|
Продолжая безудержную гонку вооружений, империалистические круги США в стремлении добиться военного превосходства нал Советским Союзом и другими странами социалистического содружества непрерывно повышают боевую мощь своих военно-воздушных сил, включающих части, соединения и объединения межконтинентальных баллистических ракет (МБР), крылатых ракет наземного базирования, стратегической, военно-транспортной и тактической авиации, а также силы и средства противовоздушной обороны, предупреждения о ракетно-ядерном ударе в контроля космического пространства.
По опубликованным в западной печати данным, в ВВС США к середине 1985 года имелось: 1030 пусковых установок МБР (550 ПУ «Минитмен-3», 450 ПУ «Минитмен-2» и 30 ПУ «Титан-2»), 144 развернутые в Европе крылатые ракеты наземного базирования и более 9500 самолетов боевой и вспомогательной авиации, включающей 264 стратегических бомбардировщика В-52, 64 средних бомбардировщика FB-111, 68 стратегических разведчиков SR-71, U-2 и RC-135, около 3400 самолетов тактической авиации и авиации ПВО (тактические истребители F-4, F-15, F-16, F-111, штурмовики A-7D и А-10, самолеты-разведчики RF-4, истребители-перехватчики F-106), до 870 самолетов военно-транспортной авиации (77 С-5, 252 С-141, 539 С-130), около 650 самолетов-заправщиков (КС-10 и КС-135), 34 самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-3 системы АВАКС, а также воздушные командные пункты различного назначения, учебно-тренировочные и учебные самолеты, другие самолеты и вертолеты вспомогательного и специального назначения. В соответствии с основной «воздушно-космической доктриной» США на американские ВВС возложены задачи проведения стратегических и оперативно-тактических операций, предусматривающих: нанесение ядерных ударов, завоевание превосходства в воздухе, изоляцию района боевых действий и оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, ведение воздушно-космической разведки, воздушные переброски войск и грузов, проведение специальных операций. Исходя из важности поставленных перед ВВС задач, военное руководство США уделяет серьезное внимание вопросам эффективности использования имеющихся в его распоряжении сил и средств и дальнейшему повышению их боеготовности. Согласованное с другими видами вооруженных сил по времени, месту и задачам применение ВВС разнообразных и многочисленных средств поражения в условиях современных боевых действий характеризуется большим пространственным размахом, высоким динамизмом, быстрой сменой обстановки. Это возможно, по мнению экспертов Пентагона, лишь при наличии соответствующей системы управления военно-воздушными силами в целом и их отдельными компонентами, в первую очередь МБР, стратегической, тактической и военно-транспортной авиацией. Военное руководство США считает дальнейшее развитие системы управления военно-воздушными силами важнейшей составной частью совершенствования глобальной системы оперативного управления вооруженными силами страны, о чем свидетельствуют расходы министерства обороны США на эти цели. Так, в 1985 финансовом году они превысили 16 млрд. долларов, что составляет 47 проц. затрат на организацию управления вооруженными силами США в целом. Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной печати, приводятся сведения об организационных структурах, основных органах управления, системах и средствах связи и разведки ВВС США, а также перспективы их развития. Организационные структуры. Управление ВВС осуществляется в рамках существующих в американских вооруженных силах двух видов взаимосвязанных и проникающих друг в друга организационных структур — административной и оперативной (рис. 1). По административной (постоянной) организации, определяемой конституцией США, военно-воздушные силы являются видом вооруженных сил, возглавляемых министром ВВС (гражданское лицо, назначаемое президентом из числа политических деятелей) и начальником штаба ВВС в ранге полного генерала. Военно-воздушные силы состоят из 14 основных авиационных командований (Major Commands) и 17 учреждений (организаций) центрального подчинения (Direct Reporting Units), находящихся на правах командований. К основным авиационным командованиям относятся: семь боевых (стратегическое — САК, космическое, военно-транспортное — ВТАК, тактическое — ТАК и три командования ВВС в зонах: Европы, Тихого океана и Аляски), пять обеспечения (подготовки кадров, связи, безопасности и РЭБ, разработки систем вооружения, тыла), а также командование резерва ВВС и ВВС национальной гвардии (их части и подразделения составляют организованный резерв ВВС; они полностью укомплектованы личным составом и авиационной техникой и должны быть готовы к передаче в состав регулярных сил в течение 48 ч). К учреждениям (организациям) относятся: академия ВВС, центры инспекции, летной и наземной безопасности, разведывательная служба, центр специальных расследований и другие. Административное управление военно-воздушными силами осуществляют министр и начальник штаба ВВС через командующих основными командованиями, начальников учреждений центрального подчинения. Министр и начальник штаба ВВС отвечают за разработку концепций боевого применения и определение задач военно-воздушных сил в будущей войне, их строительство, подготовку кадров, комплектование, материально-техническое обеспечение, организацию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области авиационно-космического вооружения, боевую и оперативную подготовку органов управления, объединений, соединений и частей ВВС. В конечном итоге они несут ответственность за выделение в состав оперативных командований вооруженных сил США боеготовых и оснащенных всем необходимым контингентов ВВС, а также за боевую готовность авиационных частей и соединений, оставшихся в составе основных командований ВВС. Боевое использование и управление ВВС осуществляются в рамках оперативной организации, обеспечивающей тесное взаимодействие видов вооруженных сил и оперативное управление ими при ведении боевых действий в любых войнах и вооруженных конфликтах. Основой оперативной организации вооруженных сил США являются объединенные (Unified Commands) и специальные (Specified Commands) командования, а также объединенные оперативные объединения или соединения (Joint Task Forces), создаваемые решением президента США на относительно длительный промежуток времени и замыкаемые через комитет начальников штабов (КНШ) на министра обороны и президента. Объединенные командования получают в оперативное подчинение объединения, соединения и части двух и более видов вооруженных сил США, образующие в составе этих командований соответствующие компоненты сил (сухопутных войск, ВВС и ВМС). Объединенные оперативные объединения (соединения) также включают компоненты двух и более видов вооруженных сил и создаются в тех случаях, когда для выполнения возлагаемых на них задач требуется относительно небольшой состав сил. Специальные командования включают формирования одного вида вооруженных сил. Выделяемые в командования силы и средства ВВС сохраняют свою организационную структуру, а их командующие (командиры) становятся одновременно командующими (командирами) авиационными компонентами этих оперативных объединений. Как сообщает зарубежная печать, взаимосвязь между оперативной и административной организациями ВВС обеспечивается тем, что начальник штаба ВВС одновременно является членом комитета начальников штабов, а руководство подчиненными или выделенными силами и средствами осуществляется фактически одними и теми же должностными лицами, занимающими в этих организационных структурах соответствующее служебное положение. Так, стратегическое и военно-транспортное авиационные командования являются по административной организации основными командованиями и подчинены начальнику штаба ВВС. По оперативной организации они всем своим составом выделены в специальные командования вооруженных сил США и замыкаются непосредственно на КНШ и министра обороны, что, как считают зарубежные специалисты, обеспечивает оперативность и централизацию управления ими в чрезвычайной обстановке и в случае войны, исключает промежуточные инстанции и дает возможность гибкого использования сил и средств САК и ВТАК в глобальном масштабе. Особое место в оперативной организации занимает командование воздушно-космической обороны (КВКО). В рамках постоянной (административной) организации это командование несколько лет назад было расформировано, а по оперативной сохранилось как специальное командование. Не имея собственных сил и средств, оно получает их из трех основных командований ВВС — космического, ТАК и ВВС США в зоне Аляски. Командует им командующий космическим командованием ВВС. Кроме того, КВКО является основной составной частью объединенного американо-канадского командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента (НОРАД), а его командующий — одновременно командующим последнего. В недавно сформированном объединенном космическом командовании вооруженных сил США составным компонентом от ВВС являются силы и средства космического командования ВВС. ТАК (тактическое) как основное командование ВВС выделяет свои силы и средства, кроме КВКО, в состав еще четырех высших оперативных объединений: объединенных командований войск готовности, вооруженных сил в зоне Атлантики (в них командующий ТАК одновременно является командующим компонентами ВВС), Центральной и Южной Америки (компонент ВВС возглавляет командир южной дивизии ТАК) и объединенного центрального командования (компонент ВВС в этом командовании возглавляет командующий 9 ВА ТАК). Командования ВВС в зонах Европы и Тихого океана выделяют свои силы и средства в соответствующие объединенные командования вооруженных сил США, а их командующие, замыкаясь по административной линии на начальника штаба ВВС, по оперативной организации являются командующими компонентами ВВС в рамках этих командований и подчиняются главнокомандующим вооруженными силами США в указанных зонах. Командование ВВС США в зоне Аляски — наиболее крупное формирование в данном районе, и поэтому ею командующий в рамках оперативной организации в чрезвычайной обстановке становится командующим формируемого здесь объединенного оперативного объединения. Кроме того, командование ВВС США в зоне Аляски выделяет силы и средства в состав КВКО и образует Аляскинский район ПВО НОРАД. По взглядам американских специалистов, система управления ВВС обеспечивает централизованное и децентрализованное управление всеми силами и их отдельными элементами, то есть дает возможность прямого руководства имеющимися силами в соответствии с разработанными планами и одновременно предоставляет нижестоящим инстанциям инициативу в принятии решений по вопросам использования сил в конкретно складывающейся обстановке в рамках своей компетенции. Они считают, что система управления ВВС должна обладать высокой надежностью, живучестью и устойчивостью во всех своих звеньях и обеспечивать оперативность управления в условиях применения оружия массового поражения. Это, как сообщает западная печать, достигается за счет создания основных и запасных, стационарных и подвижных (наземных и воздушных) командных пунктов, с которых командующие (командиры), штабы и оперативные группы осуществляют управление действиями подчиненных сил и средств, организуют все виды их боевого обеспечения и взаимодействие с сухопутными войсками и ВМС. В целом, как считают американские военные эксперты, система управления должна обеспечить эффективность действий всех систем оружия и непосредственный контроль за выполнением боевых задач ВВС. Основные органы управления. Для управления ВВС в общей системе оперативного руководства вооруженными силами США создана разветвленная сеть взаимосвязанных органов управления ВВС. Работа этих органов обеспечивается комплексным использованием различных систем и средств связи (спутниковые, тропосферные, радиорелейные, кабельные), а также автоматизированными системами сбора, обработки и отображения данных, дающими возможность принятия оптимальных решений в короткие сроки. Так, штаб ВВС имеет основной (в Пентагоне) и запасной командные пункты, оснащенные автоматизированной системой управления (АСУ) 473L. Для управления САК развернуты: основной командный пункт (ОКП), размещенный в подземной части здания штаба САК (авиабаза Оффут, штат Небраска), ОКП воздушных армий САК (одновременно, они являются запасными КП САК), а также KП крыльев МБР, авиационных крыльев и пункты управления пуском МБР. Кроме того, оно может осуществляться с воздушных командных пунктов (ВКИ) и пунктов управления пуском МБР, оборудованных на самолетах ЕС-135. Все они. оснащены аппаратурой АСУ 465L. Управление силами и средствами КВКО и объединенного американо-канадского командования НОРАД производится с основного или запасного КП (находятся соответственно в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США, и в Норт-Бей, провинция Онтарио, Канада), а также с КП районов и секторов ПВО. Первые два расположены в скальных выработках и, как отмечается в зарубежной печати, являются наиболее защищенными стационарными пунктами управления. В качестве запасных командных пунктов районов ПВО предусматривается использовать воздушные командные пункты — самолеты ДРЛО и управления Е-3 из состава ТАК. Все эти органы оснащены аппаратурой АСУ 427М. Управление ВТАК осуществляется командующим и штабом с ОКП, расположенного на авиабазе Скотт (штат Иллинойс) и КП воздушных армий: 21-й (авиабаза Мак-Гвайер, штат Нью-Джерси), 22-й (Тревис, Калифорния) и 23-й (Скотт, Иллинойс). КП 21 ВА является одновременно запасным командным пунктом ВТАК. Наиболее разветвленные сети органов управления развернуты для обеспечения боевых действий тактической авиации на ТВД. При этом вся система управления тактической авиацией замыкается на командующего компонентом ВВС в рамках соответствующего объединенного командования. Например, главным органом оперативного управления командования ВВС США в Европейской зоне является КП командующего, который развернут при его штабе на авиабазе Рамштейн (ФРГ). Кроме того, имеются наземный ЗКП и ВКП на самолетах ЕС-13О, способные работать как в воздухе, так и на земле. Основной АСУ силами и средствами командования является система 485L (модернизированная 407L). Она состоит из четырех подсистем (авиационной поддержки, управления и оповещения, управления воздушным движением и связи), замыкаемых на центр управления тактической авиацией (ЦУТА), который считается главным элементом ОКП. В подсистему авиационной поддержки включены создаваемые при армейских корпусах сухопутных войск оперативные центры авиационной поддержки (ОЦАП), которым подчинены команды управления тактической авиацией (КУТА) при дивизиях, бригадах и батальонах. В состав КУТА входят офицеры связи ВВС, осуществляющие руководство передовыми авиационными наводчиками (ПАН), находящимися в боевых порядках войск, на автомашинах, бронетранспортерах и самолетах наведения и целеуказания. Подсистема управления и оповещения предназначена для наблюдения за воздушной обстановкой и представляет собой комплекс стационарных и мобильных центров и постов управления и оповещения (ЦУО, ПУО) и передовых постов управления (ППУ). Подсистема управления воздушным движением осуществляет руководство полетами и перелетами самолетов всех родов авиации. В мирное время она координирует свои действия с диспетчерскими службами управления полетами самолетов гражданской авиации. Системы связи. Основные задачи систем и средств связи сводятся к передаче от вышестоящих органов управления к нижестоящим команд, распоряжений и другой управляющей информации, а также докладов нижестоящих инстанций о ходе выполнения поставленных задач, сообщений о состоянии войск своих и противника. Взаимный обмен информацией в интересах управления военно-воздушными силами обеспечивается объединенной системой связи министерства обороны США и специализированными подсистемами ВВС. Объединенная система связи министерства обороны включает автоматические коммутационные центры подсистем «Автодин», «Автовон» и «Автосевоком», соединенные между собой спутниковыми, радиорелейными, радио- и кабельными линиями связи. Специализированные подсистемы связи ВВС находят применение как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом звеньях. В стратегическом звене они служат главным образом для доведения команд на боевое применение МБР и стратегической авиации. К ним относятся подсистемы: спутниковой связи «Афсатком», передачи команд с помощью ракет, коротковолновой и длинноволновой (487L) радиосвязи. Подсистема спутниковой связи «Афсатком» обеспечивает доведение распоряжений высшего военно-политического руководства непосредственно на пункты управления пуском МБР и до экипажей стратегических бомбардировщиков на земле и в воздухе. Характерной ее особенностью является отсутствие собственного космического элемента. Для ретрансляции сигналов используются ИСЗ военно-морских сил «Флитсатком», а в будущем начнут применяться ИСЗ министерства обороны DSCS-3. Приемопередающая аппаратура подсистемы «Афсатком» установлена на командных пунктах САК, пунктах управления пуском МБР, а также на стратегических бомбардировщиках. Подсистема передачи команд с помощью ракет «Минитмен-2», на которых установлена аппаратура для предварительной записи распоряжений и передачи их после старта на десяти фиксированных частотах УКВ диапазона волн от комитета начальников штабов и командующего САК до пунктов управления пусками МБР и самолетов стратегической авиации на земле или в воздухе в чрезвычайных условиях, является резервной подсистемой связи. На пунктах управления пусками МБР и самолетах стратегической авиации находятся в рабочем состоянии приемники, настроенные на эти же частоты. Подсистема двусторонней коротковолновой (KB) связи служит для передачи команд управления на борт самолетов стратегической авиации при полете их к заданным объектам. Как отмечается в зарубежной печати, в случае нарушения линий KB и УКВ связи в результате возмущений ионосферы, вызванных ядерными взрывами, для передачи команд боевого управления на КП частей и соединений САК, пункты управления пусками МБР и самолеты стратегической авиации может быть использована резервная подсистема связи 487L, средства передачи и приема которой работают в длинноволновом диапазоне. В ее составе имеются четыре мощных передающих центра и приемные устройства, развернутые на пунктах управления пусками МБР и авиационных базах. Передающие центры, оснащенные громоздкими антеннами (с высотой подвеса до 300 м), расположены в Барстоу (штат Калифорния), Грэнд-Айленд (Небраска), Норфолк (Вирджиния) и на о. Пуэрто-Рико. Специализированные подсистемы связи оперативно-тактического звена решают главным образом задачи по обмену информацией между органами управления командующих ВВС в составе объединенных командований вооруженных сил США и органами и пунктами управления подчиненных им авиационных соединений и частей, а также по организации сетей и линий связи «земля — воздух», «воздух — земля» и «воздух — воздух». К таким подсистемам относятся и разрабатываемы» «Три-Так», SINCGARS и ДЖИТИДС. Они могут использоваться для передачи данных в интересах не только ВВС, но и других видов вооруженных сил. Системы и средства разведки ВВС как важные составные элементы системы управления предназначены для добывания, обработки и передачи информации о противнике, необходимой для оценки обстановки и принятия решения. Как подчеркивается в материалах иностранной печати, для наиболее эффективного решения задачи своевременного и полного предоставления информации о противнике требуется взаимосогласованное применение разведывательных систем и средств в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях управления. Учитывая оснащенность современных вооруженных сил разнообразными радиоэлектронными средствами, особое внимание за рубежом уделяют организации и ведению радиоэлектронной разведки с земли, воздуха и из космоса. Характерной особенностью разведывательных систем и средств ВВС США является их использование как источников информации в интересах не только управления ВВС, но и управления вооруженными силами США в целом. В первую очередь это относится к разведывательным системам и средствам разведки стратегического звена управления — к системам предупреждения о ракетно-ядерном ударе, контроля космического пространства, обнаружения и сопровождения воздушных целей. (Окончание следует) Полковник В. Таманский, кандидат технических наук; полковник В. Гребешков Источник - "Зарубежное военное обозрение" №2 1986. Последнее обновление 14.05.2012 год |