|
В структуре американского флота, насчитывающего почти 600 кораблей, надводные силы являются наиболее многочисленным и разнородным компонентом, предназначенным для выполнения комплекса боевых и обеспечивающих задач в операциях военно-морских сил США и НАТО на океанских и морских театрах военных действий. Они объединяют практически все категории корабельного состава ВМС США, кроме подводных лодок и авианосцев, а именно: боевые надводные, десантные, минно-тральные и малые ракетные корабли, вспомогательные суда подвижного тылового и боевого обеспечения, десантные и патрульные катера специального назначения.
В надводных силах ВМС США числится 400 кораблей и судов (табл. 1). Кроме того, в регулярном флоте имеется 170 боевых катеров (119 десантных, 44 специального назначения, 7 минно-тральных), а в экстренном резерве — 71 катер специального назначения. Свыше трети корабельного состава надводных сил составляют корабли и суда новой постройки. Боевые надводные корабли представляют наиболее значимую и многочисленную категорию корабельного состава надводных сил, которая включает корабли следующих классов: линейные корабли, крейсера, эскадренные миноносцы и фрегаты. Они предназначены для участия в решении боевых задач при достижении господства на океанских и морских ТВД как в наступательных, так и в оборонительных операциях. Обеспечивая противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону в составе авианосных и корабельных ракетных ударных групп, амфибийно-десантных групп, групп подвижного тылового обеспечения или конвоев, боевые надводные корабли выполняют главным образом оборонительные (эскортные) функции, а используя крылатые ракеты (КР) «Томагавк» и противокорабельные (ПКР) «Гарпун», они участвуют в нанесении ударов по морским и наземным целям, то есть решают задачи наступательного (ударного) характера. Потребности американского флота в кораблях этих классов остаются стабильными в течение многих лет и предусматривают наличие в его составе четырех линкоров, до 54 крейсеров УРО, 37 — 47 эскадренных миноносцев УРО, 32 — 37 эскадренных миноносцев, 100 — 110 фрегатов, то есть всего свыше 250 единиц. Достижение этого уровня планируется не только за счет строительства новых кораблей, но и путем модернизации и продления сроков эксплуатации некоторых типов кораблей классов линкор, крейсер и эскадренный миноносец. Линейные корабли стали вновь входить в действующий флот с 1982 года в ходе выполнения программы модернизации линкоров типа «Айова» постройки 1943— 1944 годов, которые ранее числились в резерве ВМС (в консервации). К настоящему времени введены в боевой состав линкоры «Нью-Джерси», «Айова» и «Миссури». В 1988 году завершается модернизация последнего корабля этого типа — «Висконсин». Программа расконсервации и модернизации линейных кораблей предусматривала демонтаж четырех из десяти 127-мм двухорудийных артиллерийских установок, размещение на верхней палубе восьми четырехконтейнерных защищенных пусковых установок (ПУ) КР «Томагавк», четырех четырехконтейнерных ПУ ПКР «Гарпун», четырех зенитных артиллерийских комплексов (ЗАК) «Вулкан-Фаланкс», замену систем радиотехнического наблюдения, разведки и РЭБ, усовершенствование энергетических установок, улучшение обитаемости помещений корабля. После модернизации срок эксплуатации линкоров продлен на 15—20 лет, то есть до начала следующего столетия. Боевое использование линейных кораблей предусматривается в составе корабельных ракетных ударных групп (РУГ) совместно с крейсерами, эскадренными миноносцами и фрегатами, способными обеспечить надежную противовоздушную и противолодочную оборону и вооруженных КР «Томагавк» и ПКР «Гарпун». Развертывание таких групп в передовых районах океанских театров существенно дополнит, по взглядам американских военных специалистов, наступательные возможности группировок ВМС при нанесении ударов по морским и наземным целям, расширит возможности огневой поддержки морских десантов, в том числе с применением артиллерии главного калибра (девять 406-мм орудий в трех башенных установках), а также несколько снизит напряженность боевого использования авианосцев. В различных условиях обстановки РУГ могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с авианосными ударными группами (АУГ) при использовании палубной авиации для обеспечения воздушного прикрытия или организации комбинированного ракетно-воз-душного удара в операции на ТВД. Крейсера в составе регулярного американского флота представлены одним подклассом — крейсерами УРО. Всего насчитывается 36 кораблей, в том числе девять атомных («Лонг Бич», «Бейнбридж», «Тракстан», четыре типа «Вирджиния» и два — «Калифорния»), а также 27 с газотурбинными (девять типа «Тикондерога») и паросиловыми энергетическими установками (по девять типов «Леги» и «Белкнап»). Все они, за исключением атомного крейсера УРО «Лонг Бич», являющегося кораблем специальной постройки, переклассифицированы в 1975 году из фрегатов УРО. Новейшие крейсера типа «Тикондерога» первоначально проектировались как эскадренные миноносцы УРО. Затем в 1980 году (после отклонения конгрессом проекта нового атомного ударного крейсера, а также отказа от продолжения строительства атомных крейсеров УРО типа «Вирджиния») было принято решение о строительстве более легких крейсеров с обычной энергетической установкой на базе корпуса эскадренного миноносца типа «Спрюенс», оснащенных самыми современными боевыми средствами — многофункциональной системой оружия «Иджис», ИКР «Гарпун», КР «Томагавк». Крейсера УРО типа «Тикондерога» начали поступать в боевой состав ВМС с 1983 года, а к 1995 году намечено построить 27 таких кораблей. Крейсера УРО, как наиболее крупные после линкоров надводные корабли (водоизмещением от 8 до 17 тыс. т), составляют основу боевого охранения АУГ и других оперативных соединений и групп флота. Они имеют мощное зенитное ракетное вооружение (ЗУР «Стандарт» различных модификаций, боекомплект СО —120 ракет), ИКР «Гарпун» (две четырехконтейнерные ПУ, восемь ракет), противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) АСРОК (восемь ракет), два трехтрубных торпедных аппарата, одна-две 127-мм артиллерийские установки (кроме крейсеров УРО типов «Леги» и «Бейнбридж»), два 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Возможно использование с палубы противолодочных вертолетов. Корабли типа «Вирджиния» и крейсер УРО «Лонг Бич» вооружены также КР «Томагавк» (две четырехконтейнерные защищенные ПУ). Крейсера УРО типа «Тикондерога», начиная с шестого корабля в серии, имеют возможность использовать для стрельбы КР «Томагавк», ЗУР «Стандарт» и ПЛУР AfiPOII установки вертикального пуска Мк41. Боекомплект крылатых ракет «Томагавк» на этих кораблях (в настоящее время их пять) составляет до 24 единиц. Всего этими ракетами планируется вооружить 22 крейсера тина «Тикондерога». Из-за растущих потребностей в обеспечении боевого охранения авианосных и корабельных ударных групп в США признано целесообразным продлить предельные сроки эксплуатации (30 лет) крейсеров УРО типов «Леги», «Белкнап», а также «Лонг Бич», «Бейнбридж» и «Тракстан» постройки 1961—1967 годов путем их модернизации в ходе очередных капитальных ремонтов на пять — десять лет. Они будут оставлены в регулярных ВМС до 1990—2007 годов. Количество крейсеров УРО в составе регулярного флота по мере строительства кораблей типа «Тикондерога» будет возрастать и к 1995 году может достичь 54 единиц. В целях обеспечения охранения атомных авианосцев, численность которых может составить к концу столетия восемь - девять единиц, изучается возможность проектирования нового маневренного и быстроходного крейсера УРО с комбинированной (атомной и газотурбинной) энергетической установкой. Эскадренные миноносцы в составе регулярного флота представлены двумя подклассами: эскадренными миноносцами УРО трех типов — «Кидд» (4), «Кунц» (10) и «Чарлз Ф. Адамс» (23), а также эскадренными миноносцами типа «Спрюенс» (31). В резерве ВМС числятся три эскадренных миноносца УРО и 11 эсминцев тина «Шерман»/«Халл», из которых «Эдсон» находится в экстренном резерве. Эскадренные миноносцы УРО имеют эффективное зенитное ракетное вооружение (68 ЗУР «Стандарт-ER» на ЭМ УРО типа «Кидд», 40 ЗУР «Стандарт-ER» на ЭМ УРО типа «Кунц» и 40—42 ЗУР «Стандарт-MR» на ЭМ УРО типа «Чарлз Ф. Адаме»), противокорабельные ракеты «Гарпун» (по две четырехконтейнерных ПУ или в боекомплекте с ЗРК на кораблях типа «Чарлз Ф. Адаме»), ПЛУР АСРОК (восемь направляющих), два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата, одна-две 127-мм артиллерийские установки и два 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс» (только на ЭМ УРО типа «Кидд»), Они предназначены, как и крейсера УРО, для решения преимущественно задач ПВО корабельных соединений и групп. Эскадренные миноносцы УРО типа «Кунц» были переклассифицированы в 1975 году из фрегатов УРО; на них было модернизировано зенитнов вооружение. Три корабля типа «Чарлз Ф. Адамс» (DDG19, 20 и 22) также прошли в 1981 —1985 годах модернизацию с целью продления сроков эксплуатации на 15 лет (сверх 30-летней службы). Планы аналогичной модернизации остальных кораблей этого типа были пересмотрены и отложены ввиду их экономической нецелесообразности. Эскадренные миноносцы типа «Спрюенс» (постройки 1975—1983 годов), являясь универсальными боевыми кораблями, в большей степени были ориентированы на решение противолодочных задач в составе боевого охранения оперативных соединений и групп флота. Ракетно-артиллерийское и противолодочное вооружение этих кораблей аналогично имеющемуся на эскадренных миноносцах УРО. Однако зенитное вооружение в отличие от кораблей УРО представлено ЗРК ближнего действия «Си Спарроу» (восемь направляющих, 24 ракеты) и двумя ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Противолодочные возможности эскадренных миноносцев повышены за счет базирования на них двух многоцелевых вертолетов SH-60B «Си Хок» системы ЛЭМПС МкЗ. Для усиления ударных возможностей этих кораблей (по морским и наземным целям) позднее было принято решение о вооружении их крылатыми ракетами «Томагавк». В настоящее время семь эсминцев вооружены двумя четырехконтейнерными защищенными ПУ КР этого типа (DD974, 976, 979, 983, 984, 989 и 990), а два (DD963 и 991) оснащены установками вертикального пуска Мк41 (61 направляющая для КР «Томагавк» и ПЛУР АСРОК). Такими установками, которые размещаются в носовой части корабля вместо ЗРК «Си Спарроу» и ПУ АСРОК, планируется оснастить и остальные 22 корабля этого типа. Таким образом, эскадренные миноносцы типа «Спрюенс» становятся первыми в ВМС США кораблями этого класса, вооруженными крылатыми ракетами среднего радиуса действия, и выходят за рамки своего чисто противолодочного назначения. Для компенсации подлежащих выводу к середине 90-х годов из боевого состава ВМС по истечении установленных сроков службы кораблей типов «Кунц» и «Чарлз Ф. Адамс» в США развернута программа строительства 29 эскадренных миноносцев УРО нового типа — «Орли Бёрк» — с вводом в строй головного корабля в 1989 году. Эсминец полным водоизмещением 8300 т впервые в США за послевоенный период будет иметь стальную конструкцию надстроек с бронированием наиболее уязвимых мест. Основу вооружения корабля составит установка вертикального пуска Мк41 мод. 2 с 90 направляющими (29 в носовой и 61 в кормовой части) для ЗУР «Стандарт», КР «Томагавк» и ПЛУР АСРОК. По остальному ракетно-артиллерийскому и торпедному вооружению они аналогичны другим кораблям этого класса. Ангаров для противолодочных вертолетов, как на ЭМ типа «Спрюенс», не предусматривается, хотя на палубе оборудуется посадочная площадка. Несмотря на то что потребности в кораблях этого класса, судя по сообщениям зарубежной печати, значительно больше, чем наличный корабельный состав, продолжать строительство кораблей типов «Орли Бёрк» и «Спрюенс» пока не предполагается. Находящиеся в резерве эскадренные миноносцы типа «Шерман»/«Халл» мало пригодны для усиления боевого состава флота и в ближайшем будущем будут сниматься с учета ВМС. Фрегаты — наиболее многочисленный класс боевых надводных кораблей американского флота, предназначенный главным образом для противолодочного охранения оперативных соединений и групп флота. В регулярных ВМС насчитывается 43 фрегата УРО (37 типа «Оливер X. Перри» и шесть типа «Брук»), а также 52 фрегата (39 «Нокс», 10 «Гарсия», два «Бронштейн» и «Гловер»), В экстренном резерве ВМС состоят 13 фрегатов УРО типа «Оливер X. Перри» и семь фрегатов типа «Нокс». Фрегаты УРО типа «Оливер X. Перри» строятся в США начиная с 1975 года. К настоящему времени передано флоту 50 кораблей (кроме того, четыре построены на судоверфях США для ВМС Австралии). Завершение строительства последнего ожидается к концу 1988 года. Они вооружены двумя вертолетами системы ЛЭМПС МкЗ, универсальной пусковой установкой Мк13 мод. 4 для ЗУР «Стандарт»/ПКР «Гарпун» (боекомплект 40 ракет), 76-мм артиллерийской установкой и 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс», двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами, гидроакустической станцией с протяженной буксируемой антенной AN/SQR-19 системы TACTAS. Наличие ЗУР «Стандарт» и ЗАК «Вулкан-Фаланкс» позволяет фрегатам УРО этого типа решать (наряду с противолодочными) задачи противовоздушной обороны групп подвижного тылового обеспечения, десантных отрядов, конвоев. Фрегаты УРО типа «Брук» постройки 1964—1967 годов вооружены вертолетом SH-2F «Си Спрайт» системы ЛЭМПС Мк-1, пусковой установкой Мк22 «Тартар» (ЗУР «Стандарт», боекомплект 16 ракет), ПЛУР АСРОК, двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами и 127-мм артиллерийской установкой. Первоначально эти корабли строились как эскортные миноносцы УРО, а затем в 1975 году были переклассифицированы во фрегаты УРО. Фрегаты типа «Нокс» (1969—1974) проектировались как эскортные эскадренные миноносцы и имеют несколько большие размерения и водоизмещение, чем остальные корабли этого класса. Вооружены они вертолетом системы ЛЭМПС Мк1, ПЛУР АСРОК и ПКР «Гарпун» (суммарный боекомплект 16 ракет), четырьмя однотрубными торпедными аппаратами и 127-мм артустановкой. 31 фрегат этого типа был оснащен ПУ ЗУР «Си Спарроу», которая в настоящее время на всех кораблях заменяется ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Фрегаты типа «Гарсия» (1964—1968) также были переклассифицированы из эскортных эсминцев. Их размерения аналогичны фрегатам УРО типа «Брук», а вооружение отличается лишь наличием второй артиллерийской установки калибра 127 мм вместо ПУ ЗУР. Фрегаты типа «Бронштейн» (1963) несколько меньшего водоизмещения не имеют вертолетного ангара, артиллерийская установка спаренная, калибра 76 мм. «Гловер» (1965), длительное время использовавшийся как опытовый корабль, переклассифицирован во фрегат в 1979 году, имеет вооружение, аналогичное тому, что находится на кораблях типа «Брук», за исключением ПУ ЗУР. Численность фрегатов в ВМС США, по оценке зарубежных военных специалистов, несколько превышает минимально необходимый уровень для обеспечения проводки конвоев и охранения групп подвижного тылового обеспечения. Поэтому ввиду ограничений бюджетных ассигнований на содержание и строительство флота в 1988—1989 финансовых годах принято решение о досрочном выводе из боевого состава ВМС 16 кораблей: шести фрегатов УРО типа «Брук» и десяти фрегатов типа «Гарсия». Кроме того, в соответствии с планами укомплектования экстренного резерва в 1988 году в него должны быть переданы три фрегата УРО типа «Оливер X. Перри» и один типа «Нокс», а в 1990 году еще два фрегата УРО типа «Оливер X. Перри». К 1991 году в экстренном резерве ВМС США планируется иметь 26 фрегатов, из них 18 типа «Оливер X. Перри» и восемь тина «Нокс». Строительство кораблей этого класса по новым проектам в настоящее время в США не предусматривается. Десантные корабли предназначены для переброски морем и высадки на необорудованное побережье противника соединений и частей морской пехоты. В составе американских ВМС насчитывается 63 десантных корабля регулярного флота, а также 11 кораблей резерва шести классов: авианесущие десантные корабли (12), десантно-вертолетные корабли-доки (15), танкодесантные корабли (23, в том числе два в экстренном резерве и три в консервации), десантные транспорты-доки (16, из них пять в консервации), десантные грузовые транспорты (шесть, в том числе один в консервации) и штабные десантные корабли (два). Авианесущие десантные корабли представлены универсальными десантными кораблями типа «Тарава» (пять единиц постройки 1976—1980 годов) и 50 десантными вертолетоносцами типа «Иводзима» (семь, 1961—1970). Они обладают повышенной десантовместимостью (до батальона морской пехоты) и, кроме морских десантно-высадочных средств, имеют на борту 25—30 транспортно-десантных вертолетов в сочетании с самолетами вертикального или укороченного взлета и посадки. Дальнейшее развитие кораблей этого класса связано со строительством пяти авианесущих десантных кораблей нового типа «Уосп». Он спроектирован на базе УДК типа «Тарава», но имеет лучшие характеристики: при том же водоизмещении (около 40 тыс. т) может нести до 40 вертолетов и самолетов типа «Харриер», а также три десантных катера на воздушной подушке типа LCAC вместо одного. Из артиллерийского вооружения будет только три 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Строительство головного корабля должно быть закончено в 1989 году, а всей серии — к середине 90-х годов. В перспективе планируется финансировать строительство еще семи кораблей этого типа, которые заменят в ВМС десантные вертолетоносцы типа «Иводзима». Десантно-вертолетные корабли-доки, представленные в составе флота типами «Релей» (три единицы, постройки 1962—1964 годов) и «Остин» (12, 1965—1971), сочетают в себе возможности войскового и грузового транспортов и могут перевозить как до 930 морских пехотинцев, так и около 2000 т военных грузов, колесную тёхнику, морские десантно-высадочные средства и шесть транспортно-десантных вертолетов. Корабли имеют на вооружении две спаренные 76-мм артиллерийские установки и два 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Два из них («Ла Салль» и «Коронадо») переоборудованы и используются в качестве штабных кораблей (командующих вооруженными силами США на Среднем Востоке и 3-м флотом). К 1992 году один из кораблей типа «Релей» («Ванкувер») планируется перевести в экстренный резерв. Десантные транспорты-доки предназначены главным образом для транспортировки морских десантно-высадочных средств различных типов. В составе регулярных ВМС имеется 11 кораблей этого класса: три типа «Томастон» (кроме того, пять в резерве, постройки 1954—1957 годов), пять типа «Энкоридж» (1969— 1972) и три новейших типа «Уидби Айленд», строительство которых ведется с 1981 года. В различных стадиях строительства находятся пять кораблей этого типа. Они заменят оставшиеся корабли типа «Томастон». Кораблестроительной программой на 1988—1992 годы предусматривается строительство еще пяти кораблей этого типа, но в грузовом варианте. Всего планируется иметь шесть таких транспортов-доков. Корабли этого класса могут перевозить 300—500 пехотинцев, до 28 тяжелых десантно-высадочных средств, включая четыре десантных катера на воздушной подушке. Корабли имеют на вооружении два 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс» или три 76-мм спаренные артиллерийские установки. Танкодесантные корабли предназначены для транспортировки к месту высадки морского десанта с тяжелой неплавающей техникой. В составе флота насчитывается 20 кораблей типа «Ньюпорт» (постройки 1969—1972 годов), из них два числятся в экстренном резерве. Они могут принимать на борт до 400 морских пехотинцев и различную технику (до 29 танков, или 29 плавающих бронетранспортеров, или до 70 грузовых автомобилей). Выгрузка десанта производится на пирс либо на необорудованное побережье. Корабли вооружены двумя 76-мм спаренными артиллерийскими установками, которые планируется заменить двумя ЗАК «Вулкан-Фаланкс» (на LST 1179, 1180, 1181, 1188, 1192, 1194 и 1197 имеется по одной такой установке). В резерве (на консервации) содержатся также три танкодесантных корабля типа «Де Сото Каунти». Строительство в США новых кораблей этого класса пока не предусматривается. Десантные грузовые транспорты остались в составе регулярного американского флота в количестве пяти единиц (типа «Чарлстон», постройки 1968— 1970 годов) и один («Туларе») в резерве. В настоящее время все они числятся в регулярных ВМС, хотя в период с 1979 по 1983 год четыре из них выводились в экстренный резерв. Корабли предназначены для перевозки войск, боевой техники и различных грузов, оборудованы мощными грузоподъемными устройствами для ускоренной разгрузки на морские десантно-высадочные средства одновременно на оба борта. Они могут принять на борт до 225 морских пехотинцев. Вооружение кораблей составляют три 76-мм спаренные артиллерийские установки (на LKA117 «Эль Пасо» две такие установки и два ЗАК «Вулкан-Фаланкс»). Штабные десантные корабли используются в качестве флагманских кораблей амфибийно-десантных групп, соединений и оперативных флотов. В ВМС США имеются два таких корабля тина «Блю Ридж». «Маунт Уитни» является в настоящее время флагманским кораблем 2-го флота, а «Блю Ридж» — 7-го флота. Корабли оборудованы соответствующими системами наблюдения, разведки и связи, их помещения могут вместить, кроме штаба оперативного флота (до 170 человек), штаб амфибийной эскадры или амфибийно-десантной группы (более 70) и штаб экспедиционного соединения морской пехоты. Вооружение кораблей состоит из двух ПУ ЗУР «Си Спарроу», двух 76-мм спаренных артустановок и двух 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Строительство десантных кораблей новых типов, предусмотренное кораблестроительной программой США, позволит увеличить их численность до 74 единиц, повысить эффективность и десантовместимость амфибийных сил и тем самым обеспечить одновременную переброску экспедиционной дивизии и бригады морской пехоты. Суммарные возможности десантных кораблей к 1997 году показаны в табл. 2, составленной по данным американской печати. Минно-тральные корабли в ВМС США представлены 21 океанским тральщиком (19 типа «Агрессив», постройки 1954—1956 годов, и два типа «Экме», 1957— 1958), а также одним противоминным кораблем «Эвенджер» нового проекта. В регулярном флоте в настоящее время числятся три океанских тральщика типа «Агрессив» («Иллюсив», «Лидер», «Фиделити»), один типа «Эвенджер», а также семь катеров-тралыциков. Все остальные минно-тральные корабли состоят в экстренном резерве ВМС. Корабли устаревших типов могут использоваться преимущественно в районах Восточного и Западного побережий США. Однако в последнее время в связи с усилением напряженности на Среднем Востоке шесть кораблей типа «Агрессив» было признано целесообразным использовать в Персидском заливе для противоминного обеспечения проводки танкеров под американским флагом. Для повышения боевых возможностей морского компонента минно-тральных сил ВМС США (воздушный компонент представлен тремя эскадрильями вертолетов-тральщиков), кроме строительства 14 противоминных кораблей типа «Эвенджер» (до 1991 года), предназначенных для замены устаревших тральщиков, в США в начале 80-х годов планировалась также постройка 17 минно-тральных кораблей прибрежного действия типа «Кардинал». Однако реализация проекта ввиду его несовершенства была прекращена и в 1987 году принято решение о строительстве минно-тральных кораблей аналогичного назначения по итальянскому проекту («Леричи»). Пятилетней программой (1988—1992) предусматривается выделение средств на постройку 12 таких кораблей в дополнение к головному (МНС51), финансированному за счет предыдущих ассигнований. В настоящее время планируется строительство в общей сложности 27 новых минно-тральных кораблей, из которых 24 по мере замены кораблей старых типов должны передаваться в экстренный резерв ВМС. Малые ракетные корабли типа «Пегас» представляют в ВМС США новый класс малотоннажных (до 265 т полного водоизмещения) патрульных кораблей на подводных крыльях. При их проектировании первоначально предполагалось строительство серии из 30 единиц. Однако возросшая стоимость строительства и бюджетные ограничения свели серию к шести кораблям, переданным флоту в период с 1977 по 1982 год. Корабли, вооруженные ПКР «Гарпун» (две четырехконтейнерные установки) и 76-мм артустановкой, обладают высокой скоростью хода (до 50 уз) и имеют достаточно большую дальность плавания (более 600 миль при скорости хода 40 уз на подводных крыльях и 1225 миль при 11 уз в водоизмещающем режиме). Действуя в составе специально сформированной эскадры (Ки-Уэст, штат Флорида), эти корабли эффективно используются для патрулирования и дозорной службы на морских коммуникациях в Мексиканском заливе, Флоридском проливе и Карибском море, а также для ведения разведки у берегов Кубы и Никарагуа. Вспомогательные суда в составе ВМС США выполняют целый комплекс задач боевого и тылового обеспечения и обслуживания сил флота в различных вариантах их боевой и повседневной деятельности. В зависимости от предназначения они подразделяются на три большие категории: суда подвижного тылового обеспечения, суда тылового обслуживания и суда боевого обеспечения. Суда подвижного тылового обеспечения служат для пополнения в море запасов топлива, продовольствия, предметов снабжения и снаряжения боевых кораблей, действующих в составе оперативных флотов на значительном удалении от военно-морских баз и пунктов базирования. Для этих целей используется 57 судов регулярного флота и командования морских перевозок (КМП). Транспорты спецоружия и боеприпасов (АЕ) представлены судами типа «Килауэа» (восемь единиц, постройки 1968—1972 годов) и «Сурибачи» (пять, 1956 — 1959). Транспорты оборудованы специальными устройствами для передачи груза на корабли, вертолетными площадками и ангарами («Килауэа») для двух транспортных вертолетов UH-46 «Си Найт», вооружены двумя спаренными 76-мм артустановками и двумя 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс» («Килауэа»), Головной транспорт «Килауэа» в 1980 году был передан в состав КМП, но продолжает использоваться по назначению в ВМС, В 1991 —1994 годах предполагается финансировать строительство пяти транспортов нового проекта этого предназначения для замены устаревших судов типа «Сурибачи». Быстроходные универсальные транспорты снабжения (АОЕ) типа «Сакраменто» (четыре единицы, постройки 1964—1970 годов) являются крупнейшими в мире судами (полное водоизмещение 53 600 т), предназначенными для пополнения запасов топлива, боеприпасов и продовольствия. Их грузоподъемность позволяет перевозить около 30 850 куб. м топлива, 2100 т боеприпасов, 250 т продовольствия. Суда оборудованы устройствами для обеспечения пополнения запасов вертикальным способом и имеют ангар для двух транспортных вертолетов. Вооружение — ПУ ЗУР «Си Спарроу» и два ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Кораблестроительной программой предусматривается строительство еще четырех таких транспортов. Транспорты снабжения (AFS, T-AFS, T-AF) представлены судами типа «Марс» (семь) — из регулярных ВМС постройки 1963—1970 годов, а также судном типа «Ригел» и тремя транспортами типа «Сириус» (T-AFS), приобретенными в Великобритании,— из состава командования морских перевозок. Все они способны перевозить около 4000 т различных грузов. Суда типа «Марс» вооружены двумя 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс». Танкеры (АО, Т-АО, A0R) предназначены главным образом для перевозки всех видов топлива. В регулярных ВМС имеются танкеры типов «Цимаррон» (пять, постройки 1981—1983 годов), «Уичита» (семь, 1969—1976) и «Эштабыола» (два, 1945). Кроме того, в интересах ВМС постоянно используются, в том числе и в составе передовых группировок, танкеры из КМП типа «Неошо» (шесть), «Миспиллион» (пять) и нового типа «Генри Кайзер» (четыре). Все танкеры способны перевозить от 20 до 30 тыс. т топлива, а суда типа «Уичита» — дополнительно до 600 т боеприпасов, 100 т продовольствия и 200 т других сыпучих грузов. Суда регулярных ВМС вооружены 20-мм зенитными артиллерийскими комплексами «Вулкан-Фаланкс» или спаренными 76-мм артустановками (типа «Эштабьюла»), а суда типа «Уичита», кроме того, ПУ ЗУР «Си Спарроу». Предусматривается продолжение строительства танкеров типа «Генри Кайзер» для КМП с темпом два судна в год. Всего планируется иметь 21 такой танкер. К судам тылового обслуживания относятся плавбазы эскадренных миноносцев (AD), подводных лодок (AS) и плавмастерские (AR). Плавбазы эскадренных миноносцев типов «Самуэль Гомперс» (две, постройки 1967—1968 годов), «Иеллоустоун» (четыре, 1980—1983) и «Дикси» (три, 1940— 1944) являются крупнотоннажными судами (до 20 тыс. т), предназначенными для комплексного обслуживания надводных кораблей. Опи оборудованы мощными кранами, вертолетными площадками или ангарами, ремонтными мастерскими, складскими помещениями и могут действовать в районах как тыловых, так и передовых баз и пунктов базирования. Плавбаза «Пьюджет Саунд» в течение пяти лет использовалась в качестве флагманского корабля 6-го флота США на Средиземном море. Суда имеют на вооружении до четырех 20-мм одноствольных зенитных артустановок. Плавбазы подводных лодок типа «Лоуренс И. Спиар» (две, постройки 1970 — 1971 годов), «Эмори С. Лэнд» (три, 1979—1981), «Саймон Лейк» (две, 1962— 1968), «Ханли» (две, 1962—1965) и «Фултон» (три, 1941—1945) предназначены для комплексного обслуживания подводных лодок и восстановления их боеспособности в межпоходовый период. Четыре плавбазы (типов «Саймон Лейк» и «Ханли») специально спроектированы для обслуживания атомных ракетных подводных лодок, а остальные — многоцелевых. Плавбазы типа «Эмори С. Лэнд» специализированы на обслуживание лодок типа «Лос-Анджелес». Все суда этого класса оборудованы кранами, вертолетными площадками, многочисленными мастерскими. Плавбаза «Орион» приписана к передовому пункту базирования Ла-Маддалена (Италия) и постоянно используется на Средиземном море в составе 6-го флота США. Плавбаза «Протеус», в течение 20 лет обслуживавшая ПЛАРБ системы «Поларис», приписана к ВМБ Гуам (Марианские о-ва) и с 1981 года обеспечивает корабли и подводные лодки 7-го флота. Плавмастерские типа «Вулкан» (четыре, 1941—1944) регулярно действуют в составе передовых группировок ВМС США и осуществляют все виды текущего ремонта корабельной техники и оружия. Бывшая плавмастерская ARL24 «Сфинкс» используется в настоящее время в качестве разведывательного корабля у берегов Центральной Америки. К судам боевого обеспечения относятся спасательные суда, буксиры, а также суда гидроакустической разведки и опытовые, транспорты снабжения плавбаз ПЛАРБ, кабельные суда и учебный авианосец «Лексингтон». Спасательные суда представлены в ВМС тремя подклассами: спасательными судами (ARS) типов «Сейфгард» (четыре, 1985—1986), «Болстер» (семь, из них три в экстренном резерве, 1944—1946), спасательными судами подводных лодок (ASR) типов «Пиджеон» (два, 1973) и «Чантиклер» (четыре, 1943 —1947), а также спасательными буксирами (ATS) типа «Эдентон» (три, 1971 —1972). Все они способны обеспечивать водолазные и судоподъемные работы, спасательные операции, в том числе с применением глубоководных аппаратов, буксировку поврежденных судов и кораблей. Океанские буксиры (ATF, T-ATF) типа «Чироки» (пять) числятся в резерве ВМС и типа «Поухэтэн» (семь, постройки 1979—1981 годов) — в составе КМП. Суда оснащены буксирующими устройствами, кранами, лебедками, помпами и другим спасательным оборудованием. Суда дальнего гидроакустического наблюдения типа «Сталворт» (T-AGOS) из состава командования морских перевозок являются судами боевого обеспечения флота нового класса. Они специально предназначены для сбора информации о подводной обстановке в передовых районах с помощью буксируемой гидроакустической системы SURTASS и передачи этой информации на береговые центры для анализа и оценки в совокупности с данными стационарной системы дальнего гидроакустического наблюдения СОСУС. Суда этого типа строятся в США с 1983 года. К настоящему времени ВМС передано десять таких судов, а всего к середине 90-х годов предусматривается строительство 28, в том числе девять последних будут катамаранного типа. К этой же категории относятся следующие суда: три грузовых транспорта (Т-АК) из состава КМП типа «Виктори» и «Вега», которые переоборудованы из торговых судов для перевозки баллистических ракет, торпед и горюче-смазочных материалов для пополнения запасов плавбаз ПЛАРБ; опытовая подводная лодка «Долфин» (AGSS), суда для испытания ракетных систем «Нортон Саунд» (AVM) и глубоководных исследований «Пойнт Лома» (AGDS), учебный авианосец «Лексингтон», предназначенный для подготовки экипажей самолетов палубной авиации; три кабельных судна из состава КМП (типов «Нептун» и «Зевс»), предназначенных для прокладки и ремонта подводных кабелей. Организационно надводные корабли и вспомогательные суда регулярных ВМС и экстренного резерва входят в два крупных объединения надводных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов США. Эти объединения (командующий — вице-адмирал) созданы во второй половине 70-х годов на базе однородных командований крейсерско-миноносных, амфибийных, минно-тральных сил и сил обслуживания флотов, а также командования прибрежных и речных боевых действий, существовавших до 1975 года. Они включают все выше перечисленные категории корабельного и судового состава. Штабы надводных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов дислоцируются соответственно в военно-морских базах Норфолк (штат Вирджиния) и Коронадо (Калифорния). Основными тактическими соединениями надводных сил флотов являются группы (надводных сил, крейсерско-миноносные, амфибийные, минно-тральных кораблей, судов обслуживания, специального назначения) и эскадры (эскадренных миноносцев, амфибийные, судов обслуживания, малых ракетных кораблей, катеров специального назначения). Группа является высшим по отношению к эскадрам тактическим соединением (командир группы — контр-адмирал, командир эскадры — кэптэн). Эскадры, как правило, входят в состав групп. Надводные силы Атлантического флота (рис. 5) включают: три крейсерско-миноносные группы (2, 8 и 12-я) со штабами в Чарлстон (штат Южная Каролина), Норфолк и Мейпорт (Флорида) соответственно, группу надводных сил на Средиземном море, 4-ю группу надводных сил (кораблей экстренного резерва) со штабом в Ньопорт (штат Род-Айленд), 2-ю амфибийную группу (штаб в Норфолк), 2-ю группу минно-тральных кораблей (Чарлстон), 2-ю группу судов обслуживания (Норфолк) и 2-ю группу специального назначения (Норфолк). Каждая крейсерско-миноносная группа имеет несколько крейсеров УРО (в 8-ю группу входит также линейный корабль «Айова») и четыре-пять эскадр эскадренных миноносцев, включающих 12—18 кораблей класса эскадренный миноносец—фрегат (14, 20, 22, 24, 26, 32 и 36-я эскадры, как и группа надводных сил на Средиземном море, постоянного состава не имеют). В 4-ю группу надводных сил входит до 13 кораблей экстренного резерва. Во 2-й амфибийной группе предусмотрено формирование шести амфибийных эскадр, из которых четыре (2, 4, 6 и 8-я) не имеют постоянно приписанных кораблей, а две (10-я и 12-я) включают от 14 до 18 десантных кораблей. 2-я группа судов обслуживания имеет три эскадры судов (5—11 в каждой), а 2-я группа минно-тральных кораблей — океанские тральщики и катера-тральщики регулярных ВМС (до 11 единиц). 2-я эскадра катеров специального назначения в составе 2-й группы специального назначения включает 30—40 катеров (регулярных ВМС и экстренного резерва). Надводные силы Тихоокеанского флота (рис. 6) состоят из следующих тактических соединений: группы надводных сил в западной, центральной и восточной частях Тихого океана (штабы в Субик-Бей, Филиппины; Перл-Харбор, Гавайские о-ва и Лонг-Бич, штат Калифорния соответственно), три крейсерско-миноносные группы (1, 3 и 5-я — все приписаны к Сан-Диего, штат Калифорния), две амфибийные группы (1-я и 3-я со штабами в Уайт-Бич, о. Окинава, и Сан-Диего, Калифорния), 1-я группа судов обслуживания (Окленд, штат Калифорния), 1-я группа минно-тральных кораблей (Сиэтл) и 1-я группа специального назначения (Сан-Диего). Группы надводных сил и крейсерско-миноносные группы имеют в своем составе эскадренные миноносцы (до трех эскадр) и крейсера УРО. К группе надводных сил в восточной части Тихого океана приписаны два линейных корабля и эскадра надводных сил, включающая до десяти кораблей экстренного резерва. 1-я амфибийная группа, а также 1, 3 и 5-я эскадры из 3-й амфибийной группы постоянного состава не имеют. Типовой состав других групп и эскадр различного назначения такой же, как и у соответствующих соединений Атлантического флота. В боевой или учебно-боевой обстановке надводные силы из состава тактических соединений (по административной организации флота) передаются в оперативное подчинение командующих и командиров оперативных соединений и групп 2, 3, 6 и 7-го флотов или других оперативных формирований. Цель строительства и дальнейшего развития надводных сил флотов заключается, по оценке военно-морских специалистов США, в обеспечении развертывания в случае войны до 15 авианосных и четырех корабельных ракетных ударных групп, десантных соединений, способных перебросить в район высадки до трех экспедиционных бригад морской пехоты, до десяти групп подвижного тылового обеспечения и проводки семи крупных океанских конвоев. Капитан 1 ранга В. Чертанов Источник - "Зарубежное военное обозрение" №7 1988. Последнее обновление 06.01.2012 год |