиации может быть использовано примерно 50 современных аэродромов, имеющих длину ВПП до 2500 м, а ширину — 40 60 м. В мирное время военная авиация, насчитывающая 14 авиафлотилий, базируется на 13 основных аэродромах: Вестерос (1 аф), Фросё (4 аф), Люнгбюхед (5 аф— авиашкола). Карлсборг (6 аф), Сотенэс (7 аф), Баркокра (10 аф), Нючёпинг (11 аф). Кальмар (12 аф), Норчёпинг (13 аф), Сёдерчамн (15 аф), Упсала (16 аф и 20 аф — авиашкола). Роннебю (17 аф), Каллах (21 аф).

В целях увеличения емкости аэродромной сети и рассредоточения авиации в случае необходимости на автомагистратях, прилегающих к авиационным фтотилиям, создаются спрямленные участки под ВПП и асфальтированные стоянки для самолетов. К некоторым ВПП на дорогах подведены электрокабели для обеспечения ночной посадки самолетов. Всего, по данным иностранной военной печати, предполагается создать до 100 ВПП на дорогах.

На побережье Швеции имеется шесть военно-морских баз (Гётеборг, Мальмё, Карлскруна, Густавсвик, Форёсун, Хорсфьор и свыше 400 портов и погрузочно-разгрузочных пунктов. Главная ВЛБ Хopc-фьорд, расположенная на о. Мюскё, оборудована в гранитных подземных скалах. Важнейшие поргы: Стокгольм, Мальме, Гётеборг. Чельсин борг, Норчёпинг, Евле, Умео, Лулео. Длина причадьного фронта шведских портов достигает 150 км, из них на долю Гётеборга приходится до 30 км, а Стокгольма — 22 км. На эти два порта приходится до 30 проц. грузооборота морского транспорта.

По сообщениям шведской печати, в 1973 году в стране насчитывалось около 140 предприятий судостроительной и судоремонтной промышленности, располагавших 20 сухими и 18 плавучими доками, а также 30 слипами.

Объем грузооборота внешних морских перевозок в 1970 году составлял 73,7 млн. т, в 1975 году ожидается около 80 млн. т. До 50 проц. грузооборота в морских перевозках приходится на долю нефтепродуктов. Для более эффективной их доставки в центральные районы страны разрабатывается проект нефтепровода Гётеборг — Йёнчёпинг — Шёвле — Эребру — Вестерос — Бурленге с ответвлением от Эребру на Карлсгад. Чтобы улучшить внутренние перевозки по системе каналов, соединяющих озера Мелареи, Ельмарен и Венерн, предполагается углубить канал в районе Сёдертелье (50 км юго-западнее Стокгольма) с 5,5 м до 6,8 м, а на участке оз. Венерн — г. Трольхеттан — до 5,3 м.

Сухопутные и береговые укрепления. Как сообщалось в иностранной печати, укрепления, созданные преимущественно в период второй мировой войны, делятся на сухопутные и береговые. Основу сухопутных укреплений на шведско-финской границе составляют Каликский и Буденский укрепленные районы, оборудованные долговременными огневыми и инженерными сооружениями и охраняемые подвижными постами наблюдения государственного акционерного общества службы охраны. На некоторых огневых объектах, как отмечалось в шведской печати, установлено круглосуточное дежурство войск Буденского гарнизона. На важнейших дорожных направлениях приграничной полосы со времени второй мировой войны сохранились железобетонные надолбы и ежн. Подобные заграждения имеются также на шведско-норвежской границе, в частности северо-западнее оз. Венерн.

По оценке зарубежных военных специалистов, наиболее выгодными оборонительными рубежами на шведско-финской границе могут быть водные преграды: Турнеэльв — Муониэльв н Каликсэльв, а также Лулеэльв, Питеэльв, Шеллефтеэльв и Умеэльв.

Основу береговой обороны Швеции, как об этом сообщалось в иностранной печати, составляют два военно-морских района обороны (Мальмё и Лулео) и пять укрепленных районов береговой артиллерии: Норландский (о. Хемсё и прибрежная зона, севернее г. Хернёсанд), Стокгольмский (запретная зона о. Ваксхольм), Готландский (запретная зона Форёсунд), Блекингский (шхерный район Карлскруна) и Гётеборгский. Указанные укрепленные районы прикрывают наиболее важные участки побережья и подступы к основным военно-морским базам и портам, а также индустриальным центрам страны. Стационарные и подвижные подразделения укрепленных районов береговой артиллерии в мирное время сведены в четыре полка и один (Хернёсандскнй) дивизион береговой артиллерии. Большинство долговременных артиллерийских и пулеметных огневых сооружений в настоящее время законсервировано. Вдоль южного побережья от г. Карлскруна до г. Пстад огневые точки, по сообщениям шведской печати, эшелонированы в глубину с расчетом огневого прикрытия не только с моря, но и с суши. Состав сил военно-морских районов обороны Мальмё и Лулео представлен подразделениями катеров охранения и минных заградителей.

Учебные поля и полигоны. По данным шведской статистики, вооруженные силы Швеции располагают 330 тыс. га земли под учебными полями, полигонами, аэродромами и казарменным фондом. Крупнейшими учебными полями и полигонами окружного подчинения являются: Ревингехед (Южный ВО), Реммене (Западный ВО), Прэсстомпа (Восточный ВО), Эстерсунд (Нижненорландский ВО), Буден (Верхненорландский ВО), Мартиель — Тофта (Готландское военное командование). Полигоны сухопутных войск находятся в районах: Кируна (артиллерийский и ракетный полигон площадью 5500 км2), Шёвде (полигон бронетанковых войск), Ервафельт (полигон войск Стокгольмского гарнизона и военизированной организации хемверя)

Госпитальный фонд. В стране имеется 877 больниц и лазаретов нч 135 тыс. мест. В военное время под лечебные учреждения может быть переоборудована широкая сеть гостиниц, школ и ломов-интернатов для престарелых.

Вооруженные силы. По состоянию на конец 1974 года, по данным иностранной печати, в вооруженных силах Швеции насчитывалось 74 440 человек, из них: в сухопутных войсках — 48G00, в ВВС — 11 700, в ВМС — 11 900, в совместных штабах и центральных учреждениях министерства обороны 2240 человек. В системе вооруженных сил на это время было занято около 30 000 гражданских лиц. В боевом составе сухопутных войск мирного времени имеется около 50 учебно-мобилизационных депо-полков и батальонов (дивизионов), являющихся основными базами для развертывания соединений и частей военного времени.

По официальным заявлениям представителей высшего военного руководства, Швеция в случае войны способна в течение нескольких суток отмобилизовать вооруженные силы общей численностью 700 тыс. человек, из них в сухопутные войска — 600 тыс. человек. Сухопутные войска военного времени будут состоять из полевых войск и войск местной обороны. В составе полевых войск предполагается развернуть 24 пехотные и 6 бронетанковых бригад, сводимых в дивизии, а также до 50 отдельных пехотных, бронетанковых, артиллерийских и зенитных артиллерийских (в том числе ЗУРО) батальонов и дивизионов усиления. В составе войск местной обороны планируется сформировать около 100 отдельных батальонов и до 500 самостоятельных рот различного назначения. Численность военизированной организации хемверн предполагается довести до 100 тыс. человек.

ВВС страны в настоящее время насчитывают 31 боевую эскадрилью, из них: 17 истребительных (самолеты «Дракен»), 9 штурмовых (самолеты «Вигген» и «Лансен») и 5 разведывательных. В эскадрилье 18 — 20 самолетов, в том числе 3 — 5 резервных. На случай войны в боевом составе ВВС предполагается иметь 20 истребительных эскадрилий, 10 штурмовых, 5 разведывательных, 5 транспортных, 5 эскадрилий связи и взаимодействия, 10 вертолетных групп, а также несколько десятков частей и подразделений зенитной артиллерии и ЗУРО.

Шведские ВМС, по данным зарубежной печати, насчитывают более 250 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 8 эскадренных миноносцев, 22 подводные лодки, 5 сторожевых кораблей, 40 торпедных и ракетных катеров, 84 минно-тральных корабля, 22 сторожевых катера, 70 десантных катеров, 6 ледоколов, плавбазу подводных лодок, 5 гидрографических судов, 2 учебных судна. В береговой артиллерии, являющейся составной частью ВМС, на базе имеющихся четырех полков и одного дивизиона береговой артиллерии предполагается развернуть на случай войны до 65 частей и потразделений, из них 45 стационарных и 20 подвижных. В организационном отношении части и подразделения береговой артиллерии будут представлены отдельными бригадами и батальонами, заградительными батальонами и ротами, артиллерийскими батареями и ротами, егерскими (охранными) ротами, а также дивизионами минных постановщиков.

Полковник запаса И. Афанасьев

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1975.

Последнее обновление 06.01.2016 год

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru