Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука

 

Военно-воздушные силы Канады

 

Канада, следуя курсом блока НАТО, активным членом которого является, уделяет большое внимание совершенствованию своих вооруженных сил, наращи-рая их боевую мощь и повышая боеготовность всех компонентов. В отличие от многих других капиталистических государств ее вооруженные силы не делятся на самостоятельные виды, то есть на сухопутные войска, ВВС и ВМС. Основу их составляют шесть так называемых функциональных командований: мобильное, ВВС, ВМС, канадских вооруженных сил в Европе, учебное и связи. Первые три из них в определенной степени выполняют роль соответствующих видов вооруженных сил, однако не имеют присущих последним собственных органов оперативного планирования и управления, тылового и других видов обеспечения, связи и подготовки кадров. Функции всех этих органов в интересах вооруженных сил в целом возложены на объединенный штаб национальной обороны и на два вспомогательных командования — учебное (с некоторыми исключениями) и связи.

В рамках такой своеобразной унифицированной структуры вооруженных сил Канады все части и подразделения военной авиации страны сведены в командование ВВС. Ниже, по данным, опубликованным в иностранной печати, приводятся сведения о задачах, организации, боевом составе, подготовке личного состава, боевой подготовке частей и подразделений, а также о перспективах развития этого командования.

Задачи, организация и боевой состав. Командование ВВС является самым крупным из всех упомянутых выше функциональных командований вооруженных сил страны. В частности, в его составе насчитывается свыше 37 000 человек личного состава, из которых более 23 000 военнослужащих находятся непосредственно в частях командования и около 14 000 человек — в органах штаба национальной обороны, ведающих вопросами боевого использования и обеспечения авиации, а также в частях и подразделениях центрального подчинения и других командований. В резервных частях насчитывается около 1000 резервистов.

На вооружении ВВС имеются 675 самолетов и вертолетов 25 типов.

Командование предназначено для решения следующих задач: противовоздушная оборона важнейших военных объектов, административных и промышленных центров; авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС, прикрытие их с воздуха; переброска личного состава и грузов по воздуху в интересах вооруженных сил в целом; авиационное обеспечение поисково-спасательных операций, проводимых государственными учреждениями и ведомствами по всей территории страны и в прилегающих к ней акваториях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов, а также самостоятельное выполнение таких операций в своих районах ответственности.

Организационно в командование ВВС входят семь авиационных групп, а именно: истребительная, 1-я канадская, морской авиации, 10-я тактическая, транспортная, 14-я учебная, резервная (официально называется группой резерва авиации). При этом если основные силы шести авиагрупп находятся на территории Канады, то 1-я канадская авиационная группа в полном составе передана в 4-е объединенное тактическое авиационное командование объединенных ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД (ЦЕ ТВД) и дислоцируется на территории ФРГ.

Истребительная авиационная группа (штаб в Норт-Бей, провинция Онтарио) — наиболее значительное по вооружению и решаемым задачам соединение боевой авиации командования ВВС. Она была создана в июне 1982 года на базе авиационной группы ПВО. В ее состав входят: 416, 425 и 441-я истребительные авиационные эскадрильи (иаэ, первая вооружена истребителями CF-5, см. цветную вклейку, а остальные две — CF-18), 433-я и 434-я тактические истребительные авиационные эскадрильи (тиаэ, самолеты CF-5), 410-я и 419-я учебно-боевые авиационные эскадрильи (CF-18 и CF-5 соответственно), а также 414-я эскадрилья РЭБ (СС-101, СС-144 и другие). Основными аэродромами базирования этих подразделений являются: Колд-Лейк (Альберта), Баготвилл (Квебек), Норт-Бей (Онтарио) и Чатем (Нью-Брансуик). Всего в группе насчитывается почти 170 боевых и учебно-боевых самолетов.

Командир истребительной авиагруппы административно подчиняется командующему ВВС, а в оперативном отношении по вопросам ПВО — командующему силами и средствами объединенной системы воздушно-космической обороны Североамериканского континента НОРАД (NORAD — North Airspace Defence System). Во втором случае он одновременно считается начальником 22-го района этой системы.

Однако наряду с решением задач противовоздушной обороны на истребительную авиационную группу возложены непосредственная авиационная поддержка и прикрытие с воздуха частей мобильного командования, а также переучивание на новые типы самолетов и совершенствование боевой подготовки летных экипажей как для своих, так и для дислоцирующихся на территории ФРГ подразделений боевой авиации.

1-я канадская авиационная группа (штаб на авиабазе Лар, ФРГ) — авиационный компонент группировки канадских вооруженных сил в Европе. Ее основная задача — непосредственная авиационная поддержка дислоцирующейся на территории ФРГ 4-й механизированной бригады канадских вооруженных сил, а при необходимости — частей и подразделений сухопутных войск других участников блока. Основу авиагруппы составляют наиболее подготовленные и укомплектованные подразделения тактических истребителей, а именно: 409, 421 и 439 тиаэ, дислоцирующиеся на авиабазе Баден-Золлинген и вооруженные самолетами CF-18 (18 машин в каждой). Кроме того, в группу входят: отряд-коенно-транспортных самолетов из 412-й транспортной авиационной эскадрильи (траэ), основные силы ко-юрой базируются на территории Канады, и 444-я вертолетная эскадрилья (11 СН-136 «Кайова»). Эта эскадрилья решает задачи воздушной разведки, корректировки огня артиллерии, наведения тактических истребителей на наземные цели путем обозначения последних цветовыми дымами и другими средствами, а также занимается переброской личного состава и грузов. Оба подразделения находятся на авиабазе Лар.

Группа морской авиации (Галифакс, Новая Шотландия) оперативно подчинена командованию ВМС, поэтому ее боевая подготовка организуется и проводится в соответствии с интересами и потребностями сил флота. Группа состоит из эскадрилий базовых патрульных самолетов — 404, 405, 415-й (СР-140 «Аврора», авиабаза Гринвуд, провинция Онтарио), 407-й (СР-140, Комокс, Британская Колумбия) и 880-й морской разведывательной эскадрильи (СР-121 «Треккер», Саммерсайд, о. Принца Эдуарда); 423-й и 443-й вертолетных противолодочных эскадрилий (СН-124 «Си Кинг»), а также из 406-й учебно-боевой эскадрильи (СН-124).

По свидетельству западной печати, на группу возложены следующие основные задачи: поиск и уничтожение надводных кораблей и подводных лодок противника, патрулирование прибрежной зоны и территориальных вод Канады, наблюдение за надводной обстановкой и охрана районов национального рыболовства, ведение поисково-спасательных операций. Отмечается, что экипажи 404, 405, 415 и 880 аэ действуют в районе Атлантического побережья страны, а 407 аэ — Тихоокеанского. Решение главных вопросов, а именно поиск и уничтожение надводных кораблей и подводных лодок, возлагается на авиационные подразделения, вооруженные наиболее современными самолетами СР-140 «Аврора». Этот самолет является модернизированным вариантом американского самолета Р-ЗС «Орион». Всего для вооруженных сил Канады закуплено 18 таких машин, 16 из них находятся на вооружении упомянутых выше боевых эскадрилий, а две — в морском испытательном авиационном отряде на авиабазе Гринвуд.

Имеющиеся в составе группы самолеты СР-121 «Треккер» значительно устарели и используются в основном для охраны районов национального рыболовства, при проведении поисково-спасательных операций в прибрежных водах, а также при подготовке летного состава для подразделений самолетов СР-140.

Оценивая боевые возможности группы морской авиации, командующий коман- дованием ВВС Канады генерал-лейтенант Л. Эшли приводит следующие расчеты. Для организации. непрерывного слежения (в течение суток и более) за одной подводной лодкой противника, находящейся на удалении до 16OO км от аэродрома базовой патрульной авиации, потребуется не менее пяти машин, а авиационная группа в целом сможет обеспечить слежение лишь за тремя подводными лодками. Поэтому, чтобы выполнить другие стоящие перед группой задачи по борьбе с подводными лодками, количество состоящих на ее вооружении самолетов СР-140 необходимо увеличить, как минимум, в 2 раза.

10-я тактическая авиационная группа (Сент-Хуберт, Квебек) представляет собой армейскую авиацию канадских вооруженных сил. В оперативном отношении подчинена командующему мобильным командованием (командир группы является заместителем командующего по авиации). Она предназначена для решения следующих боевых задач: осуществление тактических перебросок войск и грузов в интересах частей и подразделений мобильного командования, их огневая поддержка н;; иоле боя (в ограниченных масштабах), ведение воздушной разведки над полем боя и в тактической глубине, связь, транспортировка больных и раненых.

В составе группы имеются шесть вертолетных эскадрилий. Три из них, вооруженные легкими вертолетами CH-13G «Кайова» и вертолетами общего назначения CН-135 «Твин Хью», закреплены за конкретными бригадами мобильного командования, вблизи которых они и базируются, а именно: 408 аэ (Эдмонтон, Альберта)— за 1-й мотопехотной, 427 аэ (Петавава, Онтарио) — 2-й аэромобилыюн, 430 аэ (Валкартье, Квебек) — 5-й мотопехотной. Две эскадрильи (447-я и 450-я) оснащены транспортно-десантными вертолетами СН-147 «Чинук» и действуют в интересах мобильного командования. Они занимаются перевозками личного состава и различных грузов. Последняя эскадрилья (403-я), шестая по счету, является учебно-тренировочной. В ней имеются вертолеты всех типов, состоящие йа вооружении других подразделений. Всего в группе насчитывается около 90 вертолетов различного назначения.

Транспортная авиационная группа (Трентон, Онтарио) предназначена для решения следующих основных задач: переброска войск и грузов па удаленные ТВД (в рамках НАТО — транспортировка личного состава и средств материально-технического обеспечения подразделений усиления командования канадских вооруженных сил в Европе); дозаправка топливом в воздухе боевых самолетов; тактические переброски личного состава, оружия и военной техники на ТВД; организация и руководство поисково-спасательными операциями и районах ответственности авиабаз Трентон и Эдмонтон, а также обеспечение воздушным транспортом подобных мероприятий, проводимых другими ведомствами и организациями в остальных районах континентальной части страны и прилегающих к ней акваториях; перевозка высокопоставленных государственных деятелей.

В состав группы входят десять авиационных эскадрилий (четыре транспортные, четыре транспортно-спасательные и две учебные), а именно: 435 и 436 траэ (20 средних военно-транспортных самолетов СС-130 «Геркулес», авиабазы Эдмонтон и Трентон соответственно), 437 траэ (пять транспортных самолетов СС-135, два из которых оборудованы для использования в качестве заправщиков, Трентон), 412 траэ (самолеты СС-109 «Космополитен» и СС-117 «Фалкон» повышенной комфортабельности), 413, 424, 440 и 442-я транснортно-спасательные эскадрильи (самолеты СС-105 «Буффало», СС-138 «Твин Оттер» и вертолеты СН-113, оборудованные Для выполнения поисково-спасательных работ, авиабазы Комокс, Саммерсайд, Трентон и Эдмонтон), 426-я учебная транспортная авиационная эскадрилья (три самолета СС-130, Трентон) и 429-я специальная учебная авиационная эскадрилья, оснащенная транспортными самолетами (СС-130 и другие).

Основная задача последней — обеспечение деятельности школы подготовки штурманов 14-й учебной авиационной группы. В то же время ее самолеты СС-130 регулярно привлекаются ко всем крупным учениям и переброскам войск и грузов но планам вышестоящего командования. Всего в транспортной авиационной группе в настоящее время насчитывается около 100 самолетов и вертолетов.

Подробнее состав командования ВВС Канады приведен в таблице.

14-я учебная авиационная группа ведает вопросами подготовки летного состава для вооруженных сил страны. В нее входят центральная (готовятся летчики-инструкторы), 2-я и 3-я летные школы (Мус-Джо, Саскачеван и Портидж-ла-Прейри, Монитоба соответственно), школа подготовки штурманов и центр отбора кандидатов в летчики (Торонто, Онтарио). Всего в этой группе имеется более 170 самолетов и вертолетов. Основу ее парка составляют учебно-тренировочные реактивные самолеты СТ-114 «Тьютор» канадского производства (130 машин с учетом формально входящей, в группу 431-й пилотажно-демонстрационной эскадрильи «Сноубёрдз», которая фактически подчинена непосредственно командующему ВВС). На ее вооружении находятся также винтомоторные самолеты СТ-133А «Мушкетер», вертолеты СН-139, СН-135 и другая авиационная техника.

Группа резерва авиации — самая малочисленная единица командования ВВС Канады по количеству имеющихся на вооружении самолетов и вертолетов. В нее входят несколько подразделений, предназначенных для усиления в военное время других авиационных групп командования ВВС. В составе этих подразделений насчитывается около 30 собственных самолетов и вертолетов. Исключением является 420-я авиационная эскадрилья группы резерва, в которой нет собственных самолетов, ее летный состав тренируется на самолетах СР-121 880-й эскадрильи группы морской авиации.

Как отмечается в зарубежной печати, экипажи группы резерва авиации имеют довольно высокий уровень подготовки и регулярно привлекаются к учениям, проводимым командованием ВВС и вооруженных сил в целом, затрачивая на это до 30 проц. годового налета.

Подготовка личного состава для всех функциональных командований, по свидетельству западной прессы, возложена на учебное командование. Командование ВВС получает из учебного командования лишь наземных специалистов, а летный состав готовит силами своей 14-й авиационной группы.

К обучению летным профессиям допускаются лица, имеющие требуемый уровень общеобразовательной подготовки и годные по состоянию здоровья к летной работе. Кандидаты в летчики проходят медицинское обследование и психологическое тестирование в центре, отбора членов летных экипажей. Лица, успешно прошедшие эти испытания, направляются на 11-недельные курсы общевойсковой подготовки.

После окончания курсов они получают первичное офицерское звание (лейтенант) и продолжают учебу в 3-й летний школе. Здесь в течение 20 недель изучаются теоретические основы будущей профессии и проводится курс начальной летной подготовки на поршневых учебно-тренировочных самолетах СТ-134А «Мушкетер-2». На первом этапе этапе обучения (средний налет на одного обучаемого 25 ч) инструкторский состав оценивает способности слушателей и дает окончательное заключение о целесообразности их дальнейшего обучения и использования на летной работе. В западной прессе отмечается, что к кандидатам в летчики предъявляются очень жесткие требования. Об этом свидетельствует тот факт, что на первом этапе летного обучения отсеивается до 25 — 30 проц. допущенных к нему слушателей.

После завершения курса начальной подготовки будущие летчики направляются во 2-ю летную школу, где в течение 10,5 месяца осваивают полеты на реактивном учебно-тренировочном самолете СТ-114 «Тьютор», включая групповую слетанность, полеты по приборам, самолетовождение и основы боевого применения бортового оружия в различных условиях (средний налет на одного обучаемого 200 ч). Выпускники школы получают соответствующий документ о присвоении им квалификации летчика и нагрудный знак «крылья». Затем в зависимости от потребностей ВВС и с учетом индивидуальных способностей они распределяются по учебно-боевым подразделениям для прохождения курса основной и повышенной летной подготовки по конкретному профилю: летчик истребителя, вертолета или многомоторного самолета.

Летчики истребительной авиации этот этап подютовки проходят в 419 убаэ на самолетах CF-5. Курс их обучения рассчитан на 5,5 месяца.и включает около 200 ч наземной подготовки и 95 ч летной. Здесь они осваивают особенности пилотирования сверхзвукового истребителя, тактику и основы боевого применения его бортового оружия как по наземным, так и по воздушным целям. Затем часть из них направляется в авиационные эскадрильи, на вооружении которых еще имеются самолеты CF-5, а остальные попадают в 410 убаэ для переучивания на новые тактические истребители CF-18. Здесь же переучиваются и летчики из строевых частей боевой авиации.

Программа переучивания на самолеты CF-18 включает 161 ч наземной подготовки, которая состоит из следующих основных дисциплин: инструкция полетов на самолете CF-18 (69 ч), бортовая РЛС APG-65 (14 ч), оружие класса «воздух— воздух» (бортовая пушка, УР АШ-7 «Спарроу» и AIM-9 «Сайдвиндер», 10 ч), тактика перехвата воздушных целей (12 ч), тактика ведения ближнего воздушного боя (10 ч), инструкция но боевому применению оружия (31 ч), применение средств радиоэлектронной борьбы (15 ч). Для практической отработки последнего, кроме наземного оборудования, широко используются самолеты СТ-133 и СС-117 из 414-й авиационной эскадрильи, оснащенные аппаратурой РЭБ.

Программа летной подготовки при переучивании на CF-18 предусматривает освоение техники пилотирования и отработку всех элементов боевого применения самолета как в простых, так и в сложных метеорологических условиях. Для этого на каждого обучаемого отводится по 71,5 ч: 43,8 ч для полетов с инструктором на двухместном самолете CF-18B и 27,7 ч — одноместном истребителе CF-18A. В процессе обучения большое внимание уделяется предварительной отработке полетных заданий с использованием наземного тренажера (плановый налет на нем составляет 35 ч на одного обучаемого).

В зарубежной печати сообщается, что, как правило, sa один год в 410-й эскадрилье переучиваются 52 летчика (две группы по 26 человек). Программа переучнвания строится с таким расчетом, чтобы каждый имел возможность налетать 7,5 ч в условиях арктической зимы. Кроме того, раз в год на авиабазе Колд-Лейк организуются курсы летчиков-инструкторов из боевых авиационных частей, вооруженных истребителями CF-18.

Летчики многомоторных самолетов после завершения курса основной полготовки во 2-й летной школе продолжают обучение в учебных эскадрильях морской и транспортной авиационных групп (406 и 426 аэ соответственно), а совершенствование их летной подготовки на конкретных типах самолетов осуществляется в боевых подразделениях ВВС.

Пилоты вертолетов, закончив обучение во 2-й летной школе, возвращаются в 3-ю, где осваивают полеты на вертолетах СН-13Э. Здесь в течение пяти месяцев они проходят соответствующий курс наземной подготовки и летную практику (средний налет 70 ч на каждого обучаемого). Затем в зависимости от предназначения направляются в 403-ю учебно-тренировочную эскадрилью 10-й тактической авиагруппы или в вертолетные подразделения транспортной и морской авиагрупп для освоения полетов на конкретных типах вертолетов (то есть на тех, на которых им предстоит летать в ходе дальнейшей службы). Совершенствование летного и тактического мастерства членов экипажей вертолетов осуществляется в боевых частях и подразделениях ВВС.

Боевая подготовка канадских ВВС организуется в соответствии с планачи командования национальных вооруженных сил, а также командований объединенных ВВС НАТО в Европе и воздушно-космической обороны Североамериканского континента НОРАД. Она проводится в виде повседневной боевой учебы, а также в ходе различного рода учений.

Касаясь последнего, зарубежная печать отмечает, что, хотя ВВС Канады по своей численности и боевым возможностям занимают далеко не первое место среди военно-воздушных сил стран — членов НАТО, они играют немаловажную роль в его военной машине и способны решать широкий круг боевых задач. Их части и подразделения принимают активное участие во многих оперативных мероприятиях ОВС блока.

Так, 1-я канадская авиационная группа — постоянный участник всех учений и маневров, проводимых в рамках объединенных вооруженных сил НАТО на ЦБ ТВД. Авиационные подразделения ВВС Каналы регулярно участвуют в учениях по отработке усиления северного фланга НАТО, которые проводятся на территории Норвегии. Истребительная авиация канадских ВВС, входящая в объединенную систему воздушно-космической обороны Североамериканского континента, регулярно отрабатывает свои действия совместно с истребительными частями и подразделениями ВВС США. Судя по сообщениям зарубежной печати, наряду с отработкой задач по перехвату самолетов противника и ведению с ними воздушного боя экипажи канадских истребителей учатся поражать и крылатые ракеты. Для отработки этого элемента боевой подготовки им предоставляется возможность осуществлять поиск и условные атаки американских крылатых ракет воздушного базирования, испытательные пуски которых регулярно проводятся командованием ВВС США над территорией Канады (конечным пунктом полета ракет является полигонный комплекс авиабазы Колд-Лейк). Самолеты и вертолеты морской авиагруппы регулярно тренируются в решении задач по поиску и уничтожению подводных лодок противника (как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами флота). Вертолетные подразделения из состава 10-й авиагруппы отрабатывают свои действия в интересах сухопутных войск и т. д. Западные военные эксперты отмечают, что экипажи самолетов и вертолетов канадских ВВС отличаются высоким уровнем подготовки.

Развитие. По свидетельству зарубежной прессы, военное руководство страны уделяет постоянное внимание развитию своих вооруженных сил, и в первую очередь ВВС — наиболее мобильного и эффективного компонента. С этой целью оно проводит ряд мероприятий, основное из которых — совершенствование их самолетного парка. Одним из главных мероприятий по решению данной проблемы является перевооружение подразделений тактической истребительной авиации и ПВО новыми американскими самолетами CF-18 «Хорнет». Всего для ВВС закуплено 138 таких истребителей. Последний из них планируется поставить канадским ВВС в сентябре 1988 года, а уже к началу 1989-го иметь в боевом составе ВВС восемь эскадрилий, оснащенных самолетами CF-18.

В «Белой книге по вопросам обороны Канады» рассматривается перспективный 15-летний план развития вооруженных сил страны. На первом его этапе (пять лет) наряду с другими мероприятиями предусматривается дальнейшее совершенствование самолетного парка. С этой целью намечается сделать следующее.
— Закупить еще 12—20 истребителей CF-18 (командующий ВВС считает, что для решения всех поставленных перед истребительной авиацией задач с учетом восполнения возможных потерь потребуется значительно большее количество таких самолетов).
— Увеличить количество базовых патрульных самолетов СР-140 «Аврора». Уже заказано шесть таких машин (по мнению командующего ВВС, необходимо приобрести еще 12).
— Довести парк военно-транспортных самолетов СС-130 «Геркулес» с 28 до 45 единиц, заменив ими устаревшие СС-109 «Космополитен» и СС-115 «Буфалло» в 412 и 413 траэ.
— Завершить замену французских легких транспортных самолетов СС-117 «Фалкон» новыми машинами «Челленджер» канадского производства в 412 и 414 траэ.
— Создать и принять на вооружение собственный реактивный учебно-боевой самолет.

Подчеркивается также, что с целью снижения эксплуатационных расходов необходимо уменьшить количество типов самолетов и вертолетов, состоящих на вооружении ВВС, с 25 до 16.

Одновременно с заменой устаревших самолетов планируется модернизировать остающиеся на вооружении. В частности, намечается произвести ремонт 62, а возможно, и всех 97 (с учетом складского резерва) имеющихся в ВВС истребителей CF-5. Основная задача этих работ — увеличить ресурс планера и его систем до 6000 ч (в настоящее время они почти выработали свой ресурс—4000 ч). Кроме того, предполагается провести модернизацию самолетов СР-121 «Треккер». Их намечается отремонтировать, оснастить турбовинтовыми двигателями несовременным оборудованием.

Полковник В. Кондратьев.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1988.

Последнее обновление 23.10.2010

Автор - , 2001 - 2017.

  Рейтинг@Mail.ru