Главная страница | Античность | Средние века | Новое время | Двадцатый век | Техника | Самолеты | Корабли | Вооруженные силы | США | Технологии и наука Военно-воздушные силы Нидерландов

 

Военно-воздушные силы Нидерландов

 

Военно-политическое руководство Нидерландов основой своей военной политики считает активное участие в агрессивном блоке НАТО и всемерное повышение его военной мощи с целью достижения превосходства над СССР и другими странами Варшавского Договора. Представители страны в НАТО выражают полную поддержку американским инициативам, направленным на наращивание ударной мощи объединенных вооруженных сил блока. Так, вопреки воле своего народа правительство Нидерландов приняло решение о начале размещения на ее территории американских крылатых ракет (КР) наземного базирования. Всего Пентагон намечает развернуть здесь 48 таких ракет — три отряда по четыре пусковые установки (на одной ПУ четыре КР).

Нидерланды участвуют в работе большинства политических и военных органов НАТО. Военное сотрудничество идет по пути совместного оперативного планирования, участия в объединенной системе ПВО, передачи голландских войск в распоряжение командования блока, совместной разработки и производства новых образцов оружия и военной техники, участия в учениях объединенных вооруженных сил в т. д. Правительство страны неукоснительно выполняет решения руководства Североатлантического союза о дальнейшем развитии национальных вооруженных сил в соответствии с долгосрочной программой НАТО и прежде всего по их оснащению новейшими образцами вооружения. При этом особое внимание уделяется строительству ВВС, которые являются составной частью объединенных ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.

Военно-воздушные силы Нидерландов — самостоятельный вид вооруженных сил. Е настоящему времени, как сообщает иностранная печать, в них насчитывается около 20 тыс. человек (кадровых военнослужащих более 13 тыс., служащих по контракту почти 4 тыс., гражданских служащих 3 тыс.), свыше 170 боевых, 12 военно-транспортных самолетов и более 90 вертолетов различного назначения.

Задачи, организация и боевой состав. Как отмечалось в зарубежной печати, военно-воздушные силы Нидерландов, являясь составной частью 2 ОТАК, совместно с входящими в него соединениями, частями и подразделениями ВВС США, Великобритании, ФРГ и Бельгии призваны решать следующие задачи: наносить удары, в том числе и ядерные, по объектам противника в тактической и оперативно-тактической глубине; оказывать авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС; прикрывать крупные административные центры, важные промышленные объекты и группировки войск от ударов авиации противника; вести тактическую воздушную разведку; осуществлять воздушные переброски войск и боевой техники.

Особые задачи возлагаются на голландские ВВС в угрожаемый период, когда ожидаются интенсивные переброски войск усиления из США и Канады на Европейский театр войны.

В этой связи командование ВВС Нидерландов уже в мирное время должно поддерживать в постоянной готовности выделенные для приема американских эскадрилий усиления аэродромы и создавать на них необходимые запасы средств МТО. Кроме того, оно решает задачи прикрытия транспортов и районов складирования средств МТО, обеспечения навигации и управления авиацией в своем воздушном пространстве и на подходах к нему. Выполнение данных задач закреплено в соответствующих двусторонних и многосторонних договорах и соглашениях с государствами — участниками НАТО.

Руководство военно-воздушными силами осуществляет начальник главного штаба ВВС (командующий), непосредственно подчиняющийся министру обороны. Он отвечает за подготовку соединений, частей и подразделений к ведению боевых действий по планам главнокомандующего вооруженными силами страны и командования НАТО, а через главный штаб ВВС контролирует ход выполнения программ строительства и оснащения ВВС новой авиационной техникой, проводит мероприятия по поддержанию их боевой готовности, планирует мобилизационное развертывание в угрожаемый период.

Для решения вопросов, касающихся перспектив строительства и развития военно-воздушных сил, создан высший коллегиальный совещательный орган — военный совет ВВС. В его состав входят министр обороны (председатель), его заместители, генеральный инспектор вооруженных сил и некоторые другие лица высшего военного руководства, а также начальник главного штаба ВВС и начальники управлений этого штаба. Оперативным органом управления ВВС является главный штаб (находится в Гааге), который состоит из отделов: планирования, оперативного, организационного и боевой подготовки, разведки, тыла, финансового и автоматизации. Он занимается разработкой планов строительства, оперативного использования и боевой подготовки авиационных соединений и частей, вопросами организации разведки и т. д. Штабу подчинены тактическое авиационное командование (ТАК), командование МТО и подготовки кадров (МТО и ПК), управления МТО и кадров, а также другие организации и службы (рис. 1).

Ниже в статье, по данным, опубликованным в зарубежной печати, рассмотрены командования, аэродромная сеть, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Нидерландов.

Тактическое авиационное командование (штаб в Зейст). В его состав входят следующие основные силы и средства ВВС страны: два тактических истребительно-бомбардировочных авиационных крыла (1 и 2 ибакр), пять отдельных авиационных эскадрилий, 101-я отдельная авиационная группа (вспомогательного назначения) и зенитные средства.

Авиационное крыло — основная тактическая авиационная часть состоит из двух-трех эскадрилий. По штату в крыле числятся только летный состав и боевые самолеты. Все обеспечивающие и обслуживающие подразделения закреплены за авиабазами.

Авиационная эскадрилья — тактическое подразделение. Может вести боевые действия как в составе крыла, так и самостоятельно. На вооружении одной эскадрильи, как правило, находится 18 самолетов.

1 ибакр дислоцируется на авиабазе Волкел. В него входят 311-я и 312-я эскадрильи (по 18 истребителей-бомбардировщиков F-16).

2 ибакр состоит из трех эскадрилий—314, 315 и 316-й (по 18 самолетов NF-5A), которые размещаются на авиабазах Эйндховен, Твенте, Гилзе-Рейен соответственно. Как упоминалось выше, в ТАК входят пять отдельных авиационных эскадрилий: 322-я и 323-я истребительные (36 F-16, авиабаза Леуварден), 306-я разведывательная (18 F-16R, Волкел), 313-я учебно-боевая (18 NF-5B, Твенте) и 334-я транспортная (12 F-27, Сустерберг).

101-я отдельная авиационная группа вспомогательного назначения (оперативно подчинена 1-му армейскому корпусу) включает: 298-ю разведывательно-корректировочную эскадрилью (Сустерберг), 299-ю и 300-ю эскадрильи вертолетов связи (обе находятся на авиабазе Делен). Всего в составе группы насчитывается более 90 вертолетов «Алуэтт-3» и ВО-105.

Зенитные средства сведены в отдельные зенитные ракетные дивизионы (зрдн, всего три) и зенитные ракетно-артиллерийские батареи (зрабтр, восемь). К первым относятся: 12-й дивизион ЗУР «Найк-Геркулес» (имеет в своем составе три батареи: 118, 220 и 223-я, девять НУ в каждой), 3-й дивизион ЗУР «Усовершенствованный Хок» (324, 325, 326 и 327-я батареи по шесть НУ) и 5-й дивизион ЗУР «Усовершенствованный Хок» (500, 501, 502 и 503-я батареи по шесть ПУ). Все они развернуты на территории ФРГ. Их штабы находятся в Ферден, Бломберг и Штальценау соответственно.

Отдельные зенитные ракетно-артиллерийские батареи расположены на территории страны, в частности: в Леуварден, Гилзе-Рейен, Сустерберг, Твенте, Волкел, Делен, Эйндховен и Ипенбург. В каждой батарее имеется по три ПУ «Усовершенствованный Хок» и три 40-мм зенитных пушки L70 «Бофорс».

Силы и средства ПВО Нидерландов организационно входят в Центральную зону ПВО НАТО и составляют часть 1-го сектора района ПВО 2 ОТАК. Оперативный центр зоны расположен в Брюнсюм, а района — в Маастрихт. Кроме того, на территории страны (в Ньир-Милинген, 9 км западнее Анелдорн) развернут центр управления и оповещения (ЦУО), а также пост наблюдения и оповещения (ПНО, в Ден-Хелдер, 60 км севернее Амстердама). ЦУО осуществляет обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей, наведение на них истребителей, сбор и передачу данных о воздушной обстановке в оперативные центры сектора и района ПВО. Он оснащен РЛС TH.D. 1955, ER-438 и SGR-109 с дальностью обнаружения целей до 360 км.

ПНО организует сбор данных о воздушной обстановке и передачу их в ЦУО. В нем имеются РЛС AN/FPS-88, EP-438 и SGR-109.

Как сообщается в зарубежной печати, в 1984 году оборудование ЦУО и ПНО было сопряжено с системой дальнего обнаружения и управления НАТО. Это, по мнению иностранных специалистов, существенно повысило их возможности по слежению за воздушной обстановкой и наведению истребительной авиации и ЗУР.

Судя по сообщениям западной прессы, голландскому ЦУО в оперативном отношении подчинена 32 тиаэ ВВС США, дислоцирующаяся на авиабазе Сустерберг (24 истребителя F-15 «Игл»). Для решения задач ПВО могут привлекаться также самолеты истребительно-бомбардировочной авиации.

Командование МТО и подготовки кадров (рис. 2) ведает вопросами материально-технического обеспечения ВВС и подготовки кадров.

За материально-техническое обеспечение МТО ВВС, кроме этого командования, отвечает и управление МТО, которое занимается общим планированием закупок новой и модернизации состоящей на вооружении авиационной техники. Выполнение практических мероприятий по снабжению частей, служб и управлений ВВС возложено на командование. Оно разрабатывает конкретные планы МТО боевых и вспомогательных частей ВВС, создает складские запасы техники и материальных средств, организует их длительное хранение, распределяет потребителям, выполняет регламентные работы и ремонт авиационной техники и вооружения, а также готовит необходимое количество авиационных специалистов.

Непосредственное техническое обслуживание (предполетная подготовка и послеполетный осмотр) и профилактический ремонт авиационной техники производятся техническими подразделениями, входящими в штатную структуру авиабаз. Капитальный ремонт самолетов и вооружения организован на специальных ремонтных заводах в Вунсдрехт и Схипхоф, а также на промышленных предприятиях фирм (по контрактам).

Выделяемые для ВВС средства МТО накапливаются на двух базовых складах (в Сусдуинен и Камп ван Зейст), а затем распределяются между складами ВВС (в Гилзе-Рейен и Ренен) и аэродромными складами. Доставку грузов на авиабазы обеспечивают два транспортных эскадрона — «Север» (Камп ван Зейст) и «Юг» (Гилзе-Рейен).

Западные военные обозреватели считают, что на авиационных складах страны в настоящее время созданы значительные запасы оружия, в том числе: до 1200 обычных (Мк82 и Мк82К) и более 900 напалмовых (BLU-27B) авиационных бомб, почти 4000 бомбовых кассет (Мк20 и BL-755), свыше 23000 70-мм НАР, до 700 УР класса «воздух — воздух», а также около 100 ЗУР «Найк-Геркулес» и 3G0 ЗУР «Усовершенствованный Хок».

Для подготовки кадров командование имеет в своем распоряжении следующие учебные заведения.

Штабная школа ВВС (Ипенбург) готовит старших офицеров для использования на должностях в штабах командований и частей ВВС. В школу принимаются офицеры в звании майор, срок обучения два года.

Королевская кадетская школа (Схарсберген). В ней готовятся унтер-офицеры по специальностям электронное авиационное оборудование, радио- и радиолокационная техника, управление полетами, связь, авиационное вооружение, а также специалисты для различных служб (тыла, административной и т. п.).

Электронно-техническая школа ВВС (Делен) занимается подготовкой специалистов по эксплуатации ракетной техники в дивизионах ЗУР «Найк-Геркулес» и «Усовершенствованный Хок», а также водителей автотранспортной службы ВВС.

Школа специалистов наземного оборудования (Сустерберг) выпускает специалистов по обслуживанию автотракторной и другой техники.

Метеорологическая школа ВВС (Де Вильт) готовит синоптиков и других специалистов метеорологической службы для авиационных частей и подразделений.

Школа офицеров резерва (Гилзе-Рейен) занимается обучением офицеров резерва для мобилизационного развертывания ВВС.

Подготовка кадровых офицеров ВВС, а также сухопутных войск и ВМС осуществляется в академии (в течение четырех-пяти лет). В нее принимаются лица в возрасте 17—24 лет, годные по состоянию здоровья к службе в авиации и имеющие среднее или средне-техническое образование.

Летная подготовка офицеров начинается с ознакомительных полетов на учебно-тренировочном самолете. Дальнейшее их обучение продолжается в Канаде. Для этого ежегодно отбирается 60 человек, которые проходят там полный курс обучения, состоящий из трех этапов: начальная подготовка (два месяца), основная (девять) и повышенная (пять).

Начальная подготовка проходит на авиабазе Портидж на легких винтомоторных самолетах СТ-114 (средний налет на одного обучаемого 30 ч). Основная подготовка (самолет СТ-114, 200 ч) проводится на авиабазе Мус-Джо, а повышенная (реактивный самолет CF-5D, 100 ч) — на авиабазе Коулд-Лейк. После окончания обучения в Канаде летчики возвращаются в Нидерланды и в течение пяти месяцев продолжают летную подготовку: вначале в 313-й учебно-боевой эскадрилье на самолетах NF-5B, а затем в одной из боевых эскадрилий 2 ибакр на NF-5A. К переучиванию на истребители F-16 допускаются летчики, имеющие общий налет на самолетах всех типов не менее 500 ч.

Экипажи вертолетов готовятся на специальных курсах НАТО в Форт-Руккер (США). В течение 30 недель они проходят обучение на вертолетах ТН-55 и UH-1 вместе с летчиками из ФРГ, Дании и Норвегии, а по возвращении — доподготовку на вертолете «Алуэтт-3» в учебно-тренировочном отряде 300-й вертолетной эскадрильи связи.

Аэродромная сеть. На территории Нидерландов, как отмечалось в зарубежной печати, находится более 20 аэродромов, из которых 15 могут быть использованы для базирования боевой авиации. 13 из них оборудованы по первому и второму классу (в соответствии со стандартами НАТО) и имеют взлетно-посадочные полосы длиной до 3000 м, запасные ВШ1 длиной 1500—2000 м, рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки самолетов, ангары, технические здания, склады боеприпасов и ГСМ. Все эти аэродромы выделены в распоряжение командования НАТО.

Аэродромы базирования боевой авиации оснащены стационарным радио- и светотехническим оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку самолетов днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях. Наиболее современное оборудование установлено на аэродромах Волкел, Сустерберг, Леуварден, Твснте и Эйнд-ховен. На первых двух есть склады для хранения ядерных боеприпасов. Для защиты боевых самолетов от ударов с воздуха на семи аэродромах построено около 200 железобетонных арочных укрытий. Дислокация основных частей и подразделений, а также органов управления ВВС Нидерландов показана на рис. 5.

Боевая подготовка авиационных частей и подразделений проводится как по планам командования ВВС страны, так и военного руководства НАТО. Первыми в основном предусматривается организация и проведение повседневной учебно-боевой деятельности. Отработка же вопросов боевого применения в составе крупных авиационных группировок осуществляется в ходе учений объединенных ВВС НАТО в Европе. Как отмечается в западной печати, в процессе оперативной и боевой подготовки важное значение придается развитию такого принципа использования ВВС, как сосредоточение усилий на главных направлениях, отработка вопросов организации тесного взаимодействия с другими видами вооруженных сил, обеспечение непрерывности и четкости управления экипажами на земле и в воздухе.

Согласно ежегодным планам боевой подготовки каждый летчик должен налетать 180 ч. В рамках этого налета он обязан выполнить различные упражнения курса боевой подготовки для подтверждения или получения соответствующего уровня: «полностью боеготовый» или «ограниченно боеготовый». Готовым к ведению боевых действий считается экипаж (летчик), выполнивший зачетные упражнения курса и имеющий не менее 15 ч налета ночью, шесть — восемь заходов на посадку без использования радиотехнической системы посадки днем и ночью в простых и четыре — шесть заходов днем в сложных метеорологических условиях, один-два маршрутных полета без применения радиотехнических систем при выходе на поворотные пункты маршрута и 10—15 выходов в район аэродрома с помощью резервных средств навигации.

Наряду с выполнением полетов каждый летчик за год проходит курс теоретической подготовки по специальности и занятий на тренажерах. На это отводится до 100 учебных часов. В процессе наземной подготовки изучаются вероятный противник, организация и задачи сухопутных войск, тактика воздушного боя, конструкция самолета и двигателя, системы вооружения, а также отрабатываются действия в особых случаях полета и взаимодействие с экипажами поисково-спасательной службы в случае вынужденной посадки или катапультирования. В учебе широко используются возможности ЭВМ, комплексных тренажеров и тренажной аппаратуры. Современные комплексные тренажеры самолетов F-16, позволяющие воспроизводить любую воздушную обстановку, установлены на авиабазах Волкел и Леуварден. Еще один такой тренажер готовится к сдаче в эксплуатацию на авиабазе Твенте.

Совершенствование воздушной выучки, расширение и закрепление профессиональных знаний летного состава осуществляются в авиационных эскадрильях и крыльях.

Для получения опыта полетов в различных погодных условиях и в незнакомой воздушной и наземной обстановке используются возможности других стран — членов блока НАТО. С этой целью регулярно осуществляется обмен летными экипажами и проводятся различные учения-соревнования. С 1984 года голландские экипажи начали участвовать в учениях, проводимых на авиабазе Неллис ВВС США по программе «Ред флэг». Результаты повседневной учебы проверяются в ходе учений. Наиболее крупными из них являются «Сентрал энтерпрайз», «Отэм фордж», «Блю мун» и ряд других. 314 ибаэ постоянно участвуют в учениях мобильных сил НАТО «Арчвей экспресс» и «Тёкиш волл», которые в последнее время чаще всего проходят в Северной Норвегии и в зоне Балтийских проливов.

По оценке зарубежных военных обозревателей, уровень подготовки экипажей ВВС Нидерландов соответствует нормам, принятым в НАТО. Уже в мирное время боеготовность их сил и средств поддерживается на уровне 85—95 проц. (в зависимости от типов самолетов и систем оружия). В состав дежурных сил, как сообщает журнал «Армд форсиз», ежедневно выделяются по три ударных самолета, по два истребителя ПВО от эскадрильи и одна батарея, от каждого дивизиона ЗУР «Найк-Геркулес» и «Усовершенствованный Хок». Их готовность к взлету (пуску) колеблется от 5 до 30 мин. В то же время, судя по сообщениям еженедельника «Джейн'с дефенс уикли», большое беспокойство у командования вызывает высокая аварийность в авиационных частях, особенно летные происшествия с гибелью летного состава. Из-за этих потерь в вооруженных силах страны не хватает квалифицированных летчиков. Основной причиной летных происшествий является человеческий фактор. В этой связи принимаются меры по предупреждению летных происшествий, и прежде всего на самолетах F-16. Введен ряд ограничений, в том числе увеличена минимальная безопасная высота полета, а также усилено внимание к индивидуальной подготовке летчиков.

Развитие ВВС осуществляется по программам, разрабатываемым на десятилетний период. Как сообщает зарубежная печать, в результате выполнения программы 1974—1983 годов было значительно повышено качество самолетного парка. В этот период все пять эскадрилий, оснащенных самолетами F-104, были перевооружены новыми истребителями F-16. Для этого было закуплено 102 таких самолета. По новой программе (1984—1993) планируется все боевые эскадрильи оснастить истребителями F-16, в связи с чем принято решение о закупке дополнительной партии F-16 (111 машин), чтобы заменить ими устаревшие NF-5 и создать резерв для возмещения возможных потерь. Переучивание личного состава на новые самолеты и ввод в боевой состав подразделений предполагается провести в следующие сроки: 315 ибаэ — июль 1986 года, 313 убаэ — март 1988-го, 314 ибаэ — в течение 1989—1991 годов. Параллельно с переходом эскадрилий на новую авиационную технику ведется модернизация самолетов F-16, которые были поставлены в первых партиях. В частности, на них увеличивается горизонтальное оперение, устанавливаются новые узлы подвески ракет класса «воздух — воздух» средней дальности, более мощные бортовые ЭВМ. До 1986 года все состоящие на вооружении истребители F-16 оснащены станциями постановки активных и пассивных помех (AN/ALQ-131 и ALE-40 соответственно), а также аппаратурой предупреждения экипажей об облучении РЛС противника (ALR-46).

Существенные изменения за этот период намечается произвести в противовоздушной обороне. Так, к 1988 году, после поступления на вооружение новых американских ЗРК «Патриот» (заказано четыре батареи, 20 ПУ, 160 ракет), все ЗРК «Найк-Геркулес» будут сняты с вооружения. К этому же времени планируется перегруппировать подразделения, вооруженные ЗУР «Усовершенствованный Хок», и иметь шесть батарей в ФРГ и такое же количество на своей территории, а к 1993 году — четыре и восемь соответственно. Для борьбы с низколетящими целями планируется закупить 640 переносных ЗРК «Стингер». Выделены средства для дальнейшей модернизации оборудования ЦУО и ПНО.

Таким образом, ВВС Нидерландов в начале 90-х годов в боевом составе будут иметь девять авиационных эскадрилий самолетов F-16 (162 машины), в том числе шесть истребительно-бомбардировочных (108), две истребительные (36), одну разведывательную (18), четыре батареи ЗУР «Патриот» (20 ПУ), два дивизиона (12 батарей, 48 ПУ) ЗУР «Усовершенствованный Хок», восемь смешанных зенитных ракетно-артиллерийских батарей (24 ПУ ЗУР «Усовершенствованный Хок» и 24 зенитные пушки L70) и 640 переносных ЗРК «Стингер». По оценке западных военных экспертов, боевые возможности ВВС Нидерландов возрастут более чем в 2 раза, благодаря чему они смогут в полном объеме решать возложенные на них командованием НАТО задачи.

Полковник П. Ширяев.

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №4 1986.

Последнее обновление 27.02.2011

Автор - Антропов Петр, 2001 - 2017.

petivantropov@gmail.com

  Рейтинг@Mail.ru