Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Тактическое авиационное командование ВВС США

 

Тактическое авиационное командование ВВС США

 

Следуя опасным для дела мира агрессивным курсом, империалистические силы США продолжают гонку вооружений, наращивают боевую мощь всех видов своих вооруженных сил. Важное место в военных приготовлениях Пентагон отводит тактической авиации — наиболее гибкому элементу сил общего назначения, обладающему высокой мобильностью и способностью выполнять широкий круг задач как во взаимодействии с другими видами вооруженных сил, так и самостоятельно.

Организационно тактическая авиация регулярных ВВС США сведена в четыре командования:
- тактическое авиационное командование (ТАК),
- командования ВВС США в Европейской зоне,
- зоне Тихого океана и
- зоне Аляски.

Часть сил входит в состав ВВС национальной гвардии и командование резерва ВВС.

В данной статье, написанной по материалам зарубежной печати, приводятся организация и боевой состав, дается краткая характеристика и раскрываются перспективы развития ТАК — одного из основных командований американских ВВС. Его части и подразделения, по взглядам руководства Пентагона, считаются мобильным стратегическим резервом, предназначенным для ведения боевых действий на заморских ТВД, усиления существующих или развертывания там новых авиационных группировок. Штаб командования расположен на авиабазе Ланглей (штат Виргиния).

В административном отношении тактическое авиационное командование замыкается на штаб ВВС, а в оперативном входит в состав двух объединенных командований: войск готовности (штаб в Мак-Дилл, штат Флорида) и вооруженных сил США в зоне Атлантики (Норфолк, Виргиния). Кроме того, ТАК взаимодействует с системой ПВО Североамериканского континента НОРАД и выделяет для него часть своих сил.

В рамках объединенного командования войск готовности ТАК несет ответственность за обеспечение его необходимым количеством боеготовых сил и средств для формирования специальных боевых группировок (сухопутные войска и ВВС), способных быстро развертываться на заморских территориях по директиве комитета начальников штабов. Уже в мирное время штаб ТАК разрабатывает планы оперативного развертывания тактической авиации в Европе, зоне Тихого океана, на Аляске и в других районах мира. Эти планы проверяются и корректируются в крупных совместных учениях командования войск готовности, а также при проведении своих мероприятий.

Рис. 1. Организация ТАК ВВС США

В рамках объединенного командования вооруженных сил США в зоне Атлантики оно несет ответственность за развертывание частей ВВС в районах Атлантического океана и Карибского моря и принимает участие в его учениях. ТАК активно взаимодействует с другими командованиями ВВС США. В частности, при разработке новых видов оружия и боевой техники, обеспечении частей и подразделений всеми необходимыми предметами снабжения и при подготовке летного и технического состава — с командованиями разработки систем вооружения (КРСВ), тыла и подготовки кадров. В ходе организации перебросок частей тактической авиации на заморские территории ТАК совместно с САК (стратегическое авиационное командование) решает вопросы их обеспечения самолетами-заправщиками, а от ВТАК (военно-транспортное авиационное командование) получает необходимое количество самолетов для переброски личного состава групп обеспечения и необходимого имущества. Кроме того, в интересах частей тактической авиации ВТАК организует метеорологическое обеспечение перелета, а также поиск и спасение экипажей.

Штаб ТАК руководит оперативной и боевой подготовкой приписанных к нему частей ВВС национальной гвардии и командования резерва ВВС, готовит личный состав для группировок тактической авиации, дислоцируемых за пределами США, проводит переучивание экипажей на самолеты новых типов.

В состав командования входят 9-я и 12-я воздушные армии (ВА), Южная дивизия, центр разработки способов боевого использования тактической авиации, центр разработки способов боевого применения оружия тактических истребителей, 552-е авиакрыло дальнего радиолокационного обнаружения и управления (система АВАКС). Организация командования показана на рис. 1.

Основные силы и средства ТАК сосредоточены в двух воздушных армиях, являющихся высшими оперативными объединениями.

9-я воздушная армия состоит из 12 авиационных крыльев, из них девять тактических истребительных: 1-е (самолеты F-15, авиабаза Ланглей, штат Виргиния), 4-е (F-4E, Симор-Джонсон, Северная Каролина), 23-е (A-7D, Ингленд, Луизиана), 31-е (F-4E, Хомстед, Флорида), 33-е (F-4E, Эглин, Флорида), 56-е (F-4E, Мак-Дилл, Флорида), 347-е (F-4E, Мууди, Джорджия), 354-е (А-10, Мертл-Бич, Южная Каролина), 355-е (A-7D, А-10А, Девис Монтан, Аризона). Кроме того, в ней имеются 363-е тактическое разведывательное авиакрыло (RF-4C, Шоу, Южная Каролина), 507-е крыло управления авиацией (0-2, OV-IO, Шоу, Южная Каролина), 1-е крыло специального назначения (самолеты С-130, АС-130, вертолеты СН-3, UH-1, Эглин, Флорида).

12-я воздушная армия включает десять авиационных крыльев, в том числе шесть тактических истребительных: 27-е (самолеты F-111D, авиабаза Кэнон, штат Нью-Мексико), 35-е (F-4C, Е, G, F и F-105Q, Джордж, Калифорния), 49-е (F-15, Холломэн, Нью-Мекси-ко), 366-е (F-111A, Маунтин-Хоум, Айдахо), 388-е (F-4D, Хилл, Юта) и 474-е (F-4D, Неллис, Невада). Кроме того, в нее входят: 67-е тактическое разведывательное авиакрыло (RF-4C, Бергстром, Техас), 58-е учебно-тренировочное (F-15, F-4, TF-104, Льюк, Аризона), 479-е учебнотренировочное (Т-38, Холломэн, Нью-Мексико) и 602-е крыло управления авиацией (0-2, OV-IO, Бергстром, Техас). В некоторых из них в дополнение к боевым эскадрильям есть одна, а иногда и две учебнотренировочные. Каждое крыло вооружено обычно самолетами одного типа. На тактические истребительные авиационные крылья возлагаются задачи завоевания превосходства в воздухе, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, изоляции района боевых действий, обеспечения воздушных и морских десантных операций и другие, связанные с уничтожением или поражением воздушных, наземных и морских целей.

В разведывательных авиационных крыльях одна — три эскадрильи (по 18 самолетов). Они предназначены для ведения воздушной разведки на глубину 600 км и более в интересах ВВС и других видов вооруженных сил.

На 1-е авиационное крыло специального назначения (самолеты АС-130 и С-130 и вертолеты СН-3 и UH-1) возлагается решение разнообразных задач на заморских территориях, в частности авиационная поддержка карательных операций, сопровождение железнодорожных составов и автотранспортных колонн, разбрасывание листовок.

В составе крыльев управления авиацией имеются силы и средства для развертывания наземных органов управления на ТВД и, кроме того, эскадрильи самолетов и вертолетов связи и наведения (иногда они замыкаются непосредственно на командующего ВА). Их экипажи действуют в качестве передовых авиационных наводчиков в системе управления авиацией на ТВД.

Южная дивизия дислоцируется в зоне Панамского канала. В нее входят 24-е смешанное авиационное крыло (авиабаза Говард, самолеты 0-2 и вертолеты UH-1), а также Межамериканская академия ВВС (авиабаза Ольбрук). Задача штаба дивизии — руководство военными миссиями США в государствах Латинской Америки и подготовка авиационных специалистов для этих стран.

Центр боевого применения тактической авиации (авиабаза Эглин, штат Флорида) включает 4441-ю учебную тактическую группу «Блю флэг» и школу передовых авиационных наводчиков.

Центр занимается обобщением опыта боевых действий авиации, вырабатывает мероприятия, направленные на совершенствование органов управления, организацию взаимодействия с другими родами ВВС и видами вооруженных сил и другие вопросы применения тактической авиации. Эффективность этих мероприятий проверяется в ходе комплексных учений штабов, командных пунктов, центров управления ВВС и сухопутных войск. При проведении этих учений (их кодовое наименование «Блю флэг») в состав своих сил от ВВС входят эскадрильи тактических истребителей, самолетов-разведчиков, штурмовиков, а также самолеты РЭБ, ДРЛО и управления (Е-ЗА, см. цветную вклейку, ЕС-130 и ЕС-135). Руководство и управление авиационными частями и подразделениями осуществляют штаб ТАК, либо штабы 9-й или 12-й воздушных армий. На учениях отрабатываются прорыв хорошо подготовленной полосы обороны сухопутных войск противника и преодоление его сильной системы ПВО в условиях широкого применения средств РЭБ с обеих сторон.

В центр боевого применения оружия тактических истребителей (авиабаза Неллис, штат Невада) входят специально оборудованный полигон Неллис, 4440-я учебная тактическая истребительная группа «Ред флэг», 57-е авиационное крыло боевого применения тактических истребителей и их вооружения (подразделения самолетов F-4D и Е, F-15, F-111E и F, А-10 и эскадрильи истребителей F-5E, выступающие в роли «противника»). В его составе имеется также демонстрационная эскадрилья ВВС США, оснащенная самолетами Т-38.

Первоочередная задача центра — выработка рекомендаций, направленных на улучшение качества боевой подготовки и повышение уровня боеготовности частей ТАК. В этой связи специалисты изучают и анализируют вопросы использования тактических истребителей и их вооружения; разрабатывают новые способы их боевого применения и тактики действий; проводят испытания создаваемых и изыскивают пути повышения эффективности существующих систем оружия; направляют деятельность школ оружия тактических истребителей ТАК; изучают возможности сил общего назначения как по собственным программам, так и совместно со штабами сухопутных войск; составляют уставы и наставления по боевой подготовке и способам применения оружия тактических истребителей; осуществляют связь с другими командованиями по вопросам развития и совершенствования тактики ведения боевых действий в различных условиях обстановки.

Важнейшей функцией центра, по мнению американских специалистов, является проведение учений под условным наименованием «Ред флэг» (восемь — десять ежегодно). К ним привлекаются штабы, части и подразделения ТАК, САК, КВКО и других командований ВВС США, а также авиации ВМС и морской пехоты. Обстановка на учениях максимально приближена к боевой. Авиационные подразделения отрабатывают свои задачи в условиях противодействия сильной системы ПВО «противника», в составе которой имеются ЗРК, ЗА и истребители-перехватчики. В воздушных боях за «противника» выступают специально созданные 63-я и 64-я эскадрильи, вооруженные самолетами F-5E.

552-е крыло ДРЛО и управления (самолеты ЕС-130, ЕС-135 и Е-ЗА, авиабаза Тинкер, штат Оклахома) находится в настоящее время в стадии формирования. Всего в его составе развертываются три боевые (963-, 964- и 965-я) и одна (966-я) учебно-тренировочная эскадрилья самолетов Е-ЗА (система АВАКС). Всего в нем будет 34 такие машины (к середине 1979 года получено и введено в боевой состав 14). Основная задача крыла — обеспечение боевых действий авиационных группировок на различных ТВД, управление действиями тактических истребителей при выполнении ими своих боевых задач. Как отмечается в зарубежной печати, в системе управления вооруженными силами на ТВД самолет Е-ЗА может выполнять роль воздушного командного пункта или центра непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, или поста обнаружения, оповещения и управления. В мирное время часть самолетов крыла (группами по две — четыре машины) находится на заморских территориях, а остающиеся на континентальной части США привлекаются к решению задач ПВО Североамериканского континента.

Формирование крыла намечается завершить к середине 1981 года. К этому времени численность его личного состава достигнет 3100 человек, из которых около 2100 планируется постоянно держать на авиабазе Тинкер, а остальных — на заморских территориях.

По данным иностранной печати, к середине 1979 года в ТАК было свыше 96 тыс. человек и около 1700 самолетов и вертолетов различных типов. В его распоряжении имелись 23 авиабазы. В настоящее время американская тактическая авиация находится в процессе крупнейшей после второй мировой войны модернизации (началась в 1975 году и будет закончена в 1985—1988 годах), основные элементы которой—переоснащение частей качественно новой авиационной техникой; широкое внедрение разнообразных средств РЭБ, систем управления и целеуказания.

На вооружение частей тактической авиации поступает пять новых систем оружия, в частности: всепогодные истребители F-15 (намечено закупить 728 единиц и оснастить ими около 20 эскадрилий), штурмовики А-10 (733 самолета, 20 эскадрилий), легкие тактические истребители F-16 (1388 машин, 38 эскадрилий), упомянутые выше самолеты ДРЛО и управления Е-ЗА и специальные самолеты для борьбы со средствами ПВО F-4G «Уайлд Уизл» (116 единиц, три эскадрильи и несколько отдельных групп в составе других подразделений).

Снимаемые с вооружения тактические истребители F-4, а также штурмовики A-7D из ТАК будут переданы в состав ВВС национальной гвардии и командования резерва ВВС для замены устаревших самолетов F-100D и F-105.

По сообщениям зарубежной печати, наряду с новыми самолетами в ТАК останутся истребители-бомбардировщики F-111, самолеты-разведчики RF-4C и часть тактических истребителей F-4. Таким образом, по завершении модернизации в составе командования будут находиться самолеты различных типов, включая универсальные дорогостоящие машины со сложным оборудованием, приспособленные для решения многих задач днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях (F-15 и F-111), и относительно недорогие самолеты одноцелевого назначения (А-10). Промежуточное положение между этими двумя группами займут тактические истребители F-16 и F-4. В основу создания подобного самолетного парка положен критерий «стоимость/эффективность».

Осуществляя эти мероприятия, американское военное руководство стремится обеспечить высокую боевую готовность тактической авиации в современных условиях с перспективой на будущее. Первое предполагает проведение оперативной и боевой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым, достижение высокого уровня мобильности и способности к быстрому развертыванию в любом районе земного шара. Второе требует изучения тенденций развития вооруженных сил и вооружений противника, их прогнозирования на десять и более лет вперед и планирования на этой основе развития своих сил.

Для решения поставленных задач в США ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совершенствованию состоящих на вооружении и созданию новых перспективных самолетов для тактической авиации и их бортового оружия, систем управления авиацией, обнаружения целей, целеуказания и т. п. В тех же целях ТАК разрабатывает новые требования к тактической авиации, концепции ее боевого применения, приемы и способы ведения боевых действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооруженных сил.

Боевая подготовка частей и подразделений ТАК проводится по планам соответствующих штабов командования и ВВС в целом. В них отражаются мероприятия, направленные на повышение боеготовности отдельных экипажей, подразделений и частей в различных условиях обстановки. Особое место отводится вопросам перебросок авиации на заморские ТВД, взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС, повышения боевого напряжения и т. д.

В соответствии с концепцией «двойного базирования» подразделения ТАК ежегодно участвуют в учениях «Крестид кэп», «Крик би» и других, в ходе которых осуществляется практическая переброска самолетов из США на передовые базы в ФРГ и других стран НАТО с дозаправками топливом в воздухе (ежегодно проводится 10—15 подобных мероприятий, в них участвуют более 200 самолетов). Подобные переброски производятся также в зону Тихого океана и другие районы мира. Например, в 1978 году в таких перелетах было задействовано 356 самолетов тактической авиации. Для их посадки использовались 27 передовых авиабаз; было выполнено свыше 5000 дозаправок топливом в воздухе. В результате более 600 членов экипажей получили опыт перелета на заморские ТВД. Особое значение при разработке планов усиления авиационных группировок на заморских ТВД придается подготовке частей и подразделений тактической авиации к использованию имеющихся там необорудованных аэродромов. Для этого заранее подготовлены комплекты запасных частей и других средств МТО, а также необходимое наземное аэродромное оборудование.

Последнее уложено в специальные контейнеры, которые можно погрузить в военно-транспортные самолеты , доставить на заданный аэродром и быстро там развернуть.

В зарубежной печати отмечается, что в последние годы в ВВС США, особенно в тактической авиации, уделяется большое внимание повышению боевого напряжения. Это достигается за счет уменьшения объема технического обслуживания при подготовке самолетов к повторному вылету, наличия резервных экипажей и т. д. В частности, сообщалось, что во время проведения семидневных учений осенью

Полковник В. Александров.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1980.

Последнее обновление 31.10.2015 год

        Антропов Петр, 2001 - 2016.   Обратная связь:   petivantropov@gmail.com