Армейская авиация сухопутных войск Франции

 

В планах повышения боевых возможностей и мобильности объединений и соединений командование сухопутных войск Франции отводит важное место дальнейшему развитию армейской авиации, которая рассматривается им в качестве эффективного боевого средства для решения различных задач в современном бою и операции.

Общие положения.

Армейская авиация как самостоятельный род войск зародилась в начале 50-х годов и в своем развитии прошла несколько этапов. Сначала ее основу составляли легкие поршневые самолеты американского производства («Бруссар» и «Цессна»), которые выполняли ограниченные задачи по ведению разведки на поле боя, эвакуации раненых и т. д.

В 60-е годы части и подразделения армейской авиации стали оснащаться вертолетами различных типов, на которые возлагались задачи по обеспечению управления и связи, корректированию артиллерийского огня, ведению воздушной разведки и т. п.

70-е годы стали таким периодом в развитии армейской авиации, когда на ее вооружение начали поступать вертолеты с ПТУР «Хот». Одновременно пересматривались задачи и тактика действий подразделений армейской авиации по огневой поддержке сухопутных войск, борьбе с танками и другими бронированными целями на поле боя. Дальнейшие практические мероприятия по оснащению армейской авиации современным вооружением позволили значительно расширить ее функции.

В настоящее время она способна выполнять широкий круг задач на поле боя, в том числе по огневой поддержке частей и подразделений сухопутных войск, борьбе с танками и вертолетами противника, ведению тактической разведки, управлению войсками и поддержанию связи между штабами объединений, соединений и частей, корректированию артиллерийского огня и пуска ракет, организации наблюдения за полем боя и контролю за результатами нанесения ударов по объектам противника, ведению метеорологической, топографической и радиационной разведки, высадке десантов, переброске войск, боевой техники, предметов материально-технического снабжения, эвакуации раненых и т. д.

Повышение роли армейской авиации в современном бою и ее оснащение новейшей боевой техникой заставляют командование сухопутных войск искать пути совершенствования организационно-штатной структуры ее частей и подразделений. Принятая программа строительства вооруженных сил на 1987—1991 годы предусматривает разработку для армейской авиации вертолетов нового поколения, которые, по оценке специалистов, смогут значительно увеличить боевые и маневренные возможности ее частей и подразделений.

Как отмечает французская печать, в настоящее время в составе армейской авиации имеются три отдельных полка, части и подразделения армейской авиации аэромобильной дивизии «сил быстрого развертывания», семь отдельных групп, пять отрядов на заморских территориях, восемь отдельных вертолетных эскадрилий, подразделения легких самолетов, две военные школы, одна испытательная группа армейской авиации.

Общая численность личного состава около 12 000 человек. На вооружении частей и подразделений находится около 700 вертолетов, из них 150 SA341 и SA342 «Газель» с ПТУР «Хот», 70 SA316 «Алуэтт-3» с ПТУР AS-11, 130 транспортно-десантных вертолетов SA330 «Пума», 330 легких вертолетов (210 SA341 «Газель» и 120 SA313 «Алуэтт-2»), а также 80 легких самолетов.

По сообщениям иностранной прессы, в состав 1-го корпуса входят 7-й полк (Нанси) и 11-я группа армейской авиации (Эссе-ле-Нанси), 2-го — 2-й полк (Фридрихсхафен, ФРГ) и 12-я группа (Фрейбург, ФРГ), 3-го — 6-й полк (Компьень) и 13-я группа (Лилль), 4-й аэромобильной дивизии (Нанси) — 1, 3 и 5-й полки армейской авиации (Фальсбург, Этен и По соответственно).

Группы армейской авиации военных округов имеют их номера и дислоцируются: I — в Ле-Мюро, III — Ренн, IV — Су ж и V — Корба (Лион). Во II и VI военных округах таких групп нет, их функции выполняют группы армейской авиации армейских корпусов, дислоцирующихся на их территории.

В военной школе армейской авиации (Дакс) имеются 73 вертолета (18 легких вертолетов SA341 «Газель» и 55 вертолетов SA313 «Алуэтт-2»), а в школе боевого применения (Ле-Люк) — 50 вертолетов (20 SA341 с ПТУР «Хот», 10 легких SA341 «Газель» с 20-мм пушкой и 20 транспортно-десантных SA330 «Пума»).

Общее руководство армейской авиацией осуществляет командующий (штаб в Вияллакубле), который непосредственно подчинен командующему 1-й армией. Он принимает участие в разработке планов боевого использования, несет ответственность за оперативную и боевую подготовку, строительство и комплектование личным составом, оснащение боевой техникой и материально-техническое обеспечение. Ему подчинены начальники армейской авиации корпусов, а также командиры отдельных частей и подразделений, дислоцирующихся во Франции и на заморских территориях.

Организация частей и подразделений.

Основа армейской авиации — отдельные полки армейской авиации корпусов и полки аэромобильной дивизии. Кроме того, как отмечалось выше, в ее составе имеются части и подразделения центрального, окружного и корпусного подчинения.

Отдельный полк армейской авиации армейского корпуса в военное время может включать восемь эскадрилий: одну управления и обслуживания, три противотанковых вертолетов, одну вертолетов огневой поддержки, две транспортно-десантных вертолетов, одну материально-технического обеспечения (МТО). Всего 900 человек личного состава, 60 вертолетов, из которых 30 с ПТУР, 220 автомобилей и другое вооружение.

В мирное время в нем имеется шесть эскадрилий: одна управления и обслуживания, две противотанковые (по 12), одна вертолетов огневой поддержки (10), одна транспортно-десантных вертолетов и одна МТО, всего 44 вертолета. Доукомплектование полков до штатов военного времени предполагается за счет подразделений военных школ армейской авиации. На базе этих же школ планируется развертывать 4-й полк армейской авиации для 4-й аэромобильной дивизии.

Эскадрилья управления и обслуживания предназначена для обслуживания штаба полка. В нее входят взводы: управления, обслуживания, связи, медицинский, административный, охраны.

Эскадрильи противотанковых вертолетов решают задачи по борьбе с танками противника. Считается, что одна эскадрилья способна вести борьбу с бронированными целями в полосе 10—15 км по фронту. В каждой из них имеется десять вертолетов SA342 «Газель» с ПТУР «Хот».

Эскадрилья вертолетов огневой поддержки может выполнять задачи по поражению живой силы, танков и вертолетов противника. На ее вооружении состоят десять вертолетов SA341 «Газель» с 20-мм пушкой.

Эскадрильи транспортно-десантных вертолетов служат в основном для переброски войск на поле боя, тылового обеспечения соединений и частей, а также для других целей. В них по десять транспортно-десантных вертолетов SA330 «Пума». Одна эскадрилья может обеспечить переброску по воздуху до мотопехотного полка (1400 человек) за 1 ч на дальность до 20 км или 300 человек (усиленная рота) на 100 км, а также взвод 120-мм минометов на 40 км в течение 20 мин.

Эскадрилья материально-технического обеспечения решает задачи боевого и тылового обеспечения полка. Она включает взводы: управления и обслуживания, ПВО, ремонтно-эвакуационный, технического обслуживания вертолетов, снабжения.

Полк армейской авиации 4-й аэромобильной дивизии включает восемь эскадрилий: одну управления и обслуживания, три противотанковые и по одной разведывательных вертолетов, вертолетов огневой поддержки, транспортно-десантных вертолетов и материально-технического обеспечения. Как подчеркивают иностранные военные специалисты, их предназначение, вооружение и боевые возможности такие же, как и у соответствующих подразделений полков армейской авиации корпусного подчинения. Всего в полку насчитывается 60 вертолетов, в том числе 30 SA342 «Газель» с ПТУР «Хот».

По взглядам французского командования, 4-я аэромобильная дивизия предназначена для ведения боевых действий на Центрально-Европейском ТВД во взаимодействии с 6-й бронекавалерийской дивизией в полосе обеспечения 1-й армии (армейских корпусов) на направлениях выдвижения танковых и механизированных войск противника с целью борьбы с танками и другими бронированными целями, нанесения ударов в его фланг и тыл. Боевые задачи дивизия может выполнять также самостоятельно, особенно по борьбе с танками противника. По сообщениям французской прессы, противотанковые вертолеты дивизии за один боевой вылет способны вывести из строя до 300 танков противника. Глубина воздействия на противника может достигать 250—300 км.

Группа армейской авиации армейского корпуса предназначена для ведения воздушной и химической разведки, поддержания связи, материально-технического обеспечения и выполнения других задач. Она состоит из эскадрильи управления и обслуживания и двух эскадрилий легких вертолетов. Всего в ней имеется 350 человек личного состава, 20 легких вертолетов SA313 «Алуэтт-2» и 143 автомобиля. За ее техническое обслуживание и ремонт вооружения несет ответственность отряд технического обеспечения армейской авиации тыловой бригады корпуса.

Группы армейской авиации военных округов выполняют задачи, аналогичные задачам групп армейских корпусов, и имеют одинаковые с ними организацию и боевой состав.

Отряды армейской авиации на заморских территориях имеют на вооружении в основном легкие вертолеты SA313 «Алуэтт-2» или SA341 «Газель» и транспортно-десантные вертолеты SA330 «Пума». Например, отряд армейской авиации в Джибути насчитывает пять вертолетов SA316 «Алуэтт-3» с ПТУР AS-11 и пять транспортно-десантных вертолетов SA330 «Пума».

Отдельные вертолетные эскадрильи обслуживают штабы сухопутных войск и 1-й армии, а также военные школы: пехотную в Монпелье, бронекавалеринских войск в Сомюр, артиллерии в Драгиньян, инженерных войск в Анже и войск связи в Понтуаз. Численность вертолетов в эскадрильях колеблется от пяти до десяти единиц.

Подразделения легких самолетов организационно представлены отдельными эскадрильями, которые полностью или частично могут придаваться армейским корпусам или военным округам с целью ведения разведки, поддержания связи и т. д.

Организационная структура перечисленных подразделений и частей, судя по сообщениям иностранной прессы, отвечает современному уровню развития армейской авиации и способствует решению поставленных перед ней задач.

Боевое применение.

По мнению французских военных специалистов, части и подразделения армейской авиации должны использоваться во взаимодействии с бронетанковыми соединениями или самостоятельно. При этом отмечается, что современное вооружение вертолетов, их высокая маневренность и относительно большая скорость перемещения на поле боя могут в значительной мере дополнить ударную мощь танковых подразделений в различных видах боевых действий.

В частности, применение вертолетов в наступлении может привести к существенному повышению темпов продвижения танковых (мотопехотных) частей. В этом случае на армейскую авиацию должны возлагаться задачи по ведению разведки боевых порядков войск противника, огневой поддержке наступающих частей и подразделений, высадке десантов при захвате ключевых участков местности или позиций, поражению выдвигающихся резервов противника и т. д.

В обороне армейская авиация может использоваться для усиления наземных войск, прикрытия вероятных направлений наступления противника, переброски войск и огневых средств, особенно противотанковых, на угрожаемые направления, высадки тактических десантов в тыл наступающих с целью срыва наступления войск противника, установки минно-взрывных заграждений на танкоопасных направлениях и т. п.

В зарубежной печати сообщается, что основными формами боевого применения армейской авиации в современных условиях являются аэромобильный бой и аэромобильная поддержка, которые французским командованием рассматриваются как составные части общевойскового боя (операции).

Аэромобильный бой — это боевые действия, в ходе которых подразделения вертолетов действуют против наземного противника самостоятельно или во взаимодействии с тактическим десантом и наземными войсками. Основными его этапами являются разведка, огневая поддержка и десантирование войск.

Разведка в интересах объединений и соединений может осуществляться подразделениями армейской авиации самостоятельно или во взаимодействии с разведывательными подразделениями наземных войск. В первом случае она ведется разведывательными вертолетами с целью более точного определения начертания переднего края противника, уточнения основных направлений его выдвижения, а также брешей, стыков и разрывов в его боевых порядках, позиций огневых средств и т. п. Более детально она организуется на местности со сложным рельефом при недостаточно сильной ПВО противника. Считается, что разведывательные вертолеты эскадрильи могут действовать парами в полосе до 40 км по фронту, а для уточнения объектов — до 120 км по трем направлениям. Во втором случае создаются так называемые аэромобильные группы, которые забрасываются в тыл противника на 3—8 км от переднего края для ведения разведки в определенном районе или уточнения ранее полученных сведений.

Огневая поддержка осуществляется с целью поражения выявленных бронированных и других целей противника непосредственно вертолетами с ПТУР либо формируемыми на период боя аэромобильными группами, которые включают вертолеты и общевойсковые подразделения.

Считается, что эскадрилья боевых противотанковых вертолетов за один боевой вылет может поразить 10—15 бронеобъектов. Продолжительность одного вылета при полном расходе боезапаса составляет 45 мин. Через 25—30 мин эскадрилья после пополнения боеприпасов может совершить повторный вылет. Последующие совершаются каждые 90 мин, что связывается с дозаправкой топливом. Определено, что каждый вертолет должен совершить два — четыре боевых вылета в сутки и осуществить до 15 пусков ПТУР до того, как может быть сбит.

В состав аэромобильных групп могут включаться подразделения вертолетов с ПТУР, огневой поддержки и транспортно-десантных, а также противотанковые и другие общевойсковые подразделения. Они должны способствовать развитию успеха наступления войск или решать различные задачи по усилению их обороны, а также вести самостоятельные действия по прикрытию танкоопасных направлений, стыков и флангов соединений или частей. Считается, что эффективным способом поражения танков в наступлении являются последовательные удары армейской авиации и наземных войск (при поддержке ВВС) по боевым порядкам соединений противника, районам сосредоточения и перегруппировки.

Десантирование войск может практиковаться для наращивания темпов наступления на отдельных направлениях, захвата и удержания важных в тактическом отношении участков местности и объектов противника, решения задач по контролю за определенными районами и т. д. Для этого предполагается привлекать транспортно-десантные вертолеты армейской авиации, а также военно-транспортные самолеты.

Аэромобильная поддержка как вид боевого обеспечения действий войск осуществляется в основном при переходе соединений и частей к. обороне. Она может вестись по направлениям или в виде так называемой позиционной обороны, организуемой в заранее определенных районах непосредственно в боевых порядках.

Аэромобильная поддержка боевых действий войск по направлениям проводится для перекрытия возможных направлений наступления главных сил противника с целью недопущения вклинения его в боевые порядки обороняющихся войск. К выполнению этой задачи предполагается привлекать главным образом аэромобильные группы (противотанковые вертолеты и вертолеты огневой поддержки, взаимодействующие со специально назначенными общевойсковыми подразделениями). В некоторых случаях такие группы могут обеспечивать условия по вводу в бой вторых эшелонов (резервов).

Целью позиционной обороны подразделений армейской авиации и общевойсковых формирований является удержание определенных районов в глубине построения обороны соединений и недопущение занятия их прорвавшимся противником.

Подготовка личного состава армейской авиации осуществляется в военных школах армейской авиации в Дакс и ее боевого применения в Ле-Люк.

Военная школа в Дакс готовит пилотов вертолетов для всех видов вооруженных сил (кроме ВВС), гражданской обороны и пожарных частей. Срок обучения два года. Организационно она включает две эскадрильи. В первой обучаются офицеры сухопутных войск, прослужившие три-четыре года, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание проходить службу в частях армейской авиации, во вторую принимаются унтер-офицеры. Учебный процесс разбит на три этапа. В ходе первого прививаются навыки ориентировки в воздухе во время полетов на самолетах и вертолетах, техники пилотирования в простых и сложных метеоусловиях. На втором этапе в течение девяти недель проводится стажировка офицеров в роли воздушных наблюдателей, а также отрабатываются задачи по корректированию огня артиллерии. На третьем предусматривается пилотирование боевого вертолета (налет на обучаемого 145 ч), проведение лекций и занятий по различным дисциплинам (280 ч).

В школе боевого применения армейской авиации проходят обучение офицеры и унтер-офицеры, имеющие опыт службы в войсках. Здесь в течение десяти недель совершенствуются навыки экипажей вертолетов при полетах с учетом особенностей местности, на малых и сверхмалых высотах, по приборам, особенно в условиях ограниченной видимости и ночью, шлифуется техника пусков ПТУР как с использованием тренажеров (до 400 пусков), так и боевых (один в конце обучения). Около 20 проц. экипажей осуществляет ночные полеты в горных условиях. На это отводится 12 ч.

В последние годы в этих школах проводится подготовка женщин на должности пилотов и штурманов легких вертолетов.

Перспективы развития армейской авиации.

Согласно оценкам французского военного руководства, роль армейской авиации в современном бою постоянно повышается. Активно разрабатывается и совершенствуется тактика ведения боевых действий с применением боевых вертолетов, особенно на ЦЕ ТВД. С учетом опыта использования армейской авиации в арабо-израильских войнах и в Чаде проводятся исследования по вопросам взаимодействия танковых частей с подразделениями армейской авиации, а также применения вертолетов для борьбы с вертолетами противника.

Считается, что в ближайшее десятилетие основные усилия будут направлены на создание новых машин и модернизацию имеющихся, на совершенствование организационно-штатной структуры частей и подразделений армейской авиации, способов ее боевого применения. В частности, в 1987 году между Францией и ФРГ было подписано соглашение о разработке и производстве новых вертолетов, поступление которых в войска ожидается с 1995 года. Планируется произвести для Франции 140 новых боевых вертолетов и 75 вертолетов, предназначенных для борьбы с вертолетами противника (будут оснащаться 30-мм пушками и ракетами «Мистраль» класса «воздух — воздух», дальность пуска 400 — 5000 м). Эти машины предполагается оснастить современной аппаратурой для полетов в сложной метеорологической обстановке и в условиях ограниченной видимости, усовершенствованной системой наведения оружия и т. п. В ноябре 1987 года Франция, ФРГ и Великобритания подписали соглашение о разработке и производстве ПТУР третьего поколения с дальностью стрельбы до 5000 м. Кроме того, до 1997 года намечается заменить транспортно-десантные вертолеты SA330 «Пума»,

Подполковник М. Симаков, майор С. Благов

Источник - "Зарубежное военное обозрение" №9 1988.

Последнее обновление 18.12.2011 год



(c) 2020 :: War1960.ru - ВОЙНЫ И СРАЖЕНИЯ от античности до наших дней.