|
Ниже приводятся сведения о вертолетах ВМС Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Их основные тактико-технические характеристики даны в таблице.
Великобритания. В последнее десятилетие командование ВМС уделяло пристальное внимание совершенствованию противолодочных вертолетов. В частности, модернизировался принятый в 1970 году не вооружение вертолет «Си Кинг-HAS.I» (вариант американского вертолета SH-3D «Си Кинг», выпускался по лицензии). До 1986 года эти вертолеты трижды модернизировались и известны под обозначениями «Си Кинг-HAS.I, -HAS.2 и -HAS.5». Наиболее совершенным из них является «Си Кинг-HAS.5», принятый на вооружение в 1981 году. Он оснащен новейшей поисковой аппаратурой, обеспечивающей более точное и на большем удалении обнаружение подводных лодок и надводных кораблей. В частности, вертолет оборудован РГБ и системой «Лападс», включающей аппаратуру приема и обработки акустических сигналов не только от собственных буев, но и от буев, выставляемых базовыми патрульными самолетами «Нимрод-MR.2». Кроме того, на нем установлены поисковая РЛС фирмы MEL «Си Сёрчер», аппаратура РТР, допплеровская навигационная РЛС «Декка-71» и другое оборудование. Вертолеты вооружаются четырьмя торпедами Мк46 и глубинными бомбами Мк11. По данным зарубежной печати, с них производилось сбрасывание новых торпед «Стингрей». В настоящее время проводятся работы по совершенствованию вертолетов «Си Кинг-НАБ.5» (новое обозначение «Си Кинг-HAS.6»), которыми планируется оснастить ВМС в 1987 году. В ходе модернизации на вертолете «Си Кинг-НАS.б» усиливаются некоторые узлы и конструктивные детали планера, совершенствуется трансмиссия несущего винта, что увеличило его взлетную массу до 9750 кг. Он оснащается поисковой РЛС «Супер Сёрчер», процессором обработки акустических сигналов AQS-902 и другой аппаратурой. В 1980 году Великобритания и Италия заключили соглашение о совместной разработке вертолета ЕН-101 (рис. 1), предназначенного для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, целеуказания, поиска и спасения. Начиная с 1991 года такими машинами планируется вооружать английские авианосцы (вместо вертолета «Си Кинг») и фрегаты УРО типа «Норфолк», а также итальянский авианосец «Джузеппе Гарибальди». При максимальной взлетной массе 13 000 кг (на 3500 кг больше, чем «Си Кинг») ЕН-101 имеет такие же габариты и может (при сложенных лопастях несущего винта и хвостовой балке) размещаться в прежних ангарах. Оснащается тремя ГТД мощностью по 1700 л.с. Английский вариант вертолета предусматривается оборудовать опускаемой ГАС фирмы «Плесси», установкой для сбрасывания РГБ, процессором обработки акустических сигналов AQS-903, быстродействие которого в 5 раз выше, чем у AQS-902 системы «Лападс», а также РЛС «Блю Кестрел» фирмы «Ферранти». Итальянский вариант вертолета планируется оснастить активной низкочастотной ГАС HELRAS (Helicopter Long — Range Active Sonar) большой дальности действия фирмы «Бендикс», поисковой РЛС AN/APS-748 и аппаратурой РЭБ. Оба варианта будут оборудованы двумя цифровыми ЭВМ. Первоначально ВМС Великобритании планируют закупить 50 вертолетов, Италии — 38. Транспортно-десантный вариант вертолета рассчитан для переброски до 24 солдат. Основным легким корабельным вертолетом остается принятый на вооружение в 1974 году англо-французский вертолет «Линкс-HAS.2». Английский вариант вертолета предназначается для борьбы как с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника (в последнем случае используется бортовая РЛС «Си Спрей» и до четырех ПКР «Си Скьюа»). Он базируется на эскадренные миноносцы УРО типа «Шеффилд» и фрегаты УРО типов «Линдер», «Амазон» и «Бродсуорд». Французский вариант является противолодочным. Вертолет оснащен опускаемой ГАС «Алкатель» и поисковой РЛС ORB-31W, вооружен двумя торпедами Мк46 и управляемыми по проводам ракетами AS-12. При оснащении его соответствующим снаряжением может также использоваться в поисково-спасательных операциях и для переброски до девяти солдат или 900 кг различных грузов. При посадке на палубу вертолет швартуется методом контактной сцепки, предусматривающим использование «гарпуна», выпускаемого с вертолета посредством гидравлической системы, и палубной решетки при бортовой и килевой качке корабля соответственно ±35 и ±10°. В настоящее время в боевые части поставляется вертолет новой модификации — «Линкс-НАS.З», на котором установлены более мощные ГТД «Гем» 41-1 фирмы «Роллс-Ройс» максимальной суммарной мощностью 2240 л.с, что на 440 л.с. больше, чем на вертолете «Линкс-HAS.2». Лопасти несущего винта изготовлены из композиционных материалов, фюзеляж удлинен. Максимальная взлетная масса увеличена до 5450 кг. ВМС Франции закупили первую партию этих вертолетов из 14 машин. Вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). ВМС Великобритании первыми из зарубежных флотов приняли на вооружение вертолеты ДРЛО, получившие обозначение «Си Кинг-НАЕW.2». Вертолет, созданный на базе «Си Кинг-HAS.2» в начале 1982 года, оснащен поисковой РЛС «Сёрчуотер», закрепленной с правого борта фюзеляжа на шарнирном кронштейне, который в нерабочем положении с помощью гидросистемы поворачивается назад на 90°. Дальность обнаружения РЛС воздушных целей 230 км при полете вертолета на высоте 3000 м. По сведениям английской прессы, командование ВМС Великобритании положительно оценило результаты летных испытаний системы «вертолет — РЛС» во второй половине 1982 года в районе Фолклендских (Мальвинских) о-вов. Два вертолета, базирующиеся на авианосец «Илластриес», были поставлены ВМС в апреле 1985 года, а третий — в июле. Первое звено из этих вертолетов было сформировано в мае 1985 года, второе — с базированием на авианосец «Арк Ройял» развернуто в 1986 году. Всего намечалось поставить ВМС девять вертолетов — по три на корабль. Считается, что звено должно обеспечить круглосуточное патрулирование в интересах авианосной группы. В обычных условиях продолжительность патрулирования составляет 4— 4,5 ч. Транспортно - десантные вертолеты. Кроме «Си Кинг-HAS.5» и «Линкс-HAS.2», используемых в случае необходимости в качестве транспортно-десантных, в ВМС Великобритании находятся на вооружении и специальные вертолеты — «Си Кинг-НС.4» и «Уэссекс-НS.5». Первый был создан на базе транспортно - десантного вертолета сухопутных войск США «Коммандо», рассчитанного на переброску до 28 солдат с оружием или груза массой до 2720 кг (на наружных подвесках — 3600 кг) в тропических и арктических условиях. Оборудован современной навигационной (доплеров-ская станция «Декка-71») и радиосвязной аппаратурой. В кабине установлен пулемет калибра 7,62 мм. Первоначально было заказано около 20 вертолетов. После завершения англо-аргентинского конфликта поставлено еще 24 машины. По свидетельству западной прессы, вертолеты «Уэссекс-1Ш.5» устарели и будут использоваться преимущественно как поисково-спасательные и для тренировки летного состава. В ближайшие годы их планируется в основном вывести из состава флота и оставить только 16 машин до начала 90-х годов в качестве вспомогательных. Франция. С 1974 года после принятия на вооружение ВМС страны противолодочных вертолетов «Линкс-НАS.2» каких-либо существенных изменений в боевом составе вертолетов этого класса не произошло. Как указывалось выше, Франция закупила 14 вертолетов «Линкс-НAS.З», отличающихся в основном более мощной силовой установкой. Тяжелые вертолеты SA-321G «Супер Фрелон», принятые на вооружение в 1966 году, устарели и требуют замены. По данным, опубликованным в иностранной прессе, до 30 вертолетов может быть размещено на каждом из французских авианосцев («Фош» или «Клемансо»), которые планируется использовать в десантных операциях. Вместе с десантным вертолетоносцем «Жанна д'Арк», на борту которого предусматривается разместить до 700 морских пехотинцев и восемь вертолетов «Алуэтт-3», эти корабли, по сообщению французской печати, должны составить основу так называемых «сил быстрого развертывания» (подобных американским) для действий в тех районах, которые военно-политическое руководство рассматривает как жизненно важные для страны. В конце 70-х годов ВМС Франции на базе вертолетов «Супер Пума» и SA.365 «Дофин-2» разработаны в основном на экспорт их морские варианты — соответственно AS.332F и SA.365F. Вертолет AS.332F предназначен для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и ведения поисково-спасательных операций. В первом случае он вооружается двумя ПКР «Экзосет» или шестью AS.15 ТТ либо одной «Экзосет» и тремя AS.15 ТТ. Как отмечает западная пресса, такие вертолеты заказаны Аргентиной (24 машины), Бразилией (5), Чили (3), Кувейтом (6), Оманом (2), Сенегалом (22) и Испанией (30). Индонезия планирует выпускать их по лицензии. Вертолеты SA.365F в 1980 году начали поставляться (24 машины) в Саудовскую Аравию. Первые четыре из них оснащены поисковой РЛС ORB-32 и используются для поиска и спасения, а остальные вооружаются УР AS.15 ТТ, оборудуются РЛС «Агрион» и предназначаются для борьбы с надводными кораблями и целеуказания. Противолодочный вариант вертолета SA.365F оснащается опускаемой ГАС HS-12 и буксируемым магнитным обнаружителем, вооружается торпедами. В и «JIhhkc-HAS.2» (Великобритания) — приняло решение для их вооружения закупить английские вертолеты (в ФРГ получили обозначение «Линкс» Мк28). Вертолет оснащен опускаемой ГАС AN/AQS-18. Всего было закуплено 14 машин, 12 из них уже поставлены. Находящийся на вооружении ВМС вертолет «Си Кинг» Мк41 (22 единицы, закупленные в Великобритании) является поисково-спасательным вариантом «Си Кинг-HAS.I», с которых была снята ГАС. Они размещаются на четырех станциях побережья Северного и Балтийского морей и находятся в 15-минутной готовности к вылету днем и часовой — ночью. Ежегодно они совершают в среднем 600 вылетов. Италия. В ВМС страны основными противолодочными вертолетами остаются легкие вертолеты АВ.212 ASW, которые также оснащены аппаратурой для использования противокорабельной ракеты «Си Киллер» Мк2 и средствами РТР. Кроме того, на вооружении находится небольшое число американских вертолетов SH-3D «Си Кинг» . Италия, разрабатывая совместно с Великобританией перспективный вертолет ЕН-101, участвует также в создании вертолета НАТО 90-х годов. ФРГ. В связи со строительством фрегатов УРО типа «Бремен» командование ВМС после рассмотрения и оценки вертолетов трех типов — SH-60J3 (США), SA.365F (Франция) Великобритания, Франция, Италия, ФРГ и Нидерланды в 1985 году подписали соглашение о совместной разработке вертолета НАТО 90-х годов, получившего обозначение NH-90. По сведениям иностранной прессы, заказы на этот вертолет в варианте транспортно-десантного должны составить не менее 500 машин, а в вариантах противолодочного, противокорабельного и поисково-спасательного — более 200. Начать его поставки в части запланировано на 1993 год. Согласно требованиям вертолет должен иметь взлетную массу около 9000 кг, два ГТД мощностью по 2100 л.с. английской фирмы «Роллс-Ройс» и боевой радиус действия не менее 185 км. В конструкции NH-90 предусматривается широко использовать новые композиционные материалы и последние достижения в области техники и технологии. В его разработке принимает участие 15 групп, каждая из которых занимается определенным кругом вопросов, относящихся как к базовому вертолету, так и к его вариантам. Основная их задача — создать такой базовый вертолет, который бы с минимальными доработками (исключая специальное оборудование и вооружение) мог использоваться в любом варианте. Полковник запаса И. Куцев Источник - "Зарубежное военное обозрение" Последнее обновление 20.03.2015 |