|
Вoeннo-морская авиация является родом японских ВМС. Ее возрождение в послевоенной Японии началось при создании «корпуса морской полиции», когда были образованы первые авиационные формирования — отдельные авиагруппы «Татэяма» (16 сентября 1953 года) и «Каноя» (1 декабря 1953 года), и продолжалось до 60-х годов.
В августе 1961 года было сформировано авиационное командование флота (АКф) и учебное авиационное командование (УАК) военно-морских сил. К этому времени под видом «помощи» со стороны США японским ВМС было поставлено 230 самолетов и вертолетов (16 P-2V7, 60 S-2F1, 20 TBM-3S/W 16 PV-2, 52 SNJ, 35 SNB-3, два PBY-6A, четыре JRF-5, четыре R4D-6/6Q, два Т-34, три S-51, семь Белл-470, три S-55 и два S-58). Кроме того, с 1958 года на японских предприятиях развернулось производство самолетов и вертолетов ВМС, главным образом по американским лицензиям. К настоящему времени в интересах авиации ВМС Японии выделены ассигнования на приобретение 838 самолетов и вертолетов различного назначения, из них свыше 70 (28Р-ЗС, один EP-3J, один U-36A, 28 HSS-2B, шесть МН-53Е, один LC-90, три КМ-2К, один US-Ik, два 0H-6D) остаются в различных стадиях производства и будут поступать в авиационные части до 1990 финансового года включительно (табл. 1). Планом строительства ВМС на 1988 финансовый год (начался 1 апреля) предусматриваются первичные ассигнования на постройку еще 15 самолетов (девять Р-3С, один EP-3J, один US-1A, один U-36A, три КМ-2К) и 12 палубных вертолетов SH-60J. По целевому назначению авиация ВМС подразделяется на боевую и вспомогательную. В авиационных частях японских военно-морских сил насчитывается. 175 боевых самолетов и вертолетов, а также 100 вспомогательных машин. Общая численность личного состава авиационных частей превышает 11 тыс. человек (около 25 проц. численности ВМС). Основу боевой авиации ВМС Японии составляет базовая патрульная авиация (БПА). Она предназначена для ведения разведки, поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей (судов) противника на удалении до 1000 миль от побережья Японских о-вов с использованием противолодочных торпед, глубинных бомб, неуправляемых авиационных и противокорабельных ракет. Поиск надводных и подводных целей осуществляется с помощью бортовых радиолокационных станций, магнитных обнаружителей, газоанализаторов, а также радиогидроакустических буев (РГБ). Западные военные специалисты считают, что по своему составу и возможностям японская БПА в капиталистическом мире уступает только ВМС США. Боевая авиация ВМС Японии организационно представлена авиационным командованием флота и отдельными авиаэскадрильями противолодочных вертолетов военно-морских районов, а вспомогательная авиация — учебным авиационным командованием. Дислокация авиационных соединений и частей приведена на рис. 1. Авиационное командование флота (рис. 2) возглавляет командующий (штатная категория — вице-адмирал), которому подчинены штаб, семь авиакрыльев (1, 2, 4, 5, 21, 22 и 31-е), три отдельные авиаэскадрильи (51, 61,111-я), а также отряды управления воздушным движением БПА (Ацуги), инженерно-аэродромного обеспечения (Хатиноэ) и подразделения обслуживания. Численность личного состава авиации флота составляет около 8500 человек (более 30 проц. личного состава флота). Штаб авиации флота (авиабаза Ацуги), возглавляемый начальником штаба (штатная категория — контр-адмирал), подразделяется на отделы и отделения. Начальнику штаба подчинены также командный пункт, узел связи и оперативный центр противолодочной борьбы (Central ASWOC - Antisubmarine Warfare Operation Center), тесно взаимодействующий с вычислительным комплексом (GSCC — Ground Support Computer Complex) — филиалом ВЦ флота и оперативными противолодочными постами (ASWOC) при штабах патрульных авиакрыльев. Вычислительный комплекс включает вычислительный центр (PGC — Program Generation Center), а также различные устройства ввода и отображения информации (SDF— Software Development Facility). По вопросам классификации обнаруженных целей оперативный центр противолодочной борьбы тесно координирует свою деятельность с гидроакустическим центром (ААС — Acoustic Analysis Center), который также расположен на авиабазе Ацуги и является частью центрального подчинения флота. Авиакрыло — основная тактическая часть авиации ВМС. Командиру каждого авиакрыла (штатная категория — контр-адмирал) подчинены штаб и подразделения обслуживания, до трех авиаэскадрилий, а также по одной группе инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения. Кроме того, в крыло могут входить авиагруппы отдельного базирования. Численность личного состава авиакрыла в зависимости от входящих в него подразделений составляет от 600 до 1500 человек. Штатная категория начальника штаба крыла, командиров авиаэскадрилий и групп обеспечения — капитан 1 ранга (кэптен). В авиаэскадрильях имеются авиаотряд (до трех авиазвеньев) летного состава и отряды технического персонала (авиатехников). Летный состав сведен в экипажи (до полутора экипажей на один самолет). Например, по штатному расписанию при девяти самолетах Р-ЗС численность личного состава авиаэскадрильи около 250 человек, в том числе до 150 человек летного состава (из них более 60 офицеров). Группы инженерно-авиационного обеспечения (ИАО) авиакрыльев осуществляют комплекс следующих мероприятий, направленных на поддержание авиационной техники и вооружения в постоянной готовности к выполнению боевых задач: организация правильной эксплуатации авиационной техники, повышение ее живучести и безопасности полетов, своевременное проведение ремонта, обеспечение перебазирования авиационных частей, обучение летного и инженерно-технического состава обслуживанию и ремонту авиационной техники. Группы ИАО имеют нумерацию соответствующих боевых авиакрыльев и организационно включают несколько отрядов по различным видам инженерно-авиационного обеспечения. Группы аэродромно-технического обеспечения (АТО) авиакрыльев проводят мероприятия в рамках данного вида планового обеспечения полетов. Они включают подготовку аэродрома, аэродромных сооружелий и наземной техники обеспечения полетов, материальное обеспечение подготовки авиационной техники к полетам, эвакуацию самолетов (вертолетов), потерпевших аварию или совершивших вынужденную посадку, организацию поисково-спасательной службы. Группы АТО собственной нумерации не имеют и различаются по наименованиям аэродромов дислокации соответствующих авиакрыльев. В состав некоторых из них входят поисково-спасательные авиаотряды (два-три вертолета S-61A в каждом). За группами АТО авиакрыльев обычно закрепляются вспомогательные суда и катера из состава военно-морских районов. Подразделения обслуживания, подчиненные штабу авиакрыла, обеспечивают функционирование командного пункта, узла связи и поста противолодочной борьбы (ASWOC) при КП соответствующего авиакрыла, а также охрану его объектов. 2-е и 4-е патрульные авиакрылья включают по две (соответственно 2 и 4, 3 и 6 паэ) авиаэскадрильи, группы ИАО и АТО, которые размещаются на авиаоазах Хатиноэ и Ацуги. В каждой из этих авиаэскадрилий насчитывается восемь патрульных самолетов Р-ЗС (модификации Update-II). Кроме того, в состав 4 акр входит отдельная авиагруппа на о. Иводзима. Она занимается главным образом вопросами инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения периодически прилетающих на этот остров патрульных самолетов. 5-е авиакрыло имеет в своем составе одну (5-ю) патрульную авиаэскадрилью, а 1-е авиакрыло — 1-ю и 7-ю (до десяти самолетов P-2J в каждой), а также соответствующие группы ИАО и АТО на авиабазах Наха и Каноя. 31 акр (АБ Ивакуни) включает три авиаэскарильи - 31 аэ (три устаревших самолета PS-1), 71 аэ (семь поисково-спасательных гидросамолетов US-1A) и 81 аэ (самолеты РЭБ и обеспечения боевой подготовки: два UP-2J два UP-2JE и один U-36A), а также 31-ю группу ИАО и группу АТО «Ивакуни». В 21-е и 22-е авиакрылья входят по две вертолетных авиаэскадрильи, каждая включает 5—15 противолодочных вертолетов HSS-2B берегового и палубного базирования, а также соответствующие группы ИАО и АТО на авиабазах Татэяма и Омура. Палубные вертолеты 121 аэ 21 акр приписаны к кораблям 1-й и 4-й флотилий эсминцев, 122 аэ 22 акр — 2 флэм, а 123 аэ 22 акр — 3 флэм командования эскортных сил японского флота. В 1988 финансовом году (с поступлением в состав 46-го дивизиона 1 флэм новых кораблей типа «Асагири» и передачей командиру 4 флэм 43-го дивизиона) планируется завершить формирование 124 аэ 21 акр, при этом 101 аэ (восемь вертолетов HSS-2B берегового базирования) в дальнейшем намечено передать в подчинение коменданта военно-морского района Йокосука. Отдельные авиаэскадрильи включают штаб, до двух авиаотрядов (по два-три авиазвена), а также отряды инженерно-авиационного обеспечения. Отряды ИАО имеют нумерацию отдельных авиаэскадрилий. 51-я отдельная патрульная (испытательная) аэ предназначена для испытания новой авиационной техники, а также для изучения приемов боевого использования существующих образцов самолетов и вертолетов. В ее составе насчитывается 11 машин (три P-2J, две Р-ЗС, три HSS-2B, одна U-36A, две SH-60J), она базируется на авиабазе Ацуги; 61-я отдельная транспортная авиаэскадрилья (четыре YS-11MA, одна В-65) также размещена в Ацуги. 111-я отдельная вертолетная эскадрилья траления (пять V-107A) базируется на авиабазе Симоса. Авиационные формирования военно-морских районов. В составе военно-морских районов Курэ, Сасэбо и Оминато имеется по одной отдельной авиаэскадрилье противолодочных вертолетов берегового базирования (до восьми HSS-2A и -2В в каждой) соответственно на аэродромах Комацусима, Омура и Оминато. Коменданту BMP Йокосука подчинен отдельный отряд палубных вертолетов (два S-61A и один Белл-470), которые приписаны к ледоколу «Сирасэ». Отдельные авиаэскадрильи BMP включают штаб, авиаотряд (два-три авиазвена), а также отряды инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения (при базировании на аэродромах, где отсутствуют другие авиационные части). Отдельные авиаэскадрильи BMP и их отряды нумерации не имеют, а различаются по наименованию места дислокации. Учебное авиационное командование ВМС (рис. 3) возглавляет командующий (штатная категория — вице-адмирал). Ему подчинены штаб (авиабаза Симоса), три учебных авиакрыла (уакр «Симоса», «Токусима», «Оцуки») и 211-я отдельная учебная вертолетная эскадрилья на авиабазе Каноя (штатные категории начальника штаба учебной авиации и командиров учебных крыльев капитан 1 ранга, контрадмирал). Организационная структура учебных авиакрыльев аналогична структуре боевых акр: они включают штаб, одну-две учебные авиаэскадрильи, группы ИАО и АТО. Штатные категории начальников штабов учебных авиакрыльев и командиров учебных эскадрилий и групп обеспечения — капитан 1 ранга. Учебное авиакрыло «Симоса» включает две учебные авиаэскадрильи: 205-ю (12 P-2J и шесть YS-11TA) и 206-ю (шесть Р-ЗС); уакр «Токусима» и «Оцуки» — по одной авиаэскадрилье: соответственно 202-ю (21 ТС-90 и один UC-90, и 201-ю (32 КМ-2). Эти авиакрылья имеют в своем составе соответственно 201, 202 и 203-ю группы ИАО и группы АТО «Симоса», «Токусима» и «Оцуки» с базированием на одноименных авиабазах. В две последние группы АТО входят поисково-спасательные отряды (два вертолета S-61A в каждом). В составе уакр «Оцуки» имеется также 221-я эскадрилья наземной подготовки (авиационная техника отсутствует), при которой функционируют 16-месячные курсы подготовки старшинского состава технических специальностей. Аэродромная сеть авиации ВМС насчитывает 12 авиабаз постоянного базирования. Кроме того, базовая патрульная и противолодочная авиация эпизодически использует еще пять аэродромов. Характеристики основных аэродромов, используемых авиацией ВМС Японии, приведены в табл. 2. (Окончание следует) АВИАЦИЯ ВМС ЯПОНИИ Капитан 1 ранга Р. ФЕДОРОВИЧ В первой части статьи рассмотрены организационная структура, состав и дислокация авиации ВМС Японии. Ниже, на основе материалов зарубежной прессы, приводятся сведения по авиационному парку и перспективам его развития. Авиационный парк в настоящее время представлен 12 типами самолетов и девятью типами вертолетов различного назначения. Тактико-технические характеристики основных из них приведены в таблице. Базовые патрульные самолеты:
Для замены устаревших самолетов РЭБ и обеспечения боевой подготовки UP-2J и -2JE японское командование решило закупить современные машины EP-3J и U-36A. Самолеты EP-3J заменят в 1990—1991 годах UP-2JE, они будут производиться компанией «Кавасаки дзюкогё» по американской лицензии на базе машин ЕР-ЗЕ фирмы «Локхид». Основные тактико-технические данные этих самолетов существенно не отличаются от ТТХ машин Р-ЗС. Их бортовое оборудование вместо противолодочного комплекта будет включать различные средства РЭБ, радио- и радиотехнической разведки (на машинах EP-3J часть аппаратуры японской разработки). Самолеты РЭБ и обеспечения боевой подготоаки U-36A разрабатывались в Японии по программе TS-X с использованием планера реактивного пассажирского лайнера «Лирджет-ЗбА» американской фирмы «Гейтс». На них японцы установили бортовые, буксируемые и запускаемые устройства активных и пассивных помех, мишени и имитаторы ложных целей. При этом за счет операторов экипаж увеличен на два человека. Самолеты U-36A должны заменить машины UP-2J. Противолодочные вертолеты Японии представлены типами SH-60J 3, HSS-2A и -2В. Последние два из них отличаются незначительно, они выпускаются на заводах фирмы «Мицубиси дзюкогё». Состав их вооружения и оборудования такой же, как у американского вертолета SH-3H «Си Кинг». Вертолет HSS-2B (рис. 5) может нести четыре торпеды Мк44, Мк46 мод. 5 и типа 73 или четыре глубинные бомбы типа 67, а также до 25 РГБ. Поисковое оборудование включает РЛС HPS-102, опускаемую ГАС AN/AQS-13A, магнитный обнаружитель AN/ ASQ-81B (V). Бортовые средства навигации, связи, обработки информации и других систем японских вертолетов широко представлены аппаратурой собственного производства: HPN-101 и -105, N-OA-35/ HSA, HPQ-1B-2, N-TR-2, N-1-D-66/HRN; HIC-8, HRC-107, -109 и -110В, HSC-10B; HSA-117, HQH-102D, N-RO-20B/HMH, N-PF-6С, N-C-482. Вертолеты-тральщики МН-53Е значительно превосходят устаревшие V-107 А, которые производились японской фирмой «Кавасаки дзюкогё» по американской лицензии. Новые машины оснащены тремя турбовальными двигателями T64-GE-416 максимальной мощностью по 4380 л. с. В спонсонах (один с каждого борта) размещается по 12 100 л топлива, что достаточно для полета в течение 6 ч. В двух подвесных сбрасываемых баках находится дополнительно около 4900 л. При тралении вертолеты МН-53Е могут использовать различные тралы: контактный Мк103, акустический Мк104, неконтактные Мк105 и 106, а также электромагнитные, в том числе новый Мк166. Они оборудованы двухканальной цифровой АСУ для обеспечения полета, режимов висения, входа и выхода из него, индикатором показания углов наклона и силы натяжения троса кабеля (до 13,6 т), системой контроля водной среды, рампой для развертывания ГАС ми-ноискания с боковым сканированием, более совершенной системой управления и контроля траления и другой современной аппаратурой. Основные направления развития. Наибольшее внимание перспективном строительстве авиации ВМС уделяется перевооружению самолетного парка БПА самолетами Р-ЗС «Орион», производство которых налажено с 1981 года по американской лицензии. Одобрены ассигнования на постройку к середине текущего года 78 машин (в том числе девяти самолетов модификации Update-Ill), 37 из которых поступят в 1, 5 и 7-ю патрульные авиаэскадрильи в четыре ближайших финансовых года. Текущей пятилетней программой строительства ВМС предусмотрено выделить дополнительные ассигнования на закупку еще 22 самолетов Р-ЗС, поставку которых в авиационные части намечено осуществлять до марта 1994 года. По сообщениям зарубежной печати, к этому времени в составе БПА с учетом списания устаревших образцов предполагается иметь 100 патрульных самолетов (94 Р-ЗС5 и 6 P-2J), организационно сведенных в десять авиаэскадрилий. При этом планируется разместить по две эскадрильи (18—20 машин) на авиабазах Ацуги, Ханоя, Наха и Хатиноэ и по одной на Симоса (девять-десять) и Ивакуни (шесть P-2J и три-четыре Р-ЗС). Дальнейшее развитие БПА намечено проводить в рамках очередной пятилетней программы строительства ВМС Японии на 1991—1995 годы. В частности, рассматриваются предложения о закупке патрульных самолетов Р-ЗС модификации Update-IV, самолетов ДРЛО и управления P-3AEW, оснащенных ракетами AIM-S4 «Феникс», а также перспективных авиационных противокорабельных ракет ASM-1C и -2, противолодочных торпед G-RX4 и других видов оружия национальной разработки. Самолеты РЭБ UP-2JE предполагается заменить машинами EP-3J (до 1991 года должно быть закуплено три единицы). В перспективе на авиабазе Ивакуни намечено разместить авиаэскадрилью из девяти самолетов EP-3J. Устаревшие UP-2J заменяются самолетами РЭБ и обеспечения боевой подготовки U-36A. Всего планируется приобрести шесть таких машин. Парк противолодочных вертолетов к весне 1994 года увеличится до 102 единиц. В составе 21-го и 22-го авиакрыльев будет по 24 палубных вертолета SH-60J (в ближайшие два года запланировано заказать еще 24 машины) и HSS-2B, приписанных к кораблям эскортных сил флота. В каждую из четырех (121, 122, 123 и 124-я) авиаэскадрилий этих крыльев предполагается включить 12 корабельных вертолетов — восемь штатных и четыре запасных. Новую 124 аэ 21 акр предусматривается сформировать на авиабазе Татэяма в текущем финансовом году, вертолеты из ее состава будут приписаны к кораблям 4-й флотилии эсминцев. Противолодочные вертолеты берегового базирования HSS-2B (54 машины) намечено организационно свести в шесть отдельных авиаэскадрилий. Их предполагается разместить на авиабазах Оми-нато, Татэяма, Комацусима, Омура, Наха и Каноя (по восемь-десять единиц). По данным зарубежной прессы, в ближайшие годы можно ожидать появления новой отдельной авиаэскадрильи на авиабазе Наха, и в распоряжении коменданта каждого военно-морского района (кроме BMP Майд-зуру) будет находиться штатная эскадрилья противолодочных вертолетов. К началу 90-х годов планируется завершить списание устаревших вертолетов-тральщиков V-107A с заменой на американские МН-53Е «Си Дрэгон». Из них намечено сформировать две отдельные авиаэскадрильи (шесть машин в каждой). Самолеты и вертолеты вспомогательной авиации ВМС Японии также предполагается постепенно обновлять. Количество поисково-спасательных гидросамолетов US-1A «Син Мэйва» планируется поддерживать на уровне семи единиц за счет их дальнейших закупок на смену списываемых. Учебные самолеты КМ-2 к середине 90-х годов должны быть поэтапно заменены их улучшенной модификацией КМ-2К. Устаревшие машины В-65 к началу следующего десятилетия предусматривается заменить самолетами связи LC-90, созданными на базе ТС-90. Пока еще не решен вопрос о новых транспортных самолетах, которые должны поступить вместо старых YS-11MA и -11 ТА, практически выработавших свой моторесурс. Изучается вопрос о перспективном поисково-спасательном вертолете НН-Х, кого-рый в дальнейшем полностью заменит S-61A. Среди различных моделей наиболее вероятным кандидатом пока считается машина HH-60J6, создаваемая на базе SH-60В. Среди учебных вертолетов планируется продолжать закупки OH-6D для замены устаревших Белл-470 и OH-6J. Как отмечает иностранная печать, реализация текущих авиастроительных программ позволит при сохранении общей численности самолетного парка существенно увеличить боевые возможности военно-морской авиации Японии. Капитан 1 ранга Р. Федорович. Источник - "Зарубежное военное обозрение" №8, 9 1988. Последнее обновление 24.05.2015 год |