|
В мероприятиях по развитию инфраструктуры НАТО большое значение придается созданию на ТВД разветвленной сети военных и гражданских трубопроводов как наиболее рациональному средству обеспечения вооруженных сил нефтепродуктами.
Работы по строительству на Центрально-Европейском ТВД системы магистральных трубопроводов НАТО были в основном завершены в конце 60-х годов. В дальнейшем в связи с увеличением численности вооруженных сил блока и расширением их технической оснащенности потребность в снабжении войск горючим повышалась. Поэтому постоянно совершенствуется система трубопроводов, в частности увеличивается диаметр труб, особенно на начальных участках, идущих от пунктов выгрузки горючего, прокладываются вторые и третьи нити трубопроводов. В результате к настоящему моменту на ТВД создана разветвленная сеть трубопроводов и ее основных объектов — насосных станций, складов горючего и заправочных станций, расположенных на территориях Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Западной Германии.
Для обеспечения согласованной работы системы трубопроводов на Центрально-Европейском ТВД предназначено агентство по эксплуатации трубопроводов, которому подчинено семь районных управлений: во Франции находятся три, в ФРГ — два, в Бельгии и Нидерландах — по одному. Эти управления призваны обеспечить гибкость и устойчивость работы системы трубопроводов в своих зонах. Ответственность за их содержание и восстановление несут трубопроводные части и подразделения национальных вооруженных сил.
В связи с тем, что на территории ФРГ размещено более половины всех военных трубопроводов Центрально-Европейского ТВД (включая 28 складов ГСМ НАТО общей вместимостью более 800 тыс. м3 и 41 насосную станцию), в составе западногерманских территориальных войск сформировано значительное количество трубопроводных частей и подразделений (см. рисунок). Общее руководство эксплуатацией и восстановлением трубопроводов военного назначения возложено на три территориальных командования («Шлезвиг-Гольштейн», «Север» и «Юг»), зоны ответственности которых совпадают с зонами ответственности командований объединенных сухопутных войск НАТО в Шлезвиг-Гольштейн, Ютландии и на о. Фюнен, а также Северной и Центральной групп армий. Работы по обслуживанию и восстановлению трубопроводов осуществляют трубопроводные части, которые организационно включены в состав названных территориальных командований. Командованию «Шлезвиг-Гольштейн» подчинен 600-й трубопроводный батальон, командованию «Север» — 80-й трубопроводный полк (через 800-е инженерное командование), а командованию «Юг» — 85-й трубопроводный полк (также через инженерное командование). В мирное время большинство трубопроводных частей и подразделений являются кадрированными. Они укомплектованы личным составом примерно на 5 проц., а оружием, военной техникой и оборудованием на 100 проц. Доведение трубопроводных войск до штатов военного времени предусмотрено осуществлять в период мобилизационного развертывания вооруженных сил. Так, планируется, что численность 600-го трубопроводного батальона превысит 800 человек, а 80-го и 85-го трубопроводных полков будет по 3000 человек. Основой трубопроводных частей западногерманских вооруженных сил являются трубопроводные батальоны, которые имеют, за исключением 600-го, одинаковую организационно-штатную структуру, специальную технику и оружие. Трубопроводный батальон трубопроводного полка территориальных войск насчитывает 970 человек и предназначен для восстановления поврежденных и разрушенных трубопроводов с применением полевого, комплекса, устройства ц эксплуатации аварийных пунктов снабжения ГСМ, устройства и эксплуатации полевых трубопроводов, оказания помощи соответствующим органам в эксплуатации постоянных трубопроводов. Главное его предназначение — устранение повреждений в боевых условиях. Батальон состоит из штаба и рот: штабной и снабжения, четырех эксплуатационных и двух трубопроводных. В состав штаба входят начальник штаба и офицеры, отвечающие за боевую и специальную подготовку, за различные виды обеспечения, а также унтер-офицеры и солдаты. Рота штабная и снабжения предназначена для организации связи, медицинского обслуживания и обеспечения батальона всеми видами довольствия. В отличие от подобных рот других инженерных подразделений в ней имеются более разнообразные средства связи, в том числе обеспечивающие подключение к телетайпным каналам связи. Эксплуатационные и трубопроводные роты оснащены комплектами инструмента для прокладки полевых трубопроводов и возведения хранилищ для горючего, землеройной и тяжелой грузоподъемной техникой, транспортными средствами для перевозки имущества. Кроме того, батальон располагает средствами пожаротушения. Всего в трубопроводном батальоне имеется (по штатам военного времени): бульдозеров «Дейц» — 60, грейдеров — 3, экскаваторов — 3, подъемных кранов—6, надувных лодок — около 30, стрелкового вооружения — около 800 единиц, радиостанций — более 130, автомобили различного назначения. В мирное время в батальоне нет трубопроводного имущества (насосов, задвижек, вентилей, труб, емкостей), необходимого для замены элементов стационарных трубопроводов. Оно хранится на складах, расположенных вдоль военных трубопроводов НАТО. С этим фактом связан основной принцип применения указанного имущества, согласно которому по распоряжению соответствующего территориального командования оно забирается с ближайшего склада и используется для замены поврежденного участка или объекта трубопроводной сети. Имеющееся в батальоне некоторое количество трубопроводного имущества предназначено только для обеспечения боевой подготовки в мирное время. Порядок применения трубопроводного батальона зависит от технического состояния всей магистральной системы на Центрально-Европейском ТВД и решаемых с ее помощью задач. При одновременном возникновении нескольких повреждений, подчеркивается в зарубежной прессе, командование территориальных войск в первую очередь выделяет из них те, которые могут вызвать наибольшие срывы в работе системы, и устанавливает очередность их устранения. При этом руководствуются принципом: в каком бы месте и в каком бы объеме ни была повреждена система, она должна быть восстановлена в течение 3 сут. Этот срок должен быть выдержан независимо от того, устраняется ли повреждение путем ремонта или устройством обхода, развертыванием аварийных пунктов заправки или подключением к другой трубопроводной сети. Военные инженеры бундесвера считают, что в условиях ограниченного времени отдельные этапы работ по ликвидации повреждения, например разведка, планирование, транспортировка материалов и строительство, должны проводиться по возможности одновременно. Хотя на практике при значительном объеме работ, неблагоприятных внешних условиях и нечеткой организации добиться этого будет трудно. Определенная экономия времени обеспечивается также тем, что уже в мирное время готовится техническая документация на устранение повреждений в наиболее вероятных местах. На темп восстановительных работ существенное влияние оказывает время суток. Работы стремятся проводить, как правило, лишь днем, так как нужное качество соединений обеспечивается только при хорошей освещенности. Ночью же необходимо дополнительное освещение, что, естественно, противоречит требованиям маскировки. Судя по сообщениям западногерманской печати, при выполнении работ в условиях военного времени могут возникнуть определенные трудности. Часть из них вызвана значительными размерами обслуживаемой территории. Не со всеми участками трубопроводной сети может быть обеспечена устойчивая связь штатными средствами. Поэтому придется использовать стационарные линии связи, что делает управление действиями подразделений более уязвимым. Усложняется также их материальное обеспечение. Определенные проблемы возникают и из-за того, что практически невозможно заблаговременно предусмотреть, где будут повреждения и в каком объеме. Это требует от личного состава хороших знаний физико-географических особенностей местности и технических параметров самого трубопровода на всей территории. Сложным вопросом является самооборона подразделений батальона. Командование бундесвера полагает, что диверсионные группы противника могут действовать уже в угрожаемый период, когда основной личный состав трубопроводных подразделений, а равно и рот охраны территориальных войск еще не будет отмобилизован. Ликвидация повреждений может осуществляться путем устройства обхода трубопроводов, включая колодцы с задвижками, ремонта других объектов трубопроводной сети, замены деталей из комплекта полевого имущества. Военные инженеры бундесвера считают, что при восстановлении трубопроводов в первую очередь следует стремиться к устройству обходов поврежденных объектов, используя для этого комплекты полевых трубопроводов. Обход поврежденных участков, по их взглядам, имеет, однако, существенный недостаток: во многих случаях необходимо собирать протяженный дополнительный путь, на что расходуются значительные силы, время и средства, так как соответствующие колодцы для подключения зачастую расположены друг от друга на удалении более 20 км. Трубопроводный батальон может оборудовать аварийные пункты снабжения. Используя специальные колодцы с задвижками на стационарном трубопроводе и полевой трубопроводный комплект, его личный состав возводит необходимые объекты, в первую очередь запасной склад горючего с соответствующими пунктами заправки для автомобильных и железнодорожных цистерн. В военной печати в последнее время были опубликованы материалы, в которых обосновывается необходимость повышения возможностей подразделений, выполняющих задачи обеспечения эксплуатации трубопроводов и складов горючего. В соответствии с этим предусматривается их оснащение более производительной техникой и оборудованием. В скором времени, например, ожидается поступление в трубопроводные батальоны нового специального комплекта инструмента и оборудования для прямого подключения к магистральным трубопроводам военного назначения. Это, по мнению командования бундесвера, повысит возможности по ликвидации последствий повреждения трубопроводов. Полковник запаса Ю. Королев, кандидат военных наук Источник - "Зарубежное военное обозрение" №10 1987. Последнее обновление 06.03.2011 год |
Автор - , 2001 - 2018.